Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Информационное влияние.



 

Манипулирование субъектом (индивидуумом, организованной группой) - неявное расположение его к определенному поведению посредством предоставления ему специально подобранных сведений и создания обстоятельств, склоняющих к некоторым суждениям и настроениям.

Воздействие на субъекта с целью склонения его к некоторым действиям или приведения его в некоторое состояние может быть ...

· информационное: посредством регулирования поступающей к субъекту информации;

· агентурное: посредством агентов, которые внедряются в подвергаемую воздействию группу или вербуются в ней; которые подводятся к подвергаемому воздействию индивидууму или вербуются в его окружении;

· ресурсное: посредством регулирования средств, попадающих в распоряжение субъекта;

· ситуационное: посредством регулирования внешних обстоятельств, в которых находится субъект;

· психотронное: посредством физического воздействия на мозг (электромагнитным полем, инфразвуком и пр.);

· психотропное: посредством химического воздействия на мозг;

· психоинтрузионное: посредством информационного воздействия на психику в обход сознания;

· оккультное: посредством мысленной связи с субъектом или посредством направленных на него магических действий.

 

Информационное влияние позволяет инициировать, модифицировать, прекращать, предотвращать социальные процессы и события посредством избирательного информирования или ввода в заблуждение причастных к ним субъектов.

Служба государственной безопасности должна стремится скорее к большему влиянию на события, чем к лучшему их прогнозированию. Надо делать историю, а не только предугадывать и исследовать ее.

Функции службы влияния:

· неявное управление развитием общества или курирование его развития;

· противодействие враждебному и конкурирующему влиянию.

 

Установка службы влияния: провоцировать или предотвращать большие изменения посредством малых сил, посредством воздействия на особо чувствительные точки. Искусство влияния состоит в выборе этих точек и способов воздействия на них.

При желании можно основательно придраться к чему угодно. Поэтому аналитическая служба в состоянии скомпрометировать в глазах руководства страны любое предложение, любой результат, любого деятеля. При желании также можно убедительно оправдать что угодно. Поэтому аналитическая служба в состоянии сформировать у руководства позитивную оценку любого предложения, результата и т. п. Существенным препятствием в этом может оказаться только деятельность конкурирующих аналитических служб.

Субъекты, подвергаемые информационному воздействию, могут быть единичные, групповые, массовые. Обработка массовых субъектов осуществляется в основном посредством СМИ и изменения экономических условий существования.

Способы влияния делятся на легальные (публикации в СМИ, аналитические записки, беседы и пр.) и нелегальные (шантаж, мелкие диверсии и пр.).

Различается влияние оперативное (направленное на достижение быстрого однократного эффекта) и базовое (направленное на формирование устойчивых склонностей). Эффективность влияния бывает незначительной по следующим причинам:

· ошибочное понимание свойств субъектов, на которых оказывается воздействие;

· слишком слабые средства воздействия;

· конкурирующие влияния;

· неподходящий информационный фон.

 

Направления деятельности службы влияния:

· формирование требуемых массовых настроений в своей стране и за границей;

· формирование и курирование лидеров в различных областях деятельности;

· препятствование работе чужой аналитической разведки;

· препятствование чужому влиянию.

 

Каналы информационного влияния:

· пропаганда;

· формирование слухов;

· воздействие на фольклор;

· информирование способных интеллектуалов, работающих нужным образом в ключевых областях деятельности;

· и т. д.

 

Операции по влиянию должны разрабатываться с учетом того, чем грозит их раскрытие.

В принципе секретные службы могут существенно воздействовать на социальные процессы в своей стране и за границей, не прибегая к агентурным и диверсионным методам. Но для многих проще убить какого-нибудь деятеля, чем его переубедить, дезориентировать, дискредитировать, довести до сумасшествия, склонить к самоубийству и т. д.

О размерах влияния. Секретным службам не следует заниматься слишком многим в обществе - чтобы не подорвать в нем уважения к закону, склонности граждан открыто высказывать свои мнения, то есть в конечном счете способности общества к самосохранению и развитию. Наличие у секретных служб здравомыслящих патриотичных оппонентов в обществе - условие благополучия этих служб, поскольку бесконтрольность ведет к деградации.

 

Репутация.

 

Разведслужба (и служба аналитической разведки в частности) заинтересована в том, чтобы все, включая собственных сотрудников, воспринимали ее как учреждение в высшей степени действенное, знающее, интеллектуальное, патриотичное, справедливое, способное на очень многое, но вполне удерживающее себя в рамках, установленных законом. Это облегчает подбор кадров, вербовку агентуры, получение финансирования, сбыт разведывательных материалов, противодействие иностранным секретным службам.

Что касается людей, способных повлиять на положение разведывательной службы (депутатов парламента, министров и пр.), то следует либо контролировать их поведение, либо формировать у них мнение, что эта служба занимается исключительно положенным ей делом и лично для них угрозы не представляет.

Х. Фельфе ("Мемуары разведчика") описывает, какими средствами Райнхард Гелен завоевывал для БНД место под солнцем: "...Гелен все больше стремился к личным контактам с руководящими общественными и политическими деятелями ... Они считали для себя большой честью в качестве 'абсолютного исключения' познакомиться лично с самим Геленом или посетить святая святых - Центр в Пуллахе ... Для этих приемов у Гелена имелся стандартный доклад и несколько серий диапозитивов, которые он менял в зависимости от характера посетителей (...) Я часто получал внезапные распоряжения по телефону прибыть в штаб-квартиру и сделать доклад о контршпионаже (...) Я уже знал, о чем шла речь и что от меня требуется. 'Банка с сосисками', наряду с другими 'наглядными пособиями', которые были по моей просьбе специально изготовлены для подобных мероприятий, представляла собой контейнер для шпионских материалов ... Она имела соответствующий вид и вес, и в ней булькала жидкость, но, сняв крышку, можно было продемонстрировать совершенно сухое внутреннее пространство. Это, конечно, производило впечатление на любителей шпионажа, для которых и устраивались подобные демонстрации ... Так Гелен создавал агентов влияния. Они надеялись получить что-то от Гелена, в то время как последний уже использовал их прямо или косвенно."

Что касается службы аналитической разведки, то вместо "банки с сосисками" она может демонстрировать, к примеру, пикантные досье на различных деятелей.

 

Конкуренты.

 

Конкурентами службы АР являются средства массовой информации, аналитические подразделения министерств и аппарата правительства, негосударственные аналитические агентства. Слабость службы АР в сравнении с ними может проявиться в пропуске существенных событий, запаздывании материалов, недостаточности деталей, частых исправлениях и опровержениях ранее представленных сведений, плохом стиле, незначительности ярких обобщений и прогнозов.

Материалы АР почти всегда проигрывают материалам СМИ в броскости, поскольку составляются по несколько иным правилам.

Чтобы не уступить влияние средствам массовой информации, следует эпизодически подогревать недоверие к СМИ у ключевых потребителей разведывательных сведений. С этой целью можно раза два в неделю распространять короткий бюллетень к критическими комментариями к сообщениям СМИ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.