Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие особенности и периодизация культуры западноевропейского средневековья, формирование элементов светской культуры.



Основополагающая роль христианства обусловливает мировоззренческие основы средневековой культуры. 1.Они определяются принципом теоцентризма. Он подразумевает, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог, и высшая цель человека – служение Богу. Путь служения – уподобление Христу, который мыслится как боговоплощенная личность, органично соединяющая божественную и человеческую природу. 2.Принцип теоцентризма приводил к господству религиозного мировоззрения, которое, в свою очередь, определяло традиционализм средневековой культуры. Одним из факторов традиционализма определялся апелляцией к Священному писанию, которое содержит рекомендации на все случаи жизни. Поэтому кардинальные новшества не нужны, и церковь активно преследовала всякие новшества, особенно в духовной сфере. В связи с этим активно велась борьба с ересями, или сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к христианскому учению. В связи с этим был учрежден «Святой отдел расследований еретической греховности», или инквизиция, обозначающая систему учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью. При это сама борьба велась чрезвычайно жесткими методами (пытки, очистительная связь через публичное сожжение и др.), а в начале 13 в. папа Иннокентий 3 даже благословил унесший тысячи жизней крестовый поход против обосновавшейся на юге Франции большой общины так называемой Альбигойской ереси. Их обвиняли в отвержении католического учения о Пресвятой Троице, таинств храмового причащения и церковного брака, отрицании первородного греха. Наконец, традиционализм задавался системой церковных обрядов. Их основная цель – приобщение к Христу. Их основное содержание – переживание зраз за разом событий из жизни Христа и его сподвижников (крещение, распятие, вознесение и др.), которое повторялось из года в год. Таким образом задавалась циклическая модель времени.

Однако следует отметить, что традиционализм европейского средневековья уступал в жесткости традиционализму Восточному. Учение Августина Блаженного о борьбе Града Земного и Града Божьего и победе последнего задавало линейную концепцию времени и веру в социальный прогресс.

3. Социальные порядки европейского средневековья определялись политическим авторитаризмом королевской и феодальной власти, а также сословной системой. Она была менее жесткой, чем кастовая, однако во многом ограничивала возможности движения простых людей вверх по социальной лестнице. Все это усугублялось экономической обстановкой, а точнее, замкнутостью феодальных хозяйств (натуральное хозяйство).

И все-таки благодаря двойственной социальной роли церкви социальная система европейского средневековья отличалась меньшей жесткостью по сравнению с Древним Востоком. С одной стороны, церковь оправдывала божественной волей социальное неравенство и даже моменты социальной несправедливости. И в то же время она задавала возможности для активной самореализации и даже свободы человека. Именно церковь была главным лифтом социальной мобильности: ставший монахом простолюдин при наличии способностей впоследствии мог добиться высоких постов в церковной иерархии. Яркий пример, философ 15 в. и католический кардинал Николай Кузанский. Инициированные церковью крестовые походы резко увеличили мобильность широких масс населения, они давали возможность как безвестно сгинуть, так и обогатиться, или получить рыцарское звание за воинскую доблесть.

Наконец, большую роль сыграли идеи христианского милосердия и равенства людей перед Богом. Многие рядовые представители духовенства были сторонниками ломки сословных перегородок и в некоторых случаях инициаторами народных восстаний (Арнольд Бершадский – Рим 11 в. Д.Болл, Англия – конец 14 в., Д.Уиклиф – Англия 15 в.). Подобные люди становились носителями идей социального гуманизма, которые стали главной новацией эпохи средневековья.

4.Средневеквая культура дала не так много новаций, оказавших активное влияние на дальнейшее культурное развитие. Это уже упомянутый социальный гуманизм и готический архитектурный стиль, характеризующийся устремленными в небо стреловидными формами и позднее вышедший за пределы западной Европы. В связи с этим основная особенность средневековой культуры заключается в совмещении христианской и античной традиций, при постепенном усилении последней. Во многом этим фактором обусловлена периодизация средневековой культуры.

Раннее Средневековье (V-IX вв.) - это период трагического, драматического перехода от античности к собственно средневековью. Это был период так называемого варварского регресса, когда варвары просто не могли активно и плодотворно осваивать античное культурное наследие. Не случайно итальянский гуманист 14 в. Ф.Петрарка назвал этот период «темными веками». Это период безусловного господства христианства, которое медленно входило в мир варварского бытия, постепенно преодолевая древние корни языческого культа силы. Из античного наследия усваивалось прежде всего то, что было совместимо с христианством. Это учение Платона (Августин блаженный, Карл Великий, (742-814 гг.), попытавшийся восстановить Западную Римскую империю на христианской основе, создавший при своем дворе "Академию" по примеру платоновской. Это период становления крупных централизованных государств, не отличавшихся прочностью из-за постоянных войн и феодальных междоусобиц.

Классическое (зрелое, высокое) средневековье (10-13 вв.) – это период становления оригинальных форм средневековой культуры: готический стиль в архитектуре, феодальная раздробленность и натуральное хозяйство феодальных хозяйств, рост городов и становление корпоративных форм ремесла (цеха), Крестовые походы, активизировавшие восточное влияние, а через него (как мы уже отмечали) проникновение в Европу учения Аристотеля и его адаптация к христианскому учению. Поскольку это учение содержало в себе скрытые элементы материализма оно исподволь вносило светское начало в средневековую культуру. Уже отмечалось, что логика Аристотеля стала использоваться для доказательства христианских догматов (схоластика). А связанная с этим нужда в образованном духовенстве способствовала появлению университетов: Болонский — 1200 г., Кембриджский — 1209 г., Парижский — 1215 г. Несмотря на церковный контроль, используемый в преподавании схоластический метод в дальнейшем стал основой научного рационализма. Он подразумевал переход от лекции к разбору проблемных вопросов, от них – к диспуту, конечный этап – заключительное слово учителя (магистра), подводящий логические итоги комплексному занятию. Кроме того, с 13 в. университеты начинали становиться центрами антицерковной оппозиции. Яркий пример – противостояние преподавателей Парижского университета папе Иоанну 22 (по поводу его речи об ограниченном лицезрении Бога для праведников в противовес святым).

Одним из самостоятельных элементов светской культуры стала рыцарская культура. Помимо воинского искусства и доблести она включала утонченный (куртуазный) придворный этикет, в который входило умение элегантно ухаживать за дамой. Куртуазные традиции закреплялись светским жанром рыцарского романа. Сказание о любви Тристана и Изольды (XII в.) стало сюжетом для многочисленных рыцарских романов. Сюжет восходит к ирландским сказаниям. Рыцарь Тристан попадает в Ирландию в поисках невесты для своего родственника - короля Марка. В дочери короля Изольде Златовласой он узнает предназначенную Марку невесту. На корабле Тристан и Изольда случайно выпивают любовный напиток, приготовленный матерью Изольды и предназначенный для Изольды и ее мужа. Между Тристаном и Изольдой вспыхивает любовь. Верный своему долгу, Тристан уезжает в Бретань и там женится. В конце романа смертельно раненый герой просит о встрече с любимой, которая одна может его излечить. Он ждет корабль с белым парусом - корабль Изольды. Однако ревнивая жена сообщает Тристану, что плывет корабль с черным парусом. Тристан умирает. Прибывшая к нему Изольда умирает от отчаяния. Культ женственности воспевался поэзией французских трубадуров (приблизительный перевод - "слагающие стихи"), немецкими поэтами-миннезингерами ("певцами любви").

Выражением светского начала городской культуры стал жанр фаблио (от французского - фабльо - побасенка). Это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы, которые развлекали, поучали, восхваляли горожан и крестьян, осуждали пороки богачей и священников. Эту же роль выполняли карнавальные праздники, изображавшие постоянную динамики явлений через смену противоположностей, утверждавшие относительность ценностей, противостояли возможности использовать их как инструмент авторитарного церковного и феодального давления (образы оксюмороны: беременная смерть, сцена увенчания и одновременно развенчания короля карнавала: горшок с нечистотами на голову вместо короны).

Позднее средневековье (предвозрождение, раннее возрождение) (14-15 вв.) ознаменовалось ростом торговых связей (особенно в Италии), развитием денежных отношений через скрытую легализацию процента и ростовщичество, первоначальным формированием класса буржуазии, постепенным ослаблением феодальной зависимости крестьян вследствие крестьянских войн. Активизация указанных ранее светских начал в культуре привело к ослаблению влияния церкви на общество, что усугублялось развращенностью и сугубо мирскими интересами многих представителей католического духовенства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.