Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психовосприятие цвета. Цветовые гармонии. Пространственные изменения цвета. Особенности зрительного восприятия. Физиологическая оптика. Явление иррадиации.



цвета на психику человека обусловлено ассоциациями. Известно, что красные, оранжевые цвета связаны с представлением об огне, пламени, тепле. Голубой цвет напоминает о небе, море, льде и вызывает ощущение холода. Цвет возбуждает и успокаивает в зависимости от длины волн и частоты колебаний. Цвета коротковолнового участка спектра успокаивают, длинноволнового — возбуждают, средневолнового— расцениваются как цвета психофизического равновесия. Красный цвет имеет стимулирующее действие, вызывает сильные реакции и мускульное напряжение, оранжевый цвет вызывает радость, создает чувство теплоты и веселья, но может скоро утомить. Желтый цвет подобно красному и оранжевому имеет стимулирующее действие. Зеленые и голубые цвета успокаивают, способствуют тихому отдыху, сну. Фиолетовый цвет вызывает чувство холода, печали, пассивности, коричневые цвета успокаивают, вызывают депрессию, притупляют эмоции. Холодные цвета (голубые, синие, фиолетовые) всегда воспринимаются как более темные, теплые — как более светлые. Предметы, окрашенные в теплые и насыщенные цвета, представляются более контрастно, если оба цвета имеют приблизительно одну и ту же же светлоту: – при сопоставлении двух одинаковых или очень близких по длине волны цветов уменьшается насыщенность цвета; – слабые, неяркие цвета обесцвечиваются от соседства с яркими и насыщенными того же цвета; – при сопоставлении двух цветов, не контрастных, но и не близких друг другу по длине волн, различие между ними несколько усиливается; так при сопоставлении желтого и зеленого зеленый будет казаться несколько холоднее (синее), желтый — несколько теплее (оранжевее), чем те же цвета на нейтральном фоне; – нейтральный серый цвет рядом с сильным ахроматическим цветом всегда приобретает оттенок своего дополнительного цвета: серый узор на красном фоне кажется зеленоватым, на зеленом — красноватым и т. д. Человек воспринимает цвета в зависимости от их взаиморасположения. Выявлены закономерности сочетания цветов: – чем темнее фон, тем сильнее контрастное посветление находящихся на нем плоскостей или предметов; – чем светлее фон, тем сильнее контрастное потемнение находящихся на нем плоскостей или предметов; – сопоставление двух контрастных или дополнительных цветов ведет к иллюзии их большей яркости и насыщенности (голубой — оранжевый, красный — сине-зеленый и т. д.); – чем ближе поставлены друг к другу контрастно окрашенные плоскости, тем сильнее эффект контраста; наибольший контраст образуется на границе соприкосновения цветовых полей; – теплые цвета производят менее контрастное впечатление, чем холодные; – контраст лучше всего заметен при средней насыщенности цвета; – хроматический контраст особенно заметен, когда отсутствует светлый тон. Рассмотрев одну из основных особенностей современной мебели, ее соответствие эргономическим требованиям, можно сделать вывод о том, что эта особенность наиболее тесно связана с эстетическими сторонами решения мебельных изделий. Эта особенность прежде всего влияет на выбор функциональных размеров, затем на выбор формы наиболее благоприятной для восприятия, а также на выбор цвета.

Наши цветовые предпочтения складываются под влиянием культуры, меняются с возрастом, зависят от настроения. Культура — это всегда выбор. Художественная культура — это в первую очередь отбор цветов, построение цветовой модели. Анализируя цветовую символику разных культур, можно вывести три принципа означивания цветом окружающего мира: прямое соотношение (огонь — красный); ассоциация (черный — смерть, отчаяние); в зависимости от обычая, случая, договора (белый — цвет траура в Китае). Цветовые предпочтения разных народностей в различные эпохи Локальные культурные сообщества характеризуются определенной палитрой цветовых предпочтений. Это можно определить, анализируя праздничную одежду, ткачество, посуду, ювелирные украшения, декор интерьеров и экстерьеров памятников архитектуры, созданных народом в конкретной местности Национальные цвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру и темпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцев (4) и спокойные бело-голубые цвета финнов (5). Чем ближе к экватору, тем больше тяга людей к открытым, ярким цветовым сочетаниям. Количество цветовых символов достаточно ограниченно. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые «основные цвета», к которым обычно относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Цвет в древних цивилизациях — символ мировых сил, стихий и начал.

В процессе ощущений человек получает сведения об отдельных признаках предмета.Целостный образ объекта или явления складывается благодаря восприятию совокупности его свойств. Оно предполагает сумму разнообразных ощущений, включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Физиологической основой восприятия является первичный анализ, происходящий в рецепторах, и аналитико-синтетическая деятельность мозговых звеньев анализатора. В результате ориентировочно-исследовательской работы органов чувств формируются так называемые перцептивные образы, которые служат эталоном деятельности, максимально приближаясь к объективной реальности. Системой перцептивных действий можно овладеть только в процессе целенаправленной практической тренировки.Различение предмета начинается с его контуров. Для этого определяется предмет и фон, причем эти понятия достаточно динамичны, и на определенной стадии восприятия одно понятие может переходить в другое. Предмет восприятия может слиться с фоном. Часть из фона может стать предметом восприятия. Содержание и характер восприятия зависят от установки, отличия в опыте, интересах, общей направленности личности. Нередко человек воспринимает не то что есть, а то, что ему хочется. Зависимость содержания восприятия от опыта человека, его интересов, объема знаний, объективности или адекватности поведения называется апперцепцией и является одним из важнейших свойств восприятия, характеризующегр определенное отношение человека к предметам, его индивидуальная, субъективная оценка реальности. Недостаточный уровень знаний о предмете при отсутствии критической оценки подобной ситуации неминуемо приводит к ошибкам. Восприятие окраски предметов может быть ошибочным вследствие зрительных иллюзий, которые имеют самые различные причины, связанные с физиологическими свойствами анализатора, психическими особенностями личности, жизненным опытом, желаемым результатом (апперцепция). Источником оптической иллюзии может стать окружающая обстановка, обусловливая контраст соотношений предмета и фона. Иллюзии цвета возникают в результате целого ряда явлений, ОТНОСЯЩИХСЯ К ОПТИЧЕСКИМ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ, психологическим феноменам. Так, отражение и преломление света порождает блики, рефлексы, тени. Однако естественность иллюзии не должна служить источником ошибок. Необходимо отличать кажущееся свойство от действительного.Этому способствует опыт, практическая деятельность, сличение перцептивного отображения со знанием свойств предмета, постоянная профессиональная тренировка Объективность восприятия цвета повышается, если устранить контраст фона. Поэтому для идентификации цвета необходимо использовать нейтральный серый фон. ФИЗИОЛОГИ́ЧЕСКАЯ О́ПТИКА — наука, изучающая процесс восприятия света глазом. В физиологической оптике используют знания и методы исследования по биохимии, биофизике, психологии зрительного восприятия. Физиологическая оптика изучает работу зрительного анализатора в коре головного мозга. Достижения ученых в области физиологической оптики активно используются в медицине, а также служат подспорьем в технике изготовления очков, осветительных приборов, телевизионной технике и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.