Таким образом, эргономику как сферу научной и проектной деятельности можно отнести к комплексным
научно-техническим дисциплинам [41], в которых невозможно отделить исследование активного " деятельност-ного объекта" от воздействия на него, т.е. от его исследования, проектирования, совершенствования. В то же время изучение и воздействие не сливаются, но взаимно переходят друг в друга, постоянно взаимодействуют. Это, конечно, наблюдается не только в эргономике.
Особую значимость для комплексных научно-технических дисциплин приобретают методы гуманитарного познания. Важная особенность последнего заключается в уникальности познаваемых объектов. В естественных науках и классической инженерной деятельности исследуется и проектируется типовой объект. Такой инженерный объект может тиражироваться во многих экземплярах, поэтому для его исследования могут применяться типовые методы, расчеты, способы идеализированного представления. Современные сложные "человеко-машинные" системы типа автоматизированных систем управления экономикой, сложных энергетических комплексов, систем противовоздушной обороны и т.п. являются уникальными, т.е. они настолько сложны, что не существует типовых способов их создания. Они производятся "в одном экземпляре", в процессе их разработки используются самые разнообразные методы, средства и представления, сочетание которых также уникально. Комплексная модель такого объекта по необходимости синкретична, составлена из набора разнородных, но все же согласованных представлений различных научных дисциплин.
Для гуманитарного мышления характерны одновременная разработка взаимодополнительных и даже конкурирующих концепций на одном и том же материале, полемика с другими точками зрения как равноправными. Гуманитарное мышление принципиально диалогично. Подобным образом и в современных комплексных научно-технических дисциплинах подчеркивается необходимость сравнительного анализа альтернативных вариантов программ, проектов, моделей, планов. Для одной и той же уникальной сложной системы строится несколько возможных теоретических представлений. Рефлексивность современных научно-технических дисциплин, их направленность на профессиональное осознание собственной деятельности, их методологичность, постоянное обсуждение в них правомерности постановок различных проблем и способов их решения становятся нормой.
В эргономическом знании, принципах и методах проектирования огромную роль играют "личностные компоненты", т.е. установки ученых и специалистов, их ценностные ориентации. В развиваемой М.Полани концепции "личностного знания" подчеркивается, что "в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности... и эта добавка — не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания" [42, с. 19]. Личностное участие в эргономическом знании и проектных установках приводит к возрастанию теоретической, методологической и проектировочной ответственности специалистов.
В эргономическом знании и проектных установках изучаемая и формируемая реальность сопряжены с чело-
веческим миром, а в теорию и практику эргономики включена человеческая перспектива. "Предельные проблемы" ("что такое жизнь? что такое человек?") укоренены в актах личностного самоопределения, в интуиции ученого и проектировщика.
1.7. Этика профессиональной деятельности эргономиста
Эргономическая деятельность, ориентированная на благополучие, удобство, комфорт и безопасность людей, приобретает нравственную окраску и значение. Принимая участие в создании техники и формировании среды, эргономист добивается максимума внимания и бережного отношения к человеку, действуя при этом, порой, в жестких тисках технических и экономических ограничений. Нильс Бор всегда говорил, что плохой человек не может быть хорошим ученым, так не бывает. В эргономике, по определению, не могут работать плохие люди. Эргономика, как и медицина, следует основному завету Гиппократа: "Прежде всего — не вредить". Для эргономиста не менее значима та отличительная черта, которую у врача выделил "отец медицины": "Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым" [43, с.96].
Улучшение качества жизни людей на основе эргономических исследований и эргономического проектирования систем, техники и среды — задача предельно ответственная. Она предъявляет высокие требования к эргономисту и влечет за собой повышение его квалификации, сознания собственного достоинства и эргономической этики. Данная особенность деятельности эргономистов — одно из проявлений общей тенденции развития, согласно которой сложные проблемы науки, техники, цивилизации требуют новых стандартов этического поведения.
Профессиональные эргономические общества в про-мышленно развитых странах серьезно озабочены тем, чтобы обеспечить высокий статус и престиж этой профессии. Эргономическое общество Австралии и Новой Зеландии, например, разработало и одобрило документ "Программа сертификации профессиональных членов". В нем содержатся конкретные требования к организации и научному уровню выполняемых работ, определяется характер взаимоотношений с заказчиками, потребителями и коллегами по профессии, а также целый ряд положений, который можно назвать этическим кодексом эргономиста. Приведем только один фрагмент программы: "Члены общества должны: 1) быть объективными и честными в своей профессиональной деятельности; 2) осознавать рамки своей компетенции и используемых методов; 3) проявлять профессиональную осторожность и опираться на фактически существующий уровень знаний в своих профессиональных обобщениях, избегая сенсационности, поверхности, преувеличений".
Члены созданной в Российской Федерации Ассоциации прикладной эргономики официально провозгласили, что они руководствуются в своей деятельности триединой установкой: высокий профессионализм, интеллигентность, порядочность. В 90-е годы во многих странах создаются системы сертификации эргономистов, включающие требования данной профессии, процедуры оценки соответствия им указанных специалистов и выдачу удостоверения. Выделяют американскую, европейскую и японскую системы сертификации эргономистов. Развиваясь в направлении гармонизации, все эти системы преследуют цели достижения эргономистами профессионального мастерства и на этой базе развития исследований, проектирования и разработок, а также повышения социального статуса указанных специалистов и их роли в решении экономических и социальных задач общества. В американской системе сертификации эргономистов формулируется задача предохранения общества от недостаточности квалификации инженеров [44].
Эргономика у нас в стране и за рубежом в большей или меньшей степени интеллектуальна и практична, но еще далеко не интеллигентна, так как последнее связано прежде всего с поиском смысла жизни и духовным началом, вне которых любая профессиональная деятельность в определенном отношении ущербна, а для эргономики возможный духовный вывих (Г.Федотов) просто опасен. Сложившееся в эргономике положение, вероятно, можно объяснить, но не оправдать тем, что эргономика в определенной мере зародилась и мощно стимулировалась военно-промышленными комплексами и военными ведомствами многих стран. Однако все это лишь усилило технико-рационалистическое начало в эргономике, которое отвечает общей направленности развития цивилизации XX века, не отличающейся, по общему признанию, высокой духовностью.
Литература
1. Пономаренко В.А. Страна Авиация — черное и белое. М., 1995.
2. Крюкова Д.Н, Кумулятивные травмы и их профилактика на производстве. Обзорная информация. М., 1992.
3. Справочник по прикладной эргономике: Пер. с англ. М., 1980.
4. Щедровицкий ГЛ. Система педагогических исследований. Методологический анализ// Педагогика и логика. М., 1993.
5. Parsons H.M., Kearsley G.P. Robotics and human factors: Cur rent status and future prospects// Human Factors, 1982. Vol.24. №5.
6. Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю. Психология человека и техничес кий прогресс// Материалы к совещанию по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психо логии. М., 1962.
7. Тоффлер О. Раса, власть и культура// Новая технократичес кая волна на Западе. М., 1986.
8. Перепелкин Л.С. Этнопсихология современного производст ва// Человек, 1990. №6.
9. Marrell K.F.H Ergonomics. L, 1965.
10. Мунипов В. Эргономика и техническая эстетика// Техничес кая эстетика, 1969. №7.
20. Chapanis A. Relevance of physiological and psychological criteria to man-machine system: the present state of the art// Ergonomics, 1970. Vol.13. №3.
21. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., 1979.
22. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
23. Мунипов В.М., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Становление эргономики как научной дисциплины// Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1979. Вып.17:
24. Франк, С.Л. О задачах обобщающей социальной науки// Социологические исследования, 1990, №9.
25. Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. М„ 1988.
26. Handbook of Industrial Engineering. Second Edition/ Ed. By G.Salvendy. N'.Y.: J.Wiley and Sons, JNC, 1992.
27. Эргономика: принципы и рекомендации. Методическое руководство. Изд. 2-е. М., 1983.
28. Позняков В.В. Управление проектами: сущность, актуальность и особенности применения в России// Мир управления проектами: Пер. с англ. М., 1993.
29. Нордстрем С. Проект как форма работы в Швеции. От технического мышления к управленческому// Мир управления проектами: Пер. с англ. М., 1993.
30. Варне М. Основы Управления проектами// Мир управления проектами: Пер. с англ. М., 1993.
31. Кнопфель Г. Изменения и роль управления проектами в их реализации// Мир управления проектами: Пер. с англ. М., 1993.
32. Улих Э. Психология труда в изменяющемся индустриальном мире// Иностранная психология, 1994. Т.2. №1(3).
33. Savage СМ., Appleton D. CJM and Fifth Generation Technology. Dearborn: CASA/SME Technical Council, 1988.
34. Smith V.H. & Karwowski W. Economic justification of ergonomic interventions: An empirical study approach// Proceedings of the 13th Trienal Congress of the I&A. Vol.2. Helsinki, 1997.
35. Hendric H.W. The cost benefits of macroergonomics: A theoretical perspective and some empirical results// Proceedings of the 13th Trienal Congress of the I&A. Vol.2. Helsinki, 1997.
36. Evaluation of Human Work. A Practical Ergonomics Methodology/ Ed. by J.R.Wilson & E.N.Corlett. Univ. of Nottingham, UK, 1990.
37. Pikaar R.N. & White T.N. Marketing ergonomics: Profile of an interdisciplinary field; Driken J.M. Approved by ergonomist// Ergonomics, 1990. Vol.33. №3.
38 Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1978.
39. Хендрик X. Проектирование организационных структур// Человеческий фактор: Пер. с аник М., 199Т. Т.4-
40. Hendrick H.W. Human factors in organizational design and management: past, present, and future// Human factors in organizational disugn'and management — IV/ Ed. By G.E.Bradley, H.W.Hendrick. North-Holland, Elsevier Science B.V., 1994.
41. Горохов В., Зинченко В., Мунипов В. Методологические проблемы эргономики. Системные исследования. Ежегодник, 1982.
42. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
43. Гиппократ. Избранные книги: Пер. с греч. М., 1994.
44. Draft outline of the certification system of professional ergonomists. The Japan ergonomics society, 1997.