Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эпоха Древней Греции, Рима. Формирование классических канонов архитектурной композиции, ордерная система. Интерьеры античности.



Древняя Греция

Греция отличалась демократической формой правления. В истории развития Греции различают несколько периодов:

1. Эгейский (3-2 тысячелетие);

2. Ранний (XI - IX вв. до н.э.);

3. Архаический (VI - V вв. до н.э.);

4. Классический (V - IV вв. до н.э.);

5. Эллинистический (IV - I вв. до н.э.).

Каждый из этих периодов имел свои особенности развития архитектурных форм.

Древнейший период Древней Греции - эгейский (3-2 тысячелетие до н.э.), названный так потому, что его культуру создали племена, обитавшие на островах и побережье Эгейского моря, в материковой Греции, на острове Крит и в Трое (западное побережье Малой Азии). Эгейский период называют еще и крито-микенским. В этот период создаются большие жилые комплексы и первые монументальные здания-дворцы – резиденции правящего рода, а позже – царя. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора, окруженного каменной стеной. На возвышении располагался Акрополь –центральная религиозная и политическая площадь. В эгейских городах у подножия Акрополя лежал нижний город, где жили купцы, ремесленники и бедный люд.

Здание дворца в плане отличалось простотой и строгостью архитектурного замысла: в центре – парадное прямоугольное помещение с очагом, в середине – мегарон; четыре колонны поддерживали крышу с отверстием для дыма. Вокруг мегарона размещались коридоры, кладовые, ванные и жилые комнаты.

Планировка мегарона была применена и в жилище. В Древней Греции мегарон стал характерным типом жилища. Это небольшое, прямоугольное в плане здание с двускатной крышей и входом по узкой стороне в виде портика с двумя колоннами. Греческие дома были несимметричными в плане и состояли из переднего помещения и зала с очагом. Тесаные камни стен штукатурили, перекрытия были деревянными. На этой основе сформировались древнегреческиехрамы, ставшие классическими.

Ранний период истории Древней Греции (XI - IX вв. до н.э.) принято называть гомеровским. От архитектурных сооружений того периода сохранились лишь руины. Фундаменты жилых домов и храмов делали из грубого камня, стены – из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Вход в дом или храм представлял собой двухколонный портик. Здание завершалось двуcкатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны.

С VIII в. до н.э. начинается массовое строительство храмов. Простейший храм, посвященный какому-либо божеству, состоял из одного помещения –наоса, где стояла культовая статуя. Перед входом помещался алтарь для жертвоприношений.

Типы храмов были разнообразны: с выдвинутыми вперед 4-, 6-, 8-колонными портиками на одном или двух противоположных торцевых фасадах. Часто здание храма окружали одним (периптер) или двумя (диптер) рядами колонн.

Храмы становятся центрами политических, культурных, экономических связей. Так, у храма Зевса в Олимпии с 766 г. до н.э. каждые четыре года Олимпийские игры.

Архаический период греческой истории относится к VII – VI вв. до н.э.. Это время формирования греческого рабовладельческого общества и возникновения городов-государств (полисов), укрепленных экономи-ческих и политических центров гражданской общины.

В архаический период появляются монументальные постройки из камня, главным образом, из известняка мягких местных пород. Эллинские мастера архитектуры уже в VII в. до н.э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между несущими и ненесущими ( несомыми ) частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Эта цельная, художественно осмысленная система сочетания конструктивных и декоративных частей со строгими соотношениями их размеров, установившая определенный порядок в отношениях частей здания, получила название ордер ( лат. ordo – порядок ).

В процессе формирования греческой архитектуры возникли в начале два основных ордера: дорический и ионический; несколько позже (430г. до н.э.) появился коринфский ордер. Они различались в деталях и пропорциях. Дорическая архитектура отличалась простотой и мужественностью форм, ионическая – легкостью, стройностью, изяществом, коринфская – большей декоративностью. Дорический и ионический стили возникли еще в деревянно-сырцовых постройках, поздние формы были переведены в камень.

Архитектурные ордеры как композиционная система сложились в Древней Греции в VI – V вв. до н.э. окончательно, ознаменовав начало классическогопериода в архитектуре.

Дорический, ионический и коринфский ордеры, возникшие в Древней Греции, обладают общей конструкцией и композиционной схемой.

Композиционная схема ордеров имеет характерное для классики трехчастное деление по высоте: главная несущая часть – колонна, несомая часть –антаблемент, ступенчатое основание – стереобат. Аналогично на три горизонтальных пояса делится поле каменной стены храма. Колонна завершается капителью. Верхняя часть капители (абака) воспринимает часть антаблемента. Основание колонны (база) лежит на квадратной плите (плинте). В отличие от ионической и коринфской дорическая колонна не имеет базы. Средняя часть колонны – ствол (фуст) – выше нижней трети сужается кверху и имеет легкую кривизну (энтазис). Ствол колонны обработан вертикальными желобами (каннелюрами) и завершается астрагалом.

Антаблемент в свою очередь делится на три части по высоте: архитрав (нижняя главная балка), фриз (средняя часть), карниз (верхняя часть). Карниз состоит из трех элементов: поддерживающей части, плиты и венчающей части. Карнизная плита выносится вперед и завершается каменным желобом(сима), в котором собирается вода с кровли и стекает через отверстие на землю.

Фриз дорического ордера представляет собой изображение конструкции перекрытия и включает триглифы и метопы, расположение которых связано с осями колонн. Композиция фризов ионического и коринфского ордеров ленточная. Элементы деталей ордеров называются обломами; из них образуютсяархитектурные профили. В деталях ордеров обломы несут различные композиционные функции: являются поддерживающими, поддерживаемыми и венчающими, а также связующими или разделяющими. По геометрическим признакам обломы разделяются на прямолинейные (полочка, полка, пояс),криволинейные простые (валик, вал-торус, четвертной вал, выкружка, обратная выкружка) и криволинейные сложные (гусек, обратный гусек, каблучок,обратный каблучок и скоция). Примером архитектурного профиля является астрагал – сочетание валика с полочкой.

В ордерах получили отражение объективные конструктивно-художественные закономерности формообразования, присущие архитектуре. В этом секрет их долгой жизни и использования в других конструктивных системах.

Вместе с ордерами греки разработали систему гармонических соотношений размеров отдельных частей зданий, их пропорции. Это было воспринято всеми последующими поколениями зодчих.

Классический период древнегреческой архитектуры относится к V – последней трети IV вв. до н.э. Созданные с первых десятилетий V века творения зодчих, скульпторов, художников в последующие века стали образцом для подражания и назывались классическими (лат. classicus – первоклассный). Преобладающим типом храма в V веке становится дорический периптер. На фронтонах дорических храмов размещали высеченные из мрамора многофигурные композиции.

Мастера V века до н.э. успешно решили одну из задач, которая во все эпохи стоит перед архитекторами, – задачу органической связи (синтеза)архитектуры, скульптуры и живописи.

Примером классического дорического периптера является храм Зев-са в Олимпии (468 - 456 гг. до н.э., Либон), построенный в честь победы над персами. Высота его колонн (10, 43 м) стала каноном при создании многих храмов.

Середина V века до н.э. - время возвышения Афин. Центральный архитектурный ансамбль Афин – Акрополь – включал в себя главный храм Парфенон (447 - 438 гг. до н.э., Иктин и Калликрат), парадный вход на западном склоне Акрополя – Пропилеи (437 - 432 гг. до н.э., Мнесикл); грандиозную статую Афины-воительницы, созданную скульптором Фидием. Позже были построены храм Нике Аптерос (449 - 421 гг. до н.э., Калликрат) и Эрехтейон – храм, посвященный Афине и Посейдону (421 - 407 гг. до н.э., Архилох и Филокл). Ассиметричный ансамбль Акрополь – пример единого композиционного замысла.

Парфенон – крупнейший дорический храм в Греции, построен из пантелийского мрамора на вершине Акрополя. Размеры его стилобата 30,89 69,54 м. По типу Парфенон – октастильный (восьмиколонный на коротких фасадах) периптер, высота колонн – 10,4 м. Сосредоточенная в верхних частях здания раскраска восковыми красками (энкаустика) по мрамору подчеркивала тектонику здания.

Эрехтейон – несимметричный храм из пентелийского мрамора, расположенный на крутом рельефе. Шестиколонный портик с восточной стороны и четырехколонный – с северной решены в ионическом ордере. Фриз выложен из темного элевсинского мраморовидного известняка на фон которого наложены высеченные из белого мрамора рельефные скульптуры. С юга расположен портик кариатид, где роль опор играют женские скульптуры (коры).

Коринфский ордер получил развитие с IV века до н.э. в ряде памятников греческой архитектуры. Он впервые оформился в конце V века до н.э. Его колонны легче и изящнее ионических колонн, у них более высокая капитель, изогнутый в плане импост – переход от капители к архитавру. Волютыкапители – в форме стилизованных завитков растения аканта.

В IV веке до н.э. появляются сооружения круглой формы, в том числе открытые греческие театры, сооружавшиеся на склонах скал. Театры состояли из здания (скены), полукруглой нижней площадки (орхестры), и расположенных вокруг нее концентрическими полукругами рядов для зрителей – амфитеатра (театрона). Ведущими архитекторами IV века до н.э. были Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей и Сатир.

Последний – эллинистический период истории древнегреческой архитектуры начался с распада державы Александра Македонского (последняя треть IV века до н.э. ) и продолжался до завоевания Римом подчиненного Греции Египта (30 - е годы до н.э.). Для архитектуры этого периода характерны развитие регулярной планировки городов (Милет, Делос, Эфес), определенный тип богатого перистильного жилого дома с росписью по штукатурке, создание новых типов сооружений – монументальных алтарей. Одним из наиболее знаменитых был алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н.э.). Цоколь его в плане 30 28 м, высота 9 м. Алтарь опоясан мраморным скульптурным горельефным фризом, изображавшим борьбу богов и гигантов. Широкая лестница ведет к верхней площадке, ограниченной ионической колоннадой.

Архитектура периода эллинизма не создала своего стиля, но пропагандировала греческую архитектуру, оказав влияние на формирование римской и византийской архитектуры. Если в классической греческой архитектуре ордеры не были канонизированы, то в эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны – наиболее удачные пропорции ордеров и их частей. Целый ряд архитектров пишут трактаты об архитектуре и ордерах.

 

Рим.

В недрах античной культуры параллельно с эллинизмом развивается культура Рима. Сначала Рим являлся небольшой олигархической республикой на берегах Тибра, а затем завоевал Италию и огромную территорию, простирающуюся по всему Средиземноморью. Падение Карфагена, по свидетельству историков, явилось переломным событием в истории античного мира - с этого момента Греция пала перед Римом. Однако, как писал Гораций, плененная Греция сумела победить своего «некультурного победителя». Если в области материальной культуры Рим шагнул намного дальше Греции, то в духовной сфере он не смог превзойти ее великую духовную культуру и «смиренно преклонил» перед ней свои колени.

Античные греческие каноны искусства были не просто механически усвоены Римом, но творчески им переработаны. Трудно представить себе римскую культуру без греческой - она впиталась в его плоть и кровь. Собственные художественные традиции Рима заметно уступали греческим. Римская мифология ассимилировала греческую и дала божествам другие имена: греческий Зевс становится у римлян Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом и т. д.

Пластические искусства римлян во многом также копируют греческие образцы, но на свой лад - в скульптурах больше внешней эффектности, чем подлинного величия, что в конечном итоге явилось отражением общественно-политической жизни властного Рима с его культом силы. Римские императоры нередко изображались в образе богов, что свидетельствовало о заимствовании также и египетских традиций. Однако со временем кризис Римской империи и власти привел к кризису в искусстве.

Необходимость поддержания престижа власти отразилась не только в пластическом искусстве, но также и в архитектуре. Помимо портретного искусства, Рим был знаменит своим зодчеством. Конечно, римская архитектура не может сравниться с греческой ни своим обаянием, ни совершенством и гармонией форм, но она значительно превзошла ее своей инженерно-строительной техникой. При строительстве храмов греки пользовались сравнительно простой балочной конструкцией, в то время как в Риме появляетсяконструкция сводов, заметно повлиявшая на развитие всей мировой архитектуры в более позднее время. Прежде всего это знаменитый тип базилики со сводчатым перекрытием, который в средние века становится столь распространенным и используется при строительстве христианских крестово-купольных церквей. Но первоначально тип базилики использовался в Риме в качестве светского сооружения преимущественно при строительстве многоярусных каменных мостов, триумфальных арок, которые стали воздвигать в честь военных побед. К I--II вв. н.э. относят строительство знаменитого Колизея, построенного в виде амфитеатра и вмещающего десятки тысяч зрителей, а также Пантеона - «храма всех богов», представляющего внушительных размеров купольную ротонду. В Пантеоне впервые зодчие сосредоточили внимание не столько на внешнем виде храма, сколько на его внутреннем убранстве.Римскую архитектуру заметно отличало от греческой разнообразие форм и инженерных конструкций, применяемых при строительстве как культовых сооружений, так и светских. По свидетельству историков, в III-IV вв. н.э. Рим имел достаточно внушительный и роскошный вид благодаря разнообразным сооружениям - памятникам, дворцам, аркам, мостам

.

Особенности древнеримских ордерных композиций.

Этап развития ордерных систем в Древнем Риме, использовавшего богатое наследие Древней Греции. Это развитие заключалось не в дальнейшем совершенствовании архитектонической сущности стоечно-балочной конструкции, а в использовании ее как декоративного приёма при создании более грандиозных сооружений. Величие римских ансамблей отражало торжество завоевателей, богатство поработителей и было призвано формировать сознание превосходства граждан Рима. Поэтому римские ордера развивались в двух направлениях — совмещения человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщения архитектурных

форм пышностью орнаментов. На римской земле до заимствования греческой культуры развивались конструктивные приёмы строительства, в основу которых были положены арки и своды. Стоечно-балочные конструкции были знакомы римлянам, но еще не находили широкого применения, как в Греции, и не имели строгих ордерных построений. В ранний период римского заимствования (III век до н. э.) греческие ордера без особой переработки используют в создании ансамблей форумов (городских площадей) и храмов. Сочетание масштаба греческих ордеров с высотой римских сооружений сначала шло по пути простого укрупнения за счёт поднятия

стилобата, увеличения числа ступеней к портикам, высоты колоннад, добавления к высоте колонн пьедесталов, а к базе снизу — плинта. В дальнейшем ордер начинают применять как декоративно-прикладное средство,

особенно в высоких многоярусных стенах цирков и театров, возводимых с множеством арочных конструкций, а также в зданиях терм, перекрытых сводами и изрезанных аркадами. Колизей – самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. В плане Колизей представляет эллипс (156 x 198 метров), центр его композиции – ныне разрушенная арена, окружённая ступенчатыми скамьями для

зрителей. Стена, окружавшая амфитеатр (высотой 48,5 м), состояла из четырёх ярусов, которые снаружи были украшены аркадами. В нижней части арки были выполнены в тосканском ордере, чуть выше – в ионическом, над ним – в коринфском, а на самом верху – коринфскими пилястрами. В проёмах верхних ярусов стояли статуи. Некоторые детали ордеров без особого конструктивного осмысления переносят на арочные конструкции. Особенно ярко декоративность использования ордерных мотивов проявляется в художественной обработке арочных конструкций. Колонны и антаблемент перестают выполнять присущие им функции (столба и навеса), а

становятся декоративным придатком стены, украшают её своими художественными формами. Они либо выступают непосредственно из тела стены, либо располагаются немного отступя от неё. Их расположению в плане соответствует конфигурация изломов антаблемента, называемых раскреповками, которые порой венчают одинокую колонну. Конструктивную структуру каменной кладки арочного пролета Римляне заменили

декоративным проемом, заимствованным из ордерной системы. Профиль архитрава, перекрывавшего в греческих ордерах интерколумнии, римляне часто использовали для обрамления дугообразных очертаний арок. Эту чисто декоративную деталь арки называют архивольтом. Аналогично появляются чисто орнаментальные приёмы использования деталей, берущих начало от конструктивного аналога. Например, в римской трактовке коринфского ордера к пышности капители добавляют в антаблементе богато декорированные волютами, акантами и розетками кронштейны, называемые модульонами. Кронштейны — выступающие элементы стен или балок, поддерживающие плиты балконов, навесы, эркеры и т. п. Уже само название говорит об их предназначении быть маленькими модулями в отсчёте ритма, в данном случае при построении декоративной композиции сильно развитого карниза. Как правило, подробность деталировки декора подчеркивает принадлежность детали к крупным архитектурным формам. Таким образом, развитие самобытных художественных приёмов, янически связанных с арочными и стеновыми конструкциями, уступило место искусственному приему наложения на них ордерной композиции. Каменная арка и свод дальнейшее художественное развитие своих структурных форм получают лишь в период средневековья, когда они достигли наивысшего расцвета и разнообразия в готическом стиле, но уже не на ордерной основе.

Античный стиль.

Античность – слово латинского происхождения, которое переводится как древность. Античный интерьер складывался до шестого века до нашей эры. Высокий уровень развития культуры, а также оживление экономических и культурных связей античных полисов с другими народами определили расцвет мысли Древней Греции и Римской Империи, ее многообразие форм и живую связь с художественной практикой. Яркими представителями античности являются Гераклит, Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель и Лукреций.

Основная характеристика интерьера в античном стиле – это величественность, помпезность и напыщенность формы и содержания. В античном интерьере обязательно должны присутствовать великое могущество Римской Империи и передовая научная мысль Древней Греции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.