Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ



 

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

В последние два десятилетия XX в. участились случаи возникновения крупномасштабных катастроф с массовыми поражениями жителей. Важное место среди них заняла авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.). Изменившийся в начале 90-х годов социально-экономический и политический статус России, реорганизация государственных структур, привели к необходимости пересмотра созданной только в 1990 г. (постановление СМ РСФСР № 192 от 14.06.1990 г., приказ Минздрава РСФСР № 115 от 11.07.1990 г.) службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (СЭМП). По предложению Минздравмедпро-ма России в 1994 г. она была преобразована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК).

ВСМК, созданная в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 03.05.1994 г. № 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от 05.11.1995 г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 28.02.1996 г. № 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф", предназначена для прогнозирования, предупреждения ЧС и ликвидации медицинских последствий катастроф, стихийных и экологических бедствий, массовых заболеваний в ЧС.

ВСМК - это централизованная государственная система, которая является функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Она функционально объединяет службу медицины катастроф Министерства здравоохранения, службу медицины катастроф МЧС, службу медицины катастроф Министерства обороны, силы и средства департамента по государственному санитарно-эпидемиологическо-му надзору Минздрава РФ, силы и средства МВД, Министерства путей сообщения, Федерального управления "Медбиоэстрем" и других федеральных органов исполнительной власти РФ. Основное их предназначение - эффективно и быстро ликвидировать медико-санитарные последствия разнообразных аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, вооруженных конфликтов, террористических актов и других ЧС.

ВСМК руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Федеральным законом "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами и распоряжениями Минздрава РФ, решениями Федеральной межведомственной координационной комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, иными нормативными правовыми актами, а также положениями о Всероссийской службе медицины катастроф и службе медицины катастроф Минздрава РФ.

Основными задачами ВСМК являются:

- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе локальных вооруженных конфликтов, террористических актов и др.;

- координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений ВСМК к действиям в ЧС;

- совершенствование организационной структуры СМК и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС;

- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

- обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (в том числе с помощью санитарной авиации);

- выявление источников ЧС, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению неблагоприятных медико-санитарных последствий;

- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях ЧС;

- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях ЧС;

- создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности СМК;

- снижение числа безвозвратных потерь за счет своевременного и эффективного оказания всех видов медицинской помощи пострадавшим на этапах медицинской эвакуации;

- восстановление здоровья пораженных для быстрейшего возвращения их к труду и снижения инвалидности;

- уменьшение психоневрологического и эмоционального воздействия катастроф и стихийных бедствий на людей, вовлеченных в ЧС, и их раннюю реабилитацию;

- обеспечение санитарного благополучия жителей в районах катастроф, стихийных бедствий, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

- сохранение здоровья личного состава формирований, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС, и оказание ему медицинской помощи;

- проведение судебно-медицинской экспертизы погибших, судебно-медицинского освидетельствования пострадавших для определения степени тяжести поражения и прогноза трудоспособности;

- обеспечение формирований и учреждений здравоохранения всеми видами медико-санитарного имущества;

- участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечение условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС;

- разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

- разработка научно-методических принципов деятельности ВСМК;

- научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности ВСМК;

- международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Организационно-методические мероприятия, осуществляемые системой здравоохранения в повседневных условиях для выполнения задач, стоящих перед ВСМК:

- анализ медико-тактической обстановки и прогноз медико-санитарных последствий возможных ЧС;

- прогнозирование и оценка санитарно-эпидемиологической обстановки в районах возможных катастроф и стихийных бедствий;

- определение потребности в силах и средствах, необходимых для медицинского обеспечения населения в ЧС;

- планирование лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиениче-ских и противоэпидемических мероприятий при возникновении возможных катастроф и стихийных бедствий;

- создание и обеспечение готовности формирований и учреждений здравоохранения к оказанию медицинской помощи населению при различных видах ЧС;

- подготовка лечебных учреждений к массовому приему пораженных за счет выписки больных, которые могут продолжать лечение амбулаторно, и развертывания дополнительных больничных коек;

- осуществление организационно-методической подготовки руководящих и медицинских кадров формирований и учреждений по вопросам медицинского обеспечения населения при различных видах ЧС;

- организация обучения населения приемам оказания первой медицинской помощи в порядке само- и взаимопомощи, способам защиты и правилам поведения при катастрофах и стихийных бедствиях;

- учет и контроль накопления, хранения и освежения медико-санитарного и специального имущества, предназначенного для обеспечения формирований при работе в ЧС;

- отработка вопросов взаимодействия с другими службами

ГО и медицинской службой других ведомств;

- решение вопросов с органами местной власти о временном выделении, в случае появления большого числа пораженных, автотранспорта для их эвакуации и общественных зданий для развертывания дополнительных больничных коек;

- анализ организации, объема, характера, своевременности и эффективности медицинского обеспечения населения при различных ЧС в других районах республики и других странах.

Задачи, организация и порядок деятельности служб, органов управления, формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК, определяется положениями о них, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Розыск пораженных, их извлечение из-под завалов, из очагов пожаров, вынос (вывоз) с местности (участка, объекта), зараженной радиоактивными и АХОВ, оказание первой медицинской помощи на месте поражения выполняют аварийно-спасательные формирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

ВСМК страны представлена пятью структурно-функциональными уровнями: федеральным, региональным, территориальным, местным и объектовым.

На федеральном уровне службу медицины катастроф (СМК) представляют:

- Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) "Защита", являющийся государственным многопрофильным головным научно-практическим учреждением СМК Минздрава РФ и ВСМК с входящими в него учреждениями и формированиями; ВЦМК имеет статус Сотрудничающего центра ВОЗ и выполняет функции Евроазиатского регионального центра по проблемам медицины катастроф СНГ;

- штаб ВСМК действует в составе ВЦМК "Защита" Минздрава РФ; основными его подразделениями, кроме штаба ВСМК, являются филиалы ВЦМК в 7 федеральных округах, клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем, Институт проблем медицины катастроф, Центр медицинской экспертизы и реабилитации, научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины, отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях, отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздрава РФ для ЧС);

- Всеармейский центр медицины катастроф (центр экстренной медицинской помощи Министерства обороны РФ);

- медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Министерства обороны, МВД, МПС, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора (ГКСЭН) и других министерств и ведомств РФ;

- Федеральное управление "Медбиоэкстрем" медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве РФ и его учреждения (ФУМБЭП);

- Всероссийский научно-практический центр экстренной медицинской помощи (ВНПЦЭМП);

- медицинский отряд специального назначения (МОСН) Министерства обороны РФ;

- клинические и научные базы для решения проблем медицины катастроф;

- республиканские бюро судебно-медицинской экспертизы;

- российское объединение "Росфармация";

- российский производственный центр "Росмедтехника";

- центральный медицинский склад резерва Минздрава РФ;

- склад резерва Министерства здравоохранения на 22 административных территориях России;

- Всероссийский гематологический научный центр.

На федеральном уровне руководящим органом ВСМК является российская межведомственная координационная комиссия, в состав которой входят:

1) министр здравоохранения РФ (председатель);

2) заместитель министра здравоохранения РФ (заместитель* председателя);

3) президент РАМН (заместитель председателя);

4) председатель ГКСЭН РФ (заместитель председателя);

5) директор ВЦМК "Защита";

6) руководители медицинских служб МЧС РФ, Министерства

обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства

путей сообщения РФ;

7) председатель ЦК Российского общества Красного Креста;

8) генеральный директор центра "Росмедтехника" и др.

Обеспечение работы комиссии возлагается на ВЦМК "Защита".

На региональном уровне службу медицины катастроф представляют 7 филиалов ВЦМК в следующих федеральных округах: Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Основными подразделениями региональных филиалов (центров) являются штаб, подвижной медицинский отряд с бригадами специализированной медицинской помощи, отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического и транспортного обеспечения, а также медицинские отряды специального назначения (МОСН) военных округов и флотов, формирования регионального подчинения МВД, МПС, ГКСЭН РФ.

Численность мобильных формирований службы медицины катастроф на региональном уровне, их профиль, штатный состав, оснащение зависят от возможностей здравоохранения и прогнозируемых медико-санитарных последствий катастроф.

На территориальном уровне службу медицины катастроф представляют 89 территориальных центров медицины катастроф (ТЦМК) (республиканских - 25, краевых - 6, областных - 48, автономных областей-10), центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центральные медико-санитарные части и медико-санитарные отделы ФУМБЭП, лечебные учреждения и формирования Министерства обороны, МВД, МПС, ГКСЭН и другие организации территориального подчинения.

Основными подразделениями ТЦМК являются администрация, оперативно-диспетчерский отдел, организационно-методический отдел, бригады специализированной медицинской помощи, отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация), отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического обеспечения.

Руководящими органами ВСМК на региональном и территориальном уровнях являются межведомственные региональные и территориальные координационные комиссии и другие органы управления здравоохранения субъектов РФ.

На местном уровне служба медицины катастроф представлена городскими и районными ЦМК или станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи, выполняющими функции органа управления СМК с входящими в них формированиями, а также центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, формирующими санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки.

На объектовом уровне служба медицины катастроф представлена: должностными лицами по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС, лечебно-профилактическими учреждениями (медико-санитарные части, поликлиники, здравпункты и др.), структурными подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора объекта, медицинскими нештатными формированиями.

На всех уровнях СМК на базе медицинских, образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений создаются различные нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений. При возникновении ЧС они поступают в оперативное подчинение управления СМК соответствующего уровня.

При ликвидации медицинских последствий ЧС используются все находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, санитар-но-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их ведомственной принадлежности.

Организация деятельности СМК. В зависимости от обстановки различают 3 режима функционирования СМК: 1) повседневная деятельность; 2) повышенная готовность; 3) чрезвычайная ситуация. Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают органы исполнительной власти соответствующего уровня (федерального, регионального и др.).

Руководящими органами СМК на федеральном, региональном, территориальном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии и центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов СМК. На местном и объектовом уровнях функции штабов СМК возлагаются на штабы медицинской службы ГО. Штабы службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.

Состав комиссии федерального уровня представлен выше.

Состав региональных комиссий определяется федеральной межведомственной координационной комиссией ВСМК по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Состав территориальных комиссий определяется органами исполнительной власти субъектов РФ, а местных комиссий - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления районов и городов (населенных пунктов). В состав указанных комиссий входят руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помощи, службы крови, органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой, директора центров медицины катастроф, расположенных на соответствующей территории.

Организация медицинских формирований. Организационно разработано большое число медицинских формирований, которые могут развертываться на различных (федеральном, региональном, территориальном) уровнях.

Структурным подразделением ВЦМК является многопрофильный госпиталь. Он оборудован на пневмокаркасных модулях и максимально приближен к очагу ЧС с учетом обеспечения безопасных условий работы персонала, пребывания и эффективного лечения пострадавших. В течение суток обслуживается 100-150 пострадавших в автономном режиме. В состав госпиталя входят врачи (хирурги, травматологи, ортопеды, анестезиологи, реанима-тологи, инфекционисты), средние медработники (операционные и перевязочные сестры и т. д.) и технический персонал.

Штабными мобильными формированиями Центра медицины катастроф являются бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности (БСМППГ). Эти бригады предназначены для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим в ЧС. Последняя может быть оказана либо в условиях стационара, либо в приспособленных помещениях, в полевых условиях, в составе многопрофильного госпиталя. БСМППГ включает токсико-терапевтическую, психотерапевтическую, инфекционную, хирургическую (в том числе детскую), травматологическую, нейрохирургическую, ожоговую, трансфузиологическую, акушерско-гинекологическую бригады. В состав бригады входят 3-5 врачей-специалистов, 3-5 медсестер, 3-4 водителя-санитара. Нормативы работы различных БСМППГ отличаются друг от друга.

В случаях возникновения крупных ЧС, когда выявляется отчетливая диспропорция между числом пострадавших и количеством медицинских работников, формируются бригады экстренной доврачебной помощи (БЭДП). Они создаются на базе поликлиник для усиления бригад скорой медицинской помощи и врачебно-се-стринских бригад.

Для оказания первой врачебной помощи пострадавшим в районе ЧС населению формируются врачебно-сестринские бригады (ВСБ). Они создаются по плану территориального органа здравоохранения на базе поликлиник для усиления бригад скорой медицинской помощи.

В состав ВСБ входят:

1) старший врач (хирург) - 1;

2) терапевт - 1;

3) педиатр - 1;

4) медицинская сестра - 2;

5) водитель-санитар - 1.

При аварии на АЭС дополнительно в состав ВСБ вводят специалистов по дозиметрии, лучевой терапии, кардиологии, гематологии, эпидемиологии и психиатрии. При возникновении очагов поражения АХОВ в ее состав вводят терапевта-токсиколога.

Выезд бригады к очагу поражения осуществляется по распоряжению главного врача медицинского учреждения формирователя.

Старший врач ВСБ назначается приказом главного врача медицинского учреждения из числа врачей, имеющих подготовку по хирургии, а также опыт организаторской работы. Он является непосредственным начальником персонала бригады и отвечает за постоянную готовность к работе в ЧС. Врачи и средний медицинский персонал назначаются из числа сотрудников медицинского учреждения, они подчиняются старшему врачу бригады и выполняют все его указания, непосредственно проводят сортировку пострадавших и оказывают необходимую медицинскую помощь.

Основные задачи врачебно-сестринской бригады. В повседневных условиях основными задачами ВСБ являются:

- совершенствование теоретических знаний и практических навыков по медицинской сортировке и оказанию первой врачебной помощи пострадавшим в ЧС;

- поддержание бригады в постоянной готовности к выезду к очагу поражения и работе в ЧС путем проведения учебно-тренировочных занятий и учений.

В чрезвычайных ситуациях задачами ВСБ являются:

- развертывание пункта сбора пострадавших в районе очага поражения;

- проведение медицинской сортировки;

- оказание первой врачебной помощи по жизненным показаниям;

- организация эвакуации пострадавших с пункта сбора в лечебные учреждения.

При проведении медицинской сортировки по тяжести состояния выделяют 4 группы пострадавших:

1) легко пострадавшие, отдельным потоком направляются на амбулаторное лечение;

2) пораженные средней тяжести, первая врачебная помощь по жизненным показаниям может быть отсрочена на 4-6 ч;

3) лица, находящиеся в тяжелом состоянии, нуждаются в неотложных лечебных мероприятиях; первая врачебная помощь по жизненным показаниям должна быть оказана в районе очага поражения, а затем проведена эвакуация в лечебные учреждения;

4) пострадавшие, находящиеся в крайне тяжелом состоянии, нуждаются в облегчении страданий.

Лица, находящиеся в реактивном состоянии, подлежат изоляции с последующей эвакуацией в психиатрические больницы.

В первую очередь подлежат эвакуации в лечебные учреждения дети, пострадавшие первой группы после оказания им первой врачебной помощи по жизненным показаниям, а также пораженные второй группы. При организации и проведении эвакуации необходимо обеспечить нужную экипировку, согревание в пути следования, питание и наблюдение за состоянием пострадавших в процессе эвакуации.

Объем первой врачебной помощи по неотложным показаниям включает:

- остановку наружного кровотечения (наложение жгута, тампонада раны, наложение зажима на кровоточащий сосуд);

- устранение недостатков транспортной иммобилизации;

- восстановление проходимости дыхательных путей (отсасывание содержимого из ротовой и носовой полостей, глотки, фиксация языка, по показаниям интубация трахеи, трахеотомия);

- закрытый массаж сердца, введение сердечно-сосудистых средств;

- искусственная вентиляция легких, введение обезболивающих средств, кровезаменителей, согревание тела, дача горячего чая;

- отсечение конечности, висящей на лоскуте из мягких тканей;

- наложение асептической повязки при обширных ожогах;

- промывание желудка при острых отравлениях;

- купирование и профилактика угрожающих жизни синдромов интоксикации с учетом их структуры и динамики развития;

- ингаляция кислорода при отравлении АХОВ.

Обязанности старшего врача врачебно-сестринской бригады. В повседневных условиях:

- организация подготовки медицинского персонала бригады по изучению принципов медицинской сортировки, объема первой доврачебной помощи, организации медицинской эвакуации;

- изучение с медицинским персоналом клинической картины поражений, которые могут возникнуть в различных ЧС;

- отработка организации лечебно-эвакуационных мероприятий в различных ЧС;

- содержание табельного имущества в готовности к использованию;

- отработка организации оповещения и сбора персонала бригады, а также погрузки имущества.

В чрезвычайных ситуациях:

- обеспечение своевременного прибытия бригады к очагу поражения;

- непосредственное участие в медицинской сортировке и оказании первой врачебной помощи;

- руководство действиями медицинского персонала бригады по сортировке пострадавших и оказании первой врачебной помощи.

Оснащение ВСБ медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, согласно табелю к штату, осуществляет главный врач медицинского учреждения формирователя. В ходе работы пополнение имущества осуществляется органами "Фармация" и "Медтехника".

По прибытии к очагу ВСБ совместно с медицинским персоналом машин скорой медицинской помощи развертывает пункт сбора пораженных, проводит медицинскую сортировку пострадавших, оказывает первую врачебную помощь и организует эвакуацию их в лечебные учреждения.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ГО

 

Федеральная медицинская служба гражданской обороны (ФМСГО) создана в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" и во исполнение постановления Правительства РФ от 18.11.1999 г. № 1266 "О федеральных службах гражданской обороны" (собрание законодательства РФ, 1998 г., № 7, ст. 799 и 1999 г., № 47, ст. 5718).

ФМСГО в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, распоряжениями Президента РФ, названными выше федеральными законами, постановлением Правительства РФ и Положением о МСГО (приказ Министра здравоохранения РФ № 242 от 03.07.2000 г.)

ФМСГО осуществляет свою деятельность во взаимодействии с медицинскими службами МЧС, Министерства обороны, МВД, МПС в установленном порядке

Создание и организационно-методическое руководство ФМСГО возложено на МЗ РФ. Нормативные правовые акты МЗ РФ по медицинскому обеспечению населения в военное время обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, а также организациями независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.

Медицинская служба гражданской обороны (МСГО) - это специальная организация в системе здравоохранения, предназначенная для медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях военного времени и в условиях возникновения очагов массового поражения.

Основными задачами МСГО являются:

- прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения;

- разработка нормативных и методических документов по организации медицинского обеспечения населения страны, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

- подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;

- участие в разработке медицинских средств защиты населения от современных средств поражения;

- участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;

- своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение для быстрейшего восстановления здоровья пострадавшего населения, возвращения его к труду, снижения летальности и инвалидности;

- организация и проведение мероприятий по предупреждению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

- обеспечение и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устранение неблагоприятных санитарных последствий применения средств массового поражения;

- медицинское обеспечение рассредоточенного и эвакуируемого населения.

Основные принципы организации МСГО. Выделяют 4 основных принципа организации МСГО:

1) территориально-производственный;

2) функционального предназначения;

3) универсальности подготовки;

4) малоэтапности.

В соответствии с территориально-производственным принципом формирования и учреждения МСГО создаются на базе существующих органов управления здравоохранения и учреждений здравоохранения.

Согласно функциональному принципу, каждое формирование и учреждение предназначается для выполнения определенных мероприятий или функций в системе МСГО (оказание медицинской помощи, лечение раненых и пораженных, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий).

В соответствии с принципом универсальности создаваемые формирования могут быть использованы в любом очаге поражения.

Согласно принципу малоэтапности, лечебно-эвакуационные мероприятия строятся по единой системе двухэтапного лечения раненых и пораженных с эвакуацией их по назначению в лечебные учреждения.

Организационная структура МСГО. ФМСГО организуется по территориально-производственному принципу на базе органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.

В субъектах РФ, городах, городских районах и сельских округах МСГО создается по решениям соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а в организациях - по решению руководителей этих организаций.

МСГО создается территориальными органами здравоохранения на базе существующих медицинских учреждений.

В состав МСГО входят руководство, органы управления, учреждения, формирования (гражданские организации ГО).

К руководству МСГО относятся начальники медицинской службы ГО всех уровней: 1-й заместитель министра здравоохранения РФ, руководители органов здравоохранения республик, краев, областей, районов, городов, городских районов. В сельских округах - главные врачи округов, в организациях - главные врачи медико-санитарных частей этих организаций.

Органы управления представлены штабами МСГО, создаваемыми при руководителях здравоохранения, а также управлениями больничной базы (УББ).

Работу штаба возглавляет заместитель руководителя здравоохранения по специальной работе. Состав штаба утверждается руководителем здравоохранения. В состав штаба входят главные специалисты, главный врач СЭС, главный врач станции переливания крови, представители фармации и медтехники.

На штабы МСГО возложена разработка плана перевода и перевод здравоохранения на организацию и штаты военного времени, а также организация и проведение боевой и специальной подготовки персонала и медицинских учреждений.

Управление медицинской службой со стороны руководителей здравоохранения и штабов МСГО обеспечивается своевременным принятием и доведением до подчиненных обоснованных решений, высокой оперативностью в работе штабов, осуществлением постоянного контроля за исполнением отданных распоряжений, знанием складывающейся общей и медицинской обстановки.

К учреждениям, входящим в состав МСГО, относятся:

- учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных ' больничных коек на создание медицинских формирований;

- учреждения здравоохранения, создаваемые на военное время по решению органов исполнительной власти (профилированные больницы и др.);

- организации государственной санитарно-эпидемиологиче-ской службы, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНКЛ) ГО РФ и др.

К формированиям МСГО относятся различные силы и средства МСГО, представленные невоенизированными медицинскими формированиями и медицинскими учреждениями больничной базы.

В первую группу сил и средств МСГО (невоенизированных медицинских формирований) входят санитарные посты, санитарные дружины, бригады специализированной медицинской помощи, подвижные госпитали, санитарно-эпидемиологические отряды, группы эпидемиологической разведки и специализированные противоэпидемические бригады.

С а н и т а р н ы й п о с т (СП), создаваемый на предприятиях и в учреждениях из числа сотрудников для оказания первой медицинской помощи пострадавшим и раненым на территории своего предприятия и учреждения, состоит из четырех человек: начальника поста и трех санитарных дружинниц, имеет табельное оснащение, санитарные носилки, носилочные лямки, средства индивидуальной защиты. За 1 ч работы СП может оказать первую медицинскую помощь 10 пораженным.

С а н и т а р н ы е д р у ж и н ы (СД) формируются на предприятиях, в учреждениях и вузах из рабочих, служащих и студентов. СД предназначены для розыска и оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах массового поражения и выноса их из этих очагов. Кроме того, СД используется для работы в медицинских формированиях и учреждениях.

В состав СД входят 24 человека: командир, заместитель, связной, шофер и 5 звеньев санитарных дружинниц, по 4 человека каждое. СД имеет следующее табельное оснащение: 20 санитарных сумок, индивидуальные аптечки, индивидуальные противохимические пакеты, противогазы, санитарные носилки, комплект шин. За 1 ч работы одна СД может оказать первую медицинскую помощь 50 пораженным в ядерном и химическом очагах.

Медицинским имуществом СП и СД первоначально обеспечиваются за счет средств предприятия, учреждения-формирователя, а в ходе работы в очаге поражения сумки пополняются отделением медицинского снабжения отряда первой медицинской помощи.

Б р и г а д ы с п е ц и а л и з и р о в а н н о й м е д и ц и н с к о й п о м о щ и (БСМП) формируются на базе и за счет сил и средств медицинских вузов, научно-исследовательских институтов и центров, а также и лечебно-профилактических учреждений, имеющих в своем составе врачей-специалистов высокой квалификации. Число и профиль БСМП определяются возможностями учреждения-формирователя и специальностью входящих в нее врачей.

БСМП предназначены для усиления и профилизации лечебных учреждений и отделений, организации и оказания специализированной медицинской помощи пораженным и больным гражданам.

БСМП оснащена табельным имуществом, необходимым для оказания того или иного вида специализированной медицинской помощи. При работе используется также оборудование и имущество отделения, на базе которого работает бригада.

В состав каждой бригады входят 1-2 врача-специалиста, врач-анестезиолог, 1-3 медсестры.

М е д и ц и н с к и й о т р я д (МедО) считается основным мобильным формированием МСГО. В своем составе имеет 2-5 ВСБ и 3-5 БЭДП, включает 2-5 старших врачей, 10-25 медсестер, 4-10 санитаров, 4-10 водителей-санитаров, создается в мирное время на базе лечебно-профилактических учреждений здравоохранения (больниц, поликлиник, медико-санитарных частей предприятия). МедО предназначен для приема и медицинской сортировки пораженных и больных граждан, оказания им первой врачебной помощи, квалифицированной медицинской помощи по жизненным показаниям, временной изоляции инфекционных больных и больных с реактивными расстройствами, проведения частичной санитарной обработки, эвакуации пострадавших из очага в приемно-сортировочное отделение отряда и учреждения здравоохранения.

МедО может быть использован для работы в ядерном очаге, в химическом очаге или очаге бактериологического поражения.

МедО повышенной готовности обеспечиваются комплектом табельного имущества, хранящимся на складах базы спецмедснабжения.

МедО состоит из управления и восьми отделений:

- приемно-сортировочного;

- операционно-перевязочного;

- госпитального;

- эвакуационного;

- частичной санитарной обработки и дезактивации одежды и обуви;

- медицинского снабжения;

- лабораторного;

- хозяйственного.

П о д в и ж н ы е г о с п и т а л и предназначаются для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных и больных граждан.

С а н и т а р н о – э п и д е м и ч е с к и е о т р я д ы (СЭО) формируются на базе санитарно-эпидемиологических станций, а также институтов эпидемиологии, микробиологии и гигиены. СЭО предназначаются для организации и проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах массового поражения, а также мероприятий противобактериологической защиты населения.

В составе отряда имеются санитарно-эпидемиологическое, лабораторное, дезинфекционное отделения. Лабораторное отделение в своем составе имеет санитарно-химическую, бактериологическую и радиологическую лаборатории.

Табельное имущество, автолаборатории и дезинфекционно-душевые установки, дозиметрическая аппаратура, средства индивидуальной защиты хранятся на складах базы спецмедснабжения и выдаются по особому разрешению.

С п е ц и а л и з и р о в а н н ы е п р о т и в о э п и д е м и ч е с к и е б р и г а д ы (СПЭБ) предназначены для работы в очагах особо опасных инфекций. На них возлагается организация и проведение противоэпидемических мероприятий в очагах бактериологического поражения.

СПЭБ формируются на базе противочумных станций и специализированных противоэпидемических институтов. В их составе имеются противоэпидемическое и бактериологическое отделения, укомплектованные врачами-специалистами по особо опасным инфекциям (врачами-инфекционистами, врачами-вирусологами и лаборантами). Имущество, дезинфекционная техника, лабораторное оборудование выделяет учреждение-формирователь.

Вторая группа сил и средств МСГО представлена медицинскими учреждениями, объединенными в больничную базу.

Больничная база - это комплекс лечебных учреждений сельских районов и эвакуированных в загородную зону городских лечебных учреждений, развернутых по штатам военного времени.

На лечебные учреждения больничной базы, наряду с выполнением своих повседневных функций по приему и лечению больных, возложены следующие дополнительные задачи:

- организация медицинской эвакуации раненых и пораженных из отрядов первой медицинской помощи в лечебные учреждения больничной базы;

- проведение дозиметрического контроля, санитарной обработки пораженных, дезинфекции и дезактивации их одежды и обуви;

- организация массового приема пораженных и проведение медицинской сортировки;

- выявление и временная изоляция инфекционных больных и пораженных с выраженными нарушениями психики с последующей эвакуацией в лечебные учреждения соответствующего профиля;

- оказание раненым и пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также их лечение до окончательного исхода;

- защита персонала медицинских учреждений и пораженных.

В каждой больнице организационно-штатной структурой предусмотрены управление, медицинская часть, лечебно-диагностическое отделение, аптека, подразделение обслуживания.

В состав больничной базы входят головные, многопрофильные, травматологические, терапевтические, психоневрологические и инфекционные больницы.

Г о л о в н а я б о л ь н и ц а (ГБ) по своей организационно-штатной структуре является многопрофильной больницей. Функции головной больницы могут выполнять центральные районные и крупные больницы, расположенные на основных путях эвакуации раненых и пораженных.

На головную больницу возложены следующие задачи:

- проведение медицинской сортировки и распределение раненых по профильным больницам в зависимости от характера ранения и поражения;

- госпитализация и лечение нетранспортабельных больных;

- оказание помощи раненым и пораженным по жизненным показаниям;

- госпитализация пораженных с невыясненным диагнозом;

- оказание помощи роженицам;

- временная изоляция инфекционных и психоневрологических больных.

В работе больничной базы важное значение имеет медицинская сортировка пораженных и управление их эвакуацией. Для этого головная больница развертывает медицинский распределительный пункт (МРП). В состав МРП входят врач, медсестра, регистратор и 6 сандружинниц.

Основными задачами МРП являются:

- выделение транспорта для тяжелораненых, нуждающихся в неотложной медицинской помощи и направляемых в ближайшую ГБ;

- распределение пораженных по больницам для их равномерной загрузки;

- информация управления больничной базы о ходе загрузки больниц.

МРП развертывается на основном пути эвакуации из очага поражения в больничную базу. На МРП проводят беглый внешний осмотр состояния пораженных, ознакомление с медицинской документацией (эвакопаспортом, который заполняется в МедО). С МРП пораженных направляют в ГБ или профилированные больницы, при этом эвакопаспорт заменяется на маршрутный лист, в котором указывают адрес больницы. На МРП не производят перегрузку пораженных с одной машины на другую, поэтому транспорт, на котором имеются пораженные, нуждающиеся в неотложной помощи, вместе с другими пораженными, независимо от их состояния, направляется в сторону больницы.

М н о г о п р о ф и л ь н а я б о л ь н и ц а развертывается на базе больниц, имеющих в своей структуре не менее двух отделений хирургического профиля.

Многопрофильная больница предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным в голову, грудь, живот, таз, а также с комбинированными поражениями.

Т р а в м а т о л о г и ч е с к а я б о л ь н и ц а развертывается на базе больниц, которые в своей структуре имеют одно отделение хирургического профиля.

Травматологическая больница предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с механическими повреждениями опорно-двигательного аппарата, а также с ожогами и их комбинациями. В ней предусматривается два отделения: травматологическое (50% коек) и ожоговое (50% коек).

Т е р а п е в т и ч е с к а я б о л ь н и ц а развертывается на базе больниц, не имеющих в своей структуре хирургических отделений, а также на базе эвакуированных в загородную зону городских терапевтических больниц.

Терапевтическая больница предназначена для приема и лечения пораженных, подвергшихся воздействию ионизирующего излучения, отравляющих веществ, в том числе сильнодействующих ядовитых веществ и токсинов, а также больных, нуждающихся в неотложной терапевтической помощи.

Для лечения больных лучевой болезнью очень важно иметь следующие хорошо оборудованные медицинские подразделения:

- клинико-диагностическая лаборатория, которая должна обеспечивать большое количество гематологических исследований, радиометрическое определение РВ в биосредах, а также исследование костного мозга;

- кабинет заготовки и переливания крови, так как в лечении облученных важны гемотрансфузии, переливания отдельных фракций крови и кровезаменителей;

- процедурный кабинет, перевязочная для больных, у которых имеются ушибы, раны;

- зубоврачебный кабинет для проведения санации полости рта для профилактики осложнений.

Терапевтическая больница усиливается токсико-терапевтической, радиологической и другими специализированными бригадами.

П с и х о н е в р о л о г и ч е с к а я б о л ь н и ц а развертывается на базе существующих психиатрических и наркологических больниц и диспансеров со стационарами.

В своей структуре данная больница имеет отделение для пораженных с травмой головного мозга, которым не требуется оперативное вмешательство, неврологическое отделение и психиатрическое отделение для приема и лечения пораженных с различными формами неврологических расстройств и нарушениями психики.

И н ф е к ц и о н н а я б о л ь н и ц а развертывается на базе инфекционных больниц и отделений и предназначается для лечения пораженных с контагиозными инфекциями, а также других инфекционных больных, нуждающихся в стационарном лечении.

В лечебных учреждениях больничной базы 20-25% коек предусматривается для лечения больных детей.

Все формирования МСГО обеспечиваются медико-санитарным имуществом и техникой, которые хранятся в комплектах на складах спецбазы медицинского снабжения и выдаются по особому распоряжению.

Для оперативного руководства лечебными учреждениями больничной базы, развертываемыми в загородной зоне, руководителем здравоохранения создается управление больничной базы, которое является организационно-методическим органом.

У п р а в л е н и е б о л ь н и ч н о й б а з ы (УББ) укомплектовывается городскими и областными специалистами как органов управления здравоохранения, так и областных медицинских учреждений. Основным подразделением УББ является лечебно-эвакуационный отдел, в состав которого входят старшие специалисты: хирург, терапевт, акушер-гинеколог, педиатр, токсиколог, радиолог, эпидемиолог и др. На них возлагается организация лечебно-профилактических мероприятий, осуществление методического руководства по оказанию квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также качественное лечение в больницах раненых и пораженных соответствующего профиля.

В составе УББ имеются отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического обеспечения и отдел медицинской статистики.

Работу УББ организуют начальник управления и его заместитель.

На УББ возлагается решение следующих основных задач:

- контроль за своевременным развертыванием лечебных учреждений для приема и своевременной медицинской сортировки пораженных и больных для оказания им эффективной медицинской помощи;

- организация управления медицинскими учреждениями больничной базы в период их развертывания и работы;

- организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

- руководство лечебно-эвакуационными мероприятиями по равномерному и целесообразному заполнению пораженными и больными лечебных учреждений больничной базы;

- осуществление маневра силами и средствами МСГО для наиболее успешного выполнения задач по оказанию медицинской помощи раненым и пострадавшим;

- оценка медицинской обстановки, складывающейся на лечебно-эвакуационных направлениях.

Медицинское обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является одной из важнейших задач здравоохранения. Все это делает весьма актуальной проблему подготовки руководящего состава и медицинского персонала формирований и учреждений здравоохранения к работе в экстремальных ситуациях по медицинскому обеспечению населения.

 

Глава 4

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.