Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гесиод и проблемы дидактического эпоса.



Гомеровский эпос – продукт патриархальных отношений. Это мировосприятие члена общины. «Илиада» начинается ссорой Агамемнона и Ахилла – идеология общины уходит в прошлое, появляется новое представление о мире. Этика взаимоотношений скоро уйдет в прошлое. Конец 8 – начало 7 века до н.э. – бурное развитие полиса. Частная жизнь горожанина – земледелие. В городе складываются другие экономические отношения, появляются классы и деньги, мировоззрение горожанина становится иным. Труд, который ценился в общине, в городе становится уделом рабов – чем-то унизительным. В городе классическое рабство, человек – вещь, способ добывания денег. В городе престижны ремесла. Часть людей принимает новую идеологию, а часть людей, включая Гесиода, старается удержать прошлое. Прежде всего, это Северная Греция – Беотия, земледельческий край, там люди старались удержать золотой век. Дидактический эпос наставляет.

С точки зрения формы он похож на гомеровский эпос. Но автор давлеет над всем, он поучает, поэтому это скучно для современного человека. Гомер и Гесиод – два полюса в художественном взгляде на жизнь греков. Гомер аристократичен с точки зрения героической архаики – воспевает царей и героев, Гесиод патриархален, выражает патриархальную крестьянскую точку зрения.

8 – 7 век до нашей эры – начинается поворот от мифологического восприятия мира к научному истолкованию. Поэмы Гесиода – как раз момент перехода. Главный представитель – Гесиод. Происходил из отсталой древней Беотии, сын зажиточного крестьянина. Он сохранил патриархальные представления о жизни. Получил хорошее образование – мы знаем биографию Гесиода в отличие от Гомера. Гесиод рассказывает о себе в качестве примера. Гомер не стал бы на своем примере давать назидания. Гесиод – рапсод. Деревня его у подножия горы Геликон. Гесиод подчеркивает, что свой талант он получил от муз. Произведения «Теогония» и «Труды и дни». Ему приписывают еще несколько произведений.

Личность Гесиода может быть узнана из произведений. Личность желчная, мизантроп, гордый человек, не признает чужого мнения, всегда считает себя правым, не терпит возражений – поэтому он одинок.

«Теогония» - это первая попытка осмысления всего сущего, осмысление происходящего и истории мира. У Гесиода впервые поставлена задача, которая мифологии не свойственна – задача объяснения окружающего мира, действия тех сил, с которыми сталкивается человек. В поэме о происхождении богов нет ничего о восхвалении богов. Боги и люди – две неравные противостоящие силы. Понятие «зависть богов» вводит Гесиод. Он дает этому объяснение.

«Труды и дни» связана с жизнью Гесиода. Повод создания – брат Перс неправедно получил часть наследства и промотал его. Гесиод свою малую часть приумножил, Перс попросил поделиться, но Гесиод вместо этого написал ему поэму о труде. Четыре части. Первая – увещевание к брату вместе с пассажами о несправедливости, например, царей-дароядцев. В это понятие входят и судьи, и другие должности. Вторая часть – ряд наставлений и сентенций морального характера, как нужно жить. Третья часть – о земледельческом труде, это руководство. Четвертая часть – о мореходстве. Одна из центральных тем – тема богатства и бедности, она решается с моральной точки зрения. Гесиод впервые поднимает эту тему – социального расслоения во времена Гомера почти не было, у Гесиода сильнее. Гесиод замечает. Что поведение человека зависит от количества его денег. «Стыд за убожеством следом идет, за богатством же – смелость». Разделяет общество на две части: дароядцы и пастухи. Под пастухами Гесиод понимает средних крестьян – земледельцев, ремесленников. Ремесленников Гесиод не любит, как порождение новой городской жизни. Установление дистанции между людьми и богами: они собираются в городе Миконы поговорить о жертвоприношениях. Вопрос о частях животных – Прометею приказано их поделить. В первую кучу он положил все съедобное и прикрыл грязной шкурой. Вторая куча – всякая дрянь, прикрытая салом. Всеведущий Зевс указал на вторую кучу. Еще один момент – Гесиод рассуждает о катализаторе общественной жизни, что заставляет лучше трудиться и лучше жить. Двигатель жизни по Гесиоду – борьба, он называет ее Эридой. Одна Эрида – раздор, у Гесиода она – соревнование. У Гераклида есть сентенция: «Жизнь есть война противоположностей». Это напоминает философию Гесиода.

Наблюдения Гесиода над жизнью пессимистичны. У Гомера жизнь красивая, яркая. У Гесиода одни бедствия. Одна из тем – соперничество людей и богов, в «Трудах и днях» тоже свое место. Именно этим Гесиод пытается объяснить происхождение всех несчастий. Гесиод пересказывает мифы о Прометее, причем оценивает их отрицательно. Все это переходит в разговор о пяти веках человеческой жизни. В «Теогонии» он наметил систематизированную мифологию. В «Трудах и днях» он пытается систематизировать человеческую жизнь. Первый век – золотой век, правление Крона, люди жили вольготно, не знали старости и болезней, вместо смерти – сон. Второй век – серебряный, люди загордились, перестали приносить жертвы богам, век людям сократили – Зевс упрятал это поколение под землю. Третий век - медный, все создано Зевсом. Люди очень непривлекательны, свирепы, огромны, подозрительны, в конце концов перебили друг друга. Четвертый век – только регресса нет, век героев, сильных, красивых – троянская и фиванская войны. Пятый век – железный, век насилия и неправды, труда, несчастия – Гесиод причисляет сюда свое время. Не только физически, но и нравственно оскудели люди. Что же делать? Гесиод советует трудиться, причем под его руководством. Есть легенда о состязании Гомера и Гесиода – победил Гесиод. Текст его поэм был высечен на камне и поставлен перед храмом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.