Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


корчакской керамики. В других его частях развитие керамики шло иными путями. В это время на обшир­ной славянской территории намечается значительная культурная дифференциация. В этом, по-видимому, нужно видеть дифференциацию славян (склавенов Иордана) на отдельные племена.

На территории распространения пражско-корчак-ской керамики памятники типа Луки-Райковецкой занимают полосу от среднего Днепра на востоке до верховьев Буга на западе и не обнаруживают каких-либо заметных локальных различий (карта 10).

Одним из древних племенных образований славян­ства были дулебы. В период составления Повести вре­менных лет дулебов уже не существовало, летопись сообщает о них как о прежних жителях Волыни: «Ду­лебы живяху по Бугу, где ныне велыняне...» (ПВЛ, Т, с. 14). Другие источники X в. (Константин Багря­нородный, анонимный географ Баварский) среди вос­точнославянских племен не называют дулебов. «Ду­леба» Масуди (Гаркави А. Я., 1870, с. 136) скорее всего были подунайскими (чешскими) дулебами. По­следний раз дулебы на страницах русских летописей упоминаются под 907 г. в рассказе о походе Олега на Царьград. Однако, по-видимому, прав С. М. Середо-нин, отметивший, что летописец упоминает здесь ду­лебов только потому, что в походе на Царьград долж­ны были участвовать все известные ему племена (Середопии С. М., 1916, с. 134).

В русской летописи о дулебах говорится в связи с воспоминанием о тяжелом аварском иге. Дулебы под­верглись нападению со стороны авар при византий­ском императоре Ираклии (610—641). Следовательно, племя дулебов уже в начале VII в. несомненно суще­ствовало.

Некоторые исследователи полагают, что летопис­ный рассказ о насилиях авар (обров) относится не к волынским, а к паннонским дулебам (Kuczyn-ski S. Л/., 1958, s. 226, 227; Королюк В. Д., 1963, с. 24-31). Однако это не отрицает древности волыпских ду­лебов.

Имя дулебов восходит к праславянской поре (Гру­шевский М. С., 1911, с. 248). Этот этноним имеет за­падногерманское происхождение (Фасмер М., 1964, с. 551; Трубачев О. Н., 1974, с. 52, 53). Несомненно, что дулебы составляли какую-то часть раннесредне-вековой славянской группировки, характеризуемой пражско-корчакской керамикой. Наряду с ними в ее составе были и другие праславянские племена, назва­ния которых до нас не дошли. Западногерманское происхождение этнонима дулебы позволяет допус­тить, что это праславянское племя сложилось еще в римский период где-то по соседству с западногерман­ским населением (Седов В. В., 1979, с. 131—133). Средневековые письменные источники фиксируют ду­лебов на Волыни, в Чехии, на среднем Дунае между озером Балатон и рекой Мурсой и в Хорутании на верхней Драве (Niederle L., 1910, s. 369, 370). Раз­бросанность этнонимов отражает миграцию дулебов из одного региона в разных направлениях.

Принимая буквально сообщение летописи о том, что дулебы жили по Бугу, там, где в летописное время расселялись волыняне, некоторые исследователи по­лагали, что дулебами называлось то же самое восточ­нославянское племя, которое позже стало называться бужанами или волынянами. Они допускали, что на


Волыни происходила последовательная смена племен­ных названий: дулебы — бужане — волыняне (Бар­сов Н. Я., 1885, с. 101, 102; Андрияшев А. М., 1887, с. 7; Каретников С., 1905, с. 21, 22). Другие исследо­ватели считали, что более древнее племенное образо­вание восточных славян — дулебы — положило начало двум летописным племенам — волынянам и бужанам (Нидерле Л., 1956, с. 155, 156; Грушевсъкий М. С., 1904, с. 181; Середонин С. М., 1916, с. 135). Особня­ком стоит гипотеза А. А. Шахматова, согласно кото­рой на Волыни происходила не смена племенных наз­ваний, а переселение племен. Первым славянским племенем здесь были дулебы, которые ушли отсюда, и их место заняли бужане, в свою очередь впоследст­вии вытесненные волынянами (Шахматов А. А., 1919а, с. 25).

Археологические памятники дулебов нужно искать на Волыни среди древностей VII—VIII вв. Летопись сообщает, что дулебы жили по Бугу, но это вовсе не значит, что территория их расселения ограничива­лась исключительно бассейном этой реки. Ведь речь идет о расселении племени, которого уже не сущест­вовало в период русского летописания. Даже для племен, этнографически четко выделяемых по кур­ганным древностям XI—XII вв., летопись не дает от­четливых ареалов, а только указывает один из ориен­тиров.

Представляется очевидным, что памятниками ду­лебов являются поселения и могильники с керамикой типа Луки-Райковецкой и более ранние, характеризу­емые пражско-корчакской керамикой. Однако кера­мика пражско-корчакского типа не может служить племенным признаком дулебов. Она имеет широкое распространение и, как отмечалось выше, связывает­ся со склавенами Иордана. Дулебы же были какой-то частью склавепов-славян. Летописными дулебами, по всей вероятности, была та часть носителей культуры пражско-корчакского типа, которая расселилась на Волыни и в правобережной части Среднего Подне-провья. Специфически дулебской, нужно полагать, была культура типа Луки-Райковецкой, но только внутри ареала пражско-корчакской керамики. Носи­тели культуры типа Луки-Райко'вецкой на террито­рии прежнего распространения пражско-пеньковской керамики этнографически отличались от дулебов.

Таким образом, летописные дулебы — древнее пле­менное образование славян, не дожившее до времени сложения древнерусского государства. Культурное единство выделяемого дулебского региона подчерки­вается однородностью более поздних курганных ма­териалов.

На этой территории летопись локализует бужан (волынян), древлян, полян и отчасти дреговичей. Уже А. А. Спицын в работе, положившей начало ар­хеологическому изучению восточнославянских пле­мен, отметил, что курганы IX—XII вв. племен юго-западной группы (к этой группе он причислял древ­лян, волынян, полян и дреговичей) и по обряду по­гребения, и по вещевому инвентарю представляют полное единство (Спицын А. А., 1899в, с. 326, 327).

Однородность курганных древностей юго-западной группы восточного славянства подчеркивал и Е'.'И. Тимофеев (Тимофеев Е. И., 1%1а, с, 56). Дей­ствительно, различия, например, между древлянски-ми и волынянскими или между волынянскими и



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.