Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

X. Петербургская школа историков



 

Источники

Академик С.Ф. Платонов. Переписка с историками. Том 1. М., 2003.

Александр Евгеньевич Пресняков. Письма и дневники. 1889-1927.СПб., 2005.

Валк С.Н. Воспоминание ученика [1920] // Ленинградский университет в воспоминаниях современников: В 3-х тт. Т. II. Петербургский – Петроградский университет. 1895-1917. Л., 1982.

Ключевский В.О. Отзыв об исследовании С.Ф. Платонова «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник» [1890] // Ключевский В.О. Собрание сочинений в девяти томах. Т. VII. Специальные курсы. М., 1989.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории: в 2-х т. [1910-1913] / Авторы вст. статей к 1 т. – М.Ф. Румянцева, О.М. Медушевская, авторы коммент. Т.В. Гимон, М.Ф. Румянцева, авторы указ. имен Р. Б. Казаков, М.Ф. Румянцева. М., 2010.

Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры. XVII-XVIII вв. [1918*] / Отв. ред. доктор исторических наук А.И. Клибанов. М., 1990.

Лаппо-Данилевский А.С. Очерк русской дипломатики частных актов. [1920] СПб., 2007.

Платонов С.Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник // Платонов С.Ф. Собрание сочинений в шести томах. Т.1. М., 2010.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. [1899] / Отв. ред. Я.Н. Щапов, статья Е.В. Чистяковой. 5-е издание. М., 1995.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории [1899] / Вступит ст. А.Н. Фукса. М., 1993.

Платонов С.Ф. Несколько воспоминаний о студенческих годах // Дела и дни, 1921. Кн. 2.

Платонов С.Ф. Автобиографическая записка [1928] // Академическое дело 1929-1931.Вып. 1. Дело по обвинению академика С.Ф. Платонова. СПб., 1993.

Пресняков А.Е. К.Н. Бестужев-Рюмин: (К 25-летию со дня кончины) // Дела и дни. 1922. Кн. 3.

Письма русских историков (С.Ф. Платонов, П.Н. Милюков) / Под ред. В.П. Корзун. Омск, 2003.

 

Исследования

Шмурло Е. Очерк жизни и научной деятельности Константина Николаевича Бестужева-Рюмина. 1829-1897. Юрьев, 1899.

Пресняков А.Е. А.С. Лаппо-Данилевский как ученый и мыслитель // Русский исторический журнал. 1920. № 6.

Пресняков А.Е. Труды А.С. Лаппо-Данилевского по русской истории // Там же.

Валк С.Н. Историческая наука в Ленинградском университете за 124 лет [1948] // Валк С.Н. Избранные труды по историографии и источниковедению. СПб., 2000.

Киреева Р.А. К.Н. Бестужев-Рюмин и историческая наука второй половины XIX века. М., 1990.

Клибанов А.И. А.С. Лаппо-Данилевский – историк и мыслитель // Лаппо-Данилевский История русской общественной мысли и культуры. XVII-XVIII вв. М., 1990

Брачев В.С. Русский историк Сергей Федорович Платонов. В 2-х частях. СПб., 1995.

Шмидт С.О. Сергей Федорович Платонов (1860-1933) // Шмидт С.О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997.

Брачев В.С. Петербургская археографическая комиссия (1834-1929). СПб., 1998.

Синицын О.В. Распространение неокантианства в России: «Методология истории» А.С. Лаппо-Данилевского // Синицын О.В. Неокантианская методология истории и развитие исторической мысли в России в конце XIX-начале XX вв. Казань. 1998.

Медушевская О.М. Феноменология культуры: концепция А.С. Лаппо-Данилевского в гуманитарном познании новейшего времени // Исторические записки. М., 1999. № 2 (120).

Медушевская О.М. Методология истории как строгой науки // Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории: в 2-х т. Т.1. М., 2010.

Румянцева М.Ф. Методология истории А.С. Лаппо-Данилевского и современные проблемы гуманитарного познания // Вопросы истории, 1999. № 8.

Ростовцев Е.А. А.С. Лаппо-Данилевский и С.Ф. Платонов (К истории личных и научных взаимоотношений) // Проблемы социального и гуманитарного знания: Сб. научных работ. Вып. 1. СПб., 1999.

Корзун В.П. Московская и петербургская школы русских историков в письмах П.Н. Милюкова и С.Ф. Платонова // Отечественная история. 1999. № 2.

Корзун В.П. Единство логического и исторического в историко-научной концепции А.С. Лаппо-Данилевского // Корзун В.П. Образы исторической науки на рубеже XIX-XX вв. (анализ отечественных историографических концепций). Екатеринбург-Омск, 2000.

Ананьич Б.В., Панеях В.М. О петербургской исторической школе и ее судьбе // Отечественная история. 2000. № 5.

Бухерт В.Г. С.Ф. Платонов и кружок русских историков // АЕ за 1999 г. М., 2000.

Русакова О.Ф. «Методология истории» А.С. Лаппо-Данилевского// Русакова О.Ф. Философия и методология истории в XX веке. Екатеринбург, 2000.

Малинов АВ., Погодин С.Н. Александр Лаппо-Данилевский: историк и философ. СПб., 2001.

Шаханов А.Н. Русская историческая наука второй половины XIX-начала XX века. Московский и Петербургский университеты. М., 2003.

Историческая наука и методология истории в России XX века: 140-летию со дня рождения академика А.С. Лаппо-Данилевского. Санкт-Петербургские чтения по теории, методологии и философии истории. Вып. I. / Отв. ред. А.В. Малинов. СПб., 2003.

Ростовцев Е.А. А.С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань, 2004.

Брачев В.С., Дворниченко А.Ю. Кафедра русской истории Санкт-Петербургского университета (1834-2004). СПб., 2004.

Корзун В.П. Петербургская школа историков в конце XIX – начале XX века // Очерки истории отечественной исторической науки XX века: Монография. Омск, 2005.

Малинов А.В. К.Н. Бестужев-Рюмин: очерк теоретико-исторических и философских взглядов. СПб., 2005.

Трапш Н.А. Теория исторического познания А.С. Лаппо-Данилевского: основные принципы и внутренняя структура // Гуманитарная мысль Юга России, 2006. №1

Еремеева С.А. В пространстве воспоминаний. Мемуары членов Приютинского братства // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 20. М., 2007.

Ростовцев Е.А. Академик Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский // Лаппо-Данилевский А.С. Очерк русской дипломатики частных актов. СПб., 2007.

Корзун В.П. Профессорская семья: отец и сын Лаппо-Данилевские. СПб., 2011.

 


[1] См.: Gary M. Hamburg. Inventing the “State School” of Historians, 1840-1995 // Historiography of Imperial Russia: the profession and writing of history in a multinational state / ed. by Th. Sanders. New-York, 1999. P. 98-117.

[2] Уточнение переводчика: Слова в скобках представляют точный перевод текста автора.

[3] См.: Языки профессиональной коммуникации. Сб. статей участников Третьей международной научной конференции (Челябинск, 23-25 октября 2007 г.) / отв. ред.-сост. Е.И. Голованова. В 2 т. Т. 1. Челябинск, 2007. С. 82-86.

[4] Замечу, что по традиции данное пособие демонстрирует развитие исторической науки на базе изучения наследия и опыта научной жизни историков, разрабатывавших проблемы российской истории. Но автор убежден, что более перспективна линия создания учебных пособий по русской историографии, раскрывающих одновременно и деятельность российских историков - «всеобщников». Эту мысль мне уже приходилось высказывать (см. соответствующий фрагмент статьи: Алеврас Н.Н. К вопросу об «идеальном образе» учебного пособия по историографии // Как изучают историю в высшей школе: опыт, перспективы, дискуссии. Издательская серия «Академклуб: исторические науки». Вып. 4. М., 2007. С. 246-249).

[5] См., например: Алеврас Н.Н. Очертание культурного пространства русской историографии XIX в. // Исторический ежегодник. Омск, 2003; Она же. (В соавторстве с Н.В. Гришиной) «Историческая правда» и «домыслы историка»: Ключевский и его школа в окуляре критики историков-эмигрантов 1920-30-х гг. // Век памяти, память века. Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Сб. ст. Челябинск, 2004; Она же. «Своя игра»: историк вне «школьной» традиции, или опыт персонального выбора в пространстве историографического быта // Мир историка. Историографический сборник. Вып. 4. Омск, 2008; Она же. Предмет историографии: версии современной науки // Imagines Mundy: альманах исследований всеобщей истории XVI–ХХ вв. № 7. Сер. Интеллектуальная история. Вып. 4. Екатеринбург: изд-во Уральского университета. 2010; Она же. Что такое «историографический быт»: из опыта разработки и внедрения историографической дефиниции // Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы / Отв.ред. Л.П. Репина. М.: УРСС, 2011.

[6] См.: Алеврас Н.Н. В.О. Ключевский и его школа (фрагменты лекционного курса «Отечественная историография») // Вестник Челябинского госуниверситета. Серия История . 2005.№2; История. 2007. Вып.20, 21: Она же. Государственная школа в русской историографии (из лекционного опыта) // Проблемы российской истории. Вып. 6. М.-Магнитогорск: ИРИ РАН, МаГУ., 2006; Она же. Петербургская школа историков. К.Н. Бестужев-Рюмин. (из лекционного опыта) // Проблемы отечественной истории. Источники, историография, исследования. Сб. научных статей. СПб – Киев – Минск, 2008.

[7] Сошлюсь на высказанное уже мною мнение по поводу ряда учебных пособий по историографии. См.: Алеврас Н.Н. К вопросу об «идеальном образе» учебного пособия по историографии. С.238, 239. Сноски:1, 2; 251-256. Сноски: 6,7, 9-12.

[8] См.: Кун Т. Структура научных революций [1962] М., 1975.

[9] Вернадский Г.В. Русская историография [1971-1975] М., 1998. С. 244.

[10] См. об этом: Корзун В.П. Теоретико-методологические и исторические воззрения А.С. Лаппо-Данилевского // Очерки истории отечественной исторической науки XX века. Омск, 2005. С. 196; Она же. Образы исторической науки на рубеже XIX-XX вв. Екатеринбург-Омск, 2000. С. 189-209.

[11] См.: Зверева Г.И. Обращаясь к себе: самопознание профессиональной историографии в конце XX века // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 1999. №1.

[12] Там же. С. 264.

[13] Там же. С. 250-251.

[14] См. исследования Р.А. Киреевой: 1. Ключевский как историк русской исторической науки. М., 1966; 2. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины XIX в. до 1917 г. М., 1983.

[15]Теоретические аспекты проблемы «образ науки», «образ историка» и практика ее решения в историографических исследованиях нашли воплощение в ряде трудов конца XX – начала XXI вв. См., например: Юлина Н.С. Образы науки и плюрализм метафизических теорий // Вопросы философии. 1982. №3; Филатов В.П. Образы науки в русской культуре // Вопросы философии. 1990. №5; Беленький И.Л. Образ историка в русской культуре XIX-XX вв. // Историк во времени. Третьи Зиминские чтения. Доклады и сообщения научной конференции. М, 2000; Корзун В.П. Образы исторической науки на рубеже XIX-XX вв. Екатеринбург-Омск, 2000; Образы историографии. Сб. статей. М, 2001; Репина Л.П. «Персональная история»: биография как средство познания // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999; Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб., 2002; Бамбизова К.В. Образ историка и его ремесла глазами историка-медиевиста И.М. Гревса (конец XIX-начало XX века) // Мир историка. Историографический сборник. Вып. 3. Омск, 2007 и др.

[16] Ключевский В.О. Сергей Михайлович Соловьев (умер 4 октября 1879 г.) // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990. С.512.

[17] Антощенко А.В., Жуковская Т.Н.. Об особенностях исторического познания в России во второй трети XIX века // Сборник материалов по отечественной историографии (вторая треть XIX века) Учебное пособие. Петрозаводск, 2001. С. 8; См. также: Культура исторической памяти: невостребованный опыт. Материалы Всероссийской научной конференции. Петрозаводск, 2003; Век памяти, память века. Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Сб. статей. Челябинск, 2004.

[18] Хмелевская Ю.Ю. О меморизации истории и историзации памяти // Век памяти, память века. С. 15-16.

[19] См.: Антощенко А.В. К новому пониманию предмета историографии // Пути познания истории России: новые подходы и интерпретации. Вып. XX. М., 2001.

[20] См.: Киреева Р.А. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины XIX в. до 1917 г. (Гл. вторая. С.74-97).

[21] См., например: Нечкина М.В. История истории // История и историки. М., 1965; Сахаров А.М. Некоторые вопросы методологии историографических исследований // Вопросы методологии и истории исторической науки. М., 1977; Методологические и теоретические проблемы истории исторической науки. Калинин, 1980 и др.

[22] С 1955 по 1966 гг. были опубликованы четыре тома «Очерков». Пятый том увидел свет в 1985 (?) г.

[23] О взглядах Н.Л. Рубинштейна на предмет историографии см.: Корзун В.П., Колеватов Д.М. «Русская историография» Н.Л. Рубинштейна в социокультурном контексте эпохи // Диалог культур. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 20. М., 2007. С. 24-62.

[24]См., например, рассуждения А.М. Сахарова о «постоянном движении» и «расширении» предмета истории исторической науки: Методологические и теоретические проблемы истории исторической науки. Межвузовский тематический сборник. Калинин, 1980. С. 79.

[25] Сахаров А.М. Некоторые вопросы методологии историографических исследований. С. 56.

[26] Шмидт С.О. О предмете советской историографии и некоторых принципах ее периодизации // История СССР. 1962. № 1. С. 94.

[27] См., например: Мавродин В.В. Крестьянская война в России в 1773-1775 гг. Восстание Пугачева. М., 1961. Книга представляла часть коллективной монографии о Крестьянской войне и имела историографический характер. Автор исследовал не только исторические труды по теме, но проследил отражение этого события в художественной литературе, фольклоре, искусстве и др. областях культуры; Черепнин Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М., 1968; Нечкина М.В. Функция художественного образа. Сборник работ. М., 1982.

[28] См. об этой работе: Антощенко А.В. К новому пониманию предмета историографии. С. 16

[29] См. переиздание на русском языке: Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002.

[30] Под тропом понимается слово или оборот речи, употребленные в переносном значении для большей выразительности. Лингвисты и литературоведы оперируют такими, например, тропами, как метафора, синекдоха, метонимия, ирония. Их, в первую очередь, имеет в виду Х. Уайт.

[31] См. Подробнее о книге Х. Уайта и его идеях: Русакова О.Ф. Философия и методология истории в XX веке. Екатеринбург, 2000. С. 306-316; Антощенко А.В. К новому пониманию предмета историографии. С. 17-20; Зверева Г.И. Понятие новизны в «новой интеллектуальной истории» // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. М., 2001. С. 45-54; Кравцов В.И. Метаистория: Историческое воображение в Европе девятнадцатого века / Х.Уайт // Образы историографии. Сб. статей. М., 2001 (автор предлагает реферативное изложение основных идей Х. Уайта); Носков В.В. «Метаистория» Хейдена Уайта (к переводу книги на русский язык) // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. Вып. 12. М., 2004 (в статье представлен критический обзор восприятия взглядов Х. Уайта в западной и отечественной историографии; автор, через сравнительный анализ идей американского ученого, дает и собственную их оценку).

[32] Цит.: Русакова О.Ф. Указ. соч. С. 307.

[33] Там же. С. 308.

[34] Зверева Г.И. Понятие новизны… С. 47.

[35]См.: Там же. С. 48-49.

[36] Там же. С. 49.

[37] Кравцов В.И Указ.соч. С. 272.

[38] Носков В.В. Указ.соч. С. 68, 69.

[39] См., например: Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. / Сост., общее ред., вст. ст. Г.К. Косакова. М., 1994; Он же. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983 и др.

[40] Предлагается изложение взглядов Й Рюзена, с учетом комментариев А.В. Антощенко. См.: Антощенко А.В. К новому пониманию предмета историографии. С.22-23, 25-27.

[41] Антощенко А.В. «Евразия» или «Святая Русь»? (Российские эмигранты в поисках самосознания на путях истории). Петрозаводск, 2003. С. 74.

[42] Там же.

[43] Цит.: Антощенко А.В. К новому пониманию предмета историографии. С. 23.

[44] Идеи Й. Рюзена согласуются с теорией социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана. См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

[45] Антощенко А.В. К новому пониманию предмета историографии. С. 26.

[46] Антощенко А.В. «Евразия» или «Святая Русь». С. 102.

[47] Антощенко А.В. К новому пониманию предмета историографии. С. 14.

[48] Типология нарратива дополняется Й. Рюзеном изучением типологии кризисов исторического сознания, которые преодолеваются через опыт времени и рождение новых интерпретаций прошлого. См.: Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность / перевод А.В. Антощенко // «Цепь времен». Проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 38-62.

[49] См.: Антощенко А.В. К новому пониманию предмета историографии. С. 8, 14.

[50] Троицкий Ю.Л. Историографический быт эпохи как проблема // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций (XVIII-XX вв.) Материалы второй всероссийской научной конференции. Т. II. Российская культура: модернизационные опыты и судьбы научных сообществ. Омск,1995. С.164.

[51]Возможно, с этим связано обращение Ю.Л. Троицкого к уточнению введенного им понятия: См.: Троицкий Ю.Л. Историографический быт эпохи: содержание понятия // Сообщество историков высшей школы России: научная практика и образовательная миссия. М., 2009. С. 240-242.

[52] Корзун В.П. Отечественное историографическое сообщество: от сциентизма к историко-культурным исследованиям // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций (XVIII-XX вв.) Материалы Второй всероссийской научной конференции. Омск, 1995. Т. II. С. 160.

[53] См.: Корзун В.П. Научная школа в интерьере «историографического быта» (В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский) // Культура и интеллигенция России: социальная динамика, образы, мир научных сообществ (XVIII-XX вв.) Т. I. Научные сообщества в социокультурном пространстве России. Омск, 1998С. 2-5.

[54] Этот поворот в историографическом знании привлек внимание научной общественности как выражение инноваций исторического знания. См., например: Алеврас Н.Н. Проблемы историографии на омских конференциях // Вестник ЧелГУ. Серия История, 1999. № 2. С. 14-18.

[55] См.: Свешников А.В. Кризис науки на поведенческом уровне // Мир историка: идеалы, традиции, творчество. Омск, 1999. В данном случае мы сосредоточиваемся на некоторых теоретических посылах автора и не касаемся основного содержания статьи, связанного с созданием образов науки и ученых-историков периода научного кризиса рубежа XIX-XX вв., образов, которые автор выстраивает на основе проникновения в мир экзистенциальных ценностей своих героев.

[56] Там же. С.76.

[57] В данном случае имеются в виду представители русского формализма – литературоведческого течения 1920-х гг., писавших о «литературном быте». С.Н. Зенкин попытался определить разность понимания «литературного быта» Тыняновым и Эйхенбаумом, полагая, что подход первого опирался на идею текстуальности, а у второго он имел институционально-социологическую основу. См.: С.Н. Зенкин. Открытие «быта» русскими формалистами . URL: http://ivgi.rsuh.ru/article.html?id=72194.

[58] См.: Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю.Н. Избранные статьи: В трех томах. Т.I. Таллин, 1992.

[59] Свешников А.В. Указ соч. С. 78

[60] Там же. С. 89, 92.

[61] Мохначева М.П. Журналистика и историческая наука. Кн.1.Журналистика в контексте наукотворчества в России XVIII-XIX вв. М., 1998. С. 165.

[62]См.: Там же. С. 165-213.

[63] Корзун В.П. Образы исторической науки на рубеже XIX-XX вв. Екатеринбург-Омск, 2000. С. 20;

[64] См.: Там же. С. 85-100.

[65]См.: Там же. С. 96.

[66] Литературный быт пушкинской поры. URL: http://skolakras.narod.ru/materiales/LitByt.htm/

[67] См.: Алеврас Н.Н. 1). «Своя игра»: историк вне «школьной» традиции или опыт персонального выбора в пространстве историографического быта // Мир историка: историографический сборник / под ред. С.П. Бычкова, А.В. Свешникова, А.В. Якуба. Вып. 4. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. 2). И снова про… предмет историографии (трансформация предметного пространства и категория «историографический быт») // Теории и методы исторической науки: шаг в XXI век. Материалы международной научной конференции. М., 2008.

[68] Алеврас Н.Н. И снова про … С. 239, 240.

[69] Сюжет по «литературному быту» в данном случае опускается. Интересующиеся могут обратиться к тексту специальной статьи. См.: Алеврас Н.Н. Что такое «историографический быт»: из опыта разработки и внедрения историографической дефиниции // Историческая наука сегодня: Теории, методы, перспективы / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2011. С. 516-534.

[70] Выразительным историографическим источником в этом отношении стало издание историографической серии «Мир историка». «Бытовые» грани жизни научных сообществ и персональных историй ученых, включающие различные аспекты: гендерной историографии, истории чувств и эмоций, истории профессионализации и научных карьер, поведенческих стратегий в исторической науке, способов трансляции исторических знаний в общественную среду и др., особенно заметны в одном из выпусков. См.: Мир историка: историографический сборник / Под ред. С.П. Бычкова, А.В. Свешникова, А.В. Якуба. Вып. 4. Омск, 2008.

[71] Обратим внимание на современное его толкование, предложенное С.Н. Зенкиным: «Профессиональный быт – это институциональный контекст литературного творчества, социальные рамки, в которых оно развивается». См.: Зенкин С.Н. Указ.соч.

[72] См. Беленький И.Л. К проблеме наименования школ, направлений, течений в исторической науке XIX-XX вв. // XXV съезд КПСС и задачи изучения истории исторической науки. Калинин, 1978.Ч. II.

[73] Мягков Г.П. Научное сообщество в исторической науке. Казань, 2000. С. 109-133.

[74] Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в историографию отечественной истории века. Омск, 2001.

[75] См.: Чирков С.В. Археография и школы в русской исторической науке конца XIX – начала XX в. // Археографический ежегодник за 1989. М., 1990; Михальченко С.И. Киевская школа и российская историография (школа западно-русского права). М.-Брянск,1996; Корзун В.П. Московская и Петербургская школа русских историков в письмах П.Н. Милюкова С.Ф. Платонову // Отечественная история. 1999. №2; Гутнов Д.А. О школах в исторической науке // История мысли: историография. М., 2002; Ростовцев Е.А. А.С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань, 2004 и др.

[76] Ярошевский М.Г Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. М., 1977. С. 73.

[77] Кедров Б.М. Научная школа и ее руководитель // Школы в науке. С. 310.

[78] См.: Лайтко Г. Научная школа – теоретические и практические аспекты // Школы в науке.

[79]По наблюдению Г.П. Мягкова, данное понятие введено в оборот в начале 1960-х гг. американским ученым Д. Прайсом.

[80] См.: Мягков Г.П. «Русская историческая школа»: методологические и идейно-политические позиции. Казань, 1988.

[81] См., например: Ростовцев Е.А. А.С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань, 2004; Умбрашко К.Б. «Скептическая школа» в исторической науке России первой половины XIX века. Кн.1,2. М., 2006; Гришина Н.В. «Школа В.О. Ключевского» в исторической науке и российской культуре. Челябинск, 2010; Иванова Т.Н. Научное наследие В.И. Герье и формирование науки всеобщей истории в России (30-е гг. начала XX века). Чебоксары, 2010; Свешников А.В. Петербургская школа медиевистов начала XX века. Попытка антропологического анализа научного сообщества. Омск, 2010.

[82] См. детальнее: Мягков Г.П. Научная школа на перекрестке «структуры» и «воли» // Политические и интеллектуальные сообщества в сравнительной перспективе. Материалы научной конференции 20-22 сентября 2007 г. М., 2007. С. 96-99.

[83] См.: Алеврас Н.Н. «Своя игра»: историк вне «школьной» традиции, или опыт персонального выбора в пространстве историографического быта.

[84] См.: Боярченков В.В. Историки-федералисты. Концепция местной истории в русской мысли 20-70-х годов XIX века. СПб, 2005.

[85] См.: Гришина Н.В. «Школа В.О. Ключевского» в исторической науке…

[86] См.: Мягков Г.П. «Русская историческая школа»…

[87] См.: Ростовцев. А.С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа

[88] См.: Свешников А.В. Петербургская школа медиевистов…

[89] См., например: Методологические и теоретические проблемы истории исторической науки. Межвузовский теоретический сборник. Калинин, 1980 (см. ряд статей); Зевелев А.И. Историографическое исследование: методологические аспекты. М., 1987. С. 95-116.

[90] См.: Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в историографию отечественной истории. Омск, 2001. С. 36-39; Камынин В.Д., Цыпина Е.А. К вопросу о понятии «историографический факт» в современной историографической науке // Россия и мир. История и историография. Международный альманах. Екатеринбург, 2006. С. 61-70.

[91] См.: Камынин В.Д., Цыпина Е.А. Указ.соч. С. 70.

[92] Экстерналисткий подход в науковедческих практиках ориентирует нас на характеристику основных тенденций общеевропейской культурной ситуации, а также требует анализа развития философии и исторической науки в Западной Европе. Актуальность такого подхода аргументируется глубоким интересом культурного сообщества России к идеям и научным программам европейских ученых.

[93] См.: Савельева И.М., Полетаев А.Б. Знание о прошлом: теория и история: в двух томах. Т.2 Образы прошлого. СПб., 2006. С.484.

[94] См.: Там же. С. 190.

[95] См.: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

[96] Полевой Н.А. Рецензия на «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина // Сборник материалов по истории исторической науки в СССР. М., 1990. С.160.

[97] Соловьев С.М. Мои записки для детей моих, а если можно, и для других // Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М., 1983. С. 268.

[98] Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С.48.

[99] См.: Реизов Б.Г. Французская романтическая историография. Л., 1956. В отличие от современных ученых, автор данного исследования в общую группу французских историков-романтиков включал также Гизо, Минье, Тьера.

[100] Савельева И.М., Полетаев А.В. Указ. соч. С. 510.

[101] См.: Вестник Европы, 1827. №4, 19-22.

[102] См. детальнее: Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. Т. 2. С. 475-533.

[103] Там же. С. 514.

[104] См.: Там же. С. 515, 516.

[105] Там же. С. 516.

[106] Там же. С. 511,512.

[107] Там же С. 516. См. также: Мягков Г.П. Историки России в спорах о Ранке // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. 2001. № 6; Савельева И.М., Полетаев А.В. Становление исторического метода: Ранке, Маркс, Дройзен // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. Вып. 18. М., 2007.

[108] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990. С. 501.

[109] Цит.: Киреева Р.А. В.О. Ключевский как историк русской исторической науки. М., 1966. С. 208.

[110] Цит.: Далин В.М. Указ соч. С. 356.

[111] См.: Виппер Р.Ю. Памяти великого учителя (В.О. Ключевского) // Русские ведомости, 17 мая 1911.

[112] Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. С.119.

[113] Основные труды Л. фон Ранке: «История романских и германских народов с 1494 до 1535 г.» (1824), «Государи и народы Южной Европы в XVI - XVII вв.» (1827), «Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII вв.» (Т. 1 - 3, 1834-36, рус. пер. Т. 1-2, 1869), «Немецкая история в эпоху Реформации» (Т. 1 - 6, 1839 - 47), «Двенадцать книг прусской истории» (Т. 1 - 5, 1874), «Французская история, особенно в XVI и XVII вв.» (Т. 1-5, 1852 - 61), «Английская история, особенно в XVI и XVII вв.» (Т. 1 - 7, 1859 - 68) и др. Л. Ранке признавался мастером создания исторических портретов. В советской историографии (см, например: О.Л. Вайнштейн. К критике новейшей буржуазной историографии. М., 1961.) немецкий историк был представлен как выразитель идей реакционной «буржуазно-юнкерской историографии», а его исторический подход квалифицировался как «поверхностный».

[114] См. подробнее в указ. статье Г.П. Мягкова.

[115] См.: Мягков Г.П. Указ соч. С. 44.

[116] См.: Университет для России. Т.2. Московский университет в александровскую эпоху / Под ред. В.В. Пономаревой и Л.Б. Хорошиловой; Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009.

[117] Цит.: Андреев А.Ю. «Гумбольдт в России»: министерство народного просвещения и немецкие университеты в первой половине XIX века // Отечественная история, 2004. №2. С. 44.

[118]См.: Андреев А.Ю. «Гумбольдт в России»://С. 49.

[119] См.: Там же. С. 48- 53; а так же: Виттекер С. Граф С.С. Уваров и его время. СПб., 1999.

[120] О нем см.: Козлова Н.А. Архивоведение и археография в творчестве Н.Н. Бантыш-Каменского // Источниковедение и историография. М., 1980.

[121] Второй, третий и четвертый тома этого издания вышли соответственно в 1819, 1822, 1828 гг.

[122] Об истории формирования архивной системы см.: Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989.

[123] О работе специальной комиссии по реконструкции структуры петербургских архивов под руководством сенатора С.Ф. Маврина см.: Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989. С. 81-82.

[124] См.: Самошенко В.Н. Указ соч. С. 82, 84.

[125] В это издание вошел также ранее публиковавшийся текст Судебника 1550 г., но авторы сопроводили его вновь обнаруженными ранее неизвестными указами к нему. Издание имело название «Законы великого князя Иоанна Васильевича и Судебник царя и великого князя Иоанна Васильевича с дополнительными указами, изданные Константином Калайдовичем и Павлом Строевым».

О К.Ф. Калайдовиче, П.М. Строеве и их совместной экспедиции см.: Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли [1897]. М., 2006; Козлов В.П. Колумбы российских древностей. М., 1981.

[126] Платонов С.Ф. Лекции по русской истории [1899]. М., 1993. С. 65. С.Ф. Платонов детально излагает историю деятельности, результаты Археографической экспедиции под руководством П.М. Строева (1829-1834), определяет ее значение.

[127] Платонов С.Ф.Указ.соч. С. 67.

[128] Там же. С. 68. Можно напомнить, что почти одновременно с работой экспедиции осуществлялась деятельность кодификационной комиссии М.М. Сперанского, завершившаяся в 1830-е гг. изданием многотомных ПСЗ и СЗ Российской империи. Сперанский в ходе подготовки этих изданий обращался к Строеву за помощью в собирании указов. Тексты отчетов экспедиции зачитывались на заседаниях АН. Император Николай I тщательно знакомился с их содержанием.

[129] Археографическая комиссия (АК) стала подведомственной Министерству народного просвещения, ее первым председателем был назначен П.А. Ширинский-Шихматов. П.М. Строев был определен рядовым членом Археографической комиссии. Вскоре он выходит из нее, переезжает в Москву, работая в московских архивах. Известные московские историки-архивисты И.Е.Забелин и Н.В. Калачев, развернувшие деятельность преимущественно во второй половине XIX века, получили свою квалификацию под его руководством.

[130] Перечень всех изданий АК см.: Подробный каталог изданий Археографической комиссии, вышедших в свет с 1836 по 1918 гг. Птг.,1918.

[131] О составе и деятельности членов Румянцевского кружка см.: Козлов. В.П. Колумбы Российских древностей. М., 1981; Историография истории России до 1917 г. Учебник для вузов. Т. I. (гл. 8) М. 2003; Милюков Н.П. Указ соч. С. 205-242; Платонов С.Ф. Указ.соч.С.61-70.

[132] Милюков П.Н. Указ.соч. С. 214.

[133] См.: Платонов С.Ф. Указ.соч. С. 63.

[134] О создании и характере деятельности ОИДР см.: Милюков П.Н. Указ.соч. С.207-214.

[135] См.: Формозов А.А. Страницы истории русской археологии. М., 1986; Лебедев Г.С. История Отечественной археологии. 1700-1917. СПб., 1992.

[136] См.: Найт Н. Наука, империя, народность: этнография в Русском географическом обществе, 1845-1855 // Российская империя в зарубежной историографии. М., 2005. С. 155-196.

[137] Этапы и периодизацию становления исторической периодики см.: Беляев А.С. Историческая периодика и издание документов по отечественной истории XVIII-XIX вв. Киев, 1988.

[138] См.: Мохначева М.П. Журналистика и историческая наука: в 2-х кн.. М., 1998-1999.

[139] См.: С.У. Дедушка русских исторических журналов («Отечественные записки» П.П. Свиньина) // Исторический вестник. 1915. №7.

[140] Там же. С. 119.

[141] См.: Мохначева М.П. Указ.соч. Кн.2. С. 256-283 и др.

[142] См.: Там же. С.200-202 и далее.

[143] См.детальнее: Мохначева М.П. Указ.соч. Кн. 1. с. 165-215.

[144] См.: Киреева Р.А. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины XIX в. до 1917 г. М., 1983. С. 16-73; Колесник И.И. Когда зародились историографические знания в России? // История СССР, 1989. №4. С. 136-150; Корзун В.П., Бычков С.П. Введение в историографию отечественной истории XX века. Омск, 2001. С. 16-35.

[145] Пивоваров Ю.С. Время Карамзина и «Записка о древней и новой России» // Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991. С. 13.

[146] См.: Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. С. 23.

[147] См.: Там же. С. 17.

[148] Там же. С.22.

[149] Там же. С. 48, 49

[150] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. М., 1989.С. 13.

[151] См.: Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995. С. 100-101. См. об этом у Н.М. Карамзина: Записка. С. 49.

[152]Лотман Ю.М. Колумб русской истории // Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. четвертая (Приложение). Ключ П.М. Строева. Сопроводительные статьи. М., 1988. С.10

[153] Карамзин Н.М. Записка. С. 35.

[154] Там же. С. 64.

[155] Там же. С. 63.

[156] В переписке 1826 г. историк признавался своему брату: «Александра любил я как человека, как искреннего, доброго, милого приятеля <…> Привязанность моя к нему осталась бескорыстной<…> Новый государь России не может знать и ценить моих чувств, как знал и ценил их Александр…», а П.А. Вяземскому писал: «Александра нет: связь и прелесть для меня исчезли» См.: Карамзин М.Н. Избранные статьи и письма. М., 1982. С.242-243, 218.

[157] Пивоваров Ю.С. Указ.соч. С. 14.

[158] Полевой Н.А. Рецензия на «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина // Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец XVIII – первая треть XIX в.) М. 1990. С. 156.

[159] Федотов Г.П. Россия Ключевского // Федотов Г.П. Судьба и грехи России / избранные статьи по философии русской истории и культуры/: В 2-х тт.| Составл., вступ. ст., примеч. В.Ф. Бойкова. СПб., 1991. Т.1. С. 330.

[160] См.: Козлов В.П. «История государства Российского» Н.М. Карамзина в оценке современников. М, 1989.

[161] Ключевский В.О. Н.М. Карамзин // Ключевский В.О. Неизданные произведения. М., 1983. С. 134, 135, 136.

[162] Ср., например: Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям [1884]. Издание четвертое. М., 1997. Гл.XIII. «Карамзин»; Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. [1897]. М., 2006. IV. «Карамзин и его современники».

[163] Шмидт С.О. История государства Российского в культуре дореволюционной России // Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988. С. 43.

[164] См.: Леонтьева О. Б. Личность Ивана Грозного в исторической памяти российского общества эпохи великих реформ. Научное знание и художественный образ // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. Вып. 18. М., 2007. С. 24-34.

[165] См.: Барсуков Н. П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн.1-22. СПб.,1888-1910; Умбрашко К.Б. М.П. Погодин: Человек. Историк. Публицист. М., 1999; Дурновцев В.И., В.И. Бачинин А.Н. Прагматический бытописатель: Николай Герасимович Устрялов // Историки России. XVIII- начало XX века. М., 1996; Баданов В.Г. Русской истории оберегатель. (Жизнь и творчество Н.Г. Устрялова) // Устрялов Н.Г. Русская истории до 1855 года. Петрозаводск, 1997; Бачинин А.Н. Неизвестный проект издания корпуса источников древней русской истории Н.Г. Устрялова // Отечественная история. 2006. № 2.

[166] См.: Погодин М.П. Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Материалы для биографии с примечаниями и объяснениями М.П. Погодина. М., 1866. Ч. 1-2. См. также: Умбрашко К.Б. Н.М. Карамзин и М.П. Погодин // Проблемы преподавания истории в школе. 1994. № 6.

[167] См. переиздание: Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года. Петрозаводск, 1997.

[168] См.: В.И. Дурновцев, А.Н. Бачинин. Прагматический бытописатель… С. 177; Они же. Разъяснять явления русской жизни из нее самой: Михаил Петрович Погодин // Историки России. XVIII-начало XX века. С. 205.

[169] См. подробнее: Баданов В.Г. Указ.соч. С. 7-8.

[170] Н.Л. Рубинштейн в появлении «математического метода», как и другой терминологии Погодина, заимствованной из области естественных наук, усматривал проявление тенденции сближения истории с «точными» науками. См.: Рубинштейн Н.Л. Русская историография [1941]. СПб., 2008. С. 294.

[171] Умбрашко К.Б. М.П. Погодин: Человек. Историк. Публицист. С. 139;См. также: Рубинштейн Н.Л. Указ соч. С. 293-296.

[172] См.: Ключевский В.О. М.П. Погодин // Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. С. 139.

[173] См. признания историка об этом: Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига. Послесловие // Умбрашко К.Б. Указ. соч. Приложения. С. 232.

[174] Ключевский В.О. М.П. Погодин. С. 151,152, 149.

[175] Валк С.Н. Избранные труды по историографии и источниковедению. Спб, 2000. С. 9.

[176] Нельзя не отметить, что в период деятельности Археографической экспедиции под руководством П.М. Строева Н.Г. Устрялов, высоко ценивший результаты экспедиции, представил в МНП свой проект издания 36-томного собрания источников древней русской истории. См.: Бачинин А.Н. Указ.соч.

[177] Дурновцев В.И., В.И. Бачинин А.Н. Прагматический бытописатель: Николай Герасимович Устрялов // Историки России. XVIII- начало XX века. М., 1996. С. 181-182.

[178]Цит.: Там же С. 182.

[179] См.: П. Бушкович. Мне отмщение… Новый взгляд на дело царевича Алексея // Родина. 1999. № 9; Он же. Историк и власть: дело царевича Алексея Петровича (1716-1718) и Н.Г. Устрялов (1845-1859) // Американская русистика: вехи историографии последних лет. Императорский период. Антология. Самара, 2000. С. 80-113.

[180]См.: П Бушкович. Историк и власть… С. 90-91, 98-99, 100,102-103,104-106, 111. П. Бушкович, используя весь комплекс источников по делу Алексея Петровича, пришел к выводу, что «борьба между Петром и его сыном происходила не на почве хрестоматийного конфликта между русской стариной и Европой. Оба они являлись ‘’европейцами’’, но разными европейцами» (С. 103). Царевич, будучи воспитанным в традициях украинской церкви с известным влиянием на нее католичества, ориентировался на «поздне-барочную Европу», в то время как предпочтения Петра были связаны с «протестантской северной Европой» (С. 100). Но«битва велась не за веру». За Алексеем Петровичем, вовсе не являвшемся ревностным блюстителем московского православия, стояла оппозиция аристократии, недовольная затянувшейся войной со Швецией, строительством Петербурга и др. начинаниями Петра. Вот этот «серьезнейший конфликт», считает американский историк, и пытался скрыть Н.Г. Устрялов, поскольку «любое упоминание оппозиции Петру могло бы умалить славу царя-преобразователя и подрывало саму идею самодержавия» (С. 105).

[181] См.: П. Бушкович. Историк и власть… С. 80, 104-105.

[182] См.: Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 г. С. 21-24.

[183] Погодин М.П. Петр Великий // Сборник материалов по отечественной историографии (вторая треть XIX века): Учебное пособие / Сост., вступ. ст., коммент.: А.В. Антощенко, Т.Н. Жуковская. Под ред. А.Н. Цамутали. ПетрГУ. Петрозаводск. 2001. С. 52 .

[184] Там же. С. 54.

[185] Там же. С.58-59.

[186] Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года. С. 498.

[187] См.: Валк С.Н. Указ.соч. С. 9.

[188] В связи с этим нельзя не отметить бурную общественно-политическую деятельность М.П. Погодина во время Крымской военной кампании. Она сопровождалась написанием им серии записок, освещающих состояние армии и российской дипломатии данного времени. Тон этих записок имел критико-назидательный оттенок в адрес правительства. См.: Погодин М.П. Историко-политические письма и записки в продолжение Крымской войны. 1853-1856. М., 1874.

[189] Погодин М.П. Параллель русской истории с историей западных европейских государств относительно начала // Сборник материалов по отечественной историографии (вторая треть XIX века). С. 34.

[190] Там же. С. 37

[191] Там же. С. 34.

[192] См.: Там же. С. 33.

[193] Там же. С. 39.

[194] См., например, об этом: Цамутали А.Н. К.Д. Кавелин против М.П. Погодина // Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX века. Л., 1977. С. 23-33.

[195] Ключевский В.О. М.П. Погодин. С. 147.

[196] Погодин М.П. Параллель русской истории… С. 38.

[197] См.: Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига. Послесловие. С. 231-239.

[198] Там же. С. 234, 239.

[199] См.: Московский университет в воспоминаниях современников. 1755-1917. М., 1989.

[200] См.: Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М., 1983. С. 263-270 и др.

[201] Там же. С. 265-267.

[202] Там же. С. 269-270.

[203] Аксаков К.С. Воспоминание студенства. 1832-1835 гг. // Московский университет в воспоминаниях. С. 191-192.

[204] Фет А.А. Воспоминания // Там же. С. 230-233, 234.

[205] Полонский Я.П. Мои студенческие воспоминания // Там же. С. 243.

[206] См. детальнее: Мохначева М.П. Журналистика и историческая наука. Кн. 2. Журналистика и историографическая традиция в России 30-70-х гг. XIX в. М., 1999. С. 298-304.

[207] Цит.: Баданов В.Г. Указ соч. С. 9.

[208] См.: Дурновцев В.И., Бачинин А.Н. Указ.соч. С. 177, 178.

[209] Там же. С. 177.

[210] См.: Ромашина Е.Ю. Влияние школьного учебника на формирование массового исторического сознания // Россия в новое время: поиск формулы национальной истории. М., 2001; Грицков Н.Н. Н.Г. Устрялов – автор школьных учебников по истории // Преподавание истории в школе. 2002. № 2; Володина Т.А. Учебники отечественной истории как предмет историографии: середина XVIII- середина XIX в. // История и историки: историографический вестник. 2004 / Отв.ред. А.Н. Сахаров. М., 2005. С. 123-128.

[211] Цит: Тарасов Б.Н. Цена веков // Чаадаев П.Я. Цена веков. М., 1991. С. 6.

[212] См.: Милюков П.Н. Пушкин и Чаадаев // Милюков П.Н. Живой Пушкин (1837-1937). Историко-биографический очерк. М., 1997. С. 316-338.

[213] См.: Тарасов Б.Н. Указ соч. С. 6.

[214] См.: Чаадаев П.Я Философические письма // Соч. М., 1989; Чаадаев П.Я. Цена веков.

[215] Впервые ответ Чаадаева опубликован в 1862 г. в Париже кн. Гагариным. (См.: Лосский Н.О. Указ соч. С. 71)

[216] См.: Чаадаев П.Я. Цена веков. С. 98,99,100,101.

[217] Там же. С. 102, 103.

[218] Там же 121.

[219] Там же. С. 137.

[220] См.: Там же. С. 112-114.

[221] Там же. С. 146.

[222] Там же С. 160

[223] См.: Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Чаадаев П.Я. Цена веков. С. 150-151

[224] Там же. (Письмо седьмое). С. 131, 132.

[225] Там же (Апология…). С. 151.

[226] Там же (Письмо первое). С.38,39.

[227] Там же. С. 41.

[228] Там же (Письмо седьмое). С.135.

[229] Там же (Апология…) С. 146-148 и др.

[230] См.: Соловьев Э.Г. У истоков российского консерватизма // Полис. 1997. №3.

[231] См.: Чаадаев П.Я Цена веков. С.108-109.

[232] См.: Милюков П.Н. Пушкин и Чаадаев. С. 325,326.

[233] Соловьев Э.Г. Указ.соч. С. 143.

[234] Там же. С. 147.

[235] См.: Черепанова Р.С. Петр Чаадаев мифический и реальный // Общественные науки и современность. 2001. №3.

[236] Там же. С. 104.

[237] Черепанова Р.С. Указ.соч. С. 105.

[238] Там же. С.107.

[239] Там же. С. 106.

[240] См.: Там же. С. 143.

[241] См.: Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986. С. 85-91.

[242] Чаадаев П.Я. Цена веков. С. 151,153.

[243] Хомяков А.С. Несколько слов о философическом письме (Письмо к госпоже Н.) // Чаадаев П.Я. Цена веков. С. 178-184.

[244] Нельзя не отметить, что в отличие от позиции советской историографии, связанной с общей оценкой взглядов славянофилов как единой концепции (подобный поход особенно был характерен для некоторых обобщающих работ), уже в 1980-е гг. стала возрождаться практика рассмотрения их индивидуальных творческих почерков. (См., например: Цимбаев Н.И. Указ.соч. С. 116-122). В современной историографии эта традиция закрепляется стремлением уловить не только своеобразие взглядов каждого из представителей данного интеллектуального течения, но и полемическую составляющую их внутренних диалогов. (См.: Воронин И.А. Исторические концепции славянофилов // Историография истории России до 1917 года. В двух томах. Под ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003. Т.1.Гл. 11).

[245] В соответствии с предлагаемой Н.И. Цимбаевым периодизацией славянофильства, будем иметь в виду два первых этапа развития классического (раннего) славянофильства. Рубеж 1838-1839 гг. – 1848 г. рассматривается как время становления славянофильства в виде общественного явления и появления первых работ его лидеров; 1848–1855 гг., является периодом завершения в основных чертах концептуального оформления идей его представителей. В сфере нашего внимания будут концептуальные построения лидеров славянофильства.

[246] Здесь и далее цит.: Хомяков А.С. О старом и новом // Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. Материалы для семинарских и практических занятий. М., 1991. С. 203-211

[247] Речь идет о статье «По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы…»..», которая в связи с закрытием «Московского сборника» была опубликована значительно позже. Текст статьи см.: Хомяков А.С. Избранные статьи и письма. М., 2004. С. 95-153.

[248] См.: Воронин И.А. Исторические концепции славянофилов. С. 274,276-278.

[249] См.: Треушников И.А. А.С. Хомяков и «философия всеединства» // Хомяков А.С. Избранные статьи и письма.

[250] Лосский Н.О. История русской философии. [1951] М., 1991. С. 57.

[251] Там же. С. 59.

[252] Новикова Л. И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1999. С. 77.

[253] См.: Черепанова Р.С. «Русский путь» и его пророки: Идея «особого пути» и мессианские настроения в русской общественной мысли во второй четверти XIX века. Челябинск, 2007.

[254] См.: Новикова Л.И., Сиземская И.Н.Указ.соч. С. 78,79.

[255] См. детальнее: Керимов В.И. Историософия А.С. Хомякова. М., 1989.

[256] См.: Кавелин К.Д. Авдотья Петровна Елагина // К.Д. Кавелин. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. С. 320-335.

[257] Можно отметить некоторое расхождение биографов И.В. Киреевского относительно характеристик восприятия им европейской культуры в молодые годы. Н.О. Лосский подчеркивал, что известное путешествие будущего философа в Европу в 1830 г. хотя и содействовало высокой оценке Киреевским уровня европейского просвещения, но не «сделало его рабом Европы». Н.О. Лосский даже замечал, что «культура Запада неприятно поразила Киреевского своей односторонностью и узким рационализмом». (См.: Лосский Н.О. Указ.соч. С. 31.) В современной истории философии говорится о «западнических симпатиях» Киреевского в ранний период его творчества. (См.: Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Указ. соч. С. 73.)

[258] Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Освободительное движение и общественная мысль в России. С. 213.

[259] Там же.

[260] См.: Там же. С. 214.

[261] Там же. С. 215.

[262] «Московский сборник» после публикации его первого выпуска был закрыт из-за указанной статьи И.В. Киреевского и др. авторов. Цензура мотивировала свое решение наличием в материалах журнала проповеди абсурдных и вредных идей. Киреевский был отдан под гласный надзор полиции. Второй выпуск, подготовленный к изданию, так и не был разрешен. См.: Кошелев А.И. Записки А.И. Кошелева. М., 1991. С.93-94.; Лосский Н.О. Указ соч. С. 28-29.

[263] Воронин И.А. Указ соч. С. 275, 276,278;

[264] См.: Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. Реферативный сборник. М., 1991. С. 106.

[265] Лосский Н.О. Указ соч. С. 37.

[266] Там же. С. 39.

[267] Там же.

[268] Там же. С. 38, 58.

[269]Цит.: Там же. С. 42.

[270] Лосский Н.О. Указ. соч. С. 42.

[271] Там же. С. 43.

[272] Там же. С. 59.

[273] См. о его годах учебы в университете: Аксаков К.С. Воспоминание студенства. 1832-1835 гг. // Московский университет в воспоминаниях современников. 1755-1917. М., 1989. С. 182-199.

[274] См.: Аксаков К.С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка // К.С. Аксаков., И.С. Аксаков. Литературная критика. М., 1982. С.64-66; Он же. Богатыри времени великого князя Владимира по русским песням (1856) // Там же. С. 89-139.

[275] Они вошли в полное собрание сочинений К.С. Аксакова (М., 1889) . Т.I этого издания назван: «Сочинения исторические».

[276] Аксаков К.С. О том же // Освободительное движение и общественная мысль… С. 222-223.

[277] Аксаков К.С. Об основных началах русской истории // Освободительное движение и общественная мысль… С.219.

[278] Аксаков К.С. О том же. С. 223.

[279] Аксаков К.С. Богатыри времен Великого князя Владимира по русским песням. С.94.

[280] Цит.: Курилов А.С. Константин и Иван Аксаковы // К.С. Аксаков, И.С. Аксаков. Литературная критика. С. 18.

[281] См.: Воронин И.А.. Историческая концепция славянофилов. С.278.

[282] Об истории создания «Записки» К. Аксакова и ее содержании см.детальнее: Цимбаев Н.И. Указ.соч. С. 194-199.

[283] Лосский Н.О. Указ.соч. С. 62.

[284] Соловьев Э.Г. Указ.соч. С. 143.

[285] Там же. С. 145, 146.

[286] См.: Володин А.И. «Что вы Европой нам колете глаз?» (Штрихи к портрету российского западничества) // В раздумьях о России (XIX век). М., 1996. C. 206.

[287] См.: Милюков П.Н. Славянофилы // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. XXX, полутом 59. СПб., 1900. С. 307-314.

[288] Лосский Н.О. Указ.соч. С. 64.

[289] См., например: Славянофильство: pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2006; Черепанова Р.С. Указ.соч.

[290] См., например: Рубинштейн Н.Л. Русская историография [1941]. М., 2008. Гл.13,14,15. (Отмеченный ряд историков, каждому из которых посвящена отдельная глава, связывается автором с «началом новой исторической науки»); Шевцов В.И. Развитие прогрессивного направления в русской историографии 1-ой половины XIX в. Днепропетровск, 1980.(В центре внимания автора данной работы – ряд этих же историков, представлявших по его определению «прогрессивное направление»).

[291] См.: Шикло А.Е. Критическое направление в отечественной историографии 20-40-х гг. XIX в. //Историография истории России до 1917 года. В двух томах. Под ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003. Т.1. С. 220-248.

[292] О Г. Эверсе см.: Шевцов В.И. Эверс и русская историческая наука // Вопросы истории. 1975. № 3.

[293] См.: Геттингенская душа Московского университета // Университет для России. Т. 2. Московский университет в александровскую эпоху. М., 2001.

[294] Цит.: Шевцов В.И. Эверс и русская историческая наука // Вопросы истории. 1975. № 3.

[295] О М.Т. Каченовском см.: Иконников В.С. Скептическая школа в русской историографии и ее противники. Киев, 1871; Умбрашко К.Б. «Скептическая школа» в исторической науке России первой половины XIX века. В 2-х томах. М., 2006.

[296] А.К. Разумовский был сыном известного вельможи К.Г. Разумовского, являвшегося в 1760-е гг. президентом Российской академии наук. Сам Алексей Кириллович являлся одним из учеников Шлецера, который, находясь в Петербурге, вел занятия с группой русских юношей. См.: Андреев А.Ю. А.Л. Шлецер и русско-немецкие университетские связи во второй половине XVIII-начале XIX в. // История и историки. 2004. М., 2005. С. 139-140, 146.

[297] См. детальнее: Умбрашко К.Б. «Скептическая школа» в исторической науке России… Т. I.

[298] О влиянии А.-Л. Шлецера и Б.-Г. Нибура см.: Там же. С. 145-211.

[299] Цит.: Умбрашко К.Б. «Скептическая школа»…Т. I. С. 293.

[300] См. список статей М.Т. Каченовского: Умбрашко К.Б. «Скептическая школа» в исторической науке России… Т. II. С. 433-435.

[301] Воспроизведение текстов двух последних из названных сочинений историка см.: Там же. Приложение. С. 345-419.

[302]См.: Вестник Европы, 1819. № 2-6. См. также: Каченовский М.Т. От киевского жителя к его другу // Сборник материалов по истории исторической науки в СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1990.

[303] О Н.А. Полевом см.: Шикло А.Е. Исторические взгляды Н.А. Полевого. М., 1981. Кроме того, имеется серия статей А.Е. Шикло о Н.А. Полевом в различных историографических изданиях, относящихся к концу XX- началу XXI в.

[304] См.: Дмитриев А.Л., Хованов Н.В. Речь Н.А. Полевого о невещественном капитале как пример восприятия западных экономических идей в России первой четверти XIX века // Российская и европейская экономическая мысль: опыт Санкт-Петербурга. 2005. Сб.статей. СПб., 2006. С. 214-230.

[305] Цит.: Рубинштейн Н.Л. Указ. соч. С. 256.

[306] Там же. С. 257,258.

[307] Цит.: Там же. С. 258.

[308] Соловьев С.М. Мои записки для детей моих… М., 1995. С. 269.

[309] См.: Каченовский М.Т. От киевского жителя к его другу. С. 142.

[310] Там же. С. 147.

[311] Там же. С. 140

[312] Гончаров И.А. Воспоминания. В университете // Московский университет в воспоминаниях современников. 1755-1917 М., 1989. С.156-157.

[313] Цит.: Умбрашко К.Б. «Апологеты - скептики»: «свои и чужие» в русской историографии // Чужое – чуждое – наше. Наблюдения к проблеме взаимодействия культур. Сб. научных трудов. Новосибирск. 2000. С. 135.

[314] Каченовский М.Т. О Русской Правде // Умбрашко К.Б. «Скептическая школа»… Т.II. Приложения. С. 394.

[315] Там же. С. 372.

[316] См.: Каченовский М.Т. Там же. С. 381-383.

[317] Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 2006. С. 273.

[318] Там же. С. 274, 275.

[319] Каченовский М.Т. О кожаных деньгах // Умбрашко К.Б. «Скептическая школа»… Т.II. Приложения. С. 346.

[320] См.: Там же. С.345,346.

[321] Милюков П.Н. Главные течения… С. 279.

[322] П.Н. Милюков, иронизируя по поводу полемики Каченовского и Погодина, оставил мемуарную ремарку: «…В нашем университете преподавали тогда факты без критики – Погодиным и критику без фактов – Каченовским». См.: Милюков П.Н. Юридическая школа в русской историографии // Русская мысль, 1886. Кн.6. С.81.

[323] Аксаков К.С. Воспоминание студентства. 1832-1835 // Московский университет в воспоминаниях современников. С. 192.

[324] Свербеев Д.Н. Из воспоминаний // Московский университет в воспоминаниях… С. 67.

[325] И.А. Гончаров. Воспоминания. С. 156, 158.

[326] См.: Умбрашко К.Б. «Скептическая школа»… Т. I. С. 144. Автор разделил мнение Г.В. Вернадского, высказанное в «Русской историографии» о том, что Полевой шел «своим особым путем».

[327] Умбрашко К.Б. «Апологеты – скептики»… С.137.

[328] В современной историографии предложено следующее определение-характеристика скептической школы: "под “скептической школой” мы понимаем название группы историков, в большинстве своем студентов, объединившихся вокруг профессора М.Т. Каченовского в Московском университете в конце 1820-1830-х гг., написавших серию исторических работ в духе недоверия к источникам и событиям древнего периода русской истории с использованием теоретических выкладок А.-Л. Шлецера, Б.-Г. Нибура, И.Н. Болтина, И.-Ф. Эверса, Н.М. Карамзина и других отечественных и европейских историков и философов» – Умбрашко К.Б. «Скептическая школа»… Т. I. С. 11. (курсив автора – Н.Алеврас).

[329] См.: Милюков П.Н. Скептическая школа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. XXX. СПб., 1900. С. 195-196.

[330] Милюков П.Н. Главные течения… С.288.

[331] См.: Умбрашко К.Б. Русская историография о составе «скептической школы» и скептического направления // Россия в Новое время: поиск формулы национальной истории. М., 2001. С.40-41. В монографии автора эти идеи несколько трансформировались. Выделив «скептическое направление вне рамок «скептической школы»…», К.Б. Умбрашко одновременно сделал вывод: «.. «Скептическая школа» – типичный образец научной школы не переросшей в научное направление» (См.: Умбрашко К.Б. «Скептическая школа»… Т. II. С. 309). Этот вывод остался без должного пояснения, так как явление научной школы. на мой взгляд, вовсе не предполагает обязательную ее эволюцию в направление.

[332] Цит.: Умбрашко К.Б. «Скептическая школа»… Т.I. С. 19-20.

[333] См.: Умбрашко К.Б. «Апологеты - скептики»… С. 125.

[334] Полевой Н.А. Рецензия на «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина // Сборник материалов по истории исторической науки СССР.М., 1990. С. 158.

[335] Там же.

[336] Там же.

[337] Цит.: Шикло А.Е. Предчувствие истины: Николай Алексеевич Полевой // Историки России. XVIII- начало XX века. М., 1996. С. 161.

[338] Полевой Н.А. История русского народа. Собрание соч. в трех томах. М., 1997. Т. I. С. 18.

[339] Там же. С. 21,22.

[340] Там же. С. 22.

[341] Там же. С. 22, 23.

[342] Там же. С. 24.

[343] Там же. С. 32.

[344] Милюков П.Н. Главные течения… С. 344.

[345] Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998. С. 84.

[346] Милюков П.Н. Главные течения…С. 349.

[347] См.: Шикло А.Е. Исторические взгляды Н.А. Полевого. М., 1981, а также серию ее статей об историке.

[348] См.: Умбрашко К.Б. «Скептическая школа»… Т. II. С. 307.

[349] См.: Там же. С. 308.

[350] См.: Gary M. Hamburg. Inventing the “State School” of Historians, 1840-1995 // Historiography of Imperial Russia: the profession and writing of history in a multinational state / ed. by Th. Sanders. New-York, 1999. P. 98-117.

[351] См.: Милюков П.Н. Юридическая школа в русской историографии (Соловьев, Кавелин, Чичерин, Сергеевич) // Русская мысль, 1886. Кн. 6.

[352] См.: Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России // Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуре. М., 1989.

[353] Классическим образцом советской историографии изучения государственной школы можно считать статью В.Е. Иллерицкого. См.: Иллерицкий В.Е. О государственной школе в русской историографии // Вопр. истории, 1959. № 5. Еще в 70- середине 90-х гг. XX в. понятие «государственная школа» употреблялось как данность без каких-либо пояснений. Только длительность ее бытования и признание процесса ее эволюции вызывали необходимость ее периодизации и изучения специфики творчества ее отдельных представителей. См.: Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии. Л., 1977. (гл. I-III); Дурновцев В.И. Проблемы истории России и стран Запада в освещении государственной школы. Учебное пособие. М., 1984 и др.; О необходимости в новых условиях развития исторической науки переоценок государственной школы, не сомневаясь в факте ее существования, пишет В.А. Китаев. См.: Китаев В.А. Государственная школа в русской историографии: время переоценки? // Вопр. истории, 1995. № 3. Широко понятием «государственная школа» пользуется в своих работах 1980-1990-х гг. А.Н Медушевский. См., например: Медушевский А.Н. Гегель и государственная школа русской историографии // Вопр. философии, 1988. № 3. Наиболее детально опыт схоларных исследований, включающих в том числе изучение государственной школы, представлен в монографии: Мягков Г.П. Научное сообщество в исторической науке. Казань, 2000.

[354] См.: Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993. Лекция 22, 23.

[355] См.: Цамутали А.Н. Вся русская история есть по преимуществу государственная: Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин // Историки России. XVIII- начало XX века. М., 1996; Шикло А.Е. Государственная школа в русской историографии. К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин // Историография истории России до 1917года. В двух томах. Учебник для вузов. Т. 1. М., 2003.

[356] См.: Иллерицкая Н.В. Историко-юридическое направление в русской историографии второй половины XIX в. М., РГГУ, 1998.

[357] См.: Шаханов А.Н. Русская историческая наука второй половины XIX –начала XX века: Московский и Петербургский университеты. М., 2003.

[358] См.: Gary M. Hamburg. Inventing the “State School” of Historians, 1840-1995 // Historiography of Imperial Russia: the profession and writing of history in a multinational state / ed. by Th. Sanders. New-York, 1999. P. 98-117. В поле зрения автора статья Г.М. Гамбурга попала сравнительно недавно, благодаря информации, любезно предоставленной А.В. Антощенко.

[359] См. мнение

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.