Служба крови (СК) является составной частью системы здравоохранения и предназначена для заготовки донорской крови, производства ее компонентов и препаратов, снабжения ими лечебно-профилактических учреждений, а также для организации, контроля и оказания методической помощи при проведении инфузионно-трансфузионной терапии.
СК на современном этапе включает в себя институты и станции переливания крови, относящимися к учреждениям службы крови (УСК). Их мобилизационная подготовка является одним из важных разделов мобилизации здравоохранения в целом и включает в себя:
- подготовку специалистов, способных возглавить мобилизационную деятельность УСК и организовывать решение задач в этом направлении;
- разработку мобилизационного плана на расчетный год в соответствии с установленным заданием и практическую отработку его мероприятий в повседневных условиях;
- создание и развитие мобилизационных мощностей по заготовке донорской крови, производства ее компонентов и препаратов;
- доразвертывание УСК личным составом и транспортом до штатов военного времени;
- комплектование резерва донорских кадров;
- создание и отработку выездных бригад по заготовке донорской крови, обеспечение их транспортными средствами и мобильным оборудованием;
- отработку взаимодействия УСК со структурами, обеспечивающими устойчивое функционирование в период мобилизации и в военное время;
- создание и накопление в УСК материальных средств для выполнения установленного задания с учетом средств, накапливаемых и хранящихся в мобилизационном резерве;
- обеспечение кровепродукцией медицинских служб силовых структур и ведомств в количествах, определенных мобилизационным заданием;
- организацию оказания методической и консультативной помощи ЛПУ по вопросам трансфузиологии, хранения и использования препаратов и компонентов крови в период мобилизации и в военное время.
Мобилизационный план представляет совокупность документов, определяющих порядок осуществления полного мобилизационного развертывания, как всей СК, так и ее учреждений, а также организацию перевода их на работу в условиях военного времени. От полноты и качества исполнения мобилизационного плана зависит качество мобилизационного развертывания СК, ее учреждений и выполнение плановых показателей мобилизационного задания.
На уровне субъектового здравоохранения распоряжением его руководителя в СК создается постоянная техническая комиссия (ПТК). Свою работу в режиме повседневной деятельности ПТК СК организует и проводит в соответствии с планом работы на год, который разрабатывается и подписывается руководителем СК, а утверждается руководителем органа управления здравоохранением субъекта РФ. Планом предусматривается практическая отработка элементов мобилизационного развертывания в ходе учений и тренировок, в том числе с приписанным военными комиссариатами персоналом, согласно заявке руководителя УСК. На ПТК возлагается:
- планирование и распределение показателей выполнения мобилизационного задания между УСК субъекта РФ;
- изучение нормативных документов по организации работы СК в период мобилизации и в военное время;
- проверка качества разработанных документов мобилизационного плана;
- обеспечение контроля за состоянием производственных площадей, эксплуатируемого технологического оборудования, за ходом работ по созданию мобилизационных мощностей в УСК с разработкой мероприятий по их совершенствованию;
- порядок доукомплектования УСК персоналом и обучение его тактике действий в период мобилизации и в военное время;
- проверка готовности УСК и их персонала к действиям по выполнению мобилизационного задания;
- обеспечение контроля за количественным и качественным состоянием донорских кадров в закрепленных за УСК территориях;
- проверка готовности выездных бригад по заготовке крови к работе в период мобилизации и в военное время;
- проверка организации взаимодействия УСК по вопросам планирования, обеспечения и проведения мобилизационных мероприятий с органами государственной и муниципальной власти, органами военного командования, транспортными предприятиями и другими организациями;
- изучение количества и качества мобилизационного имущества и оборудования, хранящегося на складах и предназначенного для УСК;
- обеспечение контроля за разработкой и осуществлением мероприятий по освоению УСК закрепленного района (пункта) в загородной зоне, включая размещения эвакуируемого персонала и членов семей;
- участие в учениях и тренировках, организуемых руководителем СК, субъектовым здравоохранением и мобилизационными органами управления.
Персональную ответственность за мобилизационную готовность СК несут руководитель субъектового здравоохранения и руководитель службы крови. Контроль качества мобилизационной готовности СК осуществляют Минздравсоцразвития России, а в части поставки препаратов и компонентов крови Министерству обороны РФ и другим силовым структурам – их ведомственные медицинские службы.