Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Измерение и нормирование вибраций



Выпускаемая в настоящее время измерительная аппаратура основана на использовании электрических методов, обеспечивающих высокую точность преобразования механических колебаний в электрические с помощью магнитно-электрических и пьезо-электрических датчиков (приемников) вибрации: сигнал усиливается, преобразуется и подается на регистрирующий прибор.

Приборы подразделяют на: оптические, механические, электрические.

Измерение параметров вибрации должно производится в соответствий с установленными стандартами требований к измерительным приборам, датчикам.

Для измерения вибрации используют приборы: виброметры ВМ-1, ВИП-2, ИШВ-1 измеритель шума и вибраций (1-3000 Гц), 00042 ( Роботрон ГДР), 3513, 2512, 2513 (Брюль и Кери-Дания), ВИП-4(15-200 Гц), ЭДИВ (электродистанционный прибор), аппаратура контрольно-измерительная типа ВВК-003, ВВК-005, измерители шума ВШВ-003 и др.

Аппаратура для измерения параметров вибраций должна соответствовать ГОСТ 12.4.012-83.

За последние годы установлено, что вибрация, как и шум, действует на организм человека энергетически, поэтому ее стали характеризовать спектром по колебательной скорости, измеряемой в сантиметрах в секунду или как и шум, в децибелах; за пороговую величину вибрации условно принята скорость в 5*10-6 см/сек. Вибрация воспринимается (ощущается) лишь при непосредственном соприкосновении с вибрирующим телом или через другие твердые тела, соприкасающиеся с ним. При соприкосновении с источником колебаний, генерирующим (издающим) звуки наиболее низких частот (басовые), наряду со звуком воспринимается и сотрясение, то есть вибрация.

При измерении локальной вибрации замеры производят у места контакта оператора с поверхностью, которая вибрирует. При измерении общей вибраций точка измерения должна находится в местах контакта опорной поверхности тело человека с вибрирующей поверхностью.

Измерения постоянной вибрации на протяжении рабочей смены проводится не менее 3-х раз с нахождением средне логарифмического значения.

Общая вибрация нормируется по следующим октавным полосам частот: 1, 2, 3, 8, 16, 31, 50, 63; локальная: 8, 16, 31, 50, 63…1000 Гц.

Общая вибрация, воздействующая на человека, нормируется отдельно в каждой октавной полосе по вертикальному направлению или горизонтальному направлению. Выбор нормирования определяется в зависимости от интенсивности: по более интенсивному направлению.

Допустимые величины вибрации в производственных помещениях предприятий:

Амплитуда колебаний вибрации, мм Частота вибрации, Гц Скорость колебательных движений, см/с Ускорение колебательных движений, см/с2
0,6-0,4 До 3 1,12-0,76 22-14
0,4-0,15 3-5 0,76-0,46 14-15
0,15-0,05 5-8 0,46-0,25 15-13
0,05-0,03 8-15 0,25-0,28 13-27
0,03-0,009 15-30 0,28-0,17 27-32
0,009-0,007 30-50 0,17-0,22 32-70
0,007-0,005 50-75 0,22-0,23 70-1 12
0,005-0,003 75-100 0,23-0,19 112-120
* 1,5-2 45-55 1,5-2,5 25-40

 

* При таких параметрах вибрации даже сверхпрочные клепоч­ные конструкции до полного своего разрушения выдерживают не бо­лее 30 минут.

Приведенные нормы одинаковы для горизонтальных и вертикальных вибраций. Непрерывность их воздействия не должна превышать 10~15% рабочего времени. Амплитуда колебаний, скорость и ускорение колебательных движений могут быть увеличены не более чем в три раза.

 

Вибрации в авиации

Вибрации, возникающие во время полета, опасны не только своим воздействием на конструкцию самолета и установленное на самолете оборудование, но также и тем действием, которое они оказывают на здоровье находящихся в самолете людей. Источниками возмущающих сил на самолете, а следовательно, и вынужденных колебаний являются работающие двигатели, турбулентность пограничных воздушных потоков, газовые турбины, поршневые моторы, электромоторы, генераторы и другие вращающиеся агрегаты, которые оказывают неблагоприятное воздействие на членов экипажей в полете и инженерно-технический состав на аэродроме при опробывании двигателей на стоянке и во время взлета самолета. Если число оборотов вала двигателя U=10 000 об/мин, то частота колебаний будет равна j=10 000/60=167 гц. Поскольку вал двигателя может вращаться с малыми оборотами порядка 600 об/мин, то минимальная частота колебаний будет 10 гц. Следовательно, возникающие на самолете вибрации действуют в большом диапазоне частот. Основным показателем, определяющим качество виброизоляции какого-либо агрегата, является коэффициент амортизации. Он показывает, какая доля динамической силы передается амортизаторами.

Помимо избирательного действия на слуховой анализатор, интенсивный и высокочастотный шум и вибрации могут оказывать вредное воздействие на весь организм, вызывая утомление и снижение работоспособности. С целью профилактики неблагоприятного влияния шума проводится звукоизоляция кабин самолетов и рабочих помещений, используются шумозащитные костюмы, шлемы, ушные противошумы-обтураторы, нормируется время работы и др. Механизм возникновения вибрационных расстройств еще окончательно не выяснен. При длительном многократном воздействии на организм вибрация вызывает общую астенизацию (состояние психофизиологического истощения, к которому приходит работник в результате длительного перенапряжения (стресса) или тяжелого психотравматического переживания), патологические изменения в мышцах, костно-суставном аппарате конечностей, в позвоночнике. Поскольку шум и вибрация имеют одинаковую физическую природу, они вызывают сходные изменения в организме. Шум интенсивностью более 125—130 Дб по своим признакам приобретает черты так называемой воздушной вибрации. В таких случаях можно говорить о комплексном воздействии шума и вибрации, которое проявляется симптомами шумовибрационной болезни. Это состояние может возникать у авиационных техников при опробывании двигателей на стоянках самолетов и у работников испытательных станций, занятых испытанием двигателей. Профилактические мероприятия, кроме технических защитных средств (вибропоглощающие материалы), включают нормирование режима труда, ношение специальных поясов и обуви. В связи с колебаниями внешнего давления в условиях полета могут возникать изменения в газосодержащих полостях тела.

Под воздействием вибрации в организме человека наблюдается изменение сердечной деятельности, нервной системы, спазм сосудов, изменения в суставах, приводящие к ограничению их подвижности. Длительное воздействие вибраций приводит профессиональному заболеванию - вибрационной болезни. Она выражается в нарушении многих физиологических функций человека. Эффективное лечение возможно только на ранней стадии заболевания. Очень часто в организме наступают необратимые изменения, приводящие к инвалидности.

В условиях полета шум в значительной степени маскирует действие вибраций, в связи с чем большинство летного состава жалуется в основном на утомляющее действие шума. В действительности же происходит суммирование шумовых и вибрационных раздражений.

Изоляция летного состава и пассажиров от вибраций и шума уже сейчас является серьезной проблемой. Эта проблема остается актуальной и по отношению к летательным аппаратам ближайшего будущего, мощность двигателей и скорость полета которых будет непрерывно увеличиваться.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.