Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В системе гражданской обороны



 

В связи с изменениями концепции ведения войн, произошедшими в последние десятилетия, и переносом акцента с использования ядерного на высокоточное оружие и оружие, основанное на новых физических принципах, вероятность значительного разрушения жилищного фонда и массового поражения мирного населения снижается. Применение высокоточного оружия направлено, прежде всего, на промышленные и военные объекты. Однако гибель части гражданского населения при этом все же неизбежна (например, в Югославии соотношение погибших военных и гражданских лиц составило 1:15). Поэтому равноценной альтернативы эвакуации населения, проживающего как в категорированных городах, так и вблизи потенциально опасных, в плане разрушения, объектов экономики, как способа его защиты, не существует. Отсюда важная роль в процессе организации эвакуации населения в загородную зону (ЗЗ) отводится медицинскому обеспечению этих мероприятий.

Опыт локальных войн и военных конфликтов свидетельствует, что при разрушении крупных городов, за их границами возможна концентрация не только «организованного» эвакуируемого населения, но и больших по численности групп вынужденных переселенцев, прибывающих в результате стихийной миграции и не имеющих крова, продуктов питания и предметов первой необходимости для обеспечения жизнедеятельности. Проживание такого контингента (в основном старики, женщины и дети) в местах временного расселения может принять долговременный характер.

Медицинское обеспечение этого контингента в начальный период предусмотрено, согласно федеральному закону «О гражданской обороне», в виде экстренных медицинских мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения и включает оказание первой медицинской помощи раненым и больным с их последующей, при необходимости, эвакуацией в ЛПУ, обеспечением медикаментами и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий в местах временного расселения. В дальнейшем медицинское обеспечение эвакуированного населения (в том числе и беженцев) должно строиться на долговременной основе в соответствии с действующим в стране принципом медицинского обслуживания по месту жительства.

Приводим определение и сущность основных понятий, используемых при изложении настоящего раздела.

Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов с целью последующего размещения, проживания его в загородной зоне и организации в ней трудовой деятельности.

Рассредоточение населения– комплекс мероприятий по организованному вывозу из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих свою деятельность в условиях особого периода.

Загородная зона – территория, в пределах административных границ субъекта РФ, расположенная вне зон возможных разрушений от воздействия современных средств боевого поражения, вне очагов радиоактивного химического или биологического поражения, за пределами зон катастрофического затопления и заблаговременно подготовленная для размещения, проживания, первоочередного жизнеобеспечения, организации трудовой деятельности эвакуируемого населения и персонала объектов социально-экономической сферы.

Эвакуация сопровождается массовым перемещением людей, что обусловливает возможность возникновения у них заболеваний, травм, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и, следовательно, необходимость всестороннего медицинского обеспечения этого мероприятия. Кроме того, большое значение должно придаваться организации эвакуации УЗ из категорированных городов и медицинскому обеспечению рассредоточиваемого персонала работающих смен предприятий, продолжающих свое функционирование в городах в военное время.

Непосредственное осуществление мероприятий по организации подготовки и проведению эвакуации населения и материальных ценностей возложено на эвакуационные органы (эвакуационные комиссии – ЭК) территорий, которые работают под руководством органов исполнительной власти различных уровней и во взаимодействии с управлениями МЧС России. В состав ЭК обязательно включается представитель здравоохранения, который организовывает проведение медицинского обеспечения эвакуируемого населения и порядок проведения эвакуации УЗ.

Медицинское обеспечение эвакуации населения:

- организуется по территориально-производственному принципу и возложено на руководителей органов управления здравоохранением (начальников ГОЗ) муниципальных образований субъекта РФ;

- включает проведение организационных, лечебно-диагностических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану жизни и здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим или получившим в ходе эвакуации травмы, а также на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения.

При проведении эвакуационных мероприятий на ГОЗ возлагаются следующие задачи:

- организация медицинского обеспечения населения в процессе эвакуации и в местах его расселения;

- вывод формирований ГОЗ в ЗЗ;

- эвакуация УЗ из категорированных городов в ЗЗ;

- организация лечения нетранспортабельных больных;

- развертывание коечного фонда в ЗЗ за счет эвакуированных больниц;

- организация медицинского обеспечения рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих работу в военное время;

- защита персонала УЗ и больных от поражающих факторов современных средств ведения боевых действий.

Для решения указанных задач проводятся следующие мероприятия:

- развертывание и организация работы медицинских пунктов (МП) в целях оказания неотложной медицинской помощи раненым и больным из числа эвакуируемых на сборных эвакуационных пунктах (СЭП), пунктах посадки (ПП), на маршрутах эвакуации, промежуточных пунктах эвакуации (ППЭ), пунктах высадки (ПВ), приемных эвакуационных пунктах (ПЭП) и в местах расселения населения;

- осуществление санитарно-эпидемического надзора и контроля за проведением эвакуационных мероприятий, санитарно-гигиеническим состоянием мест размещения эвакуированного населения, организацией его питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания, как в ходе эвакуации, так и в местах расселения;

- медицинское обеспечение нетранспортабельных больных, размещенных в защищенных стационарах ЛПУ категорированных городов;

- организация работы МП на объектах экономики, продолжающих свою деятельность в особый период, в целях медицинского обеспечения персонала работающих смен;

- непрерывное наблюдение за эпидемиологической обстановкой, активное выявление инфекционных больных, их изоляция, лечение и выполнение других противоэпидемических мероприятий;

- снабжение МП на путях эвакуации и УЗ, привлекаемых для медицинского обеспечения населения в ходе его эвакуации, необходимым медицинским имуществом;

- эвакуация медицинского персонала, членов их семей, транспортабельных больных, медицинского имущества и оборудования УЗ категорированных городов.

Успешное выполнение задач по медицинскому обеспечению эвакуационных мероприятий достигается заблаговременным четким планированием. Для его осуществления штабы ГОЧС органов управления и учреждений здравоохранения должны располагать определенными исходными данными, которые получают от территориального органа управления МЧС России. Исходные данные включают в себя:

- численность эвакуируемого населения (в том числе количество детей и детских учреждений) в целом по категорированному городу и отдельно по его административным округам;

- количество, места расположения и пропускную способность СЭП;

- маршруты и способы эвакуации населения;

- места расположения ПП и количество эвакуируемого населения в каждой автоколонне (железнодорожном составе, теплоходе и т.п.);

- дислокацию ППЭ и ПВ;

- районы расселения и численность подлежащего расселению населения.

На основании полученных сведений органы управления здравоохранением определяют потребность в различных категориях медицинского персонала, в медицинских средствах и санитарном транспорте для обслуживания населения на путях эвакуации.

Медицинское обеспечение эвакуационных мероприятий осуществляется на СЭП, ПП, в пути следования, на ППЭ, в местах больших и малых привалов, в ПВ и в местах расселения населения. Организация медицинского обеспечения на СЭП, ПП возлагается на начальника ГОЗ категорированного города, а в пути следования, на ППЭ, ПВ, эвако-приемных пунктах и местах расселения – на начальника ГОЗ соответствующего сельского района ЗЗ.

На СЭП и ПП в специально выделенных помещениях развертываются МП, работающие круглосуточно до окончания эвакуации.

На ПП, организуемых на железнодорожных станциях, морских и речных вокзалах (пристанях), крупных аэропортах, МП оснащаются, как правило, за счет сил и средств ведомственных медицинских служб.

На медицинские пункты, создаваемые при СЭП и ПП выделяется медицинский персонал из расчета: 2 средних медицинских работника, 1 санитарка, 1 дезинфектор в смену. В отдельных случаях предусматривается выделение врача. Для доставки в ближайший медицинский стационар остро заболевших и лиц, получивших в ходе эвакуации травмы, а также престарелых граждан и детей с матерьми, МП оснащается санитарным автомобилем с врачебной (фельдшерской) бригадой (рис. 10).

 
 

 


Рис. 10. Структура медицинского пункта, создаваемого на сборных эвакуационных пунктах и пунктах посадки

Предполагаемая потребность в стационарном лечении среди эвакуируемого населения, рассредоточиваемых рабочих и служащих в процессе проведения эвакуационных мероприятий может составить примерно 1-2 человека на 1000 эвакуируемых.

МП, развернутые на путях эвакуации, обеспечиваются имуществом для оказания медицинской помощи теми ЛПУ, за счет которых они создаются. Персонал таких МП должен быть подготовлен по вопросам оказания неотложной медицинской помощи, выявления и изоляции инфекционных больных, в особенности среди детских контингентов, а также по вопросам принятия простейших управленческих решений.

Для медицинского обеспечения населения, эвакуируемого на большие расстояния автомобильными колоннами, железнодорожными эшелонами, морскими и речными судами в состав колонн, эшелонов, судов включают 2-х средних медицинских работников (из числа подлежащих эвакуации) с соответствующим оснащением. Они в пути следования обязаны быть готовыми к оказанию доврачебной помощи, организации выявления и изоляции инфекционных больных и контактировавших с ними лиц.

При пешей эвакуации в каждую колонну численностью 500 человек выделяется один средний медицинский работник. Кроме того, к медицинскому обеспечению пеших колонн привлекаются ЛПУ, расположенные на путях эвакуации. Места расположения этих ЛПУ должны обозначаться указательными знаками на дорогах.

Если на маршрутах эвакуации колонн отсутствуют ЛПУ, то в этом случае в местах больших привалов и при ППЭ развертываются временный медицинский пункт (ВМП) с привлечением для работы в нем персонала ближайших ЛПУ. В состав ВМП входят 1-2 врача, 2-3 средних медицинских работника, 1-2 санитарки (рис. 11).

 

               
   
 
     

 


Рис. 11. Структура временного медицинского пункта, создаваемого в местах больших привалов и при пунктах промежуточной эвакуации

 

В некоторых случаях вместо ВМП на каждый маршрут эвакуации по принципу патрулирования выделяется не менее 2-х медицинских бригад на автомобилях, в состав каждой из которых включаются врач (фельдшер) и медицинская сестра.

На время эвакуации ЛПУ сельского района, находящихся вблизи маршрутов эвакуации, согласно плану медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий, направляют дежурный санитарный автотранспорт на железнодорожные станции, водные пристани для приема заболевших, которые по состоянию здоровья нуждаются в снятии с эшелона, теплохода и направлении на стационарное лечение.

На ПВ или вблизи их оборудуются ПЭП, которые также развертывают МП, по структуре и штатному составу аналогичные создаваемым на СЭП. Пораженным, пострадавшим, заболевшим, из числа прибывшего населения, медицинская помощь, в объеме доврачебной, оказывается по неотложным показаниям и, при необходимости, они эвакуируются для лечения в ближайшие стационары или направляются на амбулаторное лечение.

В местах расселения эвакуированного населения его медицинское обслуживание осуществляется по участково-территориальному принципу ЛПУ сельской местности или ЛПУ, эвакуированными из категорированных городов и развернувшимися для работы в ЗЗ.

Организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения эвакуируемого населения осуществляется на всем пути его эвакуации – на СЭП, ПП, в пути следования, в местах отдыха (привала), на ППЭ, ПВ, в местах размещения (расселения) и возлагается на учреждения и формирования Роспотребнадзора и включает в себя:

- ведение непрерывного эпидемиологического наблюдения и бактериологической разведки на маршрутах эвакуации и в местах дислокации эвакуируемого населения;

- выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

- осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил на объектах питания и водоснабжения; за организацией банно-прачечного обслуживания населения в местах его расселения; за удалением или обеззараживанием пищевых отходов, обеззараживанием туалетов на маршрутах движения и в районах расселения населения.

- проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации территорий и помещений;

- организация, при необходимости, экстренной профилактики и иммунизации среди населения и личного состава сил ГО;

- проведение санитарно-просветительной работы среди населения.

С началом проведения эвакуационных мероприятий санитарно-эпидемиологические учреждения направляют свои формирования в районы, предназначенные для эвакуации населения с целью оценки их санитарно-эпидемиологического состояния и организации противоэпидемического обеспечения прибывающего населения. При выявлении санитарно-эпидемиологического неблагополучия в каком-либо районе, предназначенном для размещения рассредоточиваемого или эвакуируемого населения, эти учреждения извещают о неблагополучии органы управления здравоохранением и органы МЧС России категорированных городов, из которых планируется эвакуация населения, с целью принятия ими необходимых мер, вплоть до перераспределения районов эвакуации.

В категорированных городах ряд предприятий продолжает работу в военное время. При этом организация медицинского обеспечения работающих смен возлагается на руководителя медицинского подразделения предприятия, а при отсутствии таких подразделений – на начальника ГОЗ категорированного города. Они создают на предприятии МП, в состав рабочей смены которого водят: врач, 2 медицинские сестры и санитарка. Им придается санитарный автомобиль из расчета на 2,5 тысяч работающих (рис. 12).

 

 


Рис. 12. Структура медицинского пункта предприятий, продолжающих работу в особый период в месте постоянной дислокации

Если на предприятии менее 2,5 тысяч работающих выделяется только 1-2 средних медицинских работника в смену. Оснащение МП персоналом и имуществом осуществляется за счет медико-санитарных частей, поликлиник, здравпунктов предприятий, продолжающих работу в особый период в месте своей постоянной дислокации. МП может осуществлять медицинское обеспечение рабочих и служащих других объектов, расположенных поблизости, если обслуживаемый контингент их не будет превышать 2,5 тысячи человек.

Таким образом, в условиях современной войны при неполной обеспеченности защитными сооружениями и средствами индивидуальной защиты различных категорий населения, эвакуация их в ЗЗ является основным способом, решающим проблему защиты от современных средств боевого воздействия. Правильное, грамотное и четкое осуществление медицинского обеспечения этого мероприятия позволит сохранить жизнь и здоровье населения, а значит, – обеспечить выполнение социально-экономических задач и укрепление обороноспособности государства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.