Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чем социалисты отличаются от анархистов?



Все анархстские течения противоположны и противодействуют капитализму. Это потому, что капитализм основан на притеснения и эксплуатации (см. секции B и C). Анархисты отклоняют «предположение, что люди не могут работать вместе, если они не имеют руководителя, который забирает себе процент от их труда» и думают, что в анархистском обществе «реальные рабочие будет делатьсвои собственные правила, решать, когда, где и как работать». Имея возможность управлять процессом производства, рабочие освободил бы себя "от ужасной неволи капитализма. " [Вольтер де Клер, "Анархизм", стр 30-34,Человек!, М. Грэм (Эд), стр. 32, стр. 34]

Мы должны подчеркнуть, что анархисты отрицают все экономические формы, основанные на доминировании и эксплуатации, включая феодализм, советский тип "социализма" и т.д. Мы концентрируем свои усилия на капитализме, только потому, что этот тип организации общества сейчас наиболее распространен.

Анархо-индивидуалисты (Бенджамин Таккер) наряду с анархо-социалистами (Прудон и Бакунин) объявили себя "социалистами". Они сделали так, потому что, как выразился Кропоткин в своем классическом эссеСовременная Наука и Анархизм, « задолго до того, как Социализм был понят в его широком и истинном смысле - как усилиеотменить эксплуатацию труда Капиталом - Анархисты шли рука-об-руку с Социалистами того времени». [Развитие и Окружающая среда, стр. 81] Или, у Таккера, «основа Социализма в том, что результаты труда должны быть собственностью рабочих», и что «обе школы Социалистической мысли... Государственный Социализм и Анархизм» - стремятся к одному результату. [Анархистский Читатель, стр. 144]. Следовательно, слово «социалист» имело первоначальное значение, включающее в себя «всех тех, кто верил в право индивидуума владеть тем, что он или она произвели». [Ланс Клафта, " Ayn Рэнд и Извращение Либертарианства, " вАнархии: Журнал Желания Вооружился, Номер 34] Эту оппозицию эксплуатации разделяют все истинные анархисты.

Для большинства социалистов «единственная гарантия того, что не будут отняты плоды вашего труда, - владение средствами производства». [П. Кропоткин,Хлеб и Воля, стр. 145] По этой причине Прудон, например, поддерживал кооперативы рабочих, где "каждый индивидуум имеет свою долю в собственности предприятия" и "участвует в прибылях и убытках... всего коллектива», таким образом « труд перестает быть источником прибыли небольшого количества руководителей: он становится собственностью всех рабочих. " [Общая Идея Революции, стр. 222 и стр. 223]. Социалисты стремятся к созданию общества, в котором рабочие владеют и управляют средствами производства. Средства, которыми предполагается достижение этого результата - спорный пункт у анархизма и других социалистических течений, но стремление общее для всех. Анархисты за прямой контроль и управление рабочими собственностью в форме ассоциаций рабочих или коммун (см. секцию 3 о различных типах анархистов).

Кроме того, анархисты отвергают капитализм вследствие того, что он, кроме эксплуатации людей еще и несет в себе авторитаризм. При капитализме рабочие не принимают участия в управлении производственным процессом, не владеют результатами своего труда. Такая ситуация базируется на псевдоравной свободе для всех, и при этом это не может быть неэксплуататорской, поэтому и оспаривается анархистами. Эта тенденция лучше всего раскрыта в работе Прудона, где он утверждает, что "капитализм (частная собственность) установил повсюду систему заработной платы, составляющую эксплуатацию; и любой рабочий... будет просто служащим владельца-капиталиста-покровителя; если он не будет участвовать в процессе управления производством... В первом случае рабочий подчинен, эксплуатируется: его постоянное состояние - повиновение... Во втором случае он полноправный человек и гражданин... он является равноправным хозяином предприятия, в которой он был прежде рабом.. . мы не должны колебаться, поскольку нет иного выбора... необходимо формировать АССОЦИАЦИЮ рабочих... потому что без этого они остались бы эксплуатируемы, подчинены капиталистам, и такое общество всегда будет состоять из двух каст... касты владельцев и касты рабочих, что является несовместимым с представлением о свободном и демократическом обществе. " [Избр. произв. стр. 233 и стр 215-216]

Поэтомувсе анархисты являются антикапиталистами. "Если бы труд приносил богатство, то не было бы никакого капитализма" [Александр Беркман,Анархо-коммунизм, стр. 37]. Бенджамин Таккер назвал его идеи "Анархическим социализмом" и осудил капитализм как систему, основанную на "ростовщичестве, проценте, арендной плате и прибыли". Таккер считал, что при анархистском некапиталистическом обществе, капиталисты станут ненужны и эксплуатация труда капиталом прекратится, и с тех пор "труд... будет... обеспечивать только заработную плату". [Анархо-Индивидуализм, стр. 82 и стр. 85] Такая экономика будет базироваться на взаимном банковском деле и свободном обмене изделиями между кооперативами, ремесленниками и крестьянами. Для Таккера, и других анархо-индивидуалистов, капитализм - не истинно свободный рынок, он контролируется различными законами и монополиями, которые гарантируют преимущественное перед рабочими право капиталистов, гарантируя эксплуатацию последних через прибыль, процент и арендную плату (см. секцию Г). М. Штирнер имел только презрение к капиталистическому обществу и его различным "призракам, " который для него означал идеи, которые рассматриваются как священные, типа частной собственности, соревнования, разделения труда, и т.д.

Анархисты считают себя социалистами, но определенного вида - либертарными социалистами. Как анархо-индивидуалист, Джозеф А. Лабади выразил свое мнение так (аналогично у Таккера и Бакунина): " [я], сказал, что Анархизм – не социализм. Это - ошибка. Анархизм - добровольный Социализм. Есть два вида Социализма - авторитарный и анархический (либертарный), государственный и свободный. Действительно, мнение каждого человека должно либо увеличить, либо уменьшить полномочия делегированных к управлению людей. Поскольку они увеличиваются, они - иерархичные; поскольку они уменьшаются, они являются анархическими. " [Анархизм: Чем Это Является и Чем Это Не является]

Лабади заявил, что обычно "все анархисты - социалисты, но не все социалисты - анархисты. " Поэтому, комментарий Дэниела Гуерина, что "Анархизм является действительно синонимом социализма. Анархист - прежде всего социалист, цель которого - отменить эксплуатацию человека человеком", отражен повсюду в истории анархистского движения. [Анархизм, стр. 12]. Действительно, Адольф Фишер использовал почти точно те же самые слова, что и Лабади, чтобы выразить тот же самый факт - "каждый анархист - социалист, но каждый социалист - не обязательно анархист" - подтверждая, что анархическое движение было "разделено на две фракции; коммунистические анархисты и Прудонисты или относящиеся к среднему классу анархисты. " [Автобиографии Мучеников, стр. 81]

Анархо-социалисты и анархо-индивидуалисты имеют различные мнения по многим вопросам - например, является ли некапиталистический, свободный рынок лучшим средством максимизирования свободы. Но все они соглашаются, что капитализм носит эксплуатационный и репрессивный характер и что анархистское общество должно ему противопоставить не связанный с заработной платой труд. Только коллективный труд "уменьшит зависимость индивидуума от влияния внешних сил" в рабочее время, следственно, самоуправление рабочих - основной идеал реального социализма. Эта тенденция ясно выражена Джозефом Лабади, который утверждал, что профсоюзы являются "обязательным условием получения свободы ассоциацией" и что "без такого союза, рабочий является намного больше рабом капиталиста, чем с союзом". [Различные Стадии труда.]

Однако значения слов со временем изменяются. Сегодня под социализмом почти всегда подразумевается государственный социализм, система, против которой все анархисты выступали как против опровергающей свободы и подлинные социалистические идеалы. Все анархисты согласились бы с заявлением Н. Хомского по этому вопросу: "Если левые сознательно сотрудничают с Большевиками, тогда я категорически отделил бы себя от левых. Ленин был одним из самых ярых врагов социализма". ["Анархизм, Марксизм и Надежда Будущего ",Красно-Черная Революция, Номер 2]

Анархизм развивался в постоянной оппозиции идеям Марксизма, социальной демократии и Ленинизма. Еще задолго до того, как Ленин пришел к власти, Михаил Бакунин предупреждал последователей Маркса против "Красной бюрократии", которая означает "худшее из всех деспотических правительств", если государственно-социалистические идеи Маркса когда-либо осуществлятся. Действительно, работы Штирнера, Прудона и особенно Бакунина предсказывают ужасы государственного социализма с большой точностью. Кроме того, анархисты были первыми среди критиков и оппозиции большевистскому режиму в России.

Однако, будучи социалистами, анархисты действительно разделяютнекоторые идеи снекоторыми Марксистами (но не с Ленинистами). И Бакунин и Таккер согласны с диалектическим материализмом Маркса и критическим анализом капитализма, так же как и с его трудовой теорией стоимости (см. секцию C). На самого Маркса существенно повлияла книга Макса ШтирнераЭго и Его Собственный, которая содержит блестящий критический анализ того, что Маркс называл "вульгарным" коммунизмом, а так же и государственного социализма. Нередко у марксистов были взгляды, очень сходные с социальным анархизмом (особенно с анархо-синдикализмом) - например, взгляды Антона Паннекука, Розы Люксембург, Поля Маттика и других марксистов, которые были достаточно далеки от взглядов Ленина. Карл Корш и другие писатели сочувствовали анархистской революции в Испании. Есть много писем Маркса Ленину, но есть также и большое количество писем Маркса либертарным марксистам, которые были резко критически настроены к Ленину и Большевизму и чьи идеи приближаются к идеям анархизма.

Поэтому анархизм - форма социализма, которая находится в прямой оппозиции тому, что обычно определяется как "социализм" (то есть государственная собственность, контроль и управление). Вместо «центрального планирования», которое для многих ассоциируется со словом "социализм", анархисты защищают свободную ассоциацию и сотрудничество между людьми, рабочими и общинами, и таким образом выступают против "государственного" социализма как формы государственного капитализма, где «человек становится пленником Государства, так как оно является монопольным плательщиком заработной платы». [Бенджамин Таккер,Анархо- Индивидуализм, стр. 81] Поэтому анархисты отвергают Марксизм (под которым большинство людей подразумевают "социализм") из-за "идеи Государственного Капитализма... который Социал-демократическая фракция Социалистической Партии теперь пробует извратить Социализм". [Петр Кропоткин,Великая французская Революция, стр. 31] Анархистское возражение против отождествления Марксизма, "центрального планирования" и Государственного Социализма/Капитализма с социализмом будет обсуждено в секции H.

Из-за этих различий с государственными социалистами и для избежания путаницы, большинство анархистов только называют себя "анархистами", так как считается само собой разумеющимся, что анархисты являются социалистами. Однако, с развитием так называемого "либертарианства" в США, некоторые прокапиталистически настроенные силы обвинили анархистов в плагиате, и именно поэтому мы заострили внимание на этом пункте. Исторически и логически, анархизм подразумевает антикапитализм, то есть социализм, и эта позиция вполне поддерживается всеми анархистами, не однократно ими обсуждалась, и, в частности, проблема анархо-капитализма, который признан практически всеми анархистами – не совсем «анархическим» течением. (См. секцию F).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.