Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Постмодернизм как феномен культуры в дизайне 1980-х. Группа Мэмфис. Понятие деконструкции.



Постмодернизм - это широкое явление современной культуры, включающее в себя образ жизни, образ мышления, в том числе проявляющееся в экономике и политике. Культура постмодернизма формируется в условиях информационного общества с конца 1960-х годов, когда модернизм полностью исчерпывает себя в плане поиска новых идей (философских, нравственных, политических), разрушения традиционной образности и создания абсолютно новых философии и искусства.

Постмодернизм в искусстве и архитектуре возник как бы спонтанно, непрограммно, без очевидной теоретической подготовки явления, ярко заявив о себе в 70-е годы. Формальный эксперимент, глубоко индивидуализированный, предшествовал программности. Программа поначалу никак не соответствовала духу времени. А к 80-м годам западные теоретики уже предприняли попытку объединить в единое целое разрозненные явления культуры и искусства, объявленные различными сферами духовного производства как постмодернистские. Именно в 80-е годы феномен постмодернизма в современном искусстве предстал как теоретико-философская проблема.

Постмодерн разрушил постулат «форма следует за функцией» и перестал делить категорично дизайн на «плохой» и «хороший», «на хорошую форму» и «китч», на «высокую культуру» и «обыденную». Постмодернизм — состояние культуры общества, которое характеризуется утратой ценностных ориентиров (метанарративов, метаповествований). Основной способ существования постмодернистской культуры — цитаты и ирония. Постмодерн развивается в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Постмодернизм практикует эклектическое обращение к традиционным художественным формам. Сопоставляя их необычным способом, он создаёт своеобразную театрализованную эстетическую среду, в которую нередко вводятся элементы иронии и гротеска.

Дизайн 80-х годов — это, прежде всего, стиль «Мемфис», а изначально группа Мемфис. Группа "Мемфис" была основана в Милане в 1981 году Этторе Соттсассом. Члены группы: Ханс Холляйн, Широ Курамата, Питер Шир, Джавье Марискал, Массанори Умеда и Майкл Грейвз создавали смелый красочный дизайн, черпая вдохновение как из футуристических тем, так и из декоративных стилей прошлого, включая Art Deco, китч 50-х годов, и насмехаясь над абсурдностью "хорошего дизайна", на место чего ставили абсолютную свободу творческого самовыражения, «допустимо всё». Коллекция мебели, светильников, часов и керамики, представленна впервые на выставке в Милане стала сенсацией в мире дизайна. Характерные черты - это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей, неожиданные акценты. При всем при этом стиль "Мемфиса" был привлекательным, остроумным и забавным. Он как будто кричал: "Не относитесь к дизайну слишком серьезно!" Все было кричаще пестро, наиграно и шутливо. Одним из любимых материалов дизайнеров стал ламинат, который они ценили за "недостаток благородства". Стекло, сталь, оцинковка, алюминий, как и ламинат стали применяться в новых смысловых комбинациях. Использовались коллажи, построенные по принципу хаоса. Многие из объектов выглядели как детские игрушки. Дизайн "Мемфиса" - это мир яркого, чистого цвета. Сопоставление цветов острое, на грани китча, но в этом и выражается виртуозность - балансировать на грани. Если проводить аналогии образного языка Мемфиса с языком вербальным (словесным), то это не просто живая речь, а сленг, который может быть вульгарным, даже неприличным, но всегда исключительно выразителен и точен. Играючи, Соттсасс и его единомышленники решали серьезные проблемы: они отказывались создавать вещи для конвейера и думать только о прибыли и высоких продажах. Современный дизайн, говорили они, должен быть качественным и многофункциональным. Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами "Мемфиса", способствовали созданию стилистики постмодернистского дизайна. Члены группы всегда осознавали, что "Мемфис" был "преходящим увлечением", связанной с изменчивостью моды, и в 1988 году, когда популярность группы стала угасать, Соттсасс распустил ее. "Мемфис" открыл путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые получили название "новый дизайн".

Деконструктивизм 1988 – по н.в.

Деконструктивизм возник в 1980-х гг. Для него характерны ломаные формы и перекрывающиеся поверхности – по контрасту с логикой и порядком, свойственным модерну. Концепция деконструктивизма была предложена литературным критиком Жаком Дерридой в конце 1960-х. Деррида считал, что каждый текст можно интерпретировать множеством разных способов, поэтому он никогда не значит в точности то, что в нем написано, не передает в точности его значение. В 1970-х теория Дерриды нашла применение в дизайне интерьеров – деконструктивизме, - целью которого стала демонстрация внутреннего содержания и функций объектов.

В 80-е годы родился стиль деконструктивизм - своеобразная модификация постмодернизма. В основе его лежали "открытия" эпохи конструктивизма 20-х годов, ярко выразившиеся в творчестве российских архитекторов Эль Лисицкого, Родченко, Татлина. Деконстру́кция — понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст. Пример деконструктивизма в мебели - работы архитектора Захи Хадид. Деконструктивизм отображает виртуальный мир с его бесконечными пространствами, контрастными цветами, взаимопроникающими объемами и нетрадиционными материалами. Противоречие общим законам гармонии среды является единственным запретом в свободной и раскрепощенной архитектуре и мебели этого стиля. Виртуальные интерьеры ставят задачу избавиться от стереотипов, лишить архитектуру и мебель навязчивой монотонности, повторяемости элементов.

 

Развитие дизайна в 1990-е годы. Теория контролируемого хаоса. Товарищество «Почему бы и нет» («Why not associates»). Новые технологии в компьютерном дизайне и их влияние на дизайн: трехмерное моделирование, веб-дизайн, флэш и моушен дизайн, дизайн интерактивных интерфейсов.

В основе всех мировых школ лежат образовательные концепции восходящие к опыту ВХУТЕМАСа — Баухауза. Базовым знанием мирового дизайнерского образования весь XX век являлась пропедевтика: элементарные вводные курсы, учившие видеть простое в сложном, расщеплять любую форму на геометрические первоэлементы, жизнь — на функциональные процессы и т.д.

Наши конструктивисты «пионеры советского дизайна», оказали колоссальное влияние на развитие мирового дизайна в XX веке. Информация о дизайне с запада попадала во ВНИИТЭ, и оседала в библиотеке, откуда распространялась в круг дизайнеров. Библиотека стала настоящей школой дизайна. Дизайнерами становились не благодаря а вопреки существовавшим дизайнерским учебным заведениям. И вот нагрянули новые времена, когда на волне рыночно-рекламного бума в дизайн хлынула критическая масса дилетантов, которых объективно стимулировала и технологическая компьютерная революция, совпавшая с социально-экономической. Дизайнером теперь может стать любой, научившийся нажимать на кнопки «Макинтоша». Обучить этому могут в любой подворотне. Но большего нынешний рынок, как оказалось и не требует. Новый заказчик, которого интересуют только деньги, жестко навязывает дизайнеру свой вульгарный вкус. По существу заказчик, является сегодня подлинным автором, а дизайнер лишь визуализирует. Наступает новый век, и на смену модернистскому дизайну, господствовавшему практически весь ХХ век, приходит постмодернистский. Кардинальные изменения, произошедшие в последнее время, взорвали и существовавшую структуру профессиональной деятельности, и систему профессиональных ценностей. Последние десять — двадцать лет постмодернизм и компьютеры потрясли весь мир дизайна. Роль компьютера, можно сравнить с ролью типографского станка при изобретении книгопечатания. Инструмент, активно перестраивающий весь менталитет, порождающий новый язык, открывающий, по существу, новую культурную эпоху. В 90-е годы дизайнеры пошли в разнос. «Кто в лес, кто по дрова. Творческая суматоха!» - неодобрительно высказывались арт-критики. Кто-то экспериментировал с металлом, кто-то пытался найти применение вторсырью. Одни боролись с функционализмом, другие, наоборот, отстаивали рационалистические принципы. Третьи объявляли себя нигилистами от дизайна, четвёртые развивали неоклассическую линию...

Теория "управляемого хаоса" придумана теоретиками-обществоведами, не без помощи практиков, в попытке направлять общественные процессы в нужном направлении. Основа данной теории состоит в том, что не урегулированные до конца конфликты в какой-либо стране, не без внешнего участия, постепенно образовывают новую реальность: мир контролируемого и управляемого хаоса. Организаторы хаоса, раздувая конфликты (но удерживая их в состоянии "тления", не доводя к непредусмотренному взрыву) , держат население и тех, кто должен принимать кардинальные решения, в постоянном напряжении. Тем самым, суживая им свободу действий и подталкивая их к выгодным решениям для организаторов "управляемого хаоса".

Теория хаоса имеет широкое применение в современном науке и технике.

Энди Альтман (род. 1962). Энди вместе с друзьями еще в колледже начали выполнять какие-то заказы, и один сокурсник как-то задал странный вопрос: «Почему вы делаете именно такой дизайн?» «Почему бы и нет?!», с того момента он сформировал дизайн-группу Why Not Associates со своими однокурсниками Говардом Гринхалом и Дэвидом Эллисом. Э то трио вскоре нашло работу в музыкальной отрасли - они занялись дизайном обложек дисков. На протяжении более 25 лет они создавали новаторскую работу в области различных средств массовой информации, в том числе фирменного стиля, цифрового дизайна, телевизионных рекламных роликов, дизайн среды. Один из основных проектов представляет из себя гигантскую каменную плиту-ковер (2200 м²), оформленную средствами типографики. Эта бетонная плита в сумме содержит более 160 000 гранитных букв и была собрана и установлена перед башней Блэкпул в Англии. Лозунг компании - пытаемся получить наслаждение от работы настолько, насколько это возможно — при достойном вознаграждении.

В результате технической революции произошли кардинальные перемены во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Если рассматривать перспективы использования технологий для создания новых форм искусства, то прогресс в компьютерных технологиях предлагает гораздо больше возможностей даже по сравнению с такими революционными событиями, как изобретение фотографии или кино. Многие люди, способные стать сетевыми художниками, используя в своем творчестве новые технологии, традиционно уклоняются от технического образования и пока еще не достигают того уровня технической компетентности, который необходим для реализации собственного художественного потенциала посредством новых технических возможностей. Очевидно, что определенное количество новых творческих возможностей может быть почерпнуто из этой, стремительно развивающейся, области, но прежде необходимо затратить достаточное количество усилий для образования и поддержки художников, стремящихся освоить новое. Мы надеемся, что полученные художником навыки, должным образом отразятся в творчестве. Новые технологии оказали влияние на художественную среду и в результате возник новый феномен искусства - цифровые искусства. Появление цифровых искусств повлекло за собой появление новых художественных жанров и форм. Такие области как, например, трехмерная анимация, виртуальная действительность, интерактивные системы и интернет обнаружили небывало широкие творческие возможности. На уже устоявшиеся художественные формы - кино, двухмерную анимацию, видеоискусство, музыку - цифровые технологии также сильно повиляли, способствуя созданию новых жанровых подвидов.

В первую очередь подверглись влиянию цифровых искусств наиболее традиционные виды изобразительного искусства - живопись, графика, скульптура. Начали появляться голографические изображения, имитирующие картину, скульптуру, рельеф, даже архитектуру. Наиболее активно арт-медиа повлиял на синтетические искусства - хэппенинг, перформанс.

 

Вопросы по персоналиям
1. Алвар Аалто Годы жизни: 1898-1976 Представитель: функционализм Характеристика творчества:пионер модернизма «второго ряда»,его стиль сформировался под влиянием романтизма и северного стиля, но не обошлось и без неоклассицизма и югенстиля. Основные произведения:-городская библиотека,Виипури(волнистый потолок покрыт узкими дер.пластинами в сочетании с ленточным ассим.остеклением, в потолке 57-конусообр.отверстий), -туберкулезный санаторий в г.Паймио, -финский павильон(Всемирная выставка Н-Йорке 1939-наклонная волнистая стена) -трехногие табуреты №60(можно ставить др.на друга,L-образная нога), -вилла Майреа(гостиная с больш.окнами залита светом,скамьи рядом с цвет.горшками, люстра круглый фонарь,метал.каркас и кирпичные стены) -здание газеты Турку(сужающиеся к низу бетонные колонны задают ритм промышленному интерьеру)
2. Арад Рон Годы жизни:1951 Представитель: постиндустриализм Характеристика творчества:эксперементировал с закаленной сталью,средовой дизайн,эксперименты с цифровыми технологиями. Основные произведения:-кресло Rower(1981 вездеход –мебель из пром.отходов), -хорошо закаленный стул1986, -скульптура площади Сиона, Бутик Йоджи Ямамото,Токио 2003(стеклянный фасад из изогнутых панелей,входная дверь из 4хсл.стекла, алые полки из пластика, выпукло-вогн.стены,в торговом зале все движется,вешалка-34алюм.спиралей), -инсталяция(стены,столы,стулья-из материал corian-твердый материал можно формировать,резать,соед.детали без швов.Стулья «O-Bоид»-для междунарного салона мебели в Милане 2004) -интерьеры диз.отеля Пуэрто Америка(функц.зоны расположены по принципу карусели-индустриальный дизайн)
3. Брейер Марсель Годы жизни:1902-1981 Представитель: функционализм Характеристика творчества : архит.дизайнер мебели, один из основоположников промышленного проектирования Основные произведения: мебель из стальных трубок, -стул «Василий», -дом Гидиона Зигфррида,( Постройки выполнены в духе господствовавшего тогда в Баухаузе рационализма. В это же время он активно занимается дизайном мебели, проектируя ее из листов фанеры.) -дом Гропиуса -дом Брейера
4. Гауди Антонио Корнет. Годы жизни: 1852 — 1926 Представитель: Испанский Модерн Характеристика творчества: Архитектор и дизайнер. Одновременно работал чертёжником и изучал ремесла. разнообразие форм и фактуры,полихромия, сложная геометрияи в то же время арх.целостность-здания обьекты природы, точно соответствующие ее законам. Основные произведения: - Дом Висенс - Усадьба Гуэля - Дворец Гуаля – парабалические бетонные арки, 2 входных арх. Проёма, 127 колонн и все разные. - Школа при монастыре Святой Терезы – часто поставленные параболические арки формируют коридор. - Дом Кальвет – лучшее здание 1900г., два разных фасада. - Парк Гуэля – парк был задуман Гуэлем как зелёная жилая зона в градостроительной концепции города-сада. Гуэль приобрёл 15 гектаров земли, которая была разрезана на 62 участка под строительство частных особняков. Но в итоге в парке построили три дома. Бесконечная скамья, каменный лес, зал 100 колонн, прогулочная аллея, вход в парк в виде двух павильонов причудливой формы. - Дом Бальо – старый дом, обличенный двумя новыми фасадами от Гауди, плод фантазии, Св. Георгий убивает дракона. - Дом Мила - проект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж, лифты, 3 внутренних двора, 6 световых колодцев. Здание представляет собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без несущих и опорных стен. - Собор Саграда-Фамилия.
5. Гимар Эктор Годы жизни: 1867 — 1942 Представитель: Ар-нуво, Модерн Характеристика творчества: Архитектор и дизайнер. Гимар много экспериментировал с растительными орнаментами и виньетками в духе рококо, при этом активно используя такие современные материалы, как стекло и сталь. Создаёт эскизы мебели для интерьеров построенных им зданий. Основные произведения: - знаменитые входные павильоны парижского метро, чугунное литье с растительными элементами, вход в метро как раковина, считал, что это вход в подводный мир. - Замок Беранже в Париже.
6. Вандерс Марсель Годы жизни: 1963 Представитель:Он использует элементы барочного стиля как азбуку, сочиняя при этом новые слова. Характеристика творчества: дизайнер интерьеров, промышленный дизайнер, В 2001 году Марсель Вандерс (Marsel Wanders) совместно с Каспером Виссерcом (Casper Vissers) создает компанию “MOOOI”, Вандерс проектирует объекты не только для “MOOOI”, но и для таких компаний как “Bisazza”, “B&B Italia”, “Moroso”, “Cappellini”, “Droog Design”, “Poliform”, “Flos”, «Boffi», «Cappellini» Основные произведения: -веревочный стул Knotted chair, -отель “Lute Suites”, -гостиница “Mondrian”( Романтические ажурные интерьеры ), -стул-тюльпан, -табуреты «Stone» - ресторан “Blits” на реке Маас в Роттердаме(он выполнен в стилистике театра), - 2005 — дизайн Миланской выставки 2005 (Италия)
7. Иоханнес Иттен Годы жизни: 1888-1967 Представитель: - Характеристика творчества: швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу Баухауза Основные произведения: -искусство цвета Вдумчивый исследователь и чуткий к индивидуальности воспитатель, свои теоретические и педагогические взгляды и, что особенно ценно, саму систему подготовки художников, И. Иттен изложил в своих знаменитых книгах о цвете и форме, изданных на многих языках. Его система призвана не подавлять личность, а помогать художнику выбрать свой путь, не теряя уверенности в своих силах
8. Раймонд Лоуи(Лови) Годы жизни: 1893-1986 Представитель: ар деко Характеристика творчества: мастер промышленного дизайна, автор логотипов, промышленных образцов и почтовых марок,дизайн кораблей Основные произведения: -множительно-копировальная машина «Гестнер», - локомотив для Пенсильванской жел.дороги, -промышленная графика для фирм(Кока-кола, Лаки страйк,Шелл, Пенсильвая рейлройд), -дизайн авто для «Хампобиля» и «Студебекера». -Сделал из своего офиса диз.выставку-спроектированных им предметов-освет.приборов, часов,чертежей,моделей-обтекаемые и эргономичные очертания предметов.
9. Имзы Чарльз и Рэй Годы жизни: 1907-78, 1916-88 Представитель: американский дизайн -модернизм Характеристика творчества: промышленные дизайнеры, архитекторы. Утопические решения и изобретательность , создали самую инновационную мебель своего времени, технологии формовки прессованной фанеры, создавая как абстрактные композиции, так и промышленные изделия высокого качества, существенный вклад в архитектурный дизайн, кинематограф, графику. Основные произведения: -стул из гнутой клееной фанеры, -кресло-шезлонг с оттоманкой -пластиковый стул(отлич.черта-1940-пластиковые контуры сиденья и спинки контрастируют с линиями легких стальных ножек-стержней) -разработка фирм.ст. для IBM -конторская мебель -складируемые пласт.стулья и столы -пластик, усиленный стекловолокном(применил для стульев) -кресло La Chaise (1948) -собственный дом 1947
10. Лавгроув Росс Годы жизни: 1958 Представитель: - Характеристика творчества: Себя называет индуст­риальным биологом и придумывает мебель, сантехнику, часы и бутылки для воды. При создании предметов его вдохновляет, прежде всего, логика и красота природного мира, он является поклонником органических форм, соединяя их с современными технологиями и материалами. Именно в этом он находит новую эстетику XXI века. Основные произведения:- Скамья, пластик, 2002–2003, - Сантехника из коллекции Freedom, 2009, - Ковер Cellula, шерсть, 2007, - Стул Supernatural, полипропилен и стекловолокно, Moroso, 2005, - Скамья-торшер, пластик, b.d, 2002–2003, - стул и табурет «AIR ONE» для EDRA 1999 г..
11. Ле Корбюзье Годы жизни: 1187-1965 Представитель: Модернизм и Функционализм Характеристика творчества: французский архитектор швейцарского происхождения, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье, 5 принципов архитектуры: здание на свободно стоящих опорах, объёмы-блоки, поднятые над землёй; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона, зеркально стекло; свободные пространства этажей («свободный план»); ленточное остекление. Разработал жилую еденицу – модуль жилых домов. Модулор. Его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. В большой степени именно под впечатлением его проектов и построек произошёл сдвиг в сознании архитекторов, в результате чего свободные формы в архитектуре стали применять гораздо шире и с гораздо большей непринуждённостью, чем раньше. Основные произведения: - Вилла Савой - Здание Центросоюза в Москве - Павильон «ЭСПРИ НУВО» 1924, Париж - мебель: вращающийся табурет и стул, стол с прозрачной столешницей, мягкая мебель с металлическими каркасами, шезлонг
12. Леонидов Иван Годы жизни: 1902-1959 Представитель:конструктивизм Характеристика творчества: русский архитектор, представитель русского авангарда, мастер «бумажной архитектуры». Основные произведения:- Конкурсный проект улучшенной крестьянской избы, -Типовой проект рабочего клуба на 500 человек, -Проект клуба нового социального типа, -Проект здания Наркомтяжпрома, -Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах
13. Макинтош Чарльз Ренни. Годы жизни: 1868 —1928 Представитель: Родоначальник стиля Модерн Характеристика творчества: Шотландский архитектор, художник и дизайнер. Макинтош + Макнейер + сёстры Макдональд = знаменитая четвёрка. В своих архитектурных и дизайнерских проектах использовал метод «изнутри наружу» — и дом, и мебель, и внутренняя отделка проектировались как единая гармоничная система. Вещи Макинтоша всегда геометричны и функциональны, имеют стройные пропорции и не обременены излишним декором. Чарльз Ренни Макинтош стал новатором конструктивной линии модерна с характерной для неё прямолинейностью форм и их ясным построением. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий. Основные произведения: - Кафе «Чайные комнаты» - интерпретирует приём традиционного японского дома. Трансформирует пространство с помощью невысоких дубовых перегородок и вытянутых спинок стула. - «Хилл-Хауз» – дом издателя Блэки. Макинтош проявил себя как психодизайнер, учёл пожелания. Лаконичный, суровый экстерьер. Трансформация пространства, геометричность, вход через прихожую по принципу телескопа раскрывается холл. - Школа искусства в Глазго. Здание из красно-кирпичного камня, модерн + готические мотивы. Фасад ассиметричен. В плане буква Е. - создал серию стульев, часы, светильники, столы.
14. Мельников Константин Годы жизни: 1890-1974 Представитель: конструктивизм, один из лидеров направления авангарда в советской архитектуре Характеристика творчества: Русский и советский архитектор, художник и педагог. Работая над сериями зданий одного типа (например, клуб, гараж), Мельников на практике показывал, что одна и та же функция может быть вложена в разные объёмно-пространственные формы. Своим творчеством Мельников показывает ценность для архитектуры и самой формы, способной вмещать в себя различные функции (например, форма цилиндра была использована архитектором при проектировании собственного дома, дома-коммуны, клуба). Помимо функции и формы Мельников активно использовал в своих произведениях архитектурные конструкции. В своих проектах архитектор выдвинул множество разнообразных новаторских конструктивных решений («живые стены», консольные выносы, кинетические сооружения, остроумные несущие конструкции и т. п.) и часть их было осуществлено на практике. Основные произведения: - Советский павильон в Париже 1925 - Собственный дом архитектора - сочетание двух врезанных друг в друга на треть радиуса цилиндров одинакового диаметра, с шестиугольными окнами, в палне цифра 8. - Гараж на Новорязанской улице, Гараж Интуриста, Гараж Госплана, Бахметьевский гараж - В 20—30-е годы XX века в СССР началось активное клубное строительство, чему в немалой степени способствовало активное профсоюзное движение. Из десяти реализованных в Москве и области проектов рабочих клубов шесть принадлежат Мельникову. Все шесть клубов этого периода отличаются по форме, размеру и функциональности. Однако, можно выделить две общих для всех клубных построек Мельникова черты: гибкая система залов, которая предполагала возможность объединения и разделения помещений мобильными перегородками и активное использование наружных лестниц, что позволяло сэкономить внутреннее пространство учреждений культуры. Клуб фарфорового завода, Клуб завода «Каучук», Клуб фабрики «Свобода», Клуб фабрики «Буревестник» - Центральный парк культуры и отдыха имени А. М. Горького - по этому проекту была реализована новая планировка ЦПКиО от входа до Нескучного сада
15. Мис ван дер Роэ Людвиг Годы жизни: 1886-1969 Представитель: Модерн Характеристика творчества: Американский архитектор немецкого происхождения, ведущий представитель «интернационального стиля», для которого характерно использование строгих геометрических форм (Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом сталжелезобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства), один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке. Постройки архитектора, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей. Людвиг Мис ван дер Роэ стремился к предельной простоте своих сооружений. Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом — в соответствии с философией неотомизма, последователем которой являлся Мис. В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма «Функция определяет форму». Таким образом, Мис постепенно отходит от принципов, которые он сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры. Принцип «кожи и косте» - полная независимость несущего каркаса и его заполнения. Строит небоскрёбы в Чикаго. Мис ван дер Рое был третим директором БАУХАУЗ. Основоположник рационалистической архитектуры в Германии и США. Основные произведения: - Павильон Германии в Барселоне - представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использованияорнамента, в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов - полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. - Иллинойский Технологический Институт, Чикаго - Чикагские небоскрёбы (Сигрэм Билдинг, IBM Плаза и др.) - Новая национальная галерея в Западном Берлине
16. Орта Виктор Годы жизни: 1861-1947 Представитель: Модерн Характеристика творчества: бельгийский архитектор, основатель стиля Модерн. "Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, - говорил Орта, - и подобно готике выявить материал, а природу отобразить в стилизованном декоре". Основные произведения: - Дом Тасселя - считается первой в мире постройкой в стиле модерн. Интерес представляют металлические колонны в интерьере особняка, которые полны орнаментального смысла и одновременно имеют конкретную функциональность. Он заменил перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями. В особняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, а её изящество — образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн. - Дом Отрик - Брюссельский Центральный вокзал - Брюссельские дома ван Этвельде, Сольвей, свой собственный (ныне Музей Орта)
17. Пантон Вернер Годы жизни: 1926-1998 Представитель: психоделического дизайна Характеристика творчества: датский дизайнер и архитектор, считается революционером в области дизайна мебели. Он экспериментировал с такими материалами, как стекло, пластик, сталь и полипропилен и одним из первых стал рассматривать отдельные элементы интерьера как связанные общим пространством. Стиль Пантона стал прототипом психоделического дизайна 1970-х годов и производили впечатление скульптур, а не мебели. В своих работах Пантон использовал яркие, ясные цвета. В 1980-х он начал экспериментировать с геометрическими формами. Мысль о том, что глядя на вещь можно с первого раза определить её функцию, лишала его воображения и желания творить. Кроме того, он мечтал нарушить традиционное деление на пол, стены и потолок, сместив их функции. Основные произведения: - Самый знаменитый стул дизайнера — Panton Chair был сделан из единого куска формованного пластика. Дизайн стула был настолько необычен, что производство началось только в 1967 году и до сих пор производится фирмой «Vitra». - Более 25 различных форм для ламп. - Living Tower – материал пеноуритан - Стул рюмочной формы
18. Райт Фрэнк Ллойд Годы жизни: 1869—1959 Представитель: основоположник «органической архитектуры» Характеристика творчества: американский архитектор. Райт выдвинул принцип органичной архитектуры — то есть целостной, являющейся неотделимой частью среды, окружающей человека. Им была сформулирована идея непрерывности архитектурного пространства. «изнутри наружу» Основные произведения: - «Дома Прерий» - открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, и расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби. - «Талиесин» собственный дом архитектора. - «Дом над водопадом». Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. - штаб-квартира компании «Джонсон Вакс». Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. - музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке. Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника.
19. Ритвельд Геррит Годы жизни: 1888-1964 Представитель: неопластицизм Характеристика творчества: нидерландский дизайнер мебели и архитектор,участник художественной группы «Стиль». Ритвельд был одним из создателей стиля неопластицизм. Они использовали простейшие конструкции из горизонтальных и вертикальных элементов и минимальную палитру цветов — «основные» красный, синий и жёлтый с добавлением чёрного и белого. Основные произведения: - Красно-синий стул - Дом Шрёдер - единственное здание в стиленеопластицизма, являющееся при этом самым известным объектом, выполненным в данном стиле. Первый этаж относительно классично спроектирован, второй же объявлен чердаком, для того, чтобы на него не распространялись полноценно некоторые архитектурные требования. На втором этаже отсутствует традиционное деление на комнаты, стены существовали по желанию госпожи Шрёдер только в форме перегородок, вся мебель могла складываться, а двери комнат открывались при помощи механических кнопок и рычагов. В доме нет системы центрального отопления и плиты, они заменены на трубы с горячей водой под окнами и буржуйку, и на лифт с кухни на второй этаж для подачи еды. Вместо занавесок используются цветные фанерные щиты. - Музей Ван Гога - Академия Ритвельда
20. Сааринен Ээро Годы жизни: 1910-1961 Представитель: органичкая архитектура Характеристика творчества: архитектор и дизайнер мебели финского происхождения, характерные черты - тяготение к индивидуализму, символизму и романтизму, уравновешенность масс и чистота линий. Пропагандировал использование нетрадиционных материалов, таких как керамика и алюминий. Широко использовал перекрытия-оболочки. Сааринен исходил из идеи, что развитие архитектурной композиции можно уподобить развитию биологического организма. Основные произведения: - Стул тюльпан - 192-метровые Ворота Запада в Сент-Луисе. - Терминал TWA в аэропорту Кеннеди - Вашингтонский аэропорт имени Даллеса - сложное сочетание сводов и пластические формы криволинейных железобетонных опор использованы для придания облику здания экспрессионистической выразительности, для создания образа "взлетающей птицы". - Церковь в Коламбусе, штат Индиана - Каток «Йельский кит» в Нью-Хэйвене
21. Соттсасс Этторе и группа «Мемфис» Годы жизни: 1917-2007 Представитель: постмодернизм Характеристика творчества: итальянский архитектор и дизайнер. Занимался дизайном мебели, ювелирных украшений, стеклянных изделий, светильников и офисного оборудования. Соттсасс получил известность как промышленный дизайнер, работавший, в частности, на такую известную компанию, как Olivetti; как скульптор, фотограф и основатель дизайнерского объединения «Группа Мемфис». Философия Соттсасса состояла в том, что все нас окружающее должно будоражить и вызывать яркие эмоции, что сильная реакция, пусть и отрицательная, лучше, чем никакая. В 1981 году Соттсасс и группа молодых архитекторов и дизайнеров из разных стран сформировали группу Мемфис. Они отказывались создавать вещи для конвейера и думать только о прибыли и высоких продажах. Современный дизайн, говорили они, должен быть качественным и многофункциональным. Абсолютная свобода, допустимо всё, смешение стилей, смелая игра с материалом. Чистота цвета на грани китча, сочетание несочетаемых цветов; смесь формы, фактуры, текстуры; неожиданный акцент, игровой момент; оригинальность,выразительность. Основные произведения: - Пишущие машинки Olivetti - Шкаф касабланка - Стеллаж Карлтон
22. Старк Филипп Годы жизни: 1949г. Представитель: постмодернист Характеристика творчества: французский промышленный дизайнер, дизайнер интерьеров и потребительских товаров серийного производства. Он проектировал все: от мелочей быта до градостроительных ансамблей. К сотрудничеству с ним стали стремиться влиятельные организации: “Витра“, “Алесси” и т.д. Казалось, нет области дизайна, в которой он не попробовал бы своих сил, причем с неизменным успехом. Основные произведения: - Гостиницы Royalton и Paramount в Нью-Йорке - Ресторан Felix в Гонг-Конге и Teatron в Мехико - Национальная школа декоративных искусств во Франции - и очень-очень много всего http://homy.com.ua/article/starck-philippe
23. Тонет Михаэль Годы жизни: 1796-1871 Представитель: Модерн Характеристика творчества: немецкий и австрийский мастер-мебельщик, изобрел способ химико-механического гнутия дерева. Получил патент на «выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых». Так как патент был выдан в Вене, стулья, полученные Тонетом с помощью «выгибания дерева», стали называть венскими. Основные произведения: - Венский стул – состоит из 6 частей, было выпущено 50 млн. шт. - Кресло-качалка
24. Уркиола Патриция Годы жизни: 1961 Представитель: Постмодерн Характеристика творчества: автор известных работ для компаний B& B, Moroso, Alessi, Driade, Foscarini, Kartell, Flos, Molteni, Aelano и других. Особенность ее творчества в том, что она подходит к дизайну вещей не самих по себе, а как неотъемлемой части интерьера: "Мне кажется, что интерьер должен напоминать ландшафт: прекрасный, светлый и гармоничный. Основные произведения: - лампа Baque для Foscarini - выполнена из стальной промышленной сетки, которую окунули в силикон - Кресла с пуфом Husk. B&B Italia - Мебель Canasta. B&B Italia - Moroso, кресло Smock - B&B, шезлонг Crinolin
25. Владимир Татлин Годы жизни: 1885-1953 Представитель: Русский авангард, родоначальник конструктивизма. Характеристика творчества: русский исоветский живописец, график, дизайнер и художник театра. Владимир Татлин - пионер советского дизайна. установки татлинской концепции материальной культуры: · проектирование форм оборудования с ориентацией на развитие нового образа жизни (памятник как здание культурного центра); · создание новых художественных форм, применение их в технике при использовании последних технических достижений; · комплексность, подход к каждому элементу оборудования как к части целого; · коллективная работа с инженерами и техниками. Преподавал на на производственных факультетах ВХУТЕИНа. Замечателен диапазон работ Татлина в дизайне - это и посуда, и одежда, и мебель, и выставочное оформление. Основные произведения: - Проект Памятника III Интернационала Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из важнейших символов мирового авангарда и своеобразной визитной карточкой конструктивизма - проект монументального памятника, - «Летатлин», летающий аппарат - предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного - Матрос (Автопортрет)

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.