Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


(Ротонд С., 1979, с. 43—47). Правда, этот исследо­ватель пытается объяснить его происхождение из собственно славянского материала, что не выглядит убедительным. Имеются и гипотезы о балто-славян-ской основе рассматриваемого племенного имени [Olrebski J., 1960, s. 219-229).

История Полянского региона Среднего Поднепро-вья представляется следующей. В V—VI вв. здесь жили славяне-анты. Эта диалектно-племенная груп­пировка сформировалась в условиях славяно-иран­ского симбиоза (Седов В. В., 1978в, с. 232-237). На­ряду с другими языковыми элементами славяне вос­приняли от скифо-сарматского населения, очевидно, и этноним рось. Вероятно, под этим названием скры­вается одно из антских племен, очертить ареал кото­рого в настоящее время невозможно.

Одновременно, в VI в., в правобережной части К'иепского 'Уодиепровья расселяются славяне-дулебы, в результате территориального членения которых формируется племя полян. В VIII—IX вв. поляне и потомки росов окончательно перемешиваются между собой, их прежние культурные различия нивели­руются.

Этноним рось-русь оказался более живучим. Поля­не стали называться русью, а позднее этот этноним распространился на всех восточных славян.

В Полянском ареале, как отмечалось, уже в X в. широко применялся обряд трупоположения в подкур-ганных ямах. Причины столь раннего распростране­ния ингумации до сих пор неясны. Исследователи предполагают, что распространение трупоположешш и подкурганных ямах обусловлено христианизацией восточнославянского населения (Соловьева Г. Ф., 1962, с. 52). Однако среди вещевых инвентарей ран­них погребений пет материалов, подтверждающих эту мысль. Даже в Киевском некрополе предметы, свидетельствующие о распространении христианской религии в X в., не найдены, в связи с чем М. К. Кар-гер утверждает, что массовое распространение хри­стианской религии в Киевском Поднепровье в X в. невероятно (Каргер М. К., 1958, с. 202, 203). И. П. Русанова высказала догадку, что причиной по­явления захоронений в подкурганных ямах явилось стремление отразить при сооружении могил идею жилища. Она связывает такие курганы с жилищами с углубленным полом (Русанова И. 77., 1966а, с. 26). Однако полуземляночные жилые постройки как в более раннее время, так и в эпоху рассматриваемых курганов были распространены на обширной терри­тории Южной Руси, в частности и там, где сооружа­лись курганы с трупоположениями на горизонте.

Длительность биритуализма в могильниках Сред­него Поднепровъя, в том числе в Киевском и Черни­говском некрополях, пытались объяснить многие ис­следователи. Большинство из них склонны были видеть в этом отражение разноплеменности погребен­ных — полян и северян или полян и древлян. Однако такому объяснению противоречат курганные мате­риалы собственно древлянского и собственно севе-ряиского ареалов.

Б. А. Рыбаков, анализируя материалы Чернигов­ских курганов, попытался объяснить сосуществова­ние насыпей с сожжением и насыпей с трупополрже-нием в сруб 1гых гробницах «возможностью племенных скрещений» (Рыбаков Б. А., 1949а, с. 52). Курганы


с сожженном он отнес к славянам, а курганы со сруб-пыми гробницами — к славянизированным потомкам местных кочевых племен, и «в IX—X вв. по своей культуре пе отличавшихся от остального населения Чернигова, но сохранивших особый обряд погребе­ния...» (Рыбаков Б. А., 1949а, с. 53). Далеким про­тотипом срубных гробниц Среднего Подпепровья, по мнению Б. А. Рыбакова, были скифские курганы с захоронениями в обширном срубе под насыпью (Ры­баков Б. А., 1948, с. 40, 117).

М. К. Каргер, разбирая материалы Киевского нек­рополя, не согласился с точкой зрения Б. Л. Рыбако­ва. Но он все же нолагал, что причины сосуществова­ния обрядов трупоположения в срубной гробнице и трупосожжения лежат в «неоднородности этнографи­ческого состава населения крупнейших древнерус­ских городов, каковыми были Киев и Чернигов в IX-Х вв. (Каргер М. К., 1958. с. 230).

Однако подобная биритуальность — сосуществова­ние курганных трупосожжепий с трупоположениями в подкурганных ямах — характерна не только для го­родских кладбищ Киева и Чернигова, но и для всей полянской земли. Выше отмечалось, что срубы или рамы из брусьев в подкурганпых ямах с трупополо­жениями встречаются на всей поляпской территории. Следовательно, нужно признать, что все Киевское Поднепровье в IX—X вв. было неоднородно в этни­ческом отношении.

В этой связи предположение Б. А. Рыбакова пред­ставляется наиболее убедительным. Конечно, речь может идти только о восприятии Полянским погре­бальным обрядом элементов похоронного ритуала среднедпепровского населения, непосредственно пред­шествующего славянам.

Славянское население Киевщины, происходящее от славян — носителей культуры пражско-корчакско-го типа, хоронило умерших по обряду трупосожже­ния в курганных насыпях. Когда на рубеже X и XI вв. на смену кремации пришел обряд трупополо­жения, это население стало хоронить умерших в ос­новании курганных насыпей.

Славянский обряд ранних трупоположений в под­курганных грунтовых ямах (IX—X вв.), по-видимо­му, восходит к ингумациям черняховской культуры. Правда, как отмечалось выше, носители культуры пражско-пеньковского типа хоронили умерших но обряду труцосожжения. Однако как раз иа той тер­ритории, где предположительно локализуются русы VI—VII вв. и где иранский этнический компонент мог быть более значительным, известны отдельные захоронения по обряду ингумации, которые можно рассматривать в качестве связующего звена между черняховским обрядом трупоположения и подкур-ганными ямными погребениями IX—X вв.

Таковы трупоположение, открытое в 1896 г. у с. Балаклея Чигиринского р-па Черкасской обл., при котором находились фибулы, браслеты и другие вещи мартыновского типа (Бобрипский А. А,, 1894, с. 29, 118, 149, табл. I, 3); впускное захоронение с зооморф­ной фибулой в кургане у с. Поставмуки Лохвицкого р-на Полтавской обл. (Авенариус II. Я., 1896, с. 184, рис. 53); два трупоположения с пальчатыми фибула­ми, обнаруженные у с. Буда и хут. Березовка в Ах-тырском р-не Сумской обл. (Дпни.левич В. Е., 1905, с, 428, рис, 56).



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.