Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ансамбль Михайловского дворца (1818–1839)



Недалеко от Михайловского замка, с южной стороны Марсова поля, там, где находились деревянные сооружения оранжерей Третьего Летнего сада, К.И. Росси было поручено возвести дворец для великого князя Михаила Павловича — младшего сына Павла I. Дворец, площадь и улица, соединяющая площадь с Невским проспектом, были названы Михайловскими.

Разрабатывая проект дворца, Росси задумал создать обширный ансамбль, который стал выдающимся градостроительным произведением. Предусматривалась реконструкция всей застройки от Невского проспекта до Марсова поля, а также частичная перестройка комплекса Инженерного замка.

Главнейшие реконструктивные мероприятия были рассчитаны на максимальную градостроительную активизацию самого Михайловского дворца, усилении его доминирующей роли в окружающем пространстве и связь с ансамблем Инженерного замка и Невским проспектом. Так, вновь проложенная Инженерная улица и Большая Садовая, продленная от Итальянской улицы до Марсова поля, не только дополнительно связали между собой выдающиеся ансамбли Михайловского дворца и Инженерного замка, но и подчеркнули градоформирующую роль корпусов Михайловского дворца.

Наиболее радикальной и важной в композиционном отношении была реконструкция по оси, связывающей Невский проспект с Марсовым полем. Равное градостроительное значение пространств на этой оси по обе стороны Михайловского дворца подчеркнуто повторением в главном и садовом фасадах единого крупного по размерам и поднятого на высокий цокольный этаж коринфского ордера. И если со стороны Невского проспекта восьмиколонный с фронтоном портик, выдвинутый из общего ряда колонн фасада, соответствует многоплановому дифференцированному и геометризированному характеру пространства между дворцом и проспектом, то со стороны Марсова поля спокойная, вытянутая по горизонтали колоннада величественной лоджии вторит и вместе с тем подчиняет себе протяженные пространства Михайловского сада и расположенного за ним Марсова поля.

Контраст в разработке двусторонней ориентации городского дворца традиционного усадебного типа развит в масштабе единой композиции крупной городской зоны. Прямоугольная площадь перед дворцом (пл. Искусств) воспринимается в определенной мере как развитие четкой формы курдонера (парадного двора перед дворцом). С противоположной стороны дворца зодчий многое сделал, чтобы объединить в свободно спланированном, но целостном пространстве и Михайловский дворец, и пластичный объем Главных придворных конюшен, и композицию Инженерного замка.

Так, по предложению Росси, были засыпаны рвы, окружавшие замок, что способствовало зрительному объединению территории с Михайловским парком. Характерно и асимметричное по отношению к оси Михайловского дворца расположение павильона в саду на берегу Мойки, как бы предлагающее почувствовать здесь непринужденность свободного развития пространства. Вместе с тем павильон был ориентирован на ось Марсова поля, с противоположной стороны которого была образована площадь прямоугольной формы с памятником А. В. Суворову в центре.

План Михайловского дворца был решен строго симметричным, как и его силуэт: пониженные одинаковые по внешнему виду служебные флигеля подчеркивали главенствующую роль центрального корпуса, но не уступали ему представительностью облика. Этому способствовали дорические колоннады, введенные зодчим в композицию фасадов.

Застройка Михайловской площади была завершена в основном к середине 1830-х годов. На восточной стороне площади построили два жилых дома. Участок на углу Инженерной улицы занял дом И.Ф. Жербина (пл. Искусств, 2), который проектировал А.И. Мельников. Здание, стоящее рядом (ныне дом 4), возводилось по проекту архитектора А.М.Болотова. На Западной стороне площади были построены дом Голинищева-Кутузова (пл. Искусств, 3) и дом архитектора П. Жако (пл. Искусств, 5), который возможно руководил его строительством.

В 1831 году началось возведение здания на участке дома №1. Вопреки первоначальным предположениям, здесь построили не жилой дом, а театр, общественная функция которого требовала и соответствующего ей решения внешнего облика здания. Проектировавший театр архитектор А.П.Брюллов не стал отступать от общей композиционной идеи К.И.Росси.

Скромно оформленный театральный фасад он согласовал с соседними зданиями. Необходимую театру надстройку, включающую объемы зрительного зала и сцены, Брюллов отодвинул в глубину квартала так, что она оказалась не очень заметной с площади. В 1859 году по проекту архитектора А.К.Кавоса театр перестроили для того, чтобы обеспечить постановку в нем опер и увеличить число мест для зрителей. Ныне здесь работает Академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского.

В 1834–1839 годах на Михайловской площади было возведено здание Дворянского собрания (Итальянская ул.,9; Михайловская ул., 2). Строилось оно по проекту П.Жако. Выполнив фасады в полном соответствии с замыслом Росси, Жако создал внутри здания великолепный белоколонный зал, который используется в наше время как концертный и принадлежит государственной филармонии им. Д.Д.Шостаковича.

По другую сторону Михайловской улицы композицию, симметричную зданию Дворянского собрания, образовали два дома, построенные по проекту архитектораЛ.И.Шарлеманя (Итальянская ул. 5–7), верхние этажи которых на фасадах были объединены ионическими пилястрами. Из них свой первоначальный облик до нашего времени сохранил только дом принадлежавший костелу Св. Екатерины (Итальянская ул., 5). Фасад соседнего здания был переделан при перестройке под гостиницу.

В 1940 году площадь перед Михайловским дворцом была переименована в площадь Искусств. Площадь, на которой расположены музеи, театры, филармония, считается одним из самых «насыщенных» искусством мест Петербурга. Этому содержанию площади отвечает и памятник А.С.Пушкину, органично включенный в классический ансамбль в 1957 году (скульптор М.К.Аникушин и архитектор В. А. Петров). С Михайловской площадью была связана жизнь не только самого поэта, но и многих других видных деятелей культуры пушкинского времени.

Ансамбль Михайловского (Инженерного) замка (реконструкции) (1832–1836)
Интеравктивная карта ансамбля

При проектировании ансамбля Михайловского дворца в поле зрения К. Росси оказалась территория, прилегавшая к Михайловскому замку. Генеральный план этой территории был утвержден в феврале 1823 года. Замок, окруженный рвами и каналами, оставался изолированным от города. Используя разнообразные средства, К.Росси преодолел эту обособленность и включил бывшую резиденцию Павла I в непрерывную систему центральных ансамблей столицы. С этой целью были ликвидированы рвы, окружавшие замок, через рвы и каналы переброшены мосты, устроены пейзажные скверы, обозначившие боковые границы пространства, центром которого был монумент Петру I работы Б. К. Растрелли. Инженерная улица определила границы между парадной частью ансамбля замка и его конюшенным двором, в состав которого входили манеж (экзерциргауз) и здания конюшен.

Большое внимание К.И.Росси уделил организации территории между торцовыми фасадами служебных корпусов. Зодчий реконструировал на пересечении Большой Итальянской и Караванной улиц треугольную в плане площадь, которая позже получит название Манежной. Ее центром стал новый фасад манежа (Манежная пл., 6). Крупные членения Манежа, подчиненные ритму высоких въездных ворот, придали зданию монументальный характер, хорошо отвечающий его роли доминанты площади. Здесь К.И.Росси предпринимает редкую для своего творчества попытку решения фасада без колонн, и она блестяще удается.

Торцовый фасад конюшенного корпуса (Манежная пл., 2) расположенный справа от экзерциргауза спроектирован иначе. Вход в здание решен в виде двухколонного дорического портика-лоджии, который удачно оживляет всю композицию. Этот фасад хорошо просматривается с Караванной улицы.

Важное градостроительное значение приобрела аллея, созданная между экзерциргаузом и конюшенным корпусом. Она формировала эффектную панораму с главным фасадом Михайловского замка вдали и выполняла роль пространственной связи с Манежной площадью, Караванной улицей и Невским проспектом. К сожалению, построенный во второй половине XIX века жилой дом между постройками К.И.Росси нарушил эту взаимосвязь, закрыв вид на здание замка с Манежной площади.

Аналогичный зеленый разрыв Росси предусмотрел и слева от экзерциргауза, где с ним соседствовала еще одна служебная постройка. Чтобы придать застройке Манежной площади классическое равновесие, Росси закрыл невыразительное с виду сооружение декоративным портиком — таким же, как и на фасаде конюшенного корпуса. Этот портик, вписанный в перспективу Малой Садовой улицы, обеспечивает визуальную связь с Невским проспектом и перекликается с портиком-лоджией главного фасада здания Александринского театра, которое служит ядром еще одного крупного ансамбля, созданного великим зодчим.

Ансамбль Александринского театра (1817–1834)
Интерактивная карта ансамбля

К началу XIX века территория, расположенная между Аничковым и Воронцовским дворцами на Садовой улице, оставалась совершенно не организованной. На ней возвышался деревянный театр Казасси, перестроенный в 1801 году В. Бренной из паркового павильона и отличавшийся невыразительной внешностью. Со всех сторон его окружали склады, сараи для хранения декораций. На углу Невского и Садовой территория замыкалась зданием Публичной библиотеки, возведенным в 1796–1801 годах по проекту Е.Т.Соколова.

Первые наброски проекта ансамбля были сделаны К. И. Росси в 1816 году, а последние чертежи, относящиеся к отделке зрительного зала театра, датированы 1849 годом. Первыми осуществленными частями ансамбля стали два павильона, определившие западную границу Аничковской усадьбы. Они были построены в 1817–1818 годах. Одноэтажные изысканные строения производят впечатление монументальных сооружений. Такое впечатление достигнуто благодаря применению ордера в обработке фасадов и включению в композицию больших статуй древнерусских витязей скульптора С. С. Пименова.

Павильоны логично включены в общий ритм движения по проспекту: сначала мерная череда арок Гостиного двора, потом здание библиотеки с полукруглыми завершениями окон и ионической колоннадой второго этажа, пауза сквера и павильон Росси, высотой равный первому этажу библиотеки, с арочными окнами и с ионическими колоннадами между ними и по углам, а дальше — ионическая колоннада здания Кабинета Его Императорского Величества, построенного по проекту Д. Кваренги для торговых рядов.

Основной замысел театрального ансамбля сформировался к 1827 году. Важнейшим элементом пространственной организации стала большая прямоугольная площадь. В ее центре расположился сквер, а в глубине — здание театра, которое доминирует над всем его окружением. Вторую площадь зодчий спланировал на берегу Фонтанки. Он придал ей форму многоугольника и вывел сюда три магистрали. Особенно важная роль отводилась Театральной улице, проложенной по главной оси ансамбля и соединяющей две площади. В октябре 1923 года эту улицу справедливо назвали именем зодчего Росси.

Застройку обеих сторон площади, перпендикулярных Невскому проспекту, Росси решил по-разному: если на восточной стороне на фоне зелени сада размещены только два небольших павильона, то на противоположной, западной, располагается вытянутое вдоль площади круглое здание Публичной библиотеки. Несмотря на отсутствие симметрии, визуальная перекличка зданий очевидна: боковые ризалиты библиотечного корпуса находятся как раз напротив павильонов.

Проектируя выходящий на площадь корпус Публичной библиотеки, Росси тактично связал его с постройкой своего предшественника. Торцовый фасад старого здания библиотеки Росси превратил в правый ризалит нового сооружения. Такой же выступ он сделал и с левой стороны своего здания. Оба ризалита он соединил длинной колоннадой того же ионического ордера, которым обработан закругленный угол корпуса, построенного Соколовым.

Мотив лоджии, оформленной колоннадой, который Росси использовал на фасаде библиотечного корпуса, положен в основу композиции и главного фасада театра. Это позволило подчеркнуть архитектурную связь обоих зданий как важнейших частей единого ансамбля. Но, в отличие от библиотеки, фасады театра скомпонованы с использованием пышного коринфского ордера и более глубоких лоджий. Это придает им особенно торжественный характер, что соответствует главенствующей роли театра в ансамбле.

Монументальный фон, подчиненный ритму колоннад, формируют для театра размещенные позади него симметричные корпуса. Они дают понять, что ансамбль развивается и дальше, в направлении Театральной улицы.

Ее формируют два протяженных здания Министерства просвещения и дирекции императорских театров с одинаковыми фасадами, украшенными монументальной колоннадой из спаренных дорических колонн, поставленных на рустованные аркады первых этажей. Доминирующую роль играет задний фасад театра, замыкающий улицу. Он обращен к югу, хорошо освещен и потому оформлен пилястрами. Ритм колоннад, нигде не прерываясь, связывает воедино обе стороны улицы и превращает их в некое подобие огромного дворцового помещения. Это одна из немногих улиц в мире, задуманных и построенных как единое целое. В немалой степени такое впечатление возникает благодаря магии масштаба: длина каждого строения 220 м, высота — 22 м, ширина улицы тоже 22 м.

Как целостное, гармонично организованное пространство воспринимается Чернышева площадь, раскрытая к Фонтанке. К сожалению, площадь, которой в 1948 году было присвоено имя М.В.Ломоносова, лишена задуманной Росси симметрии: участок на углу набережной слева от моста остался в свое время не застроенным, а позже здесь появился жилой дом, по внешнему облику чуждый зданию Министерства внутренних дел (справа от моста наб. р. Фонтанки, 57) и театральному ансамблю в целом.

Строительство зданий, вошедших в ансамбль, в основном было закончено за четыре года. Открытие Александринского театра состоялось 31 августа 1832 года. Но и после этого продолжались отдельные достройки, велась отделка внутренних помещений.

Ансамбли Михайловского дворца и Александринского театра в значительной степени определили своеобразие пространственной организации Невского проспекта. Облик главной магистрали формировался в течение многих десятилетий, и в результате во второй четверти XIX века сложилась композиция, обладающая качествами, присущими ансамблю.

Облик классического ансамбля Невского проспекта пушкинского времени позволяют представить документально точные рисунки художника В.С.Садовникова,

Одна из самых интересных особенностей Невского проспекта проявляется в том, что застройка кварталов сплошным фронтоном чередуется с широкими разрывами, благодаря которым в сферу влияния магистрали входят соседние пространства.

Каждый разрыв построен по-своему: некоторые из них образуются в местах пересечения Невского проспекта с улицами и каналами; другие представляют площади, увеличивающие ширину магистрали; третьи похожи на «карманы», в которые включены здания, выполняющие в панораме Невского проспекта роль акцентов. Разрывы, чередуясь, создают при движении вдоль проспекта непрерывную смену впечатлений, что обогащает архитектурный образ главной улицы города.

Архитектурное единство Невского проспекта первой половины XIX века в немалой степени достигалось тем, что большинство домов образующих его застройку, а также улиц, пересекающих проспект, было возведено в формах классицизма. Однотипные жилые дома примерно одинаковой высоты воспринимались как фон, на котором ярче, контрастнее выделялись памятники зодчества — дворцы, храмы, общественные здания.

Деятельность выдающихся зодчих первой половины XIX века способствовала тому, что исторический центр Петербурга приобрел характер по существу единого архитектурного ансамбля, вошедшего в один ряд с шедеврами мирового градостроительного искусства. Здания, построенные или перестроенные в духе классицизма, существенно потеснившие памятники барокко, к середине XIX столетия заняли преобладающее положение в застройке многих улиц, чем и обеспечивалось единообразие их перспектив. Однако именно это классическое единообразие, которое со временем стало восприниматься как утомительное однообразие, и послужило позднее одной из причин, обусловивших переход на иные стилистические позиции.

Постепенно целостные классицистические композиции оказались разорванными поздними включениями в них. Но и теперь можно почувствовать в тех или иных местах художественную цельность, обусловленную преобладанием одного стиля.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.