Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические указания для студентов. Темы семинарских занятий



Темы семинарских занятий

 

Тема 1. Предмет и методология истории экономических учений.

1. Предмет и метод истории экономических учений. Понятия массового экономического сознания, экономической мысли, экономического учения.

2. Вопросы периодизации истории экономических идей.

3. Понятия школы и направления в истории экономической науки.

 

Вопросы для обсуждения и контроля:

1. Проанализируйте предпосылки, обусловливающие целесообразность изучения истории экономических учений.

2. В чем выражались особенности изучения истории экономических учений в России в советский период?

3. Охарактеризуйте логику структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений».

 

Тема 2. Становление экономической теории.

1. Экономическая мысль Древнего Востока:

а) особенности экономического развития древневосточных государств;

б) экономическая мысль Вавилона, Древнего Египта. Кодекс Хаммурапи;

в) экономическая мысль Древней Индии. Трактат Артхашастра. Законы
Ману;

г) экономическая мысль Древнего Китая. Конфуцианцы и легисты.Трактаты «Гуань – Цзы».

2. Экономическая мысль античного мира:

а) экономические воззрения мыслителей Древней Греции: Ксенофонт, Платон, Аристотель;

б) экономические идеи Древнего Рима: Катон, Варрон, Колумелла.

3. Экономические проблемы и идеи феодальной эпохи:

а) хозяйственные предписания Корана;

б) экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский.

4. Экономические и политические условия формирования и развития идей
меркантилизма, его сущность и этапы:

а) период "первоначального накопления капитала";

б) монетарная система раннего меркантилизма;

в) поздний меркантилизм: теория торгового баланса; механизм золото -
денежных потоков. Количественная теория денег;

г) особенности российского меркантилизма.

 

Вопросы для обсуждения и контроля:

1. Что считалось богатством в сочинениях древневосточных ученых и мыслителей?

2. Какие формы косвенного регулирования экономики предлагались древнекитайскими мыслителями?

3. Почему предметом изучения в экономической мысли древневосточных цивилизаций была национальная экономика в целом (макроэкономика)?

4. Раскройте содержание термина: «Азиатский способ производства».

5. Что понимали под богатством ученые античного мира и в чем в данном случае проявлялся морально-этический подход?

6. Какие функции денег выделяли мыслители Древней Греции?

7. Раскройте идею систематизации экономических отношений Аристотеля и назовите критерий его систематизации?

8. В чем выражается нормативный характер экономической мысли средневековья?

9. В чем смысл «справедливой цены» у Фомы Аквинского?

10. В чем, по Ибн-Хальдуну, проявляются естественные законы развития общества?

11. Кто и для каких целей, согласно экономической теории Ибн-Хальдуна создал деньги?

12. В чем выражаются различия раннего и позднего меркантилизма?

13. В чем выражаются особенности российского меркантилизма?

14. Что предлагали российские меркантилисты в экономической политике государства?

 

Тема 3. Классическая школа политической экономии.

1.Социально - экономические условия возникновения классической школы. У.Петти - основатель трудовой теории стоимости.

2.Экономическая теория физиократов:

а) специфика предмета исследования физиократов,

б) идеи " естественного порядка";

в) "Экономическая таблица" Ф.Кэне.

г) теория единого налога;

д) экономические взгляды Ж.А.Тюрго.

3. А Смит – «отец политической экономии. Теория стоимости и учение о доходах.
«Догма» Смита.

4. Экономическая теория Д.Рикардо - высшая ступень развития классической школы политэкономии.

а) предмет исследования у Д.Рикардо;

б) теория ренты, заработной платы и прибыли; \

в) трудовая теория стоимости - основа теории Д.Рикардо;

г) теория внешней торговли.

5. Взгляды Т.Р.Мальтуса: ,

а) "Опыт о законе народонаселения»,

б) взгляды на стоимость и теория "третьих лиц".

6. Экономические взгляды Ж.Б.Сэя:

а) теория трех факторов производства;

б) закон рынков и "тождество Сэя";

в) теория кризисов.

7.Экономические труды Дж.Стюарта Милля.

8.Мелкобуржуазная критика капитализма: утопические взгляды С. Де Сисмонди и Ж.Г.Прудона.

 

Вопросы для обсуждения и контроля:

Тема 4. Маржиналисткая революция. Генезис неоклассики.

1. Понятие маржиналистской революции:

а) ее причины, этапы, общее содержание;

б) первые варианты теории полезности ( Э.Кондильяк, Ф.Галиани);

в) обоснование предельного анализа в работах ОЛСурно, Ж.Дюпюи,
И..Тюнена, ГТоссена).

2. Австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем -Баверк):

а) Субъективистский подход и обоснование предмета и метода
политэкономии;

б) теория предельной полезности;

в) психологическое истолкование источника процента и прибыли.

3. Английская ветвь теории предельной полезности: У.Джевонс,
Ф.Эджуорт.

4. Кембриджская школа (А.Маршалл).

а) теория цен и доходов А.Маршалла - основа неоклассической
макроэкономики;

б) инструментарий коэффициентов эластичности;

в) "Принципы экономической теории" А.Маршалла как главный труд
второго этапа маржиналистской революции;

г) А.С.Пигу - "Теория благосостояния".

5. Американская школа (Дж.Б.Кларк):

а) теория предельной производительности факторов производства;

б) методологическая концепция статики и динамики.

6. Лозаннская школа:

а) модель общего экономического равновесия Л. Вальраса;

б) теория оптимума В.Парето.

Тема 5. Альтернативные течения в западной экономической науке.

1.ФЛист и система национальной политической экономики.

2. Историческая школа в Германии:

а)"старая" историческая школа ( В.Рошер, К. Книс, ВХильдебрант);

б)"молодая" историческая школа ( Шмоллер, Л.Брентано, Ф.Гольде);

в)" третья волна" исторической школы ( М. Вебер, В.Зомбарт)

3.Ранний (американский) институционализм (ТВеблен, Дж.Коммонс,У.Митченлл);

б) концепции менеджеральной революции (Т.Минз, А.Берли).

4.Германский неолиберализм (В.Окейн, Л.Эрхард).

Тема 6. Развитие экономической мысли пореформенной России.

1.Особенности экономического развития России после реформы 1861 года.

2.Экономико-математическая школа в дореволюционной России (В.К. Дмитриев, В.С. Войтинский, Е.Е.Слуцкий).

3.Легальный марксизм как течение экономической мысли (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский).

4.Распространение идей марксизма в России (Н.И.Зибер, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).

Вопросы для обсуждения:

1. Какие проблемы разрабатывали ученые «математической школы» в дореволюционной России?

2. Являлись марксистами легальные марксисты? Как они относились к теории К. Маркса?

3. В чем, по мнению М.И. Туган-Барановского, состояли преимущества социализма?

4. Почему Г.В. Плеханов выступал против большевиков и считал себя истинным марксистом?

Тема7. Школы и идеи начала и середины 20в.

1. Новые проблемы неоклассической теории в начале 20в.

2. Концепция монополистической конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).

3. Развитие неоклассической теории благосостояния ( А.С Пигу, А. Бергсон).

4. Теория экономической динамики Й. А. Шумпетера. «Методология и история экономического анализа».

5. Стокгольмская школа (К.Виксель, Э.Лудберг, Г.Мюрдаль).

6. Неоинституционализм (Р.Коуз, Д.Найт).

Тема 8. Ключевые проблемы советской экономической науки (1917- 1991 годы).

1. Методологические дискуссии 1920 - 30 -х гг. 20 в.:

а) дискуссия о границах и предмете политэкономии;

б) дискуссия о характере экономических законов при социализме;

в) взгляды на товарно - денежные отношения и кооперацию при социализме.

2. Ведущие экономисты 20-30-х гг. 20 в.: Н.И. Бухарин, А.В. Чаянов,
Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Юровский.

3. Проблемы индустриализации и источника накопления. Е.Преображенский о "Законе первоначального социалистического накопления".

4. Экономическая дискуссия 1951 - 1952 гг. (Работа И.В.Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР").

5. Теоретическое обоснование хозяйственной реформы 1965 г.

6. Дискуссии в России по экономическим проблемам в связи с обоснованием необходимости перехода к рынку (конец 80-х гг. – начало 90-х гг. 20 в.).

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите ведущих российских экономистов 1920 – 1930-х гг.

2. Почему реформу 1965 года называют неудавшейся?

3. Назовите основные экономические программы, выдвинутые в 1990-х годах и их авторов.

Тема 9. Кейнсианство и неоклассический синтез.

1. Экономическая теория Дж.М.Кейнса:

а) исторические, экономические и теоретические условия возникновения;

б) основные положения неоклассической экономической теории, оспариваемые Кейнсом;

в) основные положения общей теории Кейнса.

2.Неокейнсианство (теория экономического роста и кризисов): Р.Харрод, Р.Домар, Э.Хансен.

3.Неоклассический синтез: Дж.Р. Хикс, П. Самуэльсон.

4.Посткейнсианство (Дж. Робинсон, Н. Калдор, П. Сраффа, М. Калецки, Клауэр)

Вопросы для обсуждения:

4. Почему теория Кейнса стала основой политики всех европейских государств после 2-й мировой войны?

5. Назовите основные инструменты кейнсианского анализа.

6. Почему английскую ветвь посткейнсианства называют «левым посткейнсианством»?

7. В чем состоят основные отличия неокейнсианских и неоклассических моделей экономического роста?

8. Кого из экономистов называют «американским Кейнсом»?

9. Почему Дж. М. Кейнса называют верным учеником А.Маршалла?

 

Тема 10. Основные направления и тенденции развития экономической мысли во второй половине 20- начале 21 века.

1 .Развитие институционально - социологического направления (Ф.Перру, Дж.К.Гелбрейт, Р.Хейлбронер.)

2. Консервативный сдвиг 80 -х годов (неоклассические теории):

а) монетаризм (М.Фридмен);

б) экономическая теория предложения (А.Лаффер).

3. Эволюция теории ожиданий.

4. Развитие неоинституциональных теорий (Г. Бекер, Дж. Бьюкенен)

Вопросы для обсуждения:

1. Кто из политиков обеспечил «консервативный сдвиг»?

2. В чем смысл понятия «экономический империализм»?

3. Почему в 1990-е и 2000-е годы российское правительство называли монетаристским?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.