Определим диаметры выходных участков валов редуктора из расчета только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях
, мм,
где [t] = 20…30 МПа – для всех валов (меньшие величины – для быстроходных валов, большие для тихоходных валов),
Т – вращающиймомент на валу, Нм.
Полученные значения dвых округляют до ближайших больших стандартных значений по ряду размеров Ra 40 (по ГОСТ 8032-88): 10; 10.5; 11; 11.5; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 52; 55; 60; 63; 65; 70; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 125; 130; 140; 150; 160…
Зная диаметр выходной части вала, можно определить остальные диаметральные и линейные размеры вала. На рисунке 11 представлена типовая конструкция вала одноступенчатого редуктора.
Рисунок 11
Диаметр вала под подшипниками качения:
d2= dвал1 + 2t, мм.
Высоту буртика t, а также значения фаски подшипника r и ориентировочную величину фаски ступицы f можно определить в зависимости от диаметра соответствующей ступени d по таблице 3:
Таблица 3
d
17...24
25...30
32...40
42...50
52...60
62...70
71...85
t
2,0
2,2
2,5
2,8
3,0
3,3
3,5
r
1,6
2,0
2,5
3,0
3,0
3,5
3,5
f
1,0
1,0
1,2
1,6
2,0
2,0
2,5
Полученное значение диаметра вала под подшипник качения необходимо округлить до ближайшего большего значения из нормального ряда диаметров кратного 5 мм.
Для облегчения конструирования быстроходного вала можно изготовить шестерню совестно с валом – вал-шестерню (рисунок 12).
Переходной диаметр вала от подшипника до шестерни:
d3 = d2 + 3,2r, мм,
где r – размеры фаски подшипника (таблица 3).
Рисунок 12
Диаметры и длины ступеней валов необходимо округлять до ближайших стандартных чисел, определяя диаметр каждой последующей ступени по стандартному значению диаметра предыдущей.
Линейные размеры вала определяют по эмпирическим зависимостям или путем расчета.
Компоновка редуктора
Изображение общего вида редуктора позволяет задать положение колес редукторной пары, элементов открытой передачи, муфты относительно опор (подшипников). По полученной компоновке, выполненной на миллиметровой бумаге, достаточно легко определить расстояние lБ и lТ между точками приложения реакций подшипников быстроходного и тихоходного валов, а также точки приложения силы давления со сторона открытой передачи или муфты на расстоянии lоп и lм от реакции смежного подшипника (рисунок 13).
Для облегчения составления чертежа можно пользоваться схемой, представленной на рисунке 14–16.
Рисунок 13 – Последовательность разработки чертежа общего вида цилиндрического одноступенчатого редуктора