Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экспертные системы и их характеристика

Основные понятия искусственного интеллекта (ИИ)

Искусственный интеллект-это автоматизированная система, берущая на себя некоторые функции интеллекта человека (чел-ка). Интеллект-это ум, рассудок, разум чел-ка. Интеллект и мышление чел-ка связано с распознаванием ситуации, логический анализ планирования поведения игры и управления в условиях неопределённости. Все задачи в экономике можно разделить: 1)структурированные задачи (показатели, описывающие эту задачу, имеют количественную характеристику, т.е. между ними можно установить чёткие матем. Зависимости); 2) слабо структурированные (показатели, характеризующие эту задачу могут иметь количественные и качественные характеристики); 3) неструктурированные (показатели имеют только качественную характеристику).

Развитие методов ИИ привело к разработке и созданию практически действующих интеллектных систем, которые используются для решения слабо структурированных задач. Наиболее развитые системы: экспертные системы и система поддержки принятие решений; нейросети.

 

Экспертные системы и их характеристика

Экспертная система (ЭС) - это система в основе которой лежит БД и правило и, которая на основании представленных факторов, позволяет сделать вывод и предложить решение.

Основные количественные ЭС явления:1)База знаний (БЗ), она содержит факторы и правила. Факты представляющие собой краткосрочную информацию; правило: более долгосрочная информация о том как порождать новые факторы из того, что сейчас известно. БЗ активно наполняется новой недостающей информацией. 2)Машина логического вывода использует исходные данные из рабочей памяти или БД и БЗ, формирует последовательность правил, которые приводят к решению задачи. Различают прямую и обратную цепочку рассуждения. Прямая-это последовательность правил, которая ведёт от данных к гипотезе, при этом в процессе диалога может быть задано неограниченное количество диалогов, которые приводят к решению. Обратная - является попыткой найти данные для доказательства или для опровержения некоторых гипотез. На практике не используются в чистом виде ни одна из рассмотренных цепочек, объясняется это неоднозначностью данных, которые используются для рассуждения. 3) компонент приобретения знаний позволяет автоматизировать процесс пополнения экспертной системы знаниями, источником которых является эксперт или группа экспертов; 4) Объяснительный компонент позволяет пользователю объяснить как система получила решение задачи и какие знания при этом использовались, тем самым повышенное доверие к системе; 5)диалоговый компонент , интерфейс пользователя предназначен для организации дружественного общения системы с пользователем в процессе приобретения знаний и объяснения решения задачи; 6)БД предназначен для хранения исходных данных и для хранения промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи система содержащая перечисление единиц называется статистическими экспертными системами. Если такая система содержит дополнительное время, то она будет динамической экспертной системой. Любая ЭС может работать в двух режимах: А)режим консультации – общение с ЭС осуществляет конечный пользователь, который заинтересован результатом решаемой задачи и в качестве которого могут выступать эксперты, программисты, лицо принимающая решения. В режиме консультации данные в задаче пользователя после обработки их диалоговым поступают в рабочую память. Затем, машина логического вывода на основе входных данных, общих данных о проблемной области и правила из БЗ формирует решение задачи. Б) приобретение знаний – общение с ЭС осуществляет эксперт, который пополняет систему информацией, позволяющей ЭС в последующем работать в режиме консультации. Принято ЭС классифицировать по признакам:

*по назначению: общего назначения, специализированные (ЭС для задач диагностики, проектирования, прогнозирования, для задач, контроля ситуации и др.); *по степени зависимости от внешней среды: статические ( не зависящие), динамические ( учитывающие динамику внешней среды и предназначены для решения задач в реальный режим времени); * по типу использования: изолированные ЭС; ЭС на входе или выходе др. систем; гибридные; интегрированные с БД и др. программными продуктами; * по стадии создания: исследовательские образцы; демонстрация ведомости; промышленные ЭС; коммерческие ЭС .

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.