Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психолог — родители школьников



Традиционный вопрос, который задается школьными пси­хологами практически всегда на семинарах, посвященных из­ложению модели сопровождения: «Почему в Вашей модели так мало внимания уделяется работе с родителями, разве мо­гут быть решены какие-либо серьезные проблемы школьников без их участия?» Мы постараемся сейчас высказать нашу се­годняшнюю точку зрения на этот вопрос.

Среди профессионаловили знатоков школьной практи­ческой психологии одинаково распространены две крайние точки зрения. Первая — невозможно решать школьные про­блемы ребенка, не работая глубоко исерьезно с его семьей как целостной системой. Вторая — школьный психолог рабо­тает со школьной системой взаимоотношений ребенка, кото­рая не включает в себя семья как таковую. Все, что ребенок «приносит» в школьную систему из семейной, рассматривает­ся и корректируется не само по себе, а только в свете школь­ных его проблем. Как это ни банально, наша точка зрения где-то между ними, хотя и тяготеет ко второй.

В настоящий момент целесообразно привести два аргумен­та, обосновывающих нашу позицию. Один аргумент— науч­но-методологический. Суть его в следующем. Мы рассматри­ваем школу как целостную систему социальных взаимоотно­шений ребенка. На его поведение, жизнедеятельность в рамках этой системы оказывают влияние внешние факторы, в том числе и такой мощный, как семья. Но это влияние опосредованно самой школьной системой, теми отношениями, возможностя­ми, проблемами и успехами, которые существуют у ребенка в ее рамках. Школьный психолог, делаем мы для себя опреде­ленный рабочий вывод, может работать с этой системой отно­шений ребенка, лишь привлекая семью для решения задач сопровождения, но не рассматривая ее как решающий фак­тор успешности обучения, развития и воспитания.

Второй аргумент — социально-практический. Сегодня в Рос­сии не существует нормативной базы, задающей различные правовые нормы деятельности школьного психолога. Но она обязательно будет создаваться и можно прогнозировать неко­торые ее будущие черты с учетом общемировых тенденций. В частности, семья с ее проблемами будет все больше автономи-

Психолог в школе: проблемы взаимодействия ■ ■ ■

зироваться от влияния школы и, соответственно, школьного пси­холога. Есть определенные социально-государственные струк­туры, за которыми будут закрепляться достаточно большие полномочия в отношении семьи, оказания на нее внешнего воз­действия. Прежде всего этим будет заниматься институт соци­альных работников. Однако они однозначно не будут возложе­ны на школьных психологов. Уже сегодня мы обязаны считать­ся с правом родителей не давать разрешение на психологическое тестирование или психологическую работу с ребенком, на пра­во самого школьника старше 12 лет отказаться от такого воз­действия даже при согласии его родителей.

Итак, мы представляем себе работу школьного психолога с семьей как привлечение ее членов, но прежде всего — родите­лей, к сотрудничеству в решении школьных проблем ребенка. При этом при обоюдном согласии возможно обсуждение тех проблем общения, воспитания, которые возникают вне школы и на школьных отношениях никак не сказываются. Более «глу­бокое» проникновение школьного психолога в семейную систе­му — супружеские проблемы, отношения с прародительской семьей и др. нам кажется, выразимся мягко, весьма не жела­тельным. Для этого существуют другие специалисты, с други­ми профессиональными функциями и другой позицией в отно­шении семьи и ее детей школьного возраста.

Основные формы организации сотрудничества школьного психолога и родителей это:

— групповые и индивидуальные консультации по итогам психологического сопровождения;

— психологическое просвещение;

— индивидуальные консультации по запросу или инициа­тиве психолога.

Все они описаны в тексте данной книги.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГ И ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ ПОДЧИНЕНИЯ

Вопросами построения взаимоотношений не исчерпывается круг проблем, которые возникают в связи с появлением в школе психолога у него самого и других участников школьной системы. Еще один момент, который мы считаем нужным затронуть, —

М. Битянова ■ ■ •

это проблемы административного и профессионального подчине­ния психолога. Сейчас, как известно читателю, этот вопрос реша­ется однозначно: все рычаги управления деятельностью психоло­га находятся в руках школьной администрации. И сегодня это многих не устраивает, по крайней мере, на официальном и на неофициальном уровне широко обсуждается вопрос о возможных путях изменения этой ситуации. Мы в данной книге хотели бы высказать свою точку зрения только по поводу одного аспекта проблемы — профессионального подчинения. Оно, на наш взгляд, должно выводится за рамки системы отношений психолога и ад­министрации и вообще за рамки школы. Психолог заключает со школой профессиональный контракт, он является ее сотрудни­ком, частью школьной системы, но вопросы его профессиональной деятельности, в том числе — ее оценки, используемых технологий, подходов, методического оснащения должны оставаться за компе­тентными «инстанциями». Кому же в профессиональном плане должен подчиняться школьный психолог? На сегодняшний день существуют два типа структур в народном образовании, которым могут быть переданы такие функции: методические отделы быв­ших РОНО и психологические центры того административного уровня, который непосредственно выходит на конкретные учреж­дения образования (муниципальные, районные, сельские, городс­кие и т. д.). Наверное, этот вопрос еще рано обсуждать в силу того, что система психологических центров в народном образова­нии еще только складывается даже в Москве, однако именно им, на наш взгляд, предпочтительнее передать функции профессио­нального управления школьными психологами. Центры могли бы осуществлять методическую поддержку, взять на себя просвеще­ние и профессиональное развитие психологов, даже функции груп­пы профессиональной поддержки, так как располагают соответ­ствующими специалистами. Они могут компетентно оценить эф­фективность их деятельности, предоставив результаты своей аналитической работы школам. Центр осуществлял бы курирова­ние школ с точки зрения осуществляемой в них психологической работы, помогал при поиске специалиста, составлении контракта. Принципиально важно следующее: школьные психологи, находясь в тесной связи с центром, знали бы, куда и как можно переадре­совать запрос, направить для оказания квалифицированной по­мощи. Методические отделы к сожалению не всегда могут компе­тентно осуществлять такие функции.

Психолог в школе: проблемы взаимодействия

Нам представляется, что изменение в области профессио­нального подчинения принесло бы в конечном итоге пользу всем участникам ситуации: школьной администрации, психологу, психологическому центру, стало бы первой ступенькой в про­цессе создания единой системы психологической поддержки народного образования.

ГЛАВА 3. ШКОЛА И ПСИХОЛОГ: ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

Мы подходим к обсуждению наиболее важных моментов, ка­сающихся взаимодействия психолога и всей школьной системы.

Мы неоднократно подчеркивали: деятельность психолога в школе достаточно автономна. Не потому что независима, а пото­му что представляет собой целостную самостоятельную систему со своими целями и задачами. Мы хотели тем самым поставить психолога в позицию профессионала, избавив его от роли «де­вочки на побегушках». Однако цели и задачи психологической деятельности не только не противоречат педагогическим целям, но и, наоборот, сущностно с ними связаны. Психологическая работа — часть общего педагогического, образовательного про­цесса в школе. Она становится действительно значимой и эф­фективной, если опосредуется соответствующей педагогической практикой. Мы думаем, что идеология сопровождения как ника­кая другая позволяет объединить усилия педагога и психолога, поскольку сопровождение — это не только и не столько метод работы школьного психолога. Это— цель и способ организации всего педагогического процесса в школе.

Конечно, это тема другой большой работы — как техноло­гически ввести идею сопровождения в педагогический процесс. Однако мы надеемся, что эта книга дала читателю представ­ление о перспективности, внутренней мощи, гибкости принци­па психолого-педагогического сопровождения, его большого технологического потенциала. Одно мы хотели бы подчеркнуть уже сейчас: серьезная психологическая работа неизбежно ока­жет огромное влияние на всю образовательную систему дан­ной школы, вызовет к жизни мощные силы изменения, посту­пательного движения вперед, к новой системе, которая смог­ла бы органично и естественно включить в себя психологическую

• ■ • М. Битянова • ■ ■

• ■ • Психолог в школе: проблемы взаимодействия

деятельность. В связи с этом замечанием мы хотим обратиться к школьным директорам и педагогам с маленьким импровизи­рованным «открытым письмом».

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕКТИВУ ШКОЛЫ, РЕШИВШЕМУСЯ «ЗАВЕСТИ» У СЕБЯ ПСИХОЛОГА

Многоуважаемые коллеги!

Прежде всего, разрешите высказать вам искреннее ува­жение в связи с принятым вами решением, пригласить на работу в школу психолога. Оно современно и своевременно. Однако мы просим вас перед принятием окончательного ре­шения еще немного подумать вот над каким непраздным вопросом: «Л зачем школе, каждому из вас нужен школьный психолог?» Цело в том, что далеко не все ваши ожидания и надежды сбудутся после его появления.

Если вы, надеетесь, что психолог снимет с вас наиболее тяжелый педагогический груз неуспевающих, «ленивых», не­управляемых, недисциплинированных, короче говоря, «труд­ных» школьников, что он отдельно от вас поработает с ними и они вернуться к вам иными, готовыми к привычному вам стилю педагогического влияния, вашим, ожиданиям не дано сбыться.

Если вы надеетесь на его профессиональную помощь, гра­мотный совет в вопросах, касающихся обучения и взаимодей­ствия со школьниками, ваши представления оправданы. Но советы и рекомендации психолога будут касаться не только и даже не столько новейших психологических приемов и тех-пологий управления ребенком, целенаправленного воздействия на его психическую активность и личность. Они прежде все­го будут ориентированы на вас, анализ вашей профессио­нальной деятельности, выбранного вами стиля общения, ус­тановок и стереотипов, сложившихся в отношении конк­ретного ребенка и т. д. Психологическая помощь учителю это помощь в профессиональном, и личностном самосовер­шенствовании, развитии, это совместный труд педагога и психолога, позволяющий в конечном счете и решить конк­ретную проблему, и усовершенствовать всю профессиональ­ную педагогическую деятельность.

Если вы заинтересованы в психологе как специалисте, способном существенно дополнить и развить существующую

I

школьную образовательную и воспитательную систему, серьез­но подойдите к подбору нужной кандидатуры, сформулируйте психологу свои требования и ожидания, и будьте готовы к серь­езной, глубокой и длительной инновационной деятельности.

Подчеркнем особо: процесс слияния школьной психологи­ческой работы с существующей учебно-воспитательной сис­темой, превращения их в единую систему психолого-педаго­гического сопровождения школьников длительный. Психо­лог в школе это надолго. Конечно, первые результаты его работы, если она изначально правильно спланирована и пос­ледовательно реализована, могут проявиться уже в первый год работы. Однако для того, чтобы психологическая прак­тика стала неотъемлемой частью школьной Среды, требу­ются годы. И в этом вопросе, вам нельзя спешить самим и нельзя торопить психолога. Достаточно длительным явля­ется период первичной адаптации в школе, за время которо­го педагоги и школьники должны привыкнуть к его присут­ствию, наладить простейшие человеческие межличностные контакты. Главное должна сформироваться атмосфера взаимного доверия (так сказать, базового принятия) психо­лога всеми участниками внутришкольного взаимодействия. Затем последует еще более длительный период профессио­нальной адаптации, в процессе которой должен быть создан общий психолого-педагогический язык, найдены удобные и эф­фективные формы взаимодействия психолога и педагогов, психолога и администрации и т. д. На наш взгляд, психологи­ческая работа в школе станет действительно эффективной лишь спустя годы целенаправленной совместной сопровож­дающей работы, осуществляемой всем педагогическим кол­лективом, когда формы и методы сопровождения традици­онно закрепятся в организационной культуре данной школы, а сама сопровождающая идеология, стоящий за ней взгляд на ребенка и его школьную жизнедеятельность будут частью профессионального «Я» учителя.

Уважаемые педагоги! Психолог в школе это возмож­ный путь к развитию, обновлению учебно-воспитательного процесса, это новый тип школы и педагогической деятельно­сти, для которых психология не является частью внешнего престижа школы, способом избавления от «педагогического брака» или профессиональным «костылем», а представляет

М. Битянова • • •

собой неотъемлемую и важную часть повседневной работы каждого педагога. Если вы именно таким образом зададите ему и себе цели вашей совместной профессиональной деятель­ности и приложите усилия для их осуществления, психологи­ческая деятельность принесет школе огромную пользу.

Итак, психолог в школе — это серьезно, ответственно и на­долго. Мало убедить в этом педагогический коллектив и замо-тивировать его на серьезную работу. Психологу необходимо обладать значительным серьезным профессиональным и лич­ностным ресурсом для того, чтобы реализовать психологичес­кую работу в ее целостной и последовательной форме. Каж­дый ли психолог, приходящий сегодня на работу в школу, го­тов к этому? Мы хотим немного остановиться на этом вопросе на последних страницах нашей книги.

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

Итак, отвечаем на заданный нами самими вопрос; нет, да­леко не каждый психолог готов сегодня, работая в школе, раз­вернуть свою работу как целостную психолого-педагогическую систему, основана ли она на идеях управления, помощи или сопровождения. Многие либо ограничивают свою деятельность определенными направлениями работы (только диагностика и выдача общих рекомендаций, только индивидуальная работа с «трудными» и т. д.) либо «тонут» в море школьных проблем, превращаясь в психологическую «скорую помощь», специа­листов «на подхвате», массовиков-затейников либо просто учи­телей.

Работать в школе трудно: требуется высокая профессио­нальная квалификация в самых различных областях практи­ческой психологии, особый личностный настрой на включен­ное эмпатическое общение, развитая мотивация помощи, вы­сокая профессиональная и личностная самооценка и многое другое. Нужна организованность и хорошо структурирован­ное, тренированное мышление, развитая наблюдательность. Необходим и высокий эмоциональный потенциал, собственная психологическая проработанность, позволяющая включаться в решение чужих проблем, не проецируя собственных. Список можно продолжать.

Несомненно, в определенном смысле психологическая рабо­та в школе — это призвание, но прежде всего — это результат специальной качественной профессиональной подготовки. В данной работе мы не считаем возможным обсуждать наши представления о том, как должна в деталях выглядеть такая подготовка, хотя эти представления есть, они существуют не только на уровне идеи, но и на уровне проектов учебных пла­нов, конкретных и не раз отработанных учебных курсов, про­грамм семинаров для практикующих школьных психологов и т. д. В самом общем виде такая подготовка должна сочетать необходимое базовое психолого-педагогическое образование с развернутой одно-двухгодичной специализацией на базе ву­зовской подготовки и постоянной системой повышения квали­фикации на базе психологического центра по месту непосред­ственной работы школьного психолога.

На сегодняшний день и школа, и психолог должны серьезно подходить к любым поступающим предложениям о трудоустрой­стве. Психологу необходимо оценить ситуацию с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для реализации целос­тной системы психологической работы в школе: материально-тех­нические условия, готовность педагогического коллектива к со­трудничеству, а администрации — к действенной поддержке. Педагогическому коллективу школы, директору очень важно определить характер и уровень профессиональной подготовки психолога, его готовность к решению школьных психолого-педа­гогических задач, и в случае положительного решения — четко донести до специалиста свои требования и ожидания, а также найти возможности для его дальнейшего профессионального развития. Вряд ли и психолог, и школа могут сегодня надеяться на вари­анты, близкие к идеалу. И тем, и другим предстоит развиваться, накапливать новые знания и представления, искать пути сотруд­ничества, но при наличии доброй воли, понимания большого смыс­ла осуществляемых усилий, а также некоторой теоретической базы совместной работы возникающие трудности могут быть устра­нены. А в качестве теоретической основы создаваемого альянса психолога и педагогического коллектива школы может выступить предложенная вашему вниманию модель сопровождения школь­ников в процессе обучения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.