Методические указания для студентов. Темы семинарских занятий
Темы семинарских занятий
Тема 1. Предмет и методология истории экономических учений.
1. Предмет и метод истории экономических учений. Понятия массового экономического сознания, экономической мысли, экономического учения.
2. Вопросы периодизации истории экономических идей.
3. Понятия школы и направления в истории экономической науки.
Вопросы для обсуждения и контроля:
1. Проанализируйте предпосылки, обусловливающие целесообразность изучения истории экономических учений.
2. В чем выражались особенности изучения истории экономических учений в России в советский период?
3. Охарактеризуйте логику структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений».
Тема 2. Становление экономической теории.
1. Экономическая мысль Древнего Востока:
а) особенности экономического развития древневосточных государств;
б) экономическая мысль Вавилона, Древнего Египта. Кодекс Хаммурапи;
в) экономическая мысль Древней Индии. Трактат Артхашастра. Законы Ману;
г) экономическая мысль Древнего Китая. Конфуцианцы и легисты.Трактаты «Гуань – Цзы».
2. Экономическая мысль античного мира:
а) экономические воззрения мыслителей Древней Греции: Ксенофонт, Платон, Аристотель;
б) экономические идеи Древнего Рима: Катон, Варрон, Колумелла.
3. Экономические проблемы и идеи феодальной эпохи:
а) хозяйственные предписания Корана;
б) экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский.
4. Экономические и политические условия формирования и развития идей меркантилизма, его сущность и этапы:
а) период "первоначального накопления капитала";
б) монетарная система раннего меркантилизма;
в) поздний меркантилизм: теория торгового баланса; механизм золото - денежных потоков. Количественная теория денег;
г) особенности российского меркантилизма.
Вопросы для обсуждения и контроля:
1. Что считалось богатством в сочинениях древневосточных ученых и мыслителей?
2. Какие формы косвенного регулирования экономики предлагались древнекитайскими мыслителями?
3. Почему предметом изучения в экономической мысли древневосточных цивилизаций была национальная экономика в целом (макроэкономика)?
4. Раскройте содержание термина: «Азиатский способ производства».
5. Что понимали под богатством ученые античного мира и в чем в данном случае проявлялся морально-этический подход?
6. Какие функции денег выделяли мыслители Древней Греции?
7. Раскройте идею систематизации экономических отношений Аристотеля и назовите критерий его систематизации?
8. В чем выражается нормативный характер экономической мысли средневековья?
9. В чем смысл «справедливой цены» у Фомы Аквинского?
10. В чем, по Ибн-Хальдуну, проявляются естественные законы развития общества?
11. Кто и для каких целей, согласно экономической теории Ибн-Хальдуна создал деньги?
12. В чем выражаются различия раннего и позднего меркантилизма?
13. В чем выражаются особенности российского меркантилизма?
14. Что предлагали российские меркантилисты в экономической политике государства?
Тема 3. Классическая школа политической экономии.
1.Социально - экономические условия возникновения классической школы. У.Петти - основатель трудовой теории стоимости.
2.Экономическая теория физиократов:
а) специфика предмета исследования физиократов,
б) идеи " естественного порядка";
в) "Экономическая таблица" Ф.Кэне.
г) теория единого налога;
д) экономические взгляды Ж.А.Тюрго.
3. А Смит – «отец политической экономии. Теория стоимости и учение о доходах. «Догма» Смита.
4. Экономическая теория Д.Рикардо - высшая ступень развития классической школы политэкономии.
а) предмет исследования у Д.Рикардо;
б) теория ренты, заработной платы и прибыли; \
в) трудовая теория стоимости - основа теории Д.Рикардо;
г) теория внешней торговли.
5. Взгляды Т.Р.Мальтуса: ,
а) "Опыт о законе народонаселения»,
б) взгляды на стоимость и теория "третьих лиц".
6. Экономические взгляды Ж.Б.Сэя:
а) теория трех факторов производства;
б) закон рынков и "тождество Сэя";
в) теория кризисов.
7.Экономические труды Дж.Стюарта Милля.
8.Мелкобуржуазная критика капитализма: утопические взгляды С. Де Сисмонди и Ж.Г.Прудона.
Вопросы для обсуждения и контроля:
Тема 4. Маржиналисткая революция. Генезис неоклассики.
1. Понятие маржиналистской революции:
а) ее причины, этапы, общее содержание;
б) первые варианты теории полезности ( Э.Кондильяк, Ф.Галиани);
в) обоснование предельного анализа в работах ОЛСурно, Ж.Дюпюи, И..Тюнена, ГТоссена).
2. Австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем -Баверк):
а) Субъективистский подход и обоснование предмета и метода политэкономии;
б) теория предельной полезности;
в) психологическое истолкование источника процента и прибыли.
3. Английская ветвь теории предельной полезности: У.Джевонс, Ф.Эджуорт.
4. Кембриджская школа (А.Маршалл).
а) теория цен и доходов А.Маршалла - основа неоклассической макроэкономики;
б) инструментарий коэффициентов эластичности;
в) "Принципы экономической теории" А.Маршалла как главный труд второго этапа маржиналистской революции;
г) А.С.Пигу - "Теория благосостояния".
5. Американская школа (Дж.Б.Кларк):
а) теория предельной производительности факторов производства;
б) методологическая концепция статики и динамики.
6. Лозаннская школа:
а) модель общего экономического равновесия Л. Вальраса;
б) теория оптимума В.Парето.
Тема 5. Альтернативные течения в западной экономической науке.
1.ФЛист и система национальной политической экономики.
2. Историческая школа в Германии:
а)"старая" историческая школа ( В.Рошер, К. Книс, ВХильдебрант);
б)"молодая" историческая школа ( Шмоллер, Л.Брентано, Ф.Гольде);
в)" третья волна" исторической школы ( М. Вебер, В.Зомбарт)
3.Ранний (американский) институционализм (ТВеблен, Дж.Коммонс,У.Митченлл);
б) концепции менеджеральной революции (Т.Минз, А.Берли).
4.Германский неолиберализм (В.Окейн, Л.Эрхард).
Тема 6. Развитие экономической мысли пореформенной России.
1.Особенности экономического развития России после реформы 1861 года.
2.Экономико-математическая школа в дореволюционной России (В.К. Дмитриев, В.С. Войтинский, Е.Е.Слуцкий).
3.Легальный марксизм как течение экономической мысли (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский).
4.Распространение идей марксизма в России (Н.И.Зибер, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).
Вопросы для обсуждения:
1. Какие проблемы разрабатывали ученые «математической школы» в дореволюционной России?
2. Являлись марксистами легальные марксисты? Как они относились к теории К. Маркса?
3. В чем, по мнению М.И. Туган-Барановского, состояли преимущества социализма?
4. Почему Г.В. Плеханов выступал против большевиков и считал себя истинным марксистом?
Тема7. Школы и идеи начала и середины 20в.
1. Новые проблемы неоклассической теории в начале 20в.
2. Концепция монополистической конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).
3. Развитие неоклассической теории благосостояния ( А.С Пигу, А. Бергсон).
4. Теория экономической динамики Й. А. Шумпетера. «Методология и история экономического анализа».
5. Стокгольмская школа (К.Виксель, Э.Лудберг, Г.Мюрдаль).
6. Неоинституционализм (Р.Коуз, Д.Найт).
Тема 8. Ключевые проблемы советской экономической науки (1917- 1991 годы).
1. Методологические дискуссии 1920 - 30 -х гг. 20 в.:
а) дискуссия о границах и предмете политэкономии;
б) дискуссия о характере экономических законов при социализме;
в) взгляды на товарно - денежные отношения и кооперацию при социализме.
2. Ведущие экономисты 20-30-х гг. 20 в.: Н.И. Бухарин, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Юровский.
3. Проблемы индустриализации и источника накопления. Е.Преображенский о "Законе первоначального социалистического накопления".
4. Экономическая дискуссия 1951 - 1952 гг. (Работа И.В.Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР").
5. Теоретическое обоснование хозяйственной реформы 1965 г.
6. Дискуссии в России по экономическим проблемам в связи с обоснованием необходимости перехода к рынку (конец 80-х гг. – начало 90-х гг. 20 в.).
Вопросы для обсуждения:
1. Назовите ведущих российских экономистов 1920 – 1930-х гг.
2. Почему реформу 1965 года называют неудавшейся?
3. Назовите основные экономические программы, выдвинутые в 1990-х годах и их авторов.
Тема 9. Кейнсианство и неоклассический синтез.
1. Экономическая теория Дж.М.Кейнса:
а) исторические, экономические и теоретические условия возникновения;
б) основные положения неоклассической экономической теории, оспариваемые Кейнсом;
в) основные положения общей теории Кейнса.
2.Неокейнсианство (теория экономического роста и кризисов): Р.Харрод, Р.Домар, Э.Хансен.
3.Неоклассический синтез: Дж.Р. Хикс, П. Самуэльсон.
4.Посткейнсианство (Дж. Робинсон, Н. Калдор, П. Сраффа, М. Калецки, Клауэр)
Вопросы для обсуждения:
4. Почему теория Кейнса стала основой политики всех европейских государств после 2-й мировой войны?
5. Назовите основные инструменты кейнсианского анализа.
6. Почему английскую ветвь посткейнсианства называют «левым посткейнсианством»?
7. В чем состоят основные отличия неокейнсианских и неоклассических моделей экономического роста?
8. Кого из экономистов называют «американским Кейнсом»?
9. Почему Дж. М. Кейнса называют верным учеником А.Маршалла?
Тема 10. Основные направления и тенденции развития экономической мысли во второй половине 20- начале 21 века.
1 .Развитие институционально - социологического направления (Ф.Перру, Дж.К.Гелбрейт, Р.Хейлбронер.)
2. Консервативный сдвиг 80 -х годов (неоклассические теории):
а) монетаризм (М.Фридмен);
б) экономическая теория предложения (А.Лаффер).
3. Эволюция теории ожиданий.
4. Развитие неоинституциональных теорий (Г. Бекер, Дж. Бьюкенен)
Вопросы для обсуждения:
1. Кто из политиков обеспечил «консервативный сдвиг»?
2. В чем смысл понятия «экономический империализм»?
3. Почему в 1990-е и 2000-е годы российское правительство называли монетаристским?
Поиск по сайту:
|