Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) История экономических учений



Общекультурные компетенции (ОК): ОК – 3 «Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире»

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: - понятие истории и методологии экономической науки, критерии научности концепций и теорий в науке;

- эволюцию экономических знаний, основные научные парадигмы и направления экономической мысли как этапы этой эволюции;

- содержание основных исторических и настоящих школ и направлений экономической мысли, специфике экономических терминов, категорий и законов;

- на достаточно высоком уровне знать историю развития российской экономической мысли;

- основные достижения экономической науки 20-начала 21 веков в России и других странах.

- сущность и структуру современных экономических школ и направлений, их место в условиях глобализации;

 

Уметь: - дать сравнительный анализ подходов мэйнстрима и альтернативных направлений в экономической науке;

- использовать знания по истории экономических учений в процессе анализа социально- экономического развития и экономической политики.

- сопоставлять и анализировать различные экономические теории;

- использовать достижения экономической науки в практи­ческой хозяйственной деятельности общества;

- анализировать такие социально-экономические процессы и явления, как: эволюция хозяйственных систем и систем экономических теорий; экономический прогресс и прогресс экономической мысли; развитие в переходных хозяйствах рыночных отношений; исторически сформированные принципы построения таких экономических теорий, как теория денег, теория финансов, теория налогов и т.п.;

- анализировать содержание многочисленных экономических доктрин, концепций, взглядов, направлений, школ и обрабатывать широкий круг иной информации из истории экономической мысли ХХ века;

- развить способности формирования логики и стиля экономического мышления.

 

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «История экономических учений»

на ______2_______ семестр

 

 

Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) ___4_____ Учебных часов: __144__ Лекций __18__ в т.ч. в интерактивных формах __ 6__
Лекции: Сибагатуллина С.Р. , к.э.н., доцент Семинарских __24__ в т.ч. в интерактивных формах __4__
(должность, уч. степень, звание, ф.и.о.)  
   
  Подготовка к экзамену __54 __
Практические занятия: СибагатуллинаС.Р., к.э.н., доцент зачет _____-__
(должность, уч. степень. звание, ф.и.о.) экзамен ___2___
  самостоятельная работа студентов ___44___ КСР __4__
   

 

№ п/п   Тема и содержание Форма изучения материала Межпредметные связи Инновационные методы в обучении Основная и дополнительная литература (по списку) Задания по самостоятельной работе студентов Кол-во часов СР Форма контроля самостоятельной работы студентов
 
Л С
1. Предмет и методология истории экономических учений. Предмет истории экономических учений Связь с другими дисциплинами. Формирование предмета истории экономических учений. Проблемы периодизации истории экономических учений. Теория научных революций Т. Куна. Кумулятивный и эволюционный подходы к вопросу развития науки Философия, микро и макроэкономиа Элементы визуализации (слайды-схемы) 2, 8, 26, 3 4 Изучить два подхода к проблеме периодизации истории науки. Теории К.Поппера, И.Лакатоша, Т. Куна Обсуждение выступлений и докладов на семинарском занятии
2. Становление экономической теории. Экономическая мысль Древнего Египта, Вавилонии, Древней Индии и Китая. Экономические воззрения Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Античного Рима: Катон Старший, Варрон, Калумелла. Особенности экономических идей западного средневековья. Фома Аквинский. Теория «Справедливой цены». Экономическая мысль арабских стран. Ибн-Хальдун. Экономические предписания Корана. Исторические условия становления идей меркантилизма. Идеи раннего и позднего меркантилизма в Западной Европе. Особенности российского меркантилизма. А.Л.Ордин-Нащокин, И.Т.Посошков, М.В.Ломоносов. История, культурология, финансы Лекция- презентация 2, 8, 9, 17 Составить таблицу авторов и работ по странам Оценка таблиц Блиц-диктант
Классическая школа п/э. Исторические условия формирования классической школы. Основные принципы и постулаты. Взгляды У. Петти. «Экономическая таблица Ф.Кенэ. Взгляды Ж.А.Тюрго. Экономические взгляды А.Смита. Структура «Исследования о природе и причинах богатства народов». Двойственность взглядов А. Смита. Система Д. Рикардо. Экономисты школы Д.Рикардо (Дж.Милль, Д.Мак-Куллох). Общие направления дискуссий вокруг идей классической школы. Ж.Б.Сэй, Р.Т.Мальтус, Г.Кэри, Н.Сениор, Ф.Бастиа. Влияние идей классической школы на леворадикальную критику капитализма. С.Сисмонди, П.Ж.Прудон. Экономическая мысль России в конце 18- первой половине 19 века. Создание Вольного экономического общества. Идеи смитианства в трудах И.А.Третьякова и С.Е.Десницкого. Экономические взгляды М.И.Чулкова. История, национальная экономика, макроэкономическое планирование и прогнозирование.     Лекция- презентация 1,2,6,8,9,17,19 Составить таблицу авторов и работ по странам     Составить таблицу авторов и работ по школам     Контрольная работа Оценка таблиц
4. Маржиналисткая революция. Генезис неоклассики. Этапы становления и развития неоклассического направления. Австрийская школа. Английский вариант теории предельной полезности (У.Ст. Джевонс). Лозаннская школа. Кембриджская школа. Теория цен и доходов А. Маршалла– основа неоклассической микроэкономики. Американская школа.   История, мировая экономика и международные экономические отношения Лекция- презентация 1,2,6,8,9,10,17, 19,20,34 Обсуждение выступлений и докладов на семинарском занитии Блиц-диктант
5. Альтернативные течения в западной экономической науке. Историческая школа в Германии. Старая историческая школа. Критика идей классической школы. Особенности методологии анализа. Молодая историческая школа. «Третья волна» исторической школы в Германии. Американский институционализм. Использование термина «институционализм» современной историографией. Классификация направлений институционализма. Особенности методологии старого американского институционализма. Взгляды Т. Веблена, Дж.Коммонса, У.Митчелла. Германский неолиберализм. Фрайбургская школа. В. Ойкен, Р.Репке. Теория социального рыночного хозяйства Л. Эрхард.     История, культурология,макроэкономическое планирование и прогнозирование Элементы визуализации (слайды-схемы) 1, 2, 10, 33 Составить таблицу авторов и работ по странам Обсуждение выступлений и докладов на семинарском занитии. Оценка таблиц
6. Развитие экономической мысли пореформенной России. Экономико-математическая школа в дореволюционной России (В.К. Дмитриев, В.С. Войтинский, Е.Е.Слуцкий). Легальный марксизм как течение экономической мысли (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский). Распространение идей марксизма в России (Н.И.Зибер, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин). История, культурология,макроэкономическое планирование и прогнозирование, финансы. Элементы визуализации (слайды-схемы) 3, 9, 11, 15, 16, 20, 21 Изучить основные научные экономические школы. Уяснить особенности развития экономической науки в пореформенной России. Подготовить вопросы к дискуссии Тесты Дискуссия
7. Школы и идеи начала и середины 20в. Новые проблемы неоклассической теории в начале 20в. Концепция монополистической конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).Развитие Неоклассической теории благосостояния ( А.С Пигу, А. Бергсон). Теория экономической динамики Й. А. Шумпетера. Методология и история экономического анализа. Стокгольмская школа. Неоинституционализм (Р.Коуз, Д.Найт). - История, культурология,макроэкономическое планирование и прогнозирование, финансы. Элементы визуализации (слайды-схемы) 1, 2, 6, 8, 14, 28 Изучить основные научные экономические школы данного периода в Западной Европе и США Блиц-диктант Обсуждение выступлений и докладов на семинарском занятии.
,8. Ключевые проблемы советской экономической науки (1917- 1991 годы). Методологические дискуссии 20-30 годов. Ведущие экономисты 20-30 годов: Н.И. Бухарин, А.В.Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Л.Н. Юровский. Советская экономико-математическая школа (Г.А. Фельдман, А.А. Конюс, Л.В. Канторович, В.В.Новожилов). Экономическая дискуссия 1951-1952 годов. Теоретическое обоснование хозяйственной реформы 1965 года. Дискуссии по проблемам рыночных отношений. - История, культурология,макроэкономическое планирование и прогнозирование, финансы. Элементы визуализации (слайды-схемы, портреты) Дискуссия 3, 9, 11, 15, 16, 20, 21, 23, 24, 27, 31, 32 Изучить основные научные экономические школы, выделить основные темы дискуссий всоветской экономической науке Подготовить вопросы к дискуссии   Обсуждение и докладов на семинарском занятии. Дискуссия
9. Кейнсианство и неоклассический синтез. Исторические и экономические условия формирования концепции государственного регулирования. Методологические основы кейнсианства. Причины господства идей кейнсианства в 40-60 гг. Неокейсианство (экономическая динамика и антициклическая политика). «Неоклассический синтез» (Дж. Хикс, П. Самуэльсон, Э.Хансен). История, культурология,макроэкономическое планирование и прогнозирование, финансы. Прблемная лекция, дискуссия 1, 2, 4, 12, 14, 23, 24, 28 Проанализировать влияние идей кейнсианства на процесс формирования смешанной экономики Подготовить вопросы к дискуссии Тесты Обсуждение выступлений и докладов на семинарском занятии.
10. Основные направления и тенденции развития экономической мысли во второй половине 20- начале 21 века. Неоинституционализм как направление неоклассики. Экономический империализм. Монетаризм как основа экономической политики «консервативного сдвига». Экономисты-лауреаты премии Нобеля по экономике. Развитие российской экономической науки в 1990-е - 2000-е годы. История, культурология,макроэкономическое планирование и прогнозирование, финансы. Элементы визуализации (слайды-схемы, портреты) 1,2,4, 5,6, 14,17 23, 24, 28, 29 Изучить принципы классификации направлений экономических исследований на современном этапе. Подготовить вопросы к дискуссии   Тесты Обсуждение выступлений и докладов на семинарском занятии. Дискуссия
  ВСЕГО:          

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.