Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. рой псковских длинных курганов отсутствует




 


рой псковских длинных курганов отсутствует. Это очевидно и по могильным древностям, и на основе пока еще плохо изученных поселений.

Многочисленные памятники второй половины I тысячелетия н. э., зафиксированные в Псковском регионе, свидетельствуют о значительном приливе сюда нового населения в середине этого тысячелетия.

По всей вероятности, сооружение валообразных насыпей явилось продолжением обряда захоронения остатков кремации в неглубоких ямках или на повер­хности невысоких природных всхолмлений, может быть, удлиненной формы. Расселившись в новой ме­стности, которая отличается равнинностью, пришлое население вынуждено было сооружать искусственные погребальные насыпи. На Псковщине в двух пунктах (Городище и Замошье) открыты захоронения того же облика, что и в длинных курганах, но в естественных валообразных насыпях. Исследования М. Э. Аун по­следних лет показали, что длинным курганам в юго-восточной Эстонии предшествовали погребальные площадки. Остатки трупосожжений, совершаемых на стороне, ссыпались в неглубокие ямки, вырытые на площадках. Площадки зафиксированы в структуре некоторых из раскопанных курганов, т. е. насыпи были сооружены непосредственно на погребальных площадках (Лун М. Э., 1980а).

Площадка, окруженная ровиком, в которой было восемь грунтовых ямок с остатками сожжения, ис­следована Е. Н. Носовым в могильнике культуры длинных курганов на берегу оз. Съезжее в Хвойнин-ском р-не Новгородской обл. (Носов Е. Я., 1980, с. 21, 22).

Ареал длинных курганов в целом охватывает три древнерусские земли — Псковскую, Смоленскую и Полоцкую. Все они, согласно сведениям летописей, были заселены кривичами — самой крупной этногра­фической единицей восточного славянства.

В этнографическом введении Повести временных лет указывается, что кривичи обитали «...на верхъ Волги, и на верхъ Двины и на верхъ Днепра, их же градъ есть Смоленскъ» (ПВЛ, I, с. 13). Тот же ис­точник под 862 г. отмечает, что «перьвии насельни-ци... въ Полотъски кривичи» (ПВЛ, I, с. 18), а поло-чане происходят от кривичей (ПВЛ, I, с. 13). В Ипа­тьевской летописи под 1140 и 1162 гг. (ПСРЛ, II, с. 15, 91) и в Воскресенской летописи под 1129 и 1162 г. (ПСРЛ, VII, с. 28, 76) полоцкие князья называются кривичскими. Из летописной легенды о призвании варягов очевидно, что Изборск стоял в старой кри-вичской земле (ПВЛ, I, с. 18), а в Архангелогород-ском летописце сохранилось прямое известие об Изборске как кривичском городе (Шахматов А. А., 1899, с. 336). Поэтому в научной литературе укоре­нилось мнение, что Псковская земля была частью кривичского ареала.

Утверждение Г. С. Лебедева, что кривичской принадлежности населения Псковской земли будто бы противоречат языковые материалы (Булкин В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С., 1978, с. 81-85),не­справедливо. Как раз наоборот, языковые данные не разъединяют, а объединяют Псковскую землю со Смоленской и Полоцкой. Ныне псковские говоры от­носят к переходным, сложившимся в условиях тесного взаимодействия наречия, ставшего северно-белорусским, с северновеликорусским (Аванесов


Р. И., 1949, с. 230—234). При этом языковые особен­ности, связывающие псковские говоры с говорами других кривичских земель, получили в Псковской земле самое последовательное распространение. Можно полагать, что в конце I и начале II тысячеле­тия отчетливого рубежа между псковскими и смолен-ско-полоцкими территориями еще не было. Форми­рование южной границы псковских говоров, т. е. пуч­ка изоглосс, отделяющего их от севернобелорусско-го диалекта, специалистами датируется временем Великого княжества Литовского (Образование се-вернорусского наречия, с. 445—452).

О кривичской принадлежности славян Псковщи­ны свидетельствует и то, что латыши до сих пор на­зывают всех русских термином, производным от эт­нонима кривичи (krievs). Очевидно, латышские пле­мена соседили с кривичами и этот этноним позднее распространили на все русское население. А ведь ос­новная часть пограничья латышских племен со сла­вянами соответствует рубежу между ареалом псков­ских длинных курганов и регионом латгальских древностей. Тесный контакт Полоцка с латышской территорией устанавливается лишь с XII в., когда племенное название кривичи вышло из употреб­ления.

Совпадение территории распространения длинных курганов с летописным ареалом кривичей служит одним из аргументов в пользу кривичской принад­лежности этих памятников. Еще более существенно, что длинные курганы и их культура обнаруживают полную генетическую преемственность с последую­щими достоверно кривичскими древностями. В поль­зу этого говорят и особенности строения длинных курганов, и все детали их погребальной обрядности, и керамические материалы. Детальное сопоставление валообразных (длинных) и полусферических курга­нов IX—X вв. кривичей выявляет полное единообра­зие в устройстве и в особенностях погребального ри­туала. Большинство длинных курганов расположено в одних группах с достоверно кривичскими круглы­ми насыпями, т. е. они составляют единые кривич-ские могильники (Седов В. В., 1974а, с. 36—41).

Вместе с тем в длинных курганах присутствуют и неславянские элементы. Так, в южных районах их ареала, принадлежавших с глубокой древности бал-тоязычному населению, как уже говорилось, изредка встречаются горшки тушемлинско-банцеровского типа, а в женских захоронениях — предметы украше­ния восточнобалтского облика. Одно время Е. А. Шмидт на этом основании относил смоленско-полоц-кие длинны© курганы к памятникам балтов (Шмидт Е. А., 1963а, с. 113; 1969, с. 129-144). Однако позд­нее этот исследователь пересмотрел свою точку зре­ния и признал принадлежность этих памятников кривичам (Шмидт Е. А., 1971, с. 1067). Присутствие предметов балтского происхождения обусловлено тем, что кривичи второй половины I тысячелетия н. э. включали как собственно славянское население, так и местных балтов, находившихся в стадии ассими­ляции.

В равной степени закономерны некоторые при-балтийскофинские особенности в длинных курганах Псковщины, поскольку кривичи в этом регионе фор­мировались в условиях взаимодействия славянского населения с местным прибалтийскофинским, Архео-



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.