Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как упражняться в щедрости?



 

Третий Далай-лама в своем комментарии «Эликсир очищенного золота» говорит:

«Когда в сознании полностью установится мотивация- “я должен ради блага всех живых существ достигнуть состояния Будды”, - то мы приступаем к тому, что в корректной форме наставляем в Дхарме всех тех, кто не владеет благородным Учением. Мы защищаем существ от таких опасностей, как, например, войны, причиняемых одушевленными существами- жестокими властителями, демонами, хищными зверями, змеями и т.д. Мы защищаем их также от опасностей, проистекающих от таких неодушевленных вещей, как природные элементы Земля, Вода и т.д. Тем, кто имуществом беден, мы даем без корысти и сожаления еду и питье, место для ночлега, медицинскую помощь при болезнях и другие блага. Если короче, мы отдаем наши тела, наши блага и все добродетели, которые мы накопили в трех временах, без того, чтобы ощутить от даяния потерю.»[171]

Его Святейшество Лама Цонкапа в тексте «Песнь внутреннего опыта» пишет:

«Щедрость есть драгоценность, исполняющая желания, которая исполняет чаяния существ. Это замечательное оружие для разрубания узлов скупости. Это упражнение Бодхисаттв, взращивающих нерушимую духовную силу. Это - постамент славы, распространяющейся во все десять сторон света. Признав это, Мастера опираются на благородный путь совершенного даяния тела, благ и собрания заслуг.» [172]

Его Святейшество Далай-лама XIV в своём комментарии разъясняет, как Бодхисаттвы упражняются в трех видах щедрости: 1) даяние Дхармы; 2) даяние материальных вещей; 3) предоставление защиты от опасностей.[173] Суть практики щедрости Бодхисаттв раскрывает Шантидева, когда говорит:

Допустим, что парамита даяния заключается в том,

Чтобы избавить существ от нищеты.

Однако мир по-прежнему беден.

Зачем же тогда упражнялись в ней Будды древности?

Сказано, что парамита даяния

Это готовность отдать другим всё

Вместе с плодами [ этого совершенства].

Следовательно, это не что иное, как состояние ума.[174]

 

Даяние есть основа духовного поведения. Это - как магический камень, исполнящий не только собственные желания, но и пожелания других. Далай-лама XIV пишет: «Поэтому если некто с открытым сердцем проявляет щедрость в компании других, то он удовлетворяет их потребности и накапливает при этом сам кармические причины для собственного благополучия в будущем. Щедрость равна острому ножу, которым мы можем разрезать связывающие нас путы скупости, которая заставляет нищего бояться потерять свою нищенскую чашу, а миллионера удерживает от использования своего богатства для себя и для родственников. Скупость - всё равно что тесный узел, который сжимает нам сердце и нас самих обрекает на ненужные страдания.В начале практики мы направляем наше внимание на потребности других живых существ и предпринимаем простейшие действия даяния, как например, сознательно, с благой целью, даем корм маленьким животным или птицам, к кому-то, кто нуждается в нашем добром отношении, проявляем дружелюбие, и т.п. Очень интересно наблюдать, как такие поступки трогают, приводят в действие, наши сердце и нрав. И если мы далее упражняемся, то в конце концов каждый наш вдох, каждое действие и каждое слово станут актом даяния, выражением щедрости по отношению к миру.»[175]

 

6.3. Практика парамиты нравственности[176]

Вторая практика деяний Бодхисаттв - это практика нравственности, то есть воздержание от действий неумелых и совершение действий умелых. Практика нравственности, как разъясняет Лама Цонкапа, необходима также для того, чтобы не стремиться к обладанию новыми вещами, для развития «воздержания от бессмысленной, пустой суеты»[177]. Онтологическим фундаментом буддийской практики нравственности является теория кармы. Иначе говоря, свою практику дисциплины буддисты строят на принципе соблюдения закона кармы. Согласно этому закону, все наши страдания и счастье зависят не от Бога, а от нас cамих: мы творим их сами, своими неумелыми или умелыми действиями. Искусные действия, основанные на Мудрости, порождают положительные результаты, полезные как для вас, так и для других, а неумелые действия, проистекающие из неведения, являются вредоносными - как для вас самих, так и для других. Буддизм также учит, что причиняя вред другим, вы косвенно вредите себе. Если в горном ущелье вы крикнете: “Ты дурак!”, то в ответ услышите то же самое: “Ты дурак!”. Итак, осознав это, вы должны практиковать нравственность.

Все религии мира, все этические системы учат, что люди должны быть нравственными. Но одних сентенций вроде этих - “будь добрым!”, “нельзя причинять другим зло!” недостаточно, чтобы люди в реальности сделали выбор в пользу добра, а не зла. Они нуждаются в убедительном логическом обосновании нравственности и необходимости умелых действий, не причиняющих вреда другим. Что такое “безнравственные действия” в контексте буддийской практики нравственности? Это те действия, которые переходят границы. Что за границы? Это черта, за которой действия ваших тела, речи и ума перестают приносить благо и начинают причинять вред другим и тем самым косвенно - вам самому. Буддизм говорит: можешь делать всё, что хочешь, но помни о границах. Буддизм не вводит запреты - “не делай того”, “нельзя делать это-то”. Учение Будды не запрещает чего-либо, а объясняет, что есть определенные границы, за пределами которых действия являются вредоносными, и что причиняя вред другим, ты тем самым косвенно вредишь самому себе. Таким образом, буддизм рекомендует: не ешьте вредную пищу, потому что она не принесет вам пользу. С таким пониманием людям легко придерживаться здоровой диеты.

С точки зрения поддержания духовного здоровья практика щедрости сравнима с общеукрепляющими витаминами. А с диетой сравнима практика нравственности - поведение в тех границах, в которых любые действия тела, речи и ума не приносят вреда никому. Нравственность - это очень мощная основа для достижения реализаций.В наше время многие люди принимают сильные духовные лекарства, но - безрезультатно, так как делают ошибку: не соблюдают духовную диету, игнорируют практику нравственности. Это похоже на то, как я не понимал до сих пор роль строгой диеты для излечения моей язвы: ел жирную и острую пищу и в то же время принимал очень сильные препараты, которые не справлялись с язвой - из-за моего несоблюдения диеты.

Особенность буддийской практики нравственности как практики соблюдения определенных границ благого и вредоносного, обусловленных положительной и отрицательной кармой, её отличие от мирской запрещающей морали, можно пояснить также с помощью следующего примера. Невозможно запретом убедить ребенка не есть отравленные конфеты, если он не понимает, что это опасно. Но если ему в доходчивой форме объяснить, каким образом это ему повредит, то ребенок, когда поймет причинно-следственный механизм действия сладкой отравы, не станет есть, даже если вокруг него горы отравленных конфет. Без понимания механизма кармы и осознавания обусловленных кармой границ допустимого поведения практика нравственности обернется самобичеванием, а не настоящей духовной практикой. Если бы буддизм не содержал глубокой теории, на которой основана этика, то я не стал бы монахом - для меня соблюдение обетов было бы мучением. А носить такие “странные” одежды в российских городах - Москве, Омске, Новосибирске, Иркутске, Чите, - в которых я бываю, это было бы наказанием. Но зная теоретическую основу практики моральности, соблюдать её требования совсем не так трудно, как это кажется человеку несведущему. Я, монах, живя в Москве, более счастлив, чем все вы. Когда вы раскроете свой ум, вам будет легко отказаться от совершения дурных действий. А без раскрытия ума пытаться соблюдать нравственность - это значит насиловать себя, но таким образом невозможно удержаться от аморальных поступков.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.