Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эргономика — комплексная научно-техническая дисциплина



Таким образом, эргономику как сферу научной и проектной деятельности можно отнести к комплексным


научно-техническим дисциплинам [41], в которых невоз­можно отделить исследование активного " деятельност-ного объекта" от воздействия на него, т.е. от его исследования, проектирования, совершенствования. В то же время изучение и воздействие не сливаются, но вза­имно переходят друг в друга, постоянно взаимодейству­ют. Это, конечно, наблюдается не только в эргономике.

Особую значимость для комплексных научно-техни­ческих дисциплин приобретают методы гуманитарного познания. Важная особенность последнего заключается в уникальности познаваемых объектов. В естественных науках и классической инженерной деятельности иссле­дуется и проектируется типовой объект. Такой инженер­ный объект может тиражироваться во многих экземпля­рах, поэтому для его исследования могут применяться типовые методы, расчеты, способы идеализированного представления. Современные сложные "человеко-ма­шинные" системы типа автоматизированных систем уп­равления экономикой, сложных энергетических ком­плексов, систем противовоздушной обороны и т.п. явля­ются уникальными, т.е. они настолько сложны, что не существует типовых способов их создания. Они произ­водятся "в одном экземпляре", в процессе их разработки используются самые разнообразные методы, средства и представления, сочетание которых также уникально. Комплексная модель такого объекта по необходимости синкретична, составлена из набора разнородных, но все же согласованных представлений различных научных дисциплин.

Для гуманитарного мышления характерны одновре­менная разработка взаимодополнительных и даже конку­рирующих концепций на одном и том же материале, полемика с другими точками зрения как равноправными. Гуманитарное мышление принципиально диалогично. Подобным образом и в современных комплексных науч­но-технических дисциплинах подчеркивается необходи­мость сравнительного анализа альтернативных вариантов программ, проектов, моделей, планов. Для одной и той же уникальной сложной системы строится несколько воз­можных теоретических представлений. Рефлексивность современных научно-технических дисциплин, их направ­ленность на профессиональное осознание собственной деятельности, их методологичность, постоянное обсужде­ние в них правомерности постановок различных проблем и способов их решения становятся нормой.

В эргономическом знании, принципах и методах проектирования огромную роль играют "личностные компоненты", т.е. установки ученых и специалистов, их ценностные ориентации. В развиваемой М.Полани кон­цепции "личностного знания" подчеркивается, что "в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности... и эта добавка — не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент зна­ния" [42, с. 19]. Личностное участие в эргономическом знании и проектных установках приводит к возраста­нию теоретической, методологической и проектировоч­ной ответственности специалистов.

В эргономическом знании и проектных установках изучаемая и формируемая реальность сопряжены с чело-


веческим миром, а в теорию и практику эргономики включена человеческая перспектива. "Предельные про­блемы" ("что такое жизнь? что такое человек?") укоре­нены в актах личностного самоопределения, в интуиции ученого и проектировщика.

1.7. Этика профессиональной деятельности эргономиста

Эргономическая деятельность, ориентированная на благополучие, удобство, комфорт и безопасность людей, приобретает нравственную окраску и значение. Прини­мая участие в создании техники и формировании среды, эргономист добивается максимума внимания и бережно­го отношения к человеку, действуя при этом, порой, в жестких тисках технических и экономических ограниче­ний. Нильс Бор всегда говорил, что плохой человек не может быть хорошим ученым, так не бывает. В эргоно­мике, по определению, не могут работать плохие люди. Эргономика, как и медицина, следует основному завету Гиппократа: "Прежде всего — не вредить". Для эргоно­миста не менее значима та отличительная черта, которую у врача выделил "отец медицины": "Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым" [43, с.96].

Улучшение качества жизни людей на основе эргоно­мических исследований и эргономического проектирова­ния систем, техники и среды — задача предельно ответ­ственная. Она предъявляет высокие требования к эрго­номисту и влечет за собой повышение его квалификации, сознания собственного достоинства и эргономической этики. Данная особенность деятельности эргономис­тов — одно из проявлений общей тенденции развития, согласно которой сложные проблемы науки, техники, цивилизации требуют новых стандартов этического по­ведения.

Профессиональные эргономические общества в про-мышленно развитых странах серьезно озабочены тем, чтобы обеспечить высокий статус и престиж этой про­фессии. Эргономическое общество Австралии и Новой Зеландии, например, разработало и одобрило документ "Программа сертификации профессиональных членов". В нем содержатся конкретные требования к организации и научному уровню выполняемых работ, определяется характер взаимоотношений с заказчиками, потребителя­ми и коллегами по профессии, а также целый ряд поло­жений, который можно назвать этическим кодексом эр­гономиста. Приведем только один фрагмент программы: "Члены общества должны: 1) быть объективными и чест­ными в своей профессиональной деятельности; 2) осоз­навать рамки своей компетенции и используемых мето­дов; 3) проявлять профессиональную осторожность и опираться на фактически существующий уровень знаний в своих профессиональных обобщениях, избегая сенса­ционности, поверхности, преувеличений".


Члены созданной в Российской Федерации Ассоциа­ции прикладной эргономики официально провозгласили, что они руководствуются в своей деятельности триеди­ной установкой: высокий профессионализм, интелли­гентность, порядочность. В 90-е годы во многих странах создаются системы сертификации эргономистов, вклю­чающие требования данной профессии, процедуры оцен­ки соответствия им указанных специалистов и выдачу удостоверения. Выделяют американскую, европейскую и японскую системы сертификации эргономистов. Разви­ваясь в направлении гармонизации, все эти системы преследуют цели достижения эргономистами професси­онального мастерства и на этой базе развития исследова­ний, проектирования и разработок, а также повышения социального статуса указанных специалистов и их роли в решении экономических и социальных задач общества. В американской системе сертификации эргономистов формулируется задача предохранения общества от недо­статочности квалификации инженеров [44].

Эргономика у нас в стране и за рубежом в большей или меньшей степени интеллектуальна и практична, но еще далеко не интеллигентна, так как последнее связано прежде всего с поиском смысла жизни и духовным началом, вне которых любая профессиональная деятель­ность в определенном отношении ущербна, а для эргоно­мики возможный духовный вывих (Г.Федотов) просто опасен. Сложившееся в эргономике положение, вероятно, можно объяснить, но не оправдать тем, что эргономика в определенной мере зародилась и мощно стимулирова­лась военно-промышленными комплексами и военными ведомствами многих стран. Однако все это лишь усилило технико-рационалистическое начало в эргономике, кото­рое отвечает общей направленности развития цивилиза­ции XX века, не отличающейся, по общему признанию, высокой духовностью.

Литература

1. Пономаренко В.А. Страна Авиация — черное и белое. М.,
1995.

2. Крюкова Д.Н, Кумулятивные травмы и их профилактика на
производстве. Обзорная информация. М., 1992.

3. Справочник по прикладной эргономике: Пер. с англ. М.,
1980.

4. Щедровицкий ГЛ. Система педагогических исследований.
Методологический анализ// Педагогика и логика. М., 1993.

5. Parsons H.M., Kearsley G.P. Robotics and human factors: Cur­
rent status and future prospects// Human Factors, 1982.
Vol.24. №5.

6. Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю. Психология человека и техничес­
кий прогресс// Материалы к совещанию по философским
вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психо­
логии. М., 1962.

7. Тоффлер О. Раса, власть и культура// Новая технократичес­
кая волна на Западе. М., 1986.

8. Перепелкин Л.С. Этнопсихология современного производст­
ва// Человек, 1990. №6.

9. Marrell K.F.H Ergonomics. L, 1965.


10. Мунипов В. Эргономика и техническая эстетика// Техничес­
кая эстетика, 1969. №7.

11. Венда В.Ф., Зинченко В.П., Мунипов В.М. Проективная эрго­
номика// Техническая эстетика, 1970. №7.

12. Bernotat R., Hunt D.P. University curricula in Ergonomics. For-
schunsintitut fur Anthropotechnik. 5309 Meckenheim. Germany,
1977.

13. Ломов Б.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психоло­
гии. П., 1963.

14. Зефельд В.В., Мунипов В.М., Чернышева О.Н. Предпроект-
ное эргономическое моделирование. М., 1980.

15. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Система 'человек-машина"//
Т.21. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1975.

16. Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем: Пер. с англ. М., 1962.

17. Мейстер Д. Эргономические основы разработки сложных cистем: Пер. с англ. М., 1979.

18. Политехнический словарь. Изд. 3-е. М., 1989.

19. Пископпель А.А., Вучетич Г.Г., Сергиенко С.К., Щедровицкий Л.П. Инженерная психология. М., 1994.

20. Chapanis A. Relevance of physiological and psychological criteria to man-machine system: the present state of the art// Ergonomics, 1970. Vol.13. №3.

21. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., 1979.

22. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.

23. Мунипов В.М., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Становление эргономики как научной дисциплины// Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1979. Вып.17:

24. Франк, С.Л. О задачах обобщающей социальной науки// Социологические исследования, 1990, №9.

25. Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. М„ 1988.

26. Handbook of Industrial Engineering. Second Edition/ Ed. By G.Salvendy. N'.Y.: J.Wiley and Sons, JNC, 1992.

27. Эргономика: принципы и рекомендации. Методическое руководство. Изд. 2-е. М., 1983.

28. Позняков В.В. Управление проектами: сущность, актуальность и особенности применения в России// Мир управления проектами: Пер. с англ. М., 1993.

29. Нордстрем С. Проект как форма работы в Швеции. От технического мышления к управленческому// Мир управления проектами: Пер. с англ. М., 1993.

30. Варне М. Основы Управления проектами// Мир управления проектами: Пер. с англ. М., 1993.

31. Кнопфель Г. Изменения и роль управления проектами в их реализации// Мир управления проектами: Пер. с англ. М., 1993.

32. Улих Э. Психология труда в изменяющемся индустриальном мире// Иностранная психология, 1994. Т.2. №1(3).

33. Savage СМ., Appleton D. CJM and Fifth Generation Technology. Dearborn: CASA/SME Technical Council, 1988.

34. Smith V.H. & Karwowski W. Economic justification of ergonomic interventions: An empirical study approach// Proceedings of the 13th Trienal Congress of the I&A. Vol.2. Helsinki, 1997.

35. Hendric H.W. The cost benefits of macroergonomics: A theoretical perspective and some empirical results// Proceedings of the 13th Trienal Congress of the I&A. Vol.2. Helsinki, 1997.

36. Evaluation of Human Work. A Practical Ergonomics Methodology/ Ed. by J.R.Wilson & E.N.Corlett. Univ. of Nottingham, UK, 1990.

37. Pikaar R.N. & White T.N. Marketing ergonomics: Profile of an interdisciplinary field; Driken J.M. Approved by ergonomist// Ergonomics, 1990. Vol.33. №3.

38 Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1978.

39. Хендрик X. Проектирование организационных структур// Человеческий фактор: Пер. с аник М., 199Т. Т.4-

40. Hendrick H.W. Human factors in organizational design and management: past, present, and future// Human factors in organizational disugn'and management — IV/ Ed. By G.E.Bradley, H.W.Hendrick. North-Holland, Elsevier Science B.V., 1994.

41. Горохов В., Зинченко В., Мунипов В. Методологические проблемы эргономики. Системные исследования. Ежегодник, 1982.

42. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

43. Гиппократ. Избранные книги: Пер. с греч. М., 1994.

44. Draft outline of the certification system of professional ergonomists. The Japan ergonomics society, 1997.

□ □□

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.