При расстановке опор на пересечённой местности может оказаться так, что отметка расположения какой-либо опоры будет значительно ниже отметок двух соседних опор, что при определенных условиях может привести к «вырыванию» опоры из грунта.
Проверка на вырывание производится с помощью шаблона, представляющего кривую провисания провода при минимальной стреле провеса. Шаблон рассчитывается по формуле:
, где , а ;
Точки (в масштабе) для построения шаблона приведены в таблице 18.
Таблица 18 - Точки для построения шаблона.
l, м
X, м
X, мм (в масштабе)
2,67
5,33
10,67
13,6
Y, м
0, 076
0,304
0,683
1,214
1,974
2,732
Y, мм (в масштабе)
0,152
0,608
1,336
2,428
3,948
5,464
После построения шаблона определяем по профилю трассы, что под угрозой «вырывания» опор нет.
7 Расчёт аварийных режимов
Под аварийным режимом воздушной ЛЭП понимают работу при полностью или частично оборванных проводах и тросах. Изменение тяжения провода в результате смещения его точки подвеса называется редукцией, установившееся новое тяжение – редуцированным, а отношение редуцированного тяжения к начальному – коэффициентом редукции. Будем рассматривать в качестве аварийного режима обрыв провода в втором пролете, считая от левой анкерной опоры.
Тяжение в проводе в режиме среднегодовой температуры определим по формуле:
. (52)
Стрелу провеса провода в режиме среднегодовой температуры определим по формуле:
;
Условие требуемого расстояния от низшей точки провисания провода до земли в аварийном режиме выполняется, это означает, что расстояние от провода до земли не будет превышать габарита.
Максимальное тяжение провода определим по формуле:
. (53)
Нормативное тяжение провода в аварийном режиме:
.
Для троса
Нормативное тяжение троса в аварийном режиме:
(54)
Найдём редуцированные тяжения во 1-ом пролете от левой анкерной опоры. Воспользуемся упрощённым методом расчёта. Найдём коэффициенты редукции kP1:
(57)
Редуцированное тяжение во 1-ом пролёте от левой анкерной опоры:
, (58)
<
Условие прочности выполняется, это означает, что прочность левой промежуточной опоры в аварийном режиме будет достаточной для условий проектируемой линии.
Найдём редуцированное напряжение в проводе в указанном пролёте:
(59)
Стрела провеса в аварийном режиме в указанном пролёте:
(60)
8,105>6,332
Условие требуемого расстояния от низшей точки провисания провода до земли в аварийном режиме не выполняется, это означает, что в случае аврии необходимо произвести отключение линии.
Определим коэффициент редукции kP6 в четвертом от правой анкерной опоры пролете.
Редуцированное тяжение в 6-ом пролёте от правой анкерной опоры, в котором проходит пересечение линии ВЛ с трубопроводом.
,
<
Условие прочности выполняется, это означает, что прочность правой промежуточной опоры в аварийном режиме будет достаточной для условий проектируемой линии.
Найдём редуцированное напряжение в проводе в указанном пролёте:
Стрела провеса в аварийном режиме в указанном пролёте:
.
25,081>6,332
Условие требуемого расстояния от низшей точки провисания провода до земли в аварийном режиме не выполняется, это означает, что в случае аварии необходимо произвести отключение линии.
Прогиб промежуточной опоры, вызываемый разностью тяжений в двух прилегающих к ней пролетах, равен:
, (61)
где - коэффициент гибкости опоры, м/Н;
- коэффициент распределения усилий между стойками опоры;
- разность тяжений.
Определим отклонения гирлянды изоляторов на опорах ограничивающих аварийный пролет.