Учитывая ослабление сечения шпоночной канавкой, увеличиваем расчётный диаметр и принимаем окончательно по ГОСТ 6636–69 диаметр выходного конца вала Имея значение минимального диаметра вала, переходим к его конструированию, т.е. определяем все диаметральные и линейные размеры вала.
Диаметральные размеры:
Диметр промежуточного участка вала между выходным концом вала и участком под подшипник качения примем:
Диметр промежуточного участка вала между посадочным местом под зубчатое колесо и посадочным местом под подшипник качения примем:
Диаметр вала под подшипниками качения:
Диаметр вала под зубчатым колесом:
Диаметр промежуточного участка вала между зубчатым колесом и подшипником качения примем:
Рисунок 109 – Эскиз тихоходного вала
Линейные размеры:
Длина посадочной поверхности под муфту :
Принятую длину посадочной поверхности согласуют с рассчитанной, исходя из прочности шпоночного соединения:
где – высота шпонки, мм;
– размер шпоночного соединения, мм;
– допускаемое напряжение смятия, для стали
Шпонка под муфту – призматическая, для которой: , ,
Примем , из нормального ряда, 54мм.
Получаем:
Длину посадочной поверхности под зубчатое колесо назначают равной или большей ширины венца. Принятую длину посадочной поверхности согласуют с рассчитанной, исходя из прочности шпоночного соединения:
где – высота шпонки, мм;
– размер шпоночного соединения, мм;
– допускаемое напряжение смятия, для стали
Шпонка под зубчатое колесо – призматическая, для которой: , ,
Примем , из нормального ряда, 45мм.
Получаем:
Длины и определим конструктивно:
5.3.2. Расчёт вала в опасном сечении.
Найдём силы, действующие на вал:
1) – радиальная сила.
2) – окружная сила.
3) – сила действия муфты на вал.
Проекция на ось ОХ:
Рисунок 110
Определяем изгибающие моменты:
1)
2)
3)
Проекция на ось ОY:
Определяем изгибающие моменты:
1)
2)
3)
Как видно из схемы, наиболее нагруженным является сечение вала под зубчатым колесом.
Расчет изгибаемого момента:
Рисунок 111
Рассчитаем эквивалентный момент:
Произведем расчет диаметра вала в опасных сечениях:
(мм)
(мм)
Как видно из рисунка 109, наиболее нагруженным является сечение шестерни.
10.4.3.2 Расчёт вала на сопротивление усталости (выносливость).
Расчёт выполняют в форме проверки коэффициента запаса прочности S, который должен удовлетворять неравенство:
Рисунок 112 – Объёмное изображение быстроходного вала
где – коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям изгиба;
– коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям кручения;
– допустимый коэффициент запаса усталостной прочности, который
выбирается в пределах 1,5…2,5.
Коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
где – предел выносливости при изгибе;
– предел выносливости при кручении;
– коэффициенты концентрации напряжений;
– амплитудные и средние напряжения при изгибе;
– амплитудные и средние напряжения при кручении;
цикла напряжений соответственно при изгибе и кручении.
Момент сопротивления W для вала – шестерни равен:
где – диаметр опасного сечения.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
где – момент сопротивления при кручении.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Общий коэффициент запаса прочности:
В ходе вычислений можно сделать вывод, что прочность, и жёсткость обеспечены, но необходимо уменьшить диаметр ступеней вала.
Рисунок 113 – Чертёж промежуточного вала-шестерни
Библиографический список
1. Решетов Д.Н. Детали машин /Д.Н. Решетов. М.: Машиностроение, 1989. 496 с.
2. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: учеб. пособие /А.Е. Шейнблит. Калининград: Янтар. сказ., 2005. 456 с.
3. Дунаев П.Ф. Детали машин. Курсовое проектирование / П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. М.: Машиностроение, 1990. 427 с.
4. Романов М.Я. Сборник задач по деталям машин: учеб. пособие для учащихся техникумов / М.Я. Романов, В.А. Константинов, Н.А. Покровский. М.: Машиностроение, 1984. 240 с.
5. Иванов М.Н. Детали машин: учебник для студентов машиностроит. спец. вузов / М.Н. Иванов, В.А. Финогенов. М.: Высш. шк., 2002. 408 с.
7. Чернин И.М. Расчеты деталей машин / И.М. Чернин, А.В. Кузьмин, Г.М. Ицкович. Минск: Вышэйш. шк., 1978. 472 с.
8. СТП ВГТУ 62–2007. Текстовые документы (курсовые работы (проекты), рефераты, отчёты по лабораторным работам, контрольные работы). Правила оформления. – Воронеж: ВГТУ, 2007. – 53 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
1 Конструкция валов. 7
1.1 Элементы вала. 7
1.2 Материалы валов и их термообработка. 9
1.3 Критерии работоспособности и расчета валов. 9
1.4 Расчетная схема и расчетные нагрузки. 10
2 Определение сил в зацеплении закрытых передач. 12
2.1 Определение консольных сил. 14
3 Определение геометрических параметров ступеней валов. 18
3.1 Определение размеров валов. 19
3.2 Компоновка редуктора. 21
3.2.1 Размеры, необходимые для выполнения компоновки 27
3.2.2 Порядок построения эскизной компоновки редуктора 30
4 Предварительный выбор подшипников качения. 32
4.1 Порядок проектирования подшипниковых узлов. 32
4.2 Выбор типа подшипника. 33
4.3 Основные схемы установки подшипников. 38
4.4 Размеры и основные размеры подшипников качения. 53
5 Определение реакций в опорах подшипников и построение эпюр изгибающих и крутящих моментов 61
5.1 Расчет диаметра вала в опасном сечении. 62
6 Конструирование валов. 74
6.1 Переходные участки. 74
6.2 Посадочные поверхности. 79
6.3 Расчет вала на сопротивление усталости (выносливость) 85
6.4 Справочные данные по коэффициентам концентрации напряжений 88
7 Расчет шпоночных соединений. 94
7.1 Пример расчета шпоночного соединения. 97
8 Оформление рабочего чертежа вала. 98
8.1 Изображение детали. 98
8.2 Линейные и диаметральные размеры.. 100
8.3 Допуски и посадки. 100
8.4 Допуски формы и расположения поверхностей. 101
8.5 Шероховатость поверхностей. 105
9 Разработка рабочих чертежей деталей редуктора. 112
9.1 Изображение детали. 113
9.2 Линейные размеры.. 113
9.3 Текстовая часть рабочего чертежа. 115
9.4 Примеры разработки рабочих чертежей. 116
9.5 Заполнение основной надписи конструкторской документации 119