Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вокруг кампо Санти-Джованни-э-Паоло



Кампо Санти-Джованни-э-Паоло находится в отдалении и от Сан-Марко, и от Риальто, и от всех туристических маршрутов. Случайно вы сюда не попадете - это предмет паломничества. Так и должно быть: cтоящий на нем храм - усыпальница дожей и полководцев начиная с XV века. Сюда можно прийти разными путями, но самый эффектный первый вид на кампо - фасад вырастет буквально из-под земли - откроется с Calle Larga Gallina, если свернуть направо и выйти на канал напротив храма: отсюда будет ясно видно, в чем драма этого места.
Перед вами храм, в котором солидарно и кротко, плечом к плечу, покоятся высшие слуги республики. Перед ним, в стороне, возвышается один, самый дерзкий, сумевший беззаконно вырваться в мир личной славы, - но, кажется, между ним и храмом еще натянут невидимый канат. Напрягшись и нагло выдвинув плечо, он стоит в стремени, на высоком и узком пьедестале. Памятник кондотьеру Коллеони работы Верроккьо (1481) - один из величайших конных монументов мира, и даже если он вам знаком по Пушкинскому музею, здесь вы его увидите впервые - в контексте венецианских представлений о человеке и обществе. Как вы могли заметить, в Венеции нет памятников (если есть, то XIX века): здесь не доверяли индивидуалистам. Республика, как если бы она постоянно находилась в открытом море, делала ставку на коллективную дисциплину. Когда в XIV веке Венеция начала захватывать территории на суше (что, по мнению историков, в конце концов и привело к ее гибели), она стала использовать кондотьеров - полководцев-наемников (все адмиралы были только венецианцами), потенциальных предателей.
Одним из самых успешных был Коллеони. Гражданин Венеции, он не раз перебегал на сторону Милана и обратно и наконец в 1450-е годы осел в Венеции, где уже не работал (наступил мир). К концу жизни он обладал состоянием, сравнимым с капиталом крупнейшего банка. Зная, что после его смерти все могут конфисковать, в 1475 году он завещал Венеции половину (на защиту от турок) - с условием, что ему поставят памятник перед Сан-Марко. Смириться с этим было для республики невозможно, и покойника обманули, поставив ему памятник перед скуолой Сан-Марко (здание слева от храма).
Церковь Санти-Джованни-э-Паоло, или, на венецианском диалекте, Сан-Дзаниполо (San Zanipolo, пн-сб 7.30-12.30, 15.30-19.00, вс 15.00-18.00), посвященная не апостолам Иоанну и Павлу, а одноименным мученикам IV века, была основана доминиканцами в 1246 году на болотистом краю города. Нынешнее здание церкви (1333-1430, выдающийся мраморный портал Бартоломео Бона 1460 года) - суровый готический храм, типично "мужской" по сравнению с его альтер эго на другом берегу, такой же знаменитой, но по характеру более "женской" церковью Фрари. Посреди Сан-Дзаниполо тоже была галерея для монахов, как во Фрари, но в XIX веке ее разрушили, и теперь целеустремленность готического колосса подчеркнута еще больше. В таком храме доминирует скульптура, а не живопись, история, а не искусство - здесь нет места милости, только долг.

У стен церкви стоит памятник Бартоломео Коллеони, столь же известный в Венеции, как Медный всадник в Петербурге. Один из немногих дошедших до нас конных памятников Ренессанса был воздвигнут в 1481-1488 годах флорентийским скульптором Aндреа Вероккьо, учителем Леонардо да Винчи. Подобная честь имеет под собой чисто венецианскую подоплеку. Коллеони был кондотьером, начальником над наемниками на службе у Республики. Не то чтобы Сенат был восхищен его героизмом или он пользовался особой популярностью у народа, но еще при жизни Коллеони захотел себя увековечить в столь славном городе, как Венеция. Нажившись на многочисленных войнах, он предложил Сенату полмиллиона дукатов в обмен на то, что после его смерти ему будет поставлен памятник у стен собора Сан-Марко. Сенат, как всегда испытывавший нужду в деньгах, согласился. Однако Совет десяти решил, что памятник на главной площади будет Коллеони не по рангу, и, воспользовавшись тем, что в договоре было написано у "стен Сан-Марко", поставил ему памятник около здания Скуола- Гранде-ди-Сан-Марко, месте почетном, но все же не столь видном, как центральная площадь.
Здание Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко (Scuola Grande di San Marco) замыкает площадь с севера. Эта скуола, объединявшая патрицианские семьи Кастелло, была одним из самых могущественных братств города, и мраморный фасад соответствует венецианским понятиям о богатстве и власти. Старое здание погибло в пожаре 1485 года, и архитектору Пьетро Ломбардо был заказан новый проект. Закончено здание было Мауро Кодуччи в 1495 году. Внутреннее убранство было поручено, конечно же, Якопо Тинторетто, написавшему цикл, посвященный истории святого Марка.
С начала XIX века, когда скуола была закрыта, здание служит городским госпиталем. Живописные полотна Тинторетто и других художников разошлись по художественным собраниям (часть их можно увидеть в Музее академии), здание расширено и объединено с внутренними двориками, принадлежавшими церкви Санти-Джованни-э-Паоло. Тем не менее в госпиталь можно зайти хотя бы ради библиотеки, когда-то принадлежавшей скуоле, с великолепным резным деревянным потолком. По этому интерьеру, а также по вестибюлю и лестницам можно составить впечатление о патрицианском размахе Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко. Довольно интересна и череда внутренних дворов с небольшими садиками и древними колодцами.
Ex-Scuola Grande di San Marco (Ospedale Civile) 041 529 41 11; круглосуточно.

Монументы героям продолжаются в апсидах. Во второй справа - реконструкция памятника Веттору Пизани, адмиралу, спасшему Венецию во время осады 1380 года, когда генуэзцы блокировали лагуну в Кьодже и город чуть не пал. К началу этой кампании Пизани, капитан невысокого ранга, сидел в тюрьме за военное поражение; но он был настолько популярен, что ему вернули свободу и назначили командующим флотом. Пизани нашел способ выбить генуэзцев из Кьоджи, но был смертельно ранен.
В главном алтаре справа - готическая гробница Микеле Морозини, который руководил Венецией всего четыре месяца, прежде чем умер от чумы в 1382 году, а напротив, по диагонали, - огромная ренессансная гробница Андреа Вендрамина (Пьетро Ломбардо, 1480). Именно на нее, приставив лестницу, Джон Рескин вскарабкался в XIX веке и увидел то, что давно подозревал: что у лежащего в профиль дожа всего одна половина лица, и, следовательно, искусство Возрождения глубоко лживо.
В самой левой апсиде - надгробие алчного кондотьера Якопо Кавалли (1384), который отказался брать город Фельтре, так как сенат не дал права на его разграбление, а также дожа Джованни Дольфина (1361), который в момент своего избрания был осажден венграми в Триесте - ему пришлось пробираться в Венецию тайком. В левом торце - гробница дожа Себастьяно Веньера, победителя турок в битве при Лепанто (битва 1571 года, но памятник XX века). На оставшейся стене лучший - небольшой монумент дожу Томмазо Мочениго (1423) с пологом над телом покойного, который держат два ангела; это памятник человеку, который на смертном одре предупреждал венецианцев об опасности гнаться за землями на суше в ущерб владычеству на море, но не был услышан. Наконец, последняя скульптура задает масштаб героя в принципе: это святой Иероним работы Алессандро Витториа (1576) - почти Микеланджело по своей интенсивности.
Скуола Гранде-ди-Сан-Марко (Scuola Grande di San Marco), стоящая под углом к храму (как обычно и стояли Большие скуолы), была заложена в 1437 году. Ее фасад (начат Пьетро Ломбардо и Джованни Буора в 1487 году, закончен Мауро Кодусси в 1495-м) - одно из лучших произведений раннего ренессанса в Венеции, как будто уплощенная перспективная проекция собора Сан-Марко с его куполами. "Скульпто-архитектура", специализация семейной артели Ломбардо, здесь настолько хрупка, что защищена плексигласовыми панелями и часто закрывается на реставрацию.
С начала XIX века это вход в городскую больницу, под которую объединили несколько монастырей. В разумные часы вы можете туда зайти, хотя не ждите художественных чудес - фасад много лучше. Вначале вы увидите зал с колоннами на высоких пьедесталах и библиотеку с золоченым резным потолком, потом клуатры монастыря. Третий и четвертый дворы (если идти прямо) относятся к Оспедале-деи-Мендиканти (приюту для бродяг) постройки Винченцо Скамоцци (1601-1631). Церковь Сан-Ладзаро-деи-Мендиканти (где есть Веронезе и ранний Тинторетто) - в прошлом и ныне погребальная часовня. Ее предсказуемый классический фасад (1601-1649) хорошо виден снаружи, с набережной канала, откуда открывается вид и на memento mori неоготического кладбища на острове Сан-Микеле (см. стр. 178).3853017

В общем, обстановка здесь не то чтобы веселая (даже на кампо кафе перемежаются погребальными конторами), хотя люди древности так не думали - для них смерть, болезнь и помощь нуждающимся были естественны. Изменение во вкусах зафиксировала история комплекса зданий под названием Оспедалетто (Ospedaletto, чт-сб 15.30-18.30
Вход в музыкальный зал - €2), который находится за апсидой Сан-Дзаниполо, с правой стороны. Приют (ospedale) для больных, паломников и сирот был основан в XVI веке. Здание построено в 1662-м по проекту Сарди (сохранилась овальная лестница), перестраивал его позже Лонгена, который сделал и фасад входящей в тот же комплекс церкви Санта-Мария-дельи-Дерелитти, Святой Марии Беспризорных). Спонсор строительства требовал, чтобы люди забыли слово "оспедалетто" как неприятное, но чтобы была видна идея благодеяния. В результате Лонгена построил нечто странно веселое: белый фасад очень пластичен, как будто навеки развел щеки в улыбке. Атланты приплясывают, формы наливаются соком, маски чуть ли не язык высовывают навстречу вам.
В церкви есть картины XVIII века. Четвертая справа, "Жертвоприношение Авраама", - работа вундеркинда Тьеполо (1716). В конце XVIII века в приюте был сделан музыкальный зал; в нем - росписи Якопо Гвараны, ученика Тьеполо, полные разных шуточек вроде собаки, которой певчая подает угощение; фактически перед вами роспись музыкальной комнаты детского сада.
Оспедалетто стоит на улице Barbaria delle Tole, которая (в конце вильните вправо) выведет к церкви Санта-Джустина с белым портиком постройки Лонгены (1640). Это только прелюдия к более интересному: обойдите святую Юстину и в конце переулка вы увидите мощный фасад церкви Сан-Франческо-делла-Винья (San Francesco della Vigna, пн-вс 8.00-12.30, 15.00-19.0).
Классическая архитектура хороша тогда, когда это сюрприз, внезапное напоминание о том, что в суете жизни есть более высокий уровень - план законов, пропорций, предназначений. С идеей судьбы связано это место в принципе: считается, что именно здесь ангел явился евангелисту Марку. В 1530-е годы старый готический храм вместе, как заговорщики, переделывали архитектор Сансовино (это была его первая постройка в Венеции) и гуманист-неоплатоник Франческо Дзордзи, который рассчитал пропорции интерьера согласно философским категориям. Сансовино принес в Венецию представление об архитектуре как философии, и они с Дзордзи, конечно, много беседовали тут; кажется, что рассуждения эти все еще витают в воздухе. Фасад делал позже Палладио (1568-1572), и он тоже очень "ученый".
В атмосфере церкви есть мудрая чистота, без католической истерики и туристической дешевки, но вообще-то фра Дзордзи что-то напутал: интерьер странный и довольно темный - запасайтесь монетами для освещения картин. Исключительно прелестна наивная "Мадонна с младенцем" Антонио да Негропонте (1450, справа за углом). По левой стене в капелле Сагредо - монохромные фрески Тьеполо, по той же стене "Святое собеседование" Веронезе (1562), а за ним выход в клуатр через капеллу, где находится тихая "Мадонна со святыми" Беллини (с учениками). По левой стене у алтаря похоронен основатель церкви и друг ее создателей, еще один интеллектуал, - дож Андреа Гритти, дипломат, полиглот, доверенное лицо французского короля и выдающийся бабник, которого не хотели избирать дожем из-за его вспыльчивости, а также наличия четверых незаконорожденных сыновей в Турции. После избрания в 68-летнем возрасте он сделал еще одного ребенка с некоей монахиней и скончался, переев жареных угрей. Вот вам и оборотная сторона философии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.