Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. культуры местных финнов, ибо они образовались в результате метисации переселенцев




 


культуры местных финнов, ибо они образовались в результате метисации переселенцев, принесших сла­вянский язык, с финноязычпымя аборигенами.

По происхождению новгородские сопки нельзя счи­тать местными. В Приильменье погребальные памят­ники, которые могли быть прототипами сопок, неиз­вестны. По-видимому, славяне, расселившиеся в этом регионе, принесли с собой обычай сооружения погре­бальных курганов. Однако памятников, с которыми сопки находились бы в генетической связи, на тер­ритории расселения славян первой половины и сере­дины I тысячелетия н. э. нет. Нужно полагать, что предки словен новгородских, продвигаясь в Прииль­менье, пересекли земли балтских племен, от которых и был позаимствован обычай сооружения курганных насыпей. Не исключено, что в процессе славянской миграции пришла в движение и часть балтов. Увле­ченные движением славян, отдельные группы балтов также, видимо, проникли в будущие северо-западные земли Руси, о чем свидетельствуют единичные изоли­рованные топонимы (Поспелов Е. М., 1965, с. 29— 38).

Основным типом поселений словен периода захоро­нений в сопках были селища. Их начали изучать сравнительно недавно. В 1958 г. С. Н. Орлов обследо­вал одно из них, расположенное на берегу р. Веряжа в 1 км к югу от с. Георгиевское в северо-западном Приильменье. Собранная здесь керамика в целом идентична глиняной посуде из сопок и полностью соответствует формам и типам керамики из нижних горизонтов культурного слоя Старой Ладоги. Тот же исследователь раскапывал селище на берегу р. Прость недалеко от Новгорода. Нижние напластова­ния селища относятся к последнему этапу культуры сопок (Орлов С. Я., 1972, с. 127-138).

Более значительные, работы по изучению поселе­ний проведены Е. Н. Носовым. Он исследовал селище Золотое Колено, расположенное рядом с интересной группой сопок в среднем течении Меты, и поселение Новые Дубовики в нижнем течении Волхова (Но­сов Е. Я., 1976а, с. 76-81; Носов Е. Я., Конец­кий В. Я., 1975, с. 28, 29; Носов Е. Я., Верхорубо-ва Т. Л., Конецкий В. Я., 1976, с. 32). Е. Н. Носов собрал и обобщил архивные данные по поселениям Приильменья последних веков I тысячелетия н. э.

Селища обычно возникали вдоль берегов рек и озер, при впадении ручьев и оврагов. Их размеры не­велики—от '120X30 до 150X60 м. Известны и более крупные поселения. Так, селище Новые Дубовики имело длину не менее 300 м при ширине 200 м; се­лище Золотое Колено занимало площадь около 2 га.

В основном селища располагались рядом с син­хронными погребальными сооружениями, образуя единые комплексы (табл. XX, 11). Для поселений выбирались места, наиболее удобные для занятий подсечным земледелием, т. е. вдоль рек с широкими долинами и пологими береговыми террасами.

Судя по раскопкам поселения Золотое Колено, за­стройка его была довольно свободной. Жилищами служили наземные срубные дома с печами-каменка­ми того же типа, что и староладожские, расположен­ными в углу (табл. XX, 9, 12). Различные бусы (табл. XXI, 15, 22, 23) и восточные монеты, найден­ные на селище, датируют исследованный участок IX в. Кроме того, здесь обнаружены глиняная льяч-

5 Археология СССР 65


ка (табл. XX, 5), глиняные пряслица (табл. XX, 8, 10), бронзовые спиральки (табл. XXI, 13, 14), часть удил (табл. XXI, 28), а также некоторые другие предметы.

Поселение Новые Дубовики состояло из городища, устроенного на мысе и укрепленного валом и рвом, и неукрепленного селища. По материальной культу­ре это поселение аналогично нижним горизонтам Старой Ладоги. Из раскопок селища происходят стек­лянные бусы (табл. XXI, 16, 20, 21, 25, 32), трапе­циевидные привески (табл. XXI, 29) и керамический материал.

Лепная посуда поселений Приильменья частично принадлежит к тем же типам, что и керамика сопок (табл. XXII, 4, 6, 9). На поселениях широко бытова­ли также горшкообразные профилированные сосуды с уоеченноконическим туловом и более или менее вы­раженными плечиками и прямым или слегка отог­нутым венчиком. Наибольшее расширение сосудов приходится на верхнюю четверть (табл. XXII, 7, 8, 10). По всем особенностям эта керамика тождествен­на глиняной посуде из длинных курганов того типа, который сопоставлен выше с пражско-корчакской керамикой. Представляется несомненным, что рас­сматриваемые сосуды являются результатом эволю­ции 'славянской керамики V—VII вв., распространен­ной от верхней Эльбы до Киевщины.

В VIII—IX вв. в ареале словен возникают первые городища. Наиболее раннее из них — поселение в Ста­рой Ладоге. Оно относительно полно изучено (Рав-доникас В. И., 1949, с. 5-54; 1950, с. 7-40; Грозди-лов Г. П., 1950, с. 139-168; Лаушкин К. Д., 1960, с. 72—76). Весь облик его материальной культуры доказывает, что нижние горизонты староладожских напластований оставлены тем же населением, кото­рое насыпало сопки. Это было славяно-финское насе-Л1ение, о чем свидетельствует прежде всего домостро­ительство. С самого начала возникновения Ладоги (горизонт Е) здесь строились жилые дома двух ти­пов — обширные наземные постройки площадью от 42 до 120 кв. м с печью посредине помещения и не­большие квадратные в плане (при длине стен 3,5— 6 м) постройки с печью в углу (Носов Е. Н., 1977, с. 10—17). Первые из них по происхождению скорее всего 'были местными, финскими, вторые по конструк­ции и интерьеру принадлежат к типично славянским.

В X в. (горизонт Д) при перепланировке Ладоги жилые дома с печью в углу стали господствующими, а большие дома с печью в центре исчезают. Очевид­но, в X в. славянский этнический компонент стал здесь преобладающим.

Раскопки в Старой Ладоге дали обильный вещевой материал. Среди находок можно отметить железный сошник (табл. XX, 1), свидетельствующий о том, что в конце I тысячелетия н. э. словене наряду с подсеч­ным земледелием занимались и пахотным.

Из других городищ большой интерес представляет Новгородское «Рюриково» городище, расположенное в самом центре области расселения новгородских сло­вен, на берегу Волхова, недалеко от того места, где он вытекает из Ильменя (Носов Е. Н., 19766, с. 31, 32). Городище относится к IX—X вв. и было поселением торгово-<ремесленного и, по-видимому, военно-админи­стративного характера. Материальная культура его тождественна староладожской.


ЧАСТЬ I. СЛАВЯНЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В V—VII ВВ.


 


Относительно путей расселения словен в Прииль-менье в научной литературе высказаны две гипотезы. Большинство исследователей, затрагивающих вопрос о происхождении ильменских словен (П. И. Шафа-рик, Н. П. Барсов, А. А. Шахматов, А. А. Спицын, Ю. В. Готье и другие), предполагали, что славяне постепенно продвинулись в бассейн Ильменя с юга, из Поднепровья. Каких-либо исторических и археоло­гических данных, свидетельствующих о такой мигра­ции, в нашем распоряжении нет. П. Н. Третьяков вы­сказал предположение, что словене были выходцами из левобережных районов Верхнего Поднепровья, где известны ранние круглые, курганы с трупосожжени-ями типа Шаньково — Почепок (Третьяков П. Я., 1966, с. 305), Однако верхнеднепровские и окские курганы середины I тысячелетия н. э. принадлежат неславянскому населению, во-первых, и не имеют ничего сходного по строению с новгородскими соп­ками, во-вторых. Все детали устройства и погребаль­ного обряда сопок и курганов типа Шаньково на­столько различны, что о какой-либо преемственности между ними не может быть речи.

Еще в прошлом столетии исследователи обратили внимание на близость религиозных воззрений, пре­даний, некоторых обычаев, а также географической номенклатуры новгородских словен и славян Поль­ского Поморья. Было высказано предположение о расселении славян в Приильменье из области нижней Вислы и Одры. В 1922 г. Н. М. Петровский выявил в древних новгородских памятниках письменности бесспорно западнославянские особенности (Петров­ский II. М., 1922, с. 356-389). Позднее Д. К. Зеле­нин указал на западнославянские элементы в гово­рах и этнографии русского населения Сибири — вы­ходцев из Новгородской земли (Зеленин Д. К., 1954, с. 49-95).

Археология пока не располагает сведениями для освещения путей и деталей расселения славян в Нов­городской земле. Некоторые данные склоняют к мыс­ли об их западном происхождении. Об этом говорят черты сходства в домостроительства Новгородского и Польско-Поморского регионов, а также в оборонном строительстве: детали городен новгородского вала XI в. и конструкция вала новгородского детинца имеют параллели среди военно-защитных сооруже­ний полабских славян (Алешковский М. X., Красно-речъев Л. £., 1970, с. 54-73).

В пользу такого решения вопроса говорят и мате­риалы палеоантропологии, относящиеся, правда, уже к XI—XIII вв. Черепа из курганов новгородских сло-


вен характеризуются суббрахикефалией и относитель­ной узколицестью (Седов В. В., 1952, с. 72—85). По краниологическим материалам генетическая связь новгородских словеп с поднепронскими славянами невероятна. Нельзя также объяснить уменьшение ши­рины лица ильменских славян метисацией поднепров-ских славян с местным финским населением. В отли­чие от поволжских финнов, черепа прибалтийско-финского населения Новгородчины характеризуются широколицестью (скуловой диаметр водских черепов 136 мм, ижорских — 138,8 мм, приладожской веси — 135 мм).

Узколицые суббрахикефалы Новгородчины обнару­живают ближайшие аналогии среди серий черепов балтийских славян. Так, например, черепа ободритов (Алексеева Т. И., 1966, с. 3—37, табл. 1) также суб-брахикефальны (черепной указатель 76,6; у новго­родских словен — 77,2) и узколицы (скуловой диаметр 132,2 мм; у словен новгородских — 132,1 мм). Весьма близки они и по другим данным. Правда, имеются и различия — более низкое лицо у ободритов, более ши­рокий нос у словен. Но не следует ожидать полного тождества. Ведь словене новгородские не происходят от ободритов и не являются их ветвью. Речь может идти только о том, что и новгородские словене, и бал­тийские славяне восходят к единому исходному типу узколицых мезо-суббрахикефалов.

Различный характер древнейших погребальных па­мятников кривичей и ильменских словен и их не­сколько иная датировка (основная масса длинных курганов Псковского региона относится к VI— VIII вв., в то время как сопки датируются главным образом VIII—IX вв.) говорят о том, что расселение славянских группировок, положивших начало фор­мированию кривичей и словен, осуществлялось не одновременно и, может быть, разными путями. Оче­видно, первой в будущем северо-западном регионе Руси поселилась в VI в. (а может быть, и в V в.) славянская группировка, оставившая длинные кур­ганы. Расселение славят!, сооружавших в Прииль­менье сопки, было 'Следующим миграционным пото­ком, датировка которого затруднительна, но скорее всего определяется VII в.

Сейчас невозможно ответить на вопрос, каким пу­тем шло расселение славян в Приильменье. Можно только высказать предположение, что предки словен, как и предки кривичей, в процессе, расселения пере­секли балтские земли, может быть, где-то в бассейне Немана.



 


ГЛАВА 1. КУЛЬТУРЫ ЮЖНОГО РЕГИОНА


 



 


Таблица I. Древности пражско-корчакского типа

1-3, в, 12— Корчак IX; 4, 5 — Лука-Райковецкая; 7,10,11 - Корчак VII; 8, 9 - Корчак I


1—9 — глиняные сосуды; 10 — план поселения; 11,12 — планы жилищ



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.