Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Богоявленский Кожеозерский монастырь

Кожеозерский монастырь основан преподобным Нифонтом и Серапионом Кожеозерскими 1557 году на Кожозере ( на Лопском острове на озере Кожозеро в 100 километров от города Онеги).

По преданию, в 1552 году на Кожозеро пришел монах Нифонт и построил часовню, в 1556 году к нему присоединился мирянин Сергий, татарский царевич Турсас Ксангорович –сын Казанского татарского царька. Через некоторое время Нифонт посвятил его в монашеский чин и нарёк Серапионом. Постепенно к двум пустынникам стали собираться братия, в это время в обитель пришли священноиноки Евстратий и Игнатий, они были ближайшими помощниками Нифонта и Серапиона в устроении пустыни.

С появлением Серапиона и других священноиноков было положено образование Кожеозерской обители ( 1557), об этом пишет А.Кононов «Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни» 1894г., профессор Г.В.Алферова «Каргополь и Каргополье»1973г, историк Г.П.Гунн «Каргопольский озерный край» 1983г, сборник «Онежская старина» г. Онега 1995г. По другим историческим сведениям Кожеозерский монастырь образован 1565 год, однако Прилуцкий дьячок Еремко Онфимов сообщает 4 мая 1563 году уже существовала Кожеозерская обитель.

В 1557 году Нифонт отправился в Москву хлопотать об устроении монастыря, однако пропал без вести, позднее выяснилось в Москве Нифонт умер 4 мая 1564 году. После смерти Нифонта все труды и заботы по сохранению собравшей братии выпали на долю Серапиона. В это время в обители наступил голод и здесь проявились организаторские способности Серапиона, он несколько раз выходил к жителям деревень по реке Онеге, собирал хлеб для прокормления братии, однажды на своих плечах принёс каменные жернова для помола зерна.

С 1571 по 1581 год игуменами Кожеозерской обители были игумен Евстратий и с 1582 по 1984 год игумен Игнатий. После смерти царя Ивана Грозного Серапион прибывает в Москву и просит царя Фёдора Ивановича об устроении монастыря. 30 сентября 1585 году была выдана царская грамота, в которой был пожалован Лопский полуостров, всё озеро и вокруг его матерой земли по четыре версты, а также денежные пожертвования, на которые возводятся две церкви : Богоявленская и Благовещенская, обе деревянные. Называется новоучрежденный монастырь –Богоявленский Кожеозерский.

Вместе с братией Серапион развивает бурную энергию по изысканию богатых вкладчиков в начатое дело. Обитель быстро разрастается, обносится стеной и превращается в монастырь. Иноки стали обрабатывать землю, сеять ячмень и выгоды от получавшихся урожаев доставлять в пользу братства.

В 1599 году второй раз Серапион отправляется в Москву с учеником Авраамием, и встречает ещё более щедрый приём. Первый патриарх Всероссийский Иов Серапиона утверждает строителем основанной им обители, а Авраамия посвятил в иеромонахи и благословил его освятить воздвигнутый храм. Новый царь жалует обители тони на побережье Белого моря и четыре деревни по реке Онеге.

Первый храм был начат 1581 и построен 1588, освящён 1589 году в честь Богоявления Господня. 1590 -1591 году построен второй храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1594 –построен третий тёплый храм во имя Николая Чудотворца.

Дальняя лесная обитель была замечена правительством Годунова и вскоре Борис Годунов ссылает сюда не угодных князей, противников светской и духовной власти. Именем князя Ивана Сицкого открывается история Кожеозерской ссылки в 17 веке. (сюда были сосланы князь Черкасский, Салтыков, боярский сын, Осип Пирютин, Аверьчка Москвитин и другие). История Кожеозерской обители развивается не гладко. Распри начались при первом настоятеле Серапионе. Из 40 человек братии, выделилось 5 иноков, составлявших , умственное ядро братии. Они отстранили Серапиона и с 1606 по 1608 год управляли обителью самовольно. Ученик Серапиона Авраамий добрался до Новгорода и был поставлен новгородским митрополитом в игумены. После этого пятеро иноков исчезают из монастыря и появляются в заполярной Мангазее.

Серапион кротко переносил оскорбления и до конца своей жизни оставался в обители. Сдав дела правлению Авраамию. Скончался Серапион 27 июня 1611 году.

В смутное время удаленность монастыря обернулось ему во благо . В это время польские интервенты и «русские изменники» разорившие всё Поонежье, до Кожозера не дошли. В эти годы, ища тишины и уединения на взбудораженной русской земле, на Кожозеро приходит чудовский постриженик Никодим. На Кожозере Никодим поселяется в дальней пустыни на речке Хозъюге, где проводит один более 30 лет. ( 3.07.1545 -16.07.1640). Позже по имени пустынника река Хозъюга была названа Никодимкой, а Никодим отнесён к лику святых. Иконы святого Никодима Кожеозерского появляются во 2-й половине 17 века.

Игумен Авраамий управлял Кожеозерской обителью с 1608 по 1634 год. Подобно Серапиону, Авраамий много потрудился и над материальным обеспечением монастыря. В правлении Авраамия было приобретено для монастыря посредством покупки и добровольных пожертвований значительное количество пахотной и сенокосной земли, а также речных и озерных тоней для ловли рыбы, участков для добычи соляных –варниц , мельниц и других строений в деревнях Клещёво, Пешельма, Кернешке, Турчасове и других.

Авраамий летом сам непосредственно наблюдал за полевыми работами, часто ездил в поля и нередко заезжал на реку Хозъюга к своему другу Никодиму, чтобы по беседовать с ним. В последние дни своей жизни Авраамий принял схиму с именем Антония, каким именем он и называется в древних рукописных святцах. 27 июня 1634 года Авраамий умер и был похоронен рядом со своим наставником , Серапионом, под одной и той же надгробной плитой.

Приемником Авраамия по управлении Кожеозерского монастыря с мая 1634 по 15 июня 1642 года был игумен Иона. 8 июня 1634 сгорели все монастырские храмы. Кожеозерская братия стали хлопотать о построении новых храмов. 26 августа 1634 года Новгородский митрополит Киприан дал разрешение на постройку новых храмов. Получая ото всюду обильные пожертвования, игумен Иона не забывал и ближайших источников монастырских доходов: землепашество и соляного и рыбного промыслов. Особенно крупное пожертвование поступило в 1639 году от братьев думного дьяка Григория и Бориса, бояр Львовых, которые в том же году приняли в Кожеозерском монастыре и пострижение с именами Герасима и Боголепа. Игумен Иона умно правил монастырем и весьма много содействовал его возвышению. В жизни Иона был строгий и был любим всей братией. Когда в монастырской вотчине Малошуйской сгорел храм, то игумен Иона построил новый храм во имя Святителя Николая. Умер игумен Иона 15 июня 1642 года.

После смерти игумена Иона, Кожеозерская братия стала уговаривать возглавить монастырь Никона, который появился на Кожозере в 1639 году. Пожив, в монастыре до весны 1640г. , после схода снега, Никон удалился от монастырской суеты для милого его сердцу отшельничества на пустынный озерный островок возле речки Виленьги, в 7-ми верстах от монастыря. На том острове отшельник основал келью, установив рядом с ней деревянный крест, возле которого и проводил в молитвах большую часть времени. Так и жил он там около трех лет, охотился, ловил рыбу, собирал грибы, ягоды, травы. Добывал тем самым себе пропитание. В монастыре появлялся лишь по воскресеньям и в праздничные дни для участия в богослужениях. Своим благочестивейшим поведением, воздержанием , смирением Никон сыскал себе авторитет среди братии.

В начале Никон отказывался от игуменства, но уговоренный братией, Никон отправился в Новгород, где принял посвящение в игумены от митрополита Афония. Вернувшись на Кожозеро, Никон в звании настоятеля не стыдился выполнить любую, даже самую черную работу по благоустройству монастыря. Игумен Никон правил монастырем с июля 1642 по декабрь 1646 год. За его трехлетние игуменство монастырь окреп и вырос, число монашествующих достигла до 100 человек. На равных с братией Никон участвовал во всех монастырских делах: ремонтировал и строил здания, ловил рыбу, сам разделывал её, вместе со всеми молился и делил трапезу. Слава о нём шла как об умном, строгом к себе и к братии подвижнике, эта слава достигла Москвы.

При Никоне были окончены постройкою начатые игуменом Ионою храмы. В 1644 году закончено строительство на каменном фундаменте Соборной церкви Богоявления Господня и Благовещения пресвятой Богородицы.

За три года своего игуменства Никон удвоил привилегии монастыря. За семужнюю икру, свежемороженую рыбу к столу и дорогую пушнину царь Алексей Михайлович щедрой рукой подарил монастырю ряд деревень по реке Онеге. Никон построил несколько соляных заводов, добился от царя права на беспошлинную продажу соли в Каргополе, и брать оброк с крестьян и левой стороны реки Онеги. Никон требовал от царя, чтобы монастырю отдали все семужьи тони от деревни Чижиково до села Порог.

В декабре 1646 году игумен Никон уехал в Москву и обратно в Кожеозерскую обитель не возвратился, вскоре был назначен архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, а затем и патриархом России.

С отъездом Никона в Кожеозерском монастыре начались «беспорядки» ( 1660 -1670). Главным виновником этих беспорядков явился князь –монах Боголеп ( князь Борис Васильевич Львов), который, ослабевши в подвигах иночества, начал вести соблазнительную жизнь и вместе с прочими «творить» расколы и мятежи. Немало беспорядкам содействовала частая тогда смена игуменов. Их было шесть: Иоасаф ( до 1649г.), Дионисий ( до 1650г.), при котором была построена монастырская деревянная ограда, Иона Второго ( до 1651г.), Исаакий ( до 1653г.), Сергий ( до 1656г.),Феодосий ( до 1661г.). Боголеп в Москву не поехал и скончался в обители, а вместе с ним прекратились и беспорядки.

С 1662 по 1682 год Кожеозерским монастырем правил игумен Павел.

В 1670 году против Кожеозерского монастыря выступили крестьяне села Турчасово. Это выступление закончилось поражением крестьян. В 1732 году крестьяне селений Янгорского и Кривого Пояса тоже выступили против монастыря. Собравшись «с оружием в руках, с рогатинами и с пищалями», они не позволили монастырскому наряднику с трудниками расчищать подсеки. Подавить протест удалось с помощью царских войск.

После Павла настоятельствовали монастырем: Феофил, Пахомий ( 1683 -1692), Анания, Филипп и Матфий (1707 -1716), игумен Матфий был священником Турчасовского прихода.

После Матфея Кожеозерскою обителью управлял игумен Георгий до конца 1722 года. В 1692 году сгорели обе монастырские церкви, построены при Никоне. В этом же году Новгородским митрополитом Корнилием были дана благословенная грамота на постройку двух новых храмов: холодного в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца и теплого Благовещения Пресвятой Богородицы около 1710 года на средства, пожертвованные Новгородским митрополитом Иовом, построена новая деревянная ограда монастыря. В 1714 года была построена и освящена Надвратная деревянная церковь Илии Пророка. В монастыре было 13 братских келий с больницей, поварней и хлебною, еще одна келья была при Ильинской церкви, устроена на средства митрополита Иова.

1730 году Кожеозерский монастырь полностью сгорел. В 1732 году вместо двух сгоревших церквей на месте тёплой Никольской церкви, над гробом преподобного Никодима была построена одна двухэтажная церковь, освящённая по благословения Новгородского архиепископа Феофана ( Прокоповича). В 1752 году строится часовня над могилой Серапиона и Авраамия.

По описи 1767 года Кожеозерском монастыре была одна церковь двоежирная ( двухэтажная), деревянная. Верхний храм Благовещения пресвятой Богородицы, нижний во имя Николая Чудотворца. Около монастыря ограда деревянная , над святыми воротами колокольня деревянная, на ней семь колоколов, больших и малых, в ней часы бойчатые, железные, ветхие.

В середине 1750-х годов Кожеозерский монастырь был вообще забыт во времена Никонских церковных реформ. В 1758 году Кожеозерский монастырь, за бедностью был приписан к Спасо –Каргопольскому монастырю, а в 1764 году монастырь был окончательно упразднён после издания Екатерины Второй нового штата монастырей и стал сельским приходом, который из –за недостаточности средств для содержания собственного причта был приписан к Прилуцкому приходу, а на месте Кожеозерского монастыря возникает деревня ( Кожпоселок).

Священники Прилуцкого прихода приходили в Кожеозерский монастырь для совершения литургии только два раза в год в престольные праздники, 6 января в праздник Богоявления Господня и 3 июля в день памяти кончины преподобного Никодима Летом 1850 года в приходе сгорела единственная ветхая церковь, а 25 января 1851 –сгорела часовня над могилой Серапиона и Авраамия.

История Кожеозерского Богоявленского мужского монастыря глубока и таинственна. Небесные покровители монастыря благословили это место, так как он вновь возрождается. Образы Кожеозерских святых, в числе каргопольских вновь появляются на иконах.

В мае1851 года по указу Священного Синода, Кожеозерский монастырь был возобновлён. Сначала он был приписан к Николаевскому Корельскому монастырю, а по Высочайшему указу от 30 мая 1853 года утверждён самостоятельным и причислен ко второму классу. Обитель должна была служить «благонадежным оплотом от распространяющегося раскола по соседству Онежский уезд, где она находилась с уездом Пудожским и Каргопольским Олонецкой епархии, в которых проживало весьма много раскольников».В Кожеозерской обители был введен общежительный устав, настоятель носил сан архимандрита в Онежском, Пудожском и Каргопольском уездах Кожеозерский монастырь сделался источником христианского просвещения оплотом Православия против царящего здесь раскола. Для восстановления монастыря был назначен иеромонах Митрофан ( Правоторов)

На возобновление обители, епископ Архангельский Варлаам, благословил его иконой Успения Божией Матери, сказав, что в монастыре будет построен каменный храм. На нужды Кожеозерской обители известный московский благотворитель Павел Матвеевич Александров пожертвовал 10 000 рублей, а позднее завещал ещё 40 000 рублей.

В 1849 году Митрофан и его брат Пармен были уволены из Соловецкого монастыря в епархиальное ведомство, Пармен был назначен временно строителем Никольского монастыря, а Митрофан 26 августа отправился на Кожозеро, вместе с послушником Троицкой лавры Львом.30 сентября 1849 году Митрофан пришел в пустынь и нашел одни развалины, в покров ( 14 октября) отслужив там первую литургию и молебен преподобному Никодиму. Храм пришел почти в ветхость, построек не было никаких.

Иеромонах Митрофан вместе со своим спутником первоначально поселился в небольшой чёрной избе, а затем через некоторое время, когда число братии увеличилось до пяти, они купили готовый сруб и построили для себя новую просторную келию.

С удалением иеромонаха Пармена в 1861 году от управления обителью ( иеромонах Пармен умер в 1867 г.), настоятелем был определён брат иеромонаха Митрофан. При Пармена в 1855 году была построена и освящена деревянная трёхпрестольная церковь Богоявления Господня, в которой была устроена рака над мощами Никодима Кожеозерского. Над папертью храма была надстроена колокольня на которой было восемь колоколов. Тогда же над гробницей Серапиона и Авраамия была устроена деревянная часовня для чтения псалтири. В монастыре построили все необходимые хозяйственные постройки.

В управлении иеромонаха Митрофана , благодаря изысканным им средствам были выстроены разные здания, необходимые для монастырского общежития и начата в 1864 году строительство пятиглавой каменной холодной церкви в честь Успения Богородицы с двумя пределами, первый Зосимы и Савватия, второй Никодима, Кожеозерского чудотворца. Храм был построен 1883 году, освящён 1884 году. В это время строится каменная теплая трапезная соединенная с Успенским храмом переходом. В трапезной был устроен теплый храм, он был освящён во имя Преображения Господня. За свои многочисленные и нелегкие труды по возобновлению и благоустройству Кожеозерской обители иеромонах Митрофан в 1864 году был возведён в сан игумена. В 1866 году за некоторые ошибки в управлении обителью, допущенные вследствие множества дел, игумен был отстранен. 25 января 1867 году игумен Митрофан был удален на покой. 14 января 1884 года игумен Митрофан умер и похоронен у стен Кожеозерского монастыря.

С 1867 по 26 ноября 1885 годы в обители сменилось 13 игуменов. Это были: игумен Аполоний ( с марта до июня 1867г.), иеромонах Феодосий ( с июня по сентябрь 1887г.), иеромонах Виталий ( с октября 1867 до августа 1871г.), иеромонах Никон Второй ( с августа 1871 до апреля 1873г.), иеромонах Иоанникий ( с апреля 1873 до мая 1874г.), иеромонах Паисий Сергий ( с мая 1874 до февраля 1884г.), иеромонах Пансий ( с февраля до 24 августа 1884г.), 8, 9, 10 и 11-е иеромонахи: Антоний, Илларион, Алексий ( с сентября до ноября 1884г.),иеромонах Иаков единолично управлял обителью с ноября 1884 до февраля 1885г.),иеромонах Тихон с февраля до июня 1885г., иеромонах Алексий с июня до 26 ноября 1885 года. ( при иеромонахе Виталии были устроены братские корпуса и увеличение хлеба хлебопашество и сенокос. В правление иеромонаха Сергия в 1883 была окончена каменная трехпрестольная церковь и при иеромонахе Тихоне была переделена в церковь во имя Святого Иоанна Крестителя часовня над гробницами основателей обители Серапиона и Авраамия.

Частая смена настоятелей возобновленного Кожеозерского монастыря не могла не отразится вредным образом на жизни обители. Среди Кожеозерских монахов развелись многие пороки, ближайший надзор за братией совершенно ослабел. В обители собралось много монахов сомнительного поведения, что привело к упадку монашеской жизни. Так двое Григорий Рядцин и Николай Шипунов ограбили и зажгли Богоявленскую церковь в ночь на 26 сентября 1884 года, которая сгорела со всеми достопримечательностями монастыря. После пожара в 1884 года Кожеозерская обитель снова возрождается.

Указом Святого Синода от 26 ноября 1885 года настоятелем Кожеозерского монастыря был назначен наместник Соловецкого монастыря иеромонах Питирим, который управлял Кожеозерской обителью до конца Х1Х века. Это был, бесспорно, умный, волевой ,деятельный человек. Питирим начал обширную строительную деятельность, которая продолжалась и после его кончины.

Первым делом Пирима является строгое проведение им в жизнь Кожеозерских иноков правил Соловецкого устава и бдительный надзор за жизнью братии. В Кожеозерской обители ежедневно совершается богослужение, заведено чтение Псалтири в Иоанно-Предтеченской церкви, построенной на месте погребения основателей обители Серапиона и Авраамия. За труды Питирим был награждён наперсным крестом.

Заботясь о нравственном преуспеянии своей обители Питирим много трудится и над внешним его благоустройством. Вместо сгоревшей в 1884 была начата постройка новой церкви, которая была построена в августе 1888 и освящена 15 января 1889 года преосвященником Нафанаилом Вторым, который на следующий служил в ней первую литургию Над папертью церкви построена колокольня, на которой было восемь колоколов, самый большой весил 77 пудов 30 фунтов.

В это время Питирим организовал сбор на устройство иконостаса в каменном Успенском соборе и изыскивались средства для устройства церквей на братском кладбище и в Никодимовой пустыни ( 1894). Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери была построена между 1896 и 1909 годов. Постепенно исправляются или заменяются новые братские и хозяйственные постройки, был построен прекрасный скотный двор, в виду того, что скотоводство один из главных источников монастырского хозяйства.

При игумене Питириме начинается строительство конной дороги от Онежского почтового тракта, напротив села Корельское ( правый берег реки Онеги), минуя деревни Верхний Двор ( Петровская) по берегу реки Кожа ( правый берег реки) до Кожеозерского монастыря -60 верст. Дорога, называется местными жителями «монастырской» и долго заслуживала восхищения.( в настоящее время по ней трудно даже пройти пешком, вся разбита вездеходами). В своё время дорога была расчетливо проложена по сухим лесным участкам вдоль правого берега реки Кожи, то удаляясь, то приближаясь к реке и кое-где пересекает болотистые участки. Временами дорога идёт прекрасной лесной просекой, прямая как стрела. Два колесных экипажа могли свободно разъехаться на ней. По местной легенде, проверял качество дороги сам игумен Питирим, едущий в коляске, ставил перед собой посох и там, где посох подскакивал, останавливался и велел заделывать ухаб.

Для того, чтобы увеличить приток богомольцев и пополнить свои доходы, монахи начинают продавать лес, росший вдоль трассы, а на вырученные деньги нанимают крестьян на постройку широкой проезжей дороги. Большей частью здесь работали бесплатно, приписанные к монастырю крестьяне и так называемые «трудники».

За свои многочисленные и нелегкие труды по внутреннему и внешнему благоустройству Кожеозерской обители Питирим в 1896 году был возведен в сан архимандрита. Число братии Кожеозерского монастыря в то время, без послушников, составляло до 20 человек, среди них есть и схимонахи. Средствами содержания монастыря являются проценты с билетов разного наименования на сумму свыше 70 тысяч рублей, доходы от землепашества. В то время у Кожеозерского монастыря имелось до 24 845 десятин и 1 800 сажень земли – усадебной, пахотной и сенокосной -121 десятин 491 сажень, под лесом 16 530 десятин 619 сажень, под озером 7 222 десятин и под болотом неудобной земли 972 десятин 690 сажень. В монастыре содержалось до 60 голов разного скота, рыбного промысла и случайные пожертвования.

В период с 1885 по 1917 год было построено в монастыре много зданий .В проектировании монастыря принимал участие Петербургский архитектор Васильев. Каменный холодный Успенский собор с росписями был построен в 1883г.из местного кирпича, изготовлявшегося рядом. Собор имел пять деревянных глав. Центральный был световой. Над западным притвором была построена звонница. Около собора в 1885 году была сооружена трапезная, пристроенная к часовне, которую переделали в Преображенский храм. На насыпном перешейке между островом и материком в 1888 году поставили третий деревянный Богоявленский храм. Кроме того, были сооружены двухэтажный каменный настоятельский корпус, скотные дворы, конюшни, хозяйственные постройки, ворота ограды, сушило, огромная деревянная ветряная мельница ( позже вывезена в Малые Карелы в г. Архангельск).

С марта 1914 до 1917 года монастырем правил игумен Олег ( Завилин).

В 1918 году Кожеозерским монастырем управлял игумен Арсений, который был назначен указом патриарха Тихона и Священного собора.

События гражданской войны на Севере тоже оставили свой след в Кожеозерской истории. В Кожеозерском монастыре стоял отряд белых. Красное командование осуществляло дальний рейд через труднопроходимые лесные дороги на деревню Кривой Пояс с выходом на Кожозеро и дальнейшим фланговым выходом на Онегу в тыл белых частей. Следы происходившего здесь боя и поныне видны на стенах монастырских зданий. На братской могиле красноармейцев поставлен обелиск.

9 октября 1918 г. игумен Арсений с частью братии были зверски замучены большевиками, кроме Арсения –мученическую смерть за Христа приняли: иеродиакон Пантелеимон, иеродиакон Иоанникий, послушник Михаил Черепанов и трудники: И.Я.Анцыферов, М.Зайцева.. Монастырь был разграблен и окончательно монастырь был закрыт в октябре 1918 году.

В 1920 году на базе усадьбы Кожеозерского монастыря была создана коммуна «Луч света»,( по другим сведениям «Северная коммуна»), председатель Постников Никита Иванович. Всеми письменными делами заведовал Третьяков Андрей Осипович, а секретарем Павел Носков. Просуществовала коммуна всего три года, в 1923 году пришел голод и мужики стали выходить из коммуны и заводить своё хозяйство.

12 декабря 1930 году был образован Кожеозерский сельский совет с центром поселок Кожпоселок. В состав сельского Совета вошли: Кожпоселок, деревни Хабарово и Заозерье.( вокруг озера существовали селения: Хабарово, Тушилово и Летний конец).В период коллективизации на территории сельсовета были созданы два колхоза: «Красный партизан», председатель Таразанов Федор Алексеевич и колхоз «Третья пятилетка» ( деревня Хабарово).

На основании решения райисполкома № 602 от 7 августа 1958 года Кожеозерский сельсовет был ликвидирован и территория отошла к Устькожскому сельскому совету и были ликвидированы колхозы, а население выселены в другие населенные пункты по реке Онеге, в город Онегу и другие места.

В 1970 -1980 годы на Кожозере живут рыбаки Архангельского рыбкомбината, а также рыбаки г. Онеги, работают геологические партии, в летний сезон живут и работают совхозные пастухи из Устькожи, кстати совхоз «Онежский» скот держал в помещениях Кожеозерского монастыря.

На основании приказа Минлесхоза РСФСР № 20 от 19 апреля 1968 года было организовано Кожское лесничество Онежского мехлесхоза. Длительное время в лесничестве не было штата и только с 15 июня 1972 года была принята лесотехником лесного хозяйства Лебедева Маргарита Николаевна, а с 1983 года первым лесничим по Кожскому лесничеству Макаров Александр Фёдорович.( с 30.05.1983 -30.07.1984; и 3.01.1985 -10.09.1990год), работали лесничими Шишляев Владимир Витальевич ( 30.07.1984 -2.01.1985), Агеев Павел Николаевич( 11.09.1990 -1.01.1992). Лапин Павел Сергеевич( 2.01.1992 -9.06.1995), последнее время работал Марченков Леонид Васильевич ( 14.06.1995 –декабрь 2009г) На территории Кожпоселка была поставлен домик, где жили специалисты и лесники Кожского лесничества.

В 1992 году № 202 от 22 декабря 1992 года на территории лесничества был организован Кожеозерский ландшафтный заказник площадью 183 119 гектар, затем дополнительное постановление Главы администрации Архангельской области от 29 декабря 2004 года № 218 – Кожеозерский государственный природный ландшафтный заказник регионального значения.

Практическим шагом к возрождению Кожеозерского монастыря стала экспедиция церковно –археологическая комиссия Архангельской епархии ( август 1997 год) под руководством С.В.Бородина. Были обследованы полуразрушенные постройки, остатки стенных росписей; построен и установлен , освящён крест. В 1998 году два трудника Антониево – Сийского монастыря отремонтировали кровлю и помещение для житья, восстановили Надвратную церковь, установили маковку и колокол. В 1999 году к монастырю отправилась вторая экспедиция ( 16 человек). Первым насельником возрожденного Кожеозерского монастыря по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона стал бывший послушник Оптинской пустыни иеромонах Михей ( Михаил Разиньков) с 1998 года, и исполняет обязанности настоятеля Кожеозерского монастыря. С 2002 года решением Священного Синода и святейшего патриарха всея Руси –Алексия Второго Кожеозерский монастырь приобрел полный свой статус.

 

 

Отец Михей с сестрами возрождают Кожеозерский монастырь.

В 2011 году отец Михей получил благословение владыки Даниила на создание женского монастыря.

Сам отец Михей родом из Сергиева Посада. По образованию –дирижер. Окончил Московское государственное хоровое училище имени Свешникова, пел в хоре Священного синода, созданном при Московской патриархии в 1986 году. Родился Михаил в церковной семье, отец был священником. Братья и сестры –верующие. Все они были очень рады, что Михаил ушел в монастырь.

Отец Михей ( в миру Михаил Разиньков).

Кроме дорог в монастыре ещё нет электричества и связи. На случай крайней необходимости был приобретен спутниковый телефон, который, как говорит отец Михей, «чувствует себя неуверенно и постоянно норовит выйти из строя».Михей постоянно испытывает нужду в трудниках. Все необходимые работы –хлебопечение, работа на огородах по выращиванию картофеля, свеклы, моркови, томатов, огурцов, лука, чеснока; рыбная ловля, сбор грибов и ягод, уход за лошадями выполняются по большей части самими насельниками. Приходят многие монахи сюда, однако почти все очень быстро покидали монастырь из-за трудностей здешней жизни.

Вероятно женщины терпеливее мужчин, а главное женщины ищут здесь покой для души .Вот почему с 2011 года и было создан женский монастырь.

Есть такое народное понятие, очень давнее и глубокое: тот, кто уходит в монастырь, семь родов отмаливает, предыдущих и будущих. А сейчас многие ищут какой-то другой веры и не могут осознать того, что живут в уникальном месте. Считается, лучше всего, если в такие уникальные места приходят через радость. Но большинство приходят ради покаяния.

Краевед города Онеги – Александр Ульянов.

г.Онега, Архангельская область. 5.12. 2015 год.

Источник. Ульянов А.И. «Монастыри Онеги» г. Онега 2002г.

Кононов А. «Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни» 1894 год.

Гунн Г.П.»Каргопольский озерный край» 1983г.

Киселев В.В.»По памятным местам Прионежья» г. Онега 1989г.

Журавлева Ирина «»Пусто не бывает» газ.»Правда Севера» 2011 год 13 июля

Решетников НИ.»Святые и святыни северорусских земель»г.Каргополь 2002г

Алферова Г.В.»Каргополь и Каргополье» 1973 год.

Киселев В.В.»Тропами Прионежья» г. Онега 1991г.

Ульянов А.И.»Зодчество Онеги» г. Онега 2004г.

Ульянов А.И.»Памятные даты Онежского района» ( 2010-2016г)

Архив краеведа –Александра Ульянова.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.