Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


но определена летописью. Известно только, что это племя обитало по соседству с полянами, к северо-за­паду от Киева, и его центром был Искоростень.

Древляне имели, по-видимому, развитую племен­ную (полугосударственную) организацию. Повесть временных лет уже на первых страницах сообщает, что у них было свое княжение. В летописях содер­жатся сведения о древлянских князьях, племенной знати («лучших мужах») и дружине. Между древ-лянскими и киевскими князьями до середины X в. происходили неоднократные столкновения. Видимо, с этим связано суждение автора исторического введе­ния Повести временных лет, бесспорно киевлянина, что «... древляне живяху звериньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды девиця» (ПВЛ, I, с. 15)

До 946 г. зависимость древлян от Киева ограничи­валась выплатой дани и участием в военных походах. В 945 г. во время сбора дани древлянами был убит киевский князь Игорь. В следующем году Ольга с малолетним сыном Игоря Святославом предприняла военный поход на древлянскую землю, в результате которого войско древлян было разбито, а их город Искоростень сожжен (ПВЛ, I, с. 40—43). Древляне окончательно потеряли самостоятельность и вошли в состав Киевского государства. Древлянской землей теперь управляли ставленники Киева. Так, отправ­ляясь в 970 г. в Болгарию, Святослав посадил в древ-лянской земле одного из своих сыновей (ПВЛ, I, с. 49).

Попытки восстановить территорию расселения древлян на основе летописных свидетельств предпри­нимались неоднократно, но ни одну из них нельзя признать удачной. Краткость летописных данных о древлянской земле вызвала весьма противоречивые суждения относительно ее границ. Так, Н. II. Барсов и Л. Нидерле полагали, что древлянам принадлежала область к югу от Припяти, между Горышло и Тете­ревом, за которым находилась уже земля полян (Бар­сов Н. П., 1885, с. 127-129; Нидерле Л., 1956, с. 156). С. М. Середонин отводил древлянам более широкое пространство, ограниченное Горыныо на западе, При­пятью па севере и Киевским Поднепровьем на восто­ке (Середонин С. М., 1916, с. 146, 147).

А. Л. Шахматов, используя косвенные данные рус­ских летописей, допускал, что область древлянского расселения заходила на левый берег Днепра (Шах­матов А. Л., 1916, с. 100). Сообщение летописи: «И иде Вольга по Дерьвьстей земли съ сьгномъ своимъ и съ дружиною, уставляющи уставы и уроки; и суть становища ее и ловища... и по Днепру перевесшца и по Десне...» (ПВЛ, I, с. 43) — означало, по мнению этого исследователя, что в ареал древлян входили поречье Днепра с устьем Десны. А. А. Шахматов отождествлял Малька Любечанина с Малом Древ-ляпским, что позволило ему отнести к древлянской земле Любеч (Шахматов А. А., 1908, с. 340—378).

Однако летописное сообщение о деятельности Ольги правдоподобнее толковать так, что области по Днепру и Десне не входили в землю древлян, иначе их упоминание было бы ненужным. Б. А. Рыбаков показал, что А. А. Шахматов ошибался в определе­нии личности Мала Древлянского (Рыбаков Б. Л., 1956, с. 40-59).


С предположением А. А. Шахматова о распрост­ранении древлян на днепровское левобережье согла­сился В. А. Пархоменко (Пархоменко В. А., 1924, с. 46—50). По его мнению, Киев, в основном связан­ный с левобережьем, первоначально был городом древлян и только в X в. был завоеван полянами.

Решающая роль в определении границ расселе­ния древлян принадлежит курганному материалу. Первая попытка очертить ареал этого племени была предпринята исследователем древлянских курганов В. Б. Антоновичем. До полевых изысканий этого ар­хеолога научные раскопки в древлянской земле не были значительными. Интересные исследования кур­ганов на Тетереве в окрестностях Житомира прово­дил С. С. Гамченко (Гамченко С. С., 1888). Очень краткие сведения были опубликованы по раскопкам в Аннополе и Немовичах (Волынские ведомости, 1879; Киевская старина, 1888, с. 34, 35). В. 3. Завит-невич, производивший раскопки в поречье Припяти и в более северных областях, пытался наметить границу между дреговичскими и древлянскими кур­ганами (Завитневич В. 3., 1890а, с. 22). Так как в исследуемых им областях преобладали курганные погребения на горизонте, то их он считал дрегович­скими, а древлянам приписывал погребения в ямах. На этом основании границу между дреговичами и древлянами он проводил южнее Припяти, а отдель­ные могильники по Тетереву (например, Житомир­ский) относил к дреговичам.

Курганные раскопки В. Б. Антоновича были сос­редоточены в южной и юго-восточной частях древ­лянской земли и в соседних районах территории по­лян (Антонович В. Б., 18936). По мнению этого ис­следователя, полянам принадлежали курганы с тру-поположепиями, сопровождавшимися конскими по­гребениями. В результате к древлянам были отнесены все курганы без погребений коня. Так как курганы в бассейне р. Уж, в верховьях Уборти и Ствиги к то­му времени не были исследованы раскопками, а кур­ганы волынян еще не выделены, то границы древлян­ской земли были очерчены В. Б. Антоновичем весьма субъективно.

К древлянам В. Б. Антонович отнес курганы под Киевом, а также насыпи в бассейнах рек Тетерев, Уж, Ирпень и Роставица. Таким образом, древллн-ская земля определялась в пределах от среднего те­чения Случи (Горынской) па западе до правобережья Днепра на востоке и от бассейна Ужа на севере до левых притоков верхней Роси на юге. В. Б. Анто­нович подсчитал, что на этой территории заметно преобладают курганы с ямными трупоположениями (58%). Курганы с погребениями на горизонте, со­ставляют 25% исследованных, а с захоронениями выше горизонта — 17%. На этом основании исследо­ватель считал характерными для древлян курганы с погребениями в .грунтовйх ямах.

Выводы В. Б. Антоновича привлекли внимание исследователей и неоднократно использовались в на­учной литературе (А. А. Спицын, В. А. Пархоменко и другие).

Раскопки древлянских курганов продолжались в конце XIX и в первых десятилетиях XX в. С. С. Гам­ченко исследовал курганы в бассейне Случи (Гам­ченко С. С., 1901, с. 350—403). Весьма существенны­ми были раскопки Ф. Р. Штейнгеля в Овручском и



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.