Нил Шубин - Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней.
Neil Shubin — Your inner fish: A Journey into the 3.5-Billion-Year History of the Human Body
Почему мы выглядим так, как выглядим? Что общего между человеческими руками и, допустим, крылышками бабочки? И как связаны между собой волосы, молочные железы и сложное устройство нашего уха? Эти вопросы только кажутся праздными — на деле ответы на них позволят нам лучше понять строение человеческого организма, а значит, найти причину его слабостей и болезней. Нил Шубин, профессор анатомии, известный палеонтолог и один из первооткрывателей легендарного тиктаалика (промежуточного звена между рыбами и наземными животными), предлагает читателю совершить увлекательное путешествие к истокам эволюции и посмотреть, как на протяжении трех с половиной миллиардов лет формировалось и совершенствовалось наше тело.
Издание осуществлено при поддержке Фонда некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия" Художественное оформление и макет Андрея Бондаренко
Фонд некоммерческих программ "Династия" основан в 2002 году Дмитрием Борисовичем Зиминым, почетным президентом компании "Вымпелком". Приоритетные направления деятельности Фонда — развитие фундаментальной науки и образования в России, популяризация науки и просвещения. В рамках программы по популяризации науки Фондом запущено несколько проектов. В их числе — сайт elementy.ru, ставший одним из ведущих в русскоязычном интернете тематических ресурсов, а также проект "Библиотека "Династии" — издание современных научно-популярных книг, тщательно отобранных экспертами-учеными. Книга, которую вы держите в руках, выпущена в рамках этого проекта.
Более подробную информацию о Фонде "Династия" вы найдете по адресу
www.dynastyfdn.ru.
Оглавление
• Предисловие
• Глава 1. В поисках нашей внутренней рыбы.
• Добываем ископаемые — видим самих себя
• Глава 2. Откуда такая хватка.
• Обратимся к рыбам
• Открытие пальцев и запястий рыб
• Глава 3. Ручные гены.
• Создавая руки
• Рецепт на ДНК
• Дадим акуле руку
• Глава 4. Повсюду зубы.
• Зубы и кости — что крепче?
• Зубы, железы и перья
• Глава 5. Включи голову.
• Беспорядок в головах
• Суть в эмбрионах
• Внутренняя акула
• Гены жаберных дуг
• Идем по головам: от безголовых морских чудищ до наших головастых предков
• Глава 6. Лучший план тела.
• Общий план: сравним эмбрионы
• Эксперименты с эмбрионами
• О мухах и людях
• ДНК и организатор
• Внутренняя актиния
• Глава 7. Приключения с бодибилдингом.
• Поиск доказательств: где тело?
• В поисках тела
• Тело как улика
• Бодибилдинг для капель
• Происхождение тел как "идеальный шторм"
• Глава 8. Курс на запах.
• Глава 9. Зрение.
• Молекулы — светоуловители
• Ткани
• Гены
• Глава 10. Уши.
• Среднее ухо — три слуховые косточки
• Внутреннее ухо — движение желе и колебание волосков
• Медузы и происхождение глаз и ушей
• Глава 11 Что все это значит
• Внутренний зоопарк
• Еще одна прогулка по зоопарку — на сей раз подольше
• Как история нас достает
• Наследие охотников и собирателей: ожирение, сердечные заболевания и геморрой
• Наследие приматов: речь достается недешево
• Наследие рыб и головастиков: икота
• Наследие акул: грыжи
• Наследие микробов: митохондриальные заболевания
• Послесловие
• Примечания, первоисточники и рекомендуемая литература
• Глава 1. В поисках нашей внутренней рыбы
• Глава 2. Откуда такая хватка
• Глава 3. Ручные гены
• Глава 4. Повсюду зубы
• Глава 5. Включи голову
• Глава 6. Лучший план тела
• Глава 7. Приключения с бодибилдингом
• Глава 8. Курс на запах
• Глава 9. Зрение
• Глава 10. Уши
• Глава 11. Что все это значит
• Интернет-ресурсы
• Благодарности . . . . . .
Посвящается Мишель
Предисловие
Эта книга появилась в результате одного необычного для меня обстоятельства. Из Медицинской школы Чикагского университета ушли некоторые преподаватели, из-за чего мне пришлось вести у студентов-медиков анатомию человека. На занятиях по этому предмету нервные первокурсники вскрывают трупы, параллельно заучивая названия и строение большинства органов, естественных отверстий, нервов и сосудов человеческого тела. Этот курс вводит студентов в мир медицины, дает им опыт, без которого нельзя стать врачом. На первый взгляд, сложно представить худшего кандидата на должность наставника нового поколения врачей: по специальности я палеонтолог и занимался в основном изучением ископаемых рыб.
Но, оказывается, быть палеонтологом очень полезно для преподавания анатомии человека. Почему? Лучшая карта человеческого тела — в телах других животных. Простейший способ дать студентам представление о нервах в голове человека состоит в том, чтобы показать им, как устроены нервы акул. Легчайшая дорога к познанию наших конечностей — изучение рыб. Рептилии очень помогают разобраться в строении мозга. И все это потому, что тела этих существ часто представляют собой упрощенные версии наших собственных тел.
В ходе летней экспедиции в Арктику на втором году моего преподавания этого курса нам с коллегами посчастливилось найти ископаемую рыбу, открытие которой пролило немало света на выход позвоночных на сушу, совершившийся более 375 миллионов лет назад. Эта находка вместе с моим вторжением в область человеческой анатомии пробудила во мне желание разобраться в глубинной связи, существующей между двумя этими объектами. Так и возникла эта книга.
Глава 1. В поисках нашей внутренней рыбы.
С тех пор как я стал взрослым, мое лето обычно проходит среди снега и слякоти далеко к северу от полярного круга за раскалыванием камней. Большую часть времени я мерзну, натираю мозоли и не нахожу ровным счетом ничего. Но если немного повезет, мне попадаются кости древних рыб. Так себе сокровище для большинства людей, для меня они — дороже золота.
Кости древних рыб помогают понять, кто мы и как мы стали собой. Мы можем узнать что-то новое о нашем собственном теле из самых странных на первый взгляд источников — начиная от ископаемых червей и рыб, которых можно обнаружить в камнях по всему свету, и мира ДНК и заканчивая в сущности каждым животным, населяющим сегодня нашу планету. Но сначала необходимо объяснить, почему я так уверен, будто скелетные остатки былых времен — а именно остатки рыб — дают нам ключи к познанию основ строения нашего тела.
Как можем мы представить события, происходившие миллионы, а во многих случаях и миллиарды лет назад? К сожалению, нельзя расспросить очевидцев — никого из нас не было тогда на свете. Большую часть времени не было не только ни одного говорящего существа, но и ни одного существа, которое имело бы рот и даже голову. Хуже того, животные, которые жили в те времена, умерли и погребены так давно, что от тел лишь немногих из них вообще хоть что-то осталось. Если задуматься о том, что более 99% всех когда-либо живших видов к настоящему времени вымерло, что лишь очень малая их доля сохранилась в ископаемом виде и что еще меньшую долю от этой доли удается найти, то может показаться, что любые попытки познать наше прошлое изначально обречены на провал.