Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ



 

Организация планирования и подготовки персонала здравоохранения к работе в ЧС мирного и военного времени имеет своей целью выработку у него согласованных действий в составе формирований и учреждений СМК и ГОЗ. Она включает в себя подготовку к развертыванию формирований и учреждений, овладение персоналом порядка пользования табельной техникой и оснащением, методиками обследования пострадавших, раненых и больных, приемами и способами оказания им медицинской помощи и лечения на этапах медицинской эвакуации.

Планирование подготовки персонала организуется и осуществляется в режиме повседневной деятельности органами управления здравоохранением всех уровней и руководителями УЗ. При планировании анализируются профиль и предназначение формирований и учреждений СМК и ГОЗ, установленный срок их готовности, наличие и состояние оснащения, техники, учебной и материально-технической базы, уровень подготовки основного и приписного состава, знание ими своего предназначения при действиях в ЧС.

Подготовка персонала здравоохранения к работе в условиях ЧС по организации оказания своевременной и качественной медицинской помощи, направленной на сохранение жизни и восстановление здоровья пострадавших, включает ряд последовательно проводимых мероприятий:

1. Отработку планирующих документов по организации перевода здравоохранения и его учреждений на режим работы в ЧС.

2. Постановку задач УЗ по их подготовке к работе в ЧС.

3. Создание формирований и учреждений СМК и ГОЗ, оснащение их имуществом.

4. Обучение персонала созданных формирований и учреждений СМК и ГОЗ и к выполнению функциональных обязанностей в ЧС.

5. Повышение устойчивости функционирования формирований СМК и ГОЗ в условиях прогнозируемых ЧС.

6. Отработку вопросов управления работой созданных формирований и учреждений СМК и ГОЗ путем проведения практических занятий и учений.

Подготовка персонала здравоохранения к действиям в ЧС подразделяется на оперативную, методическую и специальную. Она проводится по группам:

- руководящего состава (штаб ГОЧС учреждения);

- медицинского персонала;

- прочего персонала (рабочие, служащие, водители и т.п.).

Оперативная подготовканаправлена на обучение руководителей к решению задач по управлению мобилизационным развертыванием здравоохранения, к действиям их по всестороннему медицинскому обеспечению в ЧС мирного и военного времени. Целью ее является привитие руководящему составу практических навыков по управлению силами и средствами СМК и ГОЗ в условиях ЧС, обеспечение организации динамического взаимодействия с заинтересованными ведомствами, организациями и учреждениями по медицинскому, материально-техническому, транспортному и коммунально-техническому обеспечению.

Методическая подготовка направлена на повышение мастерства руководящего состава и всего персонала здравоохранения по выполнению возложенных на них функций с целью выработки единых подходов к решению задач в ЧС.

Специальная подготовка осуществляется по специальным программам и направлена на обучение медицинского персонала принципам лечебно-эвакуационного, санитарно-противоэпидемического и лекарственного обеспечения пострадавших, пораженных и больных, на овладение приемами и способами оказания им медицинской помощи в условиях ЧС мирного и военного времени..

Подготовка персонала УЗ организуется в соответствии с приказом его руководителя, в котором подводятся итоги за истекший год и ставятся задачи на текущий год.

В констатирующей, подводящей итоги, части приказа отмечаются имевшие место успешно выполненные мероприятия и их исполнители, а главное – это наличие недостатков, фактов неисполнительности и упущений, по чьей вине они произошли. Во второй, приказной, части определяются меры по устранению имевших место недостатков, задачи по подготовке УЗ и его персонала в очередном году, а также взыскания за упущения и поощрения за успешное выполнение проводимых мероприятий. В приказе указывается порядок его доведения до исполнителей и организация контроля выполнения в течение года.

К приказу, в виде приложения, отрабатывается календарный план основных мероприятий на очередной год, в котором раскрываются: содержание мероприятий, сроки и продолжительность их проведения, ответственные исполнители, кто на них привлекается (персонал, отделения, формирования), предполагаемые материальные и финансовые затраты.

В соответствии с приказом, для проведения занятий по специальной подготовке персонала УЗ создаются учебные группы из руководящего состава, врачей и средних медицинских работников, прочего персонала; назначаются руководители занятий, их заместители в каждой из групп, определяется время проведения занятий.

Специальная подготовка руководящего состава УЗ осуществляется в количестве 15 часов, для врачей и среднего медицинского персонала – 35 часов, для прочего персонала – 12 часов и подразделяется на теоретическую и практическую части. Основная цель специальной подготовки в том, чтобы обучаемые усвоили основные положения нормативных документов по СМК и ГОЗ, особенности организации оказания ЭМП пострадавшим в ЧС и приобрели практические навыки в выполнении функциональных обязанностей при работе в ЧС.

Руководящий состав изучает основополагающие документы по организации работы СМК и ГОЗ, по вопросам мобилизационной подготовки, приобретает практические навыки в оценке обстановки и управлении силами и средствами служб в условиях ЧС.

Врачебный состав совершенствует знания и навыки по медицинской сортировке, оказанию медицинской помощи, лечению пострадавших, пораженных и больных в условиях их массового поступления с учетом патологии, характерной для прогнозируемых ЧС. Особое внимание обращается на подготовку врачей нехирургического профиля к оказанию неотложной медицинской помощи при массовых травмах, ожогах, ранениях, отравлениях.

Средний медицинский персонал прививает и совершенствует практические навыки в выполнении функциональных обязанностей, предусмотренных планами перевода УЗ на режимы работы в ЧС мирного и военного времени и при поступлении массового числа пострадавших, пораженных и больных.

Младший медицинский и вспомогательный персонал УЗ обучается основным клиническим признакам неотложных состояний и практическим приемам оказания ПМП, правилам ухода за ранеными и больными, их медицинскому сопровождению при эвакуации.

В специальной подготовке персонала УЗ необходимо предусмотреть региональный компонент в изучении патологии поражений (по прогнозам ЧС и их медико-санитарных последствий), изучение объемов оказания различных видов медицинской помощи и рациональных методов лечения пострадавших, пораженных и больных в условиях их массового поступления.

Специальная подготовка ВСП, входящего в состав формирований СМК и ГОЗ, организуется с учетом предназначения этих формирований по планам их подготовки в объеме 20-ти часовой программы.

Организационные вопросы, основы планирования медицинского обеспечения в ЧС, порядок управления СМК и ГОЗ, изученные на занятиях по организационно-тактической подготовке закрепляются в ходе:

- штабных тренировок и учений;

- командно-штабных учений;

- тактико-специальных учений;

- объектовых тренировок;

- комплексных учений;

Штабная тренировка (ШТ) – начальная форма организационно-тактической подготовки руководящего состава органов управления, формирований и учреждений СМК и ГОЗ. Продолжительность ШТ, в зависимости от ее тематики, составляет 2-4 часа с периодичностью проведения раз в квартал.

В ходе ШТ отрабатываются и изучаются планирующие документы, функциональные обязанности должностных лиц штаба ГОЧС органа управления государственного или муниципального здравоохранения или УЗ, практически проигрывается порядок приведении его в готовность в ограниченные сроки с отработкой схемы оповещения и экстренного сбора должностных лиц в рабочее и нерабочее время. Проводят ШТ руководители органов управления и УЗ или их заместители.

Для проведения ШТ разрабатывается план, в котором указываются: тема, учебные цели, дата и время проведения ШТ, состав обучаемых, место занятия, вопросы и порядок их отработки.

Основными методами отработки вопросов на ШТ являются: практическая работа должностных лиц с документами, заслушивание руководителем должностных лиц по знанию обязанностей действий в ЧС, решению ими ситуационных задач и тестов, обмен мнениями по содержанию работы штаба ГОЧС органа управления или УЗ в ЧС.

Штабное учение (ШУ) –проводится с органами управления, когда их должностные лица имеют достаточную подготовку для решения ситуационных задач по обстановке. Продолжительность ШУ 4-6 часов.

К штабному учению привлекаются подчиненные органы управления, руководители структурных подразделений УЗ, задействуются средства связи, отрабатываются вопросы с учетом создаваемой, в соответствии с замыслом учения, обстановки. Цель ШУ – привить практические навыки руководящему составу и должностным лицам органа управления по оценке обстановки и отработке документов, по управлению силами и средствами служб, по выработке умений в ограниченные сроки доводить распоряжения до исполнителей, используя при этом средства связи. На ШУ проверяется реальность планирования мероприятий по организации медицинского обеспечения населения в ЧС и организации перевода органа управления УЗ на режим работы в условиях массового поступления пострадавших.

В соответствии с темой и целями учения разрабатываются замысел ШУ и план его проведения. В замысле отражается исходная обстановка, её развитие в ходе учения, ожидаемые действия обучаемых. В плане учения указываются тема, учебные цели и вопросы, состав участников, время и место его проведения, действия руководителя и обучаемых по астрономическому и оперативному времени в соответствии с обстановкой, доводимой при отработке каждого учебного вопроса. Если в ходе учения предусматриваются оперативные скачки во времени, то в плане указывается скачковая обстановка, т.е. те события, которые произошли за период оперативного времени. Основой для разработки плана проведения ШУ являются замысел и документы Плана медицинского обеспечения населения.

Основной метод проведения ШУ – заслушивание должностных лиц по оценке обстановки и выработке ими грамотных управленческих решений с подготовкой распоряжений и представлением донесений по полученным вводным. ШУ завершается разбором действий обучаемых и подведением итогов.

Командно-штабное учение (КШУ) –высшая форма организационно-тактической подготовки руководящего состава, органов управления СМК и ГОЗ. Их продолжительность до 2-3 суток. В КШУ принимают участие органы управления государственного и муниципального здравоохранения, УЗ с созданными на их базе формированиями СМК и ГОЗ (бригады, отряды), укомплектованными персоналом и оснащенными имуществом, транспортом, средствами связи, средствами защиты, приборами и аппаратами. На КШУ используются наглядные пособия (схемы, таблицы, указатели и т.п.), применяющиеся в реальной обстановке и видеотехника с демонстрационными материалами. В связи с этим, проведение КШУ, как правило, требует финансирования.

КШУ может быть успешно проведено, если:

- отработаны документы Плана медицинского обеспечения населения в ЧС (Плана действий УЗ в ЧС, Плана ГО УЗ);

- должностные лица, привлекаемые на учение, знают свои функциональные обязанности, порядок действия и взаимодействия и имеют навыки в отработке документов.

В ходе проведения КШУ обязательно хронометрирование некоторых мероприятий (экстренного сбора персонала; сроков приведения в готовность структурных подразделений УЗ и формирований СМК и ГОЗ, создаваемых ими; выдачи имущества резерва; пропускной способности приемно-сортировочного отделения при массовом поступлении пораженных и других мероприятий).

При разборе КШУ оценивается работа органов управления, учреждений и формирований СМК и ГОЗ, принимавших участие в нем.

Тактико-специальное учение (ТСУ) – наиболее эффективная форма подготовки персонала формирований СМК и ГОЗ для решения ими задач по предназначению в ЧС. На ТСУ привлекается весь персонал формирований, оснащенный техникой и имуществом в соответствии с табелем. На учение отводится до 6 часов, и оно должно проводиться ежегодно.

Основными задачами ТСУ являются:

- совершенствование навыков руководителей формирований по управлению ими в условиях ЧС;

- выработка согласованных действий персонала формирований, как для самостоятельного выполнения решаемых задач, так и во взаимодействии с другими аварийно-спасательными формированиями;

- оценка готовности формирований к действиям в очагах ЧС.

Для проверки отдельных положений проектов нормативных документов, касающихся внедрения новых форм, методов и способов действий в очагах ЧС, в соответствии с решениями вышестоящих начальников СМК и ГОЗ может быть организовано проведение опытно-исследовательского ТСУ.

Руководителем ТСУ может быть главный врач или назначенный им заместитель по мобилизационной работе и гражданской обороне, а также и сам командир формирования. Для проведения учения могут привлекаться посредники из числа наиболее опытных специалистов в этой сфере деятельности.

При подготовке ТСУ определяются тема, учебные цели и вопросы, сроки проведения, этапы, время и место учения, силы и средства для имитации, вопросы материально-технического обеспечения. В ходе учения анализируются отдаваемые распоряжения, степень и качество их выполнения, осуществляется контроль обеспечения безопасности.

Учения следует начинать с оповещения и сбора персонала формирования, вывода техники и проверки их готовности к действиям.

После вручения вводных руководителям формирований предоставляется время для уяснения полученной задачи, оценки обстановки, принятия решения и постановки задач подчиненным.

Решение руководителя формирования заслушивает и утверждает руководитель учения. Если принято недостаточно обоснованное решение, руководитель учения путем постановки дополнительных вопросов побуждает руководителя формирования глубже вникнуть в обстановку, заново оценить ее и принять более целесообразное решение. При необходимости, руководитель учения может объявить частный отбой, разобрать допущенные ошибки, уточнить решение и продолжить учение. Приостановка учения возможна и для более качественной отработки наиболее важных приемов и способов действий.

Наращивание обстановки при проведении ТСУ достигается введением новых вводных, имитирующих различные элементы ЧС (обвал, пожар, подтопление с увеличением количества условно пострадавших и т.п.). Это позволяет осуществлять маневр силами и средствами формирования с учетом изменения обстановки, принятие новых решений, изыскивать возможности проявления инициативы и находчивости.

Заканчивается учение по выполнению всех поставленных задач с последующим проведением его разбора, оценки действий руководителя формирования и всего формирования, в целом, по этапам учения.

В стационарных ЛПУ с малой коечной емкостью и амбулаторно-поликлинических учреждениях проводятся объектовые тренировки (ОТ),а в больницах с большой коечной емкостью (500 и более коек) – комплексные учения. Целесообразная периодичность их проведения один раз в три года. Продолжительность ОТ 1-2 суток, а комплексного учения 2-3 суток.

При проведении комплексного учения участвуют орган управления УЗ в полном составе, эвакуационная комиссия, комиссия по устойчивости функционирования, формирования общего и медицинского назначения. К учению привлекается не менее 30-40% штатного состава функциональных отделений УЗ. Проводится оно без прекращения работы УЗ, в связи с чем, важно спланировать участие персонала отделений и формирований не на весь период учения, а по графику.

Основная цель комплексного учения – практическая отработка тех мероприятий, которые содержатся в плане перевода УЗ на режим работы в ЧС мирного и военного времени, выполнение персоналом этих мероприятий, организация согласованных действий отделений УЗ, выявление наиболее сложных вопросов по организации работы в ЧС и поиск оптимальных решений по их реализации.

Для проведения комплексного учения разрабатываются замысел, план его проведения, план материально-технического обеспечения и предусматривается финансирование проводимых практических мероприятий.

По итогам учения составляются отчет и план устранения выявленных замечаний и недостатков, при необходимости, вносятся соответствующие коррективы в планы медицинского обеспечения населения (планы ГО УЗ и планы действий УЗ в ЧС) и в организацию подготовки персонала.

Комплексные учения проводятся на объектовом, муниципальном и субъектовом уровнях. Их цель – отработка в ЧС вопросов взаимодействия с ведомственным здравоохранением, экстренными оперативными и аварийно-спасательными службами территории (охраны общественного порядка, противопожарной, спасательной, связи, транспортной, коммунально-технической, энергетической и др.).

В ходе ОТ отрабатывается меньший объем вопросов. Основная цель – проверить реальность отдельных положений планирующих документов, дать должностным лицам практику в выполнении своих функциональных обязанностей при работе в составе формирований и отделений УЗ. Для проведения ОТ разрабатываются аналогичные документы, что и для комплексного учения. Заканчивается ОТ ее разбором и подведением итогов.

Хорошей школой подготовки руководящего состава здравоохранения к действиям в ЧС является продуманная и четко спланированная организация проведения заседаний штаба ГОЧС УЗ и МКК СМК. Это позволяет расширить кругозор и углубить компетентность руководителей по вопросам ГОЗ и СМК, снизить с их стороны панические реакции, растерянность, порою, и страх при возникновении ЧС и, как следствие, обеспечить на должном уровне выполнение решаемых задач от объектового до субъектового звена.

Заседания штаба ГОЧС и МКК СМК по рассматриваемым вопросам протоколируются, по их итогам принимаются решения. Материалы заседания штаба подписываются начальником штаба и утверждаются руководителем УЗ.

Обобщенные материалы этих заседаний и принятые решения в 10-дневный срок доводятся до всего коллектива на врачебных, сестринских конференциях (планерках) а, при необходимости, и на общих собраниях. Контроль исполнения принятых решений осуществляется начальником штаба, который на последующих заседаниях информирует членов штаба или членов МКК СМК об их выполнении, о проблемах, трудностях еще не выполненных решений и путях их реализации.

Примерный перечень вопросов, выносимых на заседания штаба ГОЧС УЗ и МКК СМК, представлен в приложениях 25 и 26.

Совершенствование знаний и навыков действий персонала УЗ осуществляется также и на циклах усовершенствования врачей и среднего медицинского персонала, на проводимых совещаниях, учебных сборах и конференциях по СМК и ГОЗ, при решении ситуационных задач персоналом в ходе проведения руководителями УЗ обходов, а также в процессе самостоятельной подготовки.

Использование всех форм и методов подготовки персонала УЗ к действиям в ЧС, соблюдение в обучении принципа «от простого к сложному» даёт хорошие результаты, раскрывает сущность проблемы ЧС, повышает интерес в приобретении персоналом умений и навыков, совершенствует функциональную компетентность руководителей в управлении процессом ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.