Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторические условия и факторы возникновения



Становление государственной школы связано с научной и общественной деятельностью того поколения ученых, которое было свидетелем нескольких эпох в русской истории. Оно начало формироваться в период, когда еще не были забыты идеи раннего либерализма времен Александра I. Процесс его научно-интеллектуального созревания пришелся на так называемую, николаевскую (реакционную) эпоху. Свой путь представители этого поколения завершали в условиях начавшейся буржуазной трансформации России. Переломное время, захваченное ими, заставляло историков-современников переосмысливать историю, раздумывать над связью прошлого и современности, предлагать свой взгляд на проблемы настоящего, «примерять» к своим идеям различные методологические основания. Период их жизни и творчества не мог оставить их равнодушными к усилиям общественности определить пути формирования российской государственности, к обсуждаемым проблемам места России в мировом сообществе, к общественно-политическим спорам относительно оценок прошлого и определения перспектив исторического развития страны и ее народа. Общественно-политическая и внутринаучная атмосфера становления и развития государственной школы характеризовалась известными спорами славянофилов и западников. Представители государственной школы составили ядро второго из названных течений общественно-политической жизни и интеллектуальной мысли, выступая в качестве главных оппонентов славянофилов.

Большое значение в становлении школы и развитии творчества каждого из ее представителей играли заимствуемые из Западной Европы научные и общественно-политические идеи. Как в дореволюционной (П.Н. Милюков), так и в современной (например, А. Н. Медушевский[363]) историографии подчеркивается, в частности, факт воздействия на «государственников» немецкой классической философии и немецкой исторической школы права.

В своих «Записках» Соловьев так писал о восприятии гегелевских идей: «…время проходило не столько в изучении фактов, сколько в думании над ними, ибо у нас господствовало философское направление; Гегель кружил всем головы, хотя очень немногие читали самого Гегеля, а пользовались им только из лекций молодых профессоров; занимавшиеся студенты не иначе выражались как гегелевскими терминами. И моя голова работала постоянно; схвачу несколько фактов, и уже строю из них целое здание. Из гегелевских сочинений я прочел только «Философию истории»; она произвела на меня сильное впечатление…»[364]. Это признание любопытно в нескольких отношениях. Оно является не только прямым свидетельством влияния гегелевской философии на формирующееся направление в русской историографии, но и отражает существование некоего сообщества ученых, старшие представители которого («молодые профессора»)[365] транслировали идеи немецкого философа, а студенческая среда активно их потребляла. Несомненно, от Гегеля Соловьев и другие представители школы восприняли понимание всемирной истории как единого органического процесса прогрессивного развития человечества, закономерно движущегося к идеальной форме государства, базирующегося на приоритете правовых отношений. Но при этом из цитируемого выше фрагмента просматривается доминанта концептуального воздействия философской доктрины над фактической основой исторических построений: для молодого талантливого историка достаточно «нескольких фактов», чтобы создать «целое здание». Подобный подход С.М. Соловьева, складывавшийся еще в студенческой аудитории, демонстрировал отказ от фактографической манеры изложения исторического материала, характерной, например, для М.П. Погодина. Молодой историк солидаризировался с теми учеными (с Н.А. Полевым, в частности), которые призывали к «философическому» осмыслению прошлого. Новый метод познания составит впоследствии теоретико-методологическую основу его «Истории», придав его построениям, наряду со стройной логикой и масштабностью изложения, определенные черты схематизма. В то же время теоретико-методологические новации позволили раздвинуть горизонты познавательных возможностей исторической науки, а С.М. Соловьев (как представитель государственной школы) своими трудами, фактически, первым предложил концептуально аргументированную версию русской истории и продемонстрировал возможность альтернативного исторического знания.

Существенную роль в формировании государственной школы сыграли идеи немецкой исторической школы права, в частности учеников ее основателей в лице Л. Ранке[366] и Г. Зибеля, являвшихся современниками российских ученых-государственников. Как немецкие коллеги пытались представить европейскую историю с позиций взаимоотношений государства и общества, так и российские историки и правоведы стремились определить закономерности развития общественных и государственно-правовых форм исторической жизни России. П.Н. Милюков, определяя известное влияние немецкой историко-правовой мысли на «юридическую» школу, писал: «Немецкая историческая школа ставила на место государства, основанного на сознательном договоре, государство, естественно возникшее в инстинктивно-бессознательной природе человечества. На место личной воли законодателя, способной пересоздать природу человека, правовое сознание народной массы, исторически сложившееся и меняющееся; на место космополитических представлений о человечестве, идею о национальности, составляющей одно органическое живое целое и переживающей органический процесс развития»[367].

Государственная школа в лице ее представителей, следуя примеру немецких историков, первой в русской историографии приступила к созданию национальной истории, пытаясь выявить российскую историческую специфику в сравнении со странами Западной Европы. Среди представителей немецкой школы права особое значение для основателей русской государственной школы приобрели труды ровесника К.Д. Кавелина и С.М. Соловьева Г. Зибеля (1817-1895). Его «История эпохи Французской революции» опиралась на теорию «родового быта», сменившегося появлением государства. Основные сочинения представителей государственной школы также основывались на этой мысли.

Кроме опыта немецких ученых в творческой практике российских «государственников» широко использовались идеи и других видных представителей исторической науки Европы[368]. Особым авторитетом в среде российских ученых пользовался Ф. Гизо, поклонником которого называл себя и С.М. Соловьев[369]. Большое влияние на Соловьева из сочинений французского историка, оказала, в частности, «История цивилизации в Европе ». Не оставили его равнодушным труды чешских историков, с которыми еще в 1830-е гг. завязал близкое знакомство М.П. Погодин. Среди них особо выделялся Ф. Палацкий, ориентировавшийся на национальную историю, как предмет своих исследований. К достижению подобной цели на примере русской истории стремились и представители государственной школы, в том числе С.М. Соловьев.

Несомненно, на становление новой школы оказывали труды и идеи их российских предшественников, что уже отмечалось в предыдущих лекциях. Можно также сослаться на энциклопедическую статью П.Н. Милюкова (1898), в которой он называет И.Ф.Г. Эверса, А.М.Ф. Рейца, М.П. Погодина и Н.А. Полевого. Они, по его наблюдениям, еще в первой трети XIX в. «уже пытались установить процесс развития русских государственных учреждений из первоначального состояния родового быта»[370].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.