Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ



 

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ. ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" понятие чрезвычайная ситуация (ЧС) определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - это внезапно возникшая обстановка, при которой возможности органов и учреждений здравоохранения в зоне бедствия по оказанию медицинской помощи пострадавшим не соответствуют потребностям, недостаточны и требуют привлечения дополнительных сил и средств.

Основными видами медицинских последствий чрезвычайных ситуаций являются:

— появление раненых, пораженных и погибших среди жителей;

— осложнение санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки;

— потери сил и средств здравоохранения.

Таким образом, для ЧС характерно возникновение массовых одномоментных санитарных потерь разнообразного характера, часто комбинированных, рассредоточенных по территории, а также выход из строя медицинского персонала и медицинских учреждений.

Критерием чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, согласно "Инструкции о порядке обмена информацией о чрезвычайных ситуациях", утвержденной государственной комиссией по ЧС от 23.03.1992 г., является число пострадавших от 5 - 10 человек и более, погибших - 2 - 4 человека и более. ЧС объявляются при выявлении групповых инфекционных заболеваний установленной этиологии у 50 человек, не выявленной этиологии - у 20 человек и лихорадочных заболеваний не установленного характера - у 15 человек, а также если смертность или заболеваемость превышает среднестатистические показатели в три раза и более.

Для ЧС характерно наличие одного или нескольких очагов поражения. Под этим термином понимается территория, на которой в результате того или другого вида ЧС возникают массовые поражения людей, животных, растений и разрушение систем их жизнеобеспечения.

В районе ЧС возникает определенная оперативная обстановка. Последняя является важной характеристикой зоны ЧС, полученной на определенный момент времени и содержащей сведения о ее состоянии, в том числе о различных внешних факторах, а также о требуемых ресурсах и проведенных работах.

ЧС всегда имеют определенные медицинские последствия. Под ними понимаются санитарные потери среди населения, психические нарушения у пострадавших, осложненная санитарно-гигиеническая и эпидемическая обстановка в очаге поражения, а также дезорганизация системы управления территориального здравоохранения и потери медицинских сил и средств.

Классификация чрезвычайных ситуаций:

1) техногенные (производственные), связанные с деятельностью людей: автодорожные, железнодорожные, авиационные, космические, на речном и морском флоте, пожары и взрывы, аварии с выбросом АХОВ (химических), с выбросом РВ (радиационных), с распространением бактериологических (биологических) отравляющих веществ (БОВ), аварии энергосистем, систем городского хозяйства, отравляющих очистных сооружений, гидродинамические аварии, в том числе прорывы плотин;

2) природные (стихийные бедствия): землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, штормы, бури, тайфуны, смерчи, морозы, засухи, необычная жара, пожары, извержения вулканов, сели, оползни, снежные лавины;

3) экологические - резкое изменение климата, наличие в почве вредных веществ сверх предельно допустимых концентраций (ПДК), интенсивная деградация почв (эрозия, засоление, заболачивание), превышение ПДК вредных примесей в атмосфере, острый "кислородный голод" в городах, превышение предельно допустимого уровня городского шума, разрушение озонового слоя атмосферы, резкая нехватка питьевой воды, "исчезновение" видов и популяций животных и растений;

4) социальные: эпидемии, голод, войны, терроризм, общественные беспорядки.

Согласно классификации, разработанной в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и утвержденной постановлением Правительства РФ №1094 от 13.09.1996 г., ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.

К локальной относится ЧС, в результате которой пострадали не более 10 человек либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения ЧС. Зона локальной ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения (квартира, рабочий участок, отрезок дороги и др.).

К местной (объектовой) относится ЧС, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ на день возникновения ЧС. Зона местной ЧС не выходит за пределы производственного или иного объекта населенного пункта.

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ на день возникновения ЧС. Зона территориальной ЧС не выходит за пределы субъекта РФ (населенного пункта, города, района, области, края, республики).

К региональной относится ЧС, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн МРОТ на день возникновения ЧС. Зона ЧС охватывает территорию двух или нескольких субъектов РФ (областей, краев, республик) или экономический район.

К федеральной (национальной) относится ЧС, в результате которой пострадали свыше 500 человек либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет 5 млн. МРОТ на день возникновения ЧС. Зона национальной ЧС охватывает обширные территории страны, но не выходит за ее пределы.

К трансграничной (глобальной) относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Последствия таких ЧС устраняются силами и средствами как пострадавшего государства, так и международного сообщества.

При этом число и тяжесть ЧС как конфликтных, так и бесконфликтных (природных и особенно техногенных) в различных странах в силу их бурного индустриального развития имеют явную тенденцию к росту, особенно в последнее время. По данным ООН, ежегодно в мире происходят тысячи наводнений, землетрясений, оползней, ураганов, крупных пожаров и десятки извержений вулканов, тропических циклонов, схода снежных лавин и обильных снежных заносов.

Только на территории России за последние годы возникло огромное число различных видов ЧС (табл. 1).

 

ТАБЛИЦА 1. Динамика основных видов ЧС на территории России за период 1992-1997 гг.

Год Число ЧС
Техногенных Природных Биолого-социальных Всего

 

Ежегодно в России из-за ЧС погибают свыше 1000 человек, а более 10000 человек страдают телесно, психически, морально и материально.

В результате урагана в г. Дальнегорск на о. Сахалин, а также в центре России (г. Иваново) были разрушены линии электропередач, производственные и жилые дома, погибли и пострадали огромное число людей. В Иркутске в результате катастрофы военно-транспортного самолета АН-124 разрушен жилой дом и при этом погибли много людей.

Только за 9 мес 1999 г. в РФ произошли 1015 ЧС, из которых 680 были техногенного, 246 - природного и 89 - биолого-социального происхождения. В результате различных катастроф и аварий пострадали 13 447 человек, из которых 925 погибли. Только в результате взрывов в жилых домах городов Буйнакска, Москвы и Волгодонска пострадали 1241 и погибли 290 человек. За пожароопасный период 1999 г. в России зарегистрированы свыше 30 тыс. пожаров (в том числе 80 крупных) на площади 700 тыс. гектаров, что было в 2,5 раза меньше, чем в 1998 г. За 3 квартала 1999 г. усилиями МЧС спасены 12778 россиян.

На ликвидацию последствий ЧС техногенного и природного происхождения субъектам РФ выделено около 2 млрд рублей.

Величина потерь людей в мире прямо зависит от вида и интенсивности ЧС. Вследствие химической катастрофы в 1994 г. в г. Бхопале (Индия) погибли от отравления около 3350 человек.

В 1995 г. землетрясение в Нефтегорске унесло около 2000 жизней. В результате столкновения в 1997 г. двух крупных самолетов "Боинг-747" погибли свыше 580 человек и т. д.

На самом деле фактов ЧС, сопровождающихся десятками, сотнями и тысячами погибших и пострадавших людей, значительно больше.

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЧС И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Различают следующие основные виды ЧС: катастрофа, авария, стихийное бедствие, экологическое бедствие, эпидемия, эпизоотия, использование средств массового поражения.

В народном хозяйстве все больше используется атомная энергия, применяются сильнодействующие ядовитые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, развиваются различные виды транспорта.

Интенсивная и бесконтрольная эксплуатация современных технических систем создает реальную угрозу для возрастания вероятности производственных аварий и катастроф и, следовательно, для здоровья и жизни людей.

Наличие на вооружении армий ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия (оружия массового поражения) и его применение может привести в короткие сроки к уничтожению, разрушению или повреждению материальных ценностей, возникновению массовых потерь среди населения, сельскохозяйственных животных и растений.

Катастрофа - внезапно возникшее бедствие, вызванное силами природы или деятельностью человека, сопровождающееся гибелью и массовым поражением людей со своими особенностями патологии, разрушением зданий, различных сооружений, уничтожением материальных ценностей.

Для ликвидации последствий катастроф всегда требуется привлечение больших сил и средств района бедствия и использование особых форм и методов деятельности людей, в том числе медицинского персонала.

Любая катастрофа включает в себя следующие элементы:

1) внезапность возникновения и быстрота развития;

2) наличие разнообразных факторов, приводящих к гибели и вызывающих угрозу жизни и здоровью значительного числа людей;

3) наличие погибших и потерявших здоровье людей;

4) необходимость одномоментного оказания медицинской помощи и(или) защиты большому числу людей;

5) значительная диспропорция между силами и средствами местного здравоохранения и возникшей потребностью в оказании большому числу пострадавших экстренной медицинской помощи;

6) выход из деятельного состояния части медицинских учреждений и медицинского персонала.

К л а с с и ф и к а ц и я к а т а с т р о ф. В зависимости от того или иного принципа выделяют различные классификации катастроф. На схеме 1 приведена классификация катастроф в соответствии с единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС в РФ [Мешков В.В., 1992] и данными ВОЗ.

Стихийные бедствия - это природные явления географического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения, которые характеризуются внезапным поражением и гибелью большого числа людей и животных, причиняют значительный материальный ущерб и влекут за собой другие тяжелые последствия.

К стихийным бедствиям относятся землетрясения, наводнения, ураганы, оползни, лесные и торфяные пожары, бури и др.

 


Схема 1. Современная классификация катастроф.

 

Стихийные бедствия, кроме непосредственного опасного воздействия на людей, оставляют серьезные последствия. Лишенные пищи, жилья, одежды люди подвергаются воздействию голода, холода, ветра и других неблагоприятных метеорологических и психогенных факторов.

Каждое стихийное бедствие имеет свою физическую сущность, свои только ему присущие причины возникновения, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на окружающую среду и человека.

Несмотря на резкие отличия различных чрезвычайных ситуаций друг от друга, им присущи общие черты:

— большой пространственный размах с большими разрушениями;

— значительное влияние на окружающую среду;

— сильное психологическое воздействие на людей;

— большое число пострадавших и погибших.

При этом с каждым десятилетием как в развивающихся, так и экономически развитых странах увеличивается число природных катастроф и жертв от них.

В сравнении с 60-ми годами XX в. среднегодовое число катастроф (землетрясений, наводнений, засух) в 90-е годы возросло в 2 раза и более, а число погибших с 22 700 человек увеличилось в 5 раз и более.

Авария - внезапно возникающая по конструкторским, технологическим, производственным, эксплуатационным причинам или случайным внешним воздействиям остановка работы или нарушение процесса производства на транспорте и различных промышленных объектах, обусловленные повреждениями машин, станков, оборудования, зданий, сооружений.

Аварии могут как сопровождаться, так и не сопровождаться значительными санитарными и безвозвратными потерями.

Экологическая катастрофа - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное воздействием антропогенных факторов, изменениями состояния суши, атмосферы, гидросферы и отрицательно повлиявшее на физическое, психическое, духовное здоровье людей и их генофонд. Экологическая катастрофа серьезно нарушает экономику государства и часто сопровождается необратимыми изменениями природной среды.

Для предупреждения населения о надвигающемся стихийном бедствии, об аварии или катастрофе (в соответствии с постановлением Правительства РФ № 43 от 16.01.1995 г.) принято решение использовать сирены, звук которых, а также прерывистые гудки предприятий, означают сигнал "Внимание всем!". Услышав такой сигнал, необходимо немедленно включить телевизор, радиоприемник, радиорепродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти и штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий эти средства должны быть постоянно включенными. Через них информация должна передаваться в течение 5 мин и повторяться несколько раз.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ОМОНЧС)

КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (ОМОНЧС), как важная учебная дисциплина фармацевтических и медицинских вузов, позволяет поставить конкретные задачи, выявить предмет изучения, определить методы и критерии эффективности, позволяющие успешно решать важные для населения и государств земного шара научно-практические проблемы, возникающие при различных ЧС.

Задачи ОМОНЧС как учебной дисциплины:

1) вскрытие закономерностей, определяющих организацию медицинского обеспечения населения в различных ЧС;

2) исследование условий деятельности и способов использования сил и средств службы медицины катастроф;

3) разработка наиболее эффективных форм и методов организации медицинского обеспечения населения в различных условиях катастроф и стихийных бедствий.

Предметом изучения этой дисциплины являются:

1) условия деятельности и способы использования сил и средств службы медицины катастроф при ликвидации ЧС;

2) разработка наиболее эффективных форм и методов организации медицинского обеспечения населения в различных ЧС.

Критериями эффективности ОМОНЧС являются:

1) своевременное оказание всех видов медицинской помощи;

2) своевременность и эффективность санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

3) экономия сил и средств, затраченных для решения задач.

Методы исследования. ОМОНЧС использует следующие основные методы исследования:

1) сравнительно-исторический;

2) статистический;

3) экспериментальный;

4) метод организации.

С р а в н и т е л ь н о – и с т о р и ч е с к и й м е т о д основан на обобщении опыта организации медицинского обеспечения населения при ликвидации различных катастроф, возникавших ранее.

С т а т и с т и ч е с к и й м е т о д позволяет сравнивать результаты медицинского обеспечения населения в различных ЧС, анализируя цифровые показатели, характеризующие различные стороны деятельности службы медицины катастроф, главным образом количественную и качественную. Например, количество пораженных, прошедших через лечебное учреждение за сутки, время их поступления на различные этапы, объем медицинской помощи и т. д.

Э к с п е р и м е н т а л ь н ы й м е т о д - это изучение организационно-штатной структуры и способов применения сил и средств службы медицины катастроф в условиях, приближенных к реальности (использование медицинских учреждений в ходе учений с оказанием медицинской помощи и лечением условнораненых).

М е т о д о р г а н и з а ц и и заключается в определении частных и общих задач по медицинскому обеспечению населения в ЧС, в обеспечении деятельности всех звеньев медицинской службы в реальных условиях обстановки, в определении количественного и качественного состава сил и средств службы медицины катастроф для решения конкретных задач по медицинскому обеспечению населения в конкретных ЧС.

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОМОНЧС И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

Проблема оказания медицинской помощи возникающему за короткий промежуток времени большому числу раненых и больных существовала еще в древние времена и была связана с войнами.

В период мелких межплеменных столкновений медицинская помощь раненым сводилась к само- и взаимопомощи.

С появлением централизованных государств с постоянными армиями возникла военная медицина.

Военная медицина - это система научных знаний (комплекс военно-медицинских дисциплин) и практической деятельности, опирающиеся на специальную организацию (военно-медицинскую службу) и направленная на всестороннее эффективное медицинское обеспечение войск и флотов в мирное и военное время.

На развитие военной медицины оказали влияние следующие факторы: уровень развития экономики, организация Вооруженных Сил, состояние военного искусства и технических средств ведения войны, уровень развития медицинской науки и здравоохранения. Развитие военной медицины по пути дифференциации и интеграции привело к выделению частных военно-медицинских дисциплин (военная гигиена, военно-полевая хирургия и др.). В самостоятельную область военной медицины выделилась новая научная дисциплина - организация и тактика медицинской службы (ОТМС), в прошлом "санитарная служба", "военно-санитарная тактика".

ОТМС - научная дисциплина об организации медицинского обеспечения войск и флотов в военное время. ОТСМ изучает условия деятельности медицинской службы Вооруженных Сил, выявляет закономерности, определяющие структуру медицинской службы, организацию медицинского обеспечения боевой деятельности войск и флотов, разработку его наиболее рациональных форм, соответствующих уровню развития экономики, военного дела, здравоохранения страны, а также конкретным условиям боевых действий.

Медицинскую помощь пораженному населению в ходе различных военных действий оказывают как военные, так и гражданские медицинские работники.

Приобретение войнами маневренного характера с использованием большого количества техники, авиации, оружия большой разрушительной силы привело к возникновению проблемы защиты населения и народного хозяйства от воздействия нападения противника.

Защита населения и народного хозяйства от ударов с воздуха стала осуществляться в первую мировую войну 1914-1918 гг. В 20-30-х годах во многих европейских государствах возникла местная противовоздушная оборона (МПВО) - система оборонных мероприятий, осуществляемых местными органами власти, направленных на защиту населения и народного хозяйства от воздействия средств нападения противника. В СССР по решению Совета Народных Комиссаров от 04.10.1932 г. было утверждено "Положение о противовоздушной обороне СССР" и организована МПВО как централизованная общесоюзная организация. МПВО создавалась в крупных городах, на военных объектах, сооружениях промышленности, транспорта, связи, в учреждениях, учебных заведениях, в жилом секторе. Силами личного состава МПВО была проделана большая работа по строительству убежищ, обучению населения способам защиты от воздушного и химического нападения, по подготовке формирований для спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Одновременно была создана медицинско-санитарная служба МПВО, которая по своей организационной структуре была рассчитана на ликвидацию главным образом небольших очагов поражения. Например, отряд первой медицинской помощи (ОПМ) имел в своем составе 1 врача, 2 медсестер и 1-2 санитаров. Пораженных госпитализировали в действующие больницы. Лишь в отдельных случаях в помощь больницам выделялись так называемые бригады усиления в составе 1-2 врачей-специалистов (стоматологов, хирургов), 2 медсестер и 2 санитаров.

В связи с появлением и развитием ракетно-ядерного оружия и значительным увеличением поражающих возможностей авиации и других средств борьбы МПВО в 1961 г. была преобразована в гражданскую оборону (ГО), основными задачами которой являлись:

1) защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника;

2) повышение устойчивости работы народного хозяйства в условиях военного времени;

3) ликвидация последствий применения противником оружия массового поражения (ОМП).

В 1962 г. в составе ГО создается медицинская служба (МСГО) - специальная организация в системе здравоохранения страны, предназначенная для медицинского обеспечения населения при применении противником оружия массового поражения и других средств нападения, а также в зонах катастроф и в районах стихийных бедствий.

Аварии, катастрофы и стихийные бедствия, происшедшие в последние десятилетия в России, странах СНГ и за рубежом, сопровождавшиеся значительными человеческими жертвами, заставили пересмотреть многие, ставшие традиционными, подходы к организации и оказанию экстренной медицинской помощи населению при ликвидации катастроф.

Опыт ликвидации последствий крупных аварий и природных катастроф выявил ряд недостатков действующей системы ГО.

Для эффективного решения проблемы оказания медицинской помощи одновременно большому числу раненых и больных среди населения, возникающих за короткий промежуток времени при различных ЧС, в нашей стране сначала (в 1990 г.) создана служба экстренной медицинской помощи в ЧС (ЭМП), а затем (в 1994 г.) - Всероссийская служба медицины катастроф, являющаяся важной составной частью вновь организованной Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В связи с этим в начале 90-х годов 20-го столетия возникла новая учебная и научная дисциплина - "Медицина катастроф", важной составной частью которой является один из ее разделов - "Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях" - ОМОНЧС.

Медицина катастроф - комплекс медицинских дисциплин и практической деятельности здравоохранения, опирающихся на специальную организацию (службу медицины катастроф) и направленных на всестороннее эффективное медицинское обеспечение населения при различных катастрофах и стихийных бедствиях в мирное и военное время. Медицина катастроф тесно связана с военной медициной, но не тождественна ей. На современном этапе развития медицина катастроф представляет собой весьма сложный комплекс медицинских наук и учебных дисциплин, к числу которых относятся первая доврачебная помощь, патология, организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, хирургия, терапия, гигиена, эпидемиология, психиатрия, нервные болезни, педиатрия, офтальмология и др.

 

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

 

Для кардинального решения проблемы защиты населения и территории РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также уменьшения их социально-экономических и экологических последствий в 90-е годы XX в. были подготовлены и реализованы следующие важнейшие государственные документы.

Так, 27.12.1990 г. было принято постановление СМ РСФСР "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формировании единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций". Данный корпус постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.1991 г. был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого назначен С.К.Шойгу. Указом Президента РСФСР № 221 от 19.11.1991 г. был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). 18.04.1992 г. было принято постановление Правительства РФ № 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)". 10.01.1994 г. Указом Президента РФ № 66 ГКЧС России был преобразован в Министерство РФ по делам гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которым до настоящего времени руководит С.К.Шойгу. В декабре 1994 г. был создан центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) с обеспечивающими подразделениями и комплексом технических средств автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС. В том же 1994 г. в соответствии с решением Правительства РФ служба ЭМП реорганизована во Всероссийскую службу медицины катастроф, являющуюся одним из важных звеньев РСЧС и необходимой частью вновь организованной Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 21.12.1994 г. был принят Федеральный закон № 35, ст. 3648 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". 16.01.1995 г. принято постановление Правительства РФ № 43 "О федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях". 14.07.1995 г. принят закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". 05.11.1995 г. принято постановление Правительства РФ № 1113 "О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГСП и ЛЧС)".

Основные задачи РСЧС:

1) разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

5) подготовка населения к действиям при ЧС;

6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

9) ликвидация ЧС;

10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций;

11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Организационная структура РСЧС. РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС созданы федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по соглашению с МЧС.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующие органы РСЧС:

1) на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

2) на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации стихийных бедствий;

3) на территориальном уровне - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) на местном уровне (район, город, район в городе)- комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

5) на объектовом уровне - объектовые комиссии по ЧС.

Основные задачи комиссий по ЧС федеральных органов исполнительной власти:

1) руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики при ЧС;

2) участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты населения и территорий от ЧС;

3) организация работ по созданию локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах;

4) организация работ по созданию страхового фонда технической документации для потенциально опасных объектов;

5) обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, координация и руководство работами по ликвидации ЧС на объектах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, включая эвакуацию персонала объектов;

6) обеспечение выполнения мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;

7) руководство созданием и использованием ведомственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

8) участие в осуществлении мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, а также по реализации прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации ЧС;

9) участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правил защиты персонала организаций и объектов от ЧС;

10) координация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала подведомственных организаций и объектов к действиям в ЧС;

11) организация работы по аттестации аварийно-спасательных формирований спасателей.

Основные задачи комиссий по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:

1) организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС;

2) организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;

3) обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;

4) организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;

5) участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;

6) создание резервов финансовых и материальных ресурсов;

7) взаимодействие с другими комиссиями по ЧС, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации ЧС;

8) руководство работами по ликвидации ЧС, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;

9) планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации ЧС в места постоянного проживания;

10) организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;

11) руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в ЧС.

Основные задачи объектовых комиссий по ЧС:

1) руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;

2) организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

3) обеспечение готовности органов управления, сил и средств к деятельности при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;

4) руководство созданием и использованием резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;

5) организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.

Органы управления по делам ГО и ЧС:

1) на федеральном уровне - Министерство РФ по делам, гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

2) на региональном уровне - региональные центры по делам ГО и ЧС;

3) на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;

4) на объектовом уровне - отделы (секторы) или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

1) пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

2) дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций;

3) размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Силы и средства РСЧС:

1) федеральные органы исполнительной власти;

2) органы исполнительной власти субъектов РФ;

3) органы местного самоуправления и организации, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС;

4) Всероссийский центр медицины катастроф "Защита";

5) Вооруженные Силы РФ, другие войска ГО, военизированные и невоенизированные формирования; в состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее 3 сут и находящиеся в состоянии постоянной готовности;

6) органы внутренних дел (включающиеся в ликвидацию ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми документами РФ и субъектов РФ);

7) поисково-спасательные службы МЧС, гражданской авиации;

8) аварийно-спасательные формирования морских и речных ведомств;

9) нештатные аварийно-спасательные формирования, создаваемые на базе существующих специальных и специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других).

Информационное обеспечение функционирования РСЧС. Оно осуществляется информационно-управляющей службой, в состав которой входят:

1) центр управления в кризисных ситуациях МЧС;

2) информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

3) региональные информационно-управляющие центры;

4) информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;

5) абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС;

6) информационные центры организаций;

7) средства связи и передачи информации.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается соответствующий режим функционирования РСЧС.

Среди них выделяют:

1) режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;

2) режим повышенной готовности -- при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

3) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основные мероприятия, выполняемые при функционировании РСЧС. В режиме повседневной деятельности осуществляются:

1) наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

2) планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и методов по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

3) совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

4) создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

5) целевые виды страхования.

В режиме повышенной готовности осуществляются:

1) принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

2) усиление дежурно-диспетчерской службы;

3) усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

4) принятие мер по защите населения и окружающей природной среды по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

5) приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются:

1) организация защиты населения;

2) выдвижение оперативных групп в район ЧС;

3) организация ликвидации ЧС;

4) определение границы очага ЧС;

5) организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

6) непосредственный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

1) резервный фонд Правительства РФ на ликвидацию ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного материального резерва,- за счет средств федерального бюджета;

2) ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет средств федерального органа исполнительной власти;

3) резерв финансовых и материальных ресурсов субъекта РФ - за счет средств субъекта РФ;

4) местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;

5) объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС. Если масштабы таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС. Вышестоящая комиссия по ЧС может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь. При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия. При недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей ЧС они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления, администрации субъекта РФ, руководства федерального органа исполнительной власти.

Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств последние выделяются в установленном порядке из резервного фонда Правительства РФ.

Ликвидация медицинских последствий ЧС (катастроф, стихийных и других бедствий) представляет собой комплекс проводимых в очаге ЧС мероприятий (составляющих понятие "медицинское обеспечение населения в ЧС"), а именно:

1) лечебно-эвакуационных;

2) лечебно-профилактических;

3) санитарно-гигиенических и противоэпидемических;

4) по защите от поражающих факторов очага ЧС контингента, привлекаемого к аварийно-спасательным работам;

5) по обеспечению функциональных подразделений медицинским имуществом;

6) по медицинской экспертизе погибших в очаге ЧС.

Для заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках РСЧС на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС осуществляет Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий ЧС, в регионах - соответствующие региональные центры (табл. 2).

 

ТАБЛИЦА 2. Перечень региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий ЧС

Наименование регионального центра Место дислокации
Центральный г. Москва
Северо-Западный г. Санкт-Петербург
Северо-Кавказский г. Ростов-на-Дону
Приволжский г. Самара
Уральский г. Екатеринбург
Западно-Сибирский г. Новосибирск
Восточно-Сибирский г. Красноярск
Забайкальский г. Чита
Дальневосточный г. Хабаровск

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПОМОЩЬ

ПРИ КАТАСТРОФАХ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ

 

Среди организаций, оказывающих помощь при катастрофах и стихийных бедствиях, выделяют следующие: 1) Международный Красный Крест и Красный Полумесяц; 2) Международный комитет Красного Креста; 3) Организация Объединенных Наций; 4) Всемирный Совет Церквей; 5) Международное милосердие; 6) Международный Совет добровольных организаций помощи; 7) Оксфордский комитет помощи голодающим.

Международный Красный Крест и Красный Полумесяц является неправительственной организацией, имеет официальный статус и состоит из специальных организаций. В его состав входят:

1) Национальные общества Красного Креста,

2) Лига обществ Красного Креста, образована во время первой мировой войны, объединяет и координирует деятельность обществ Красного Креста во время стихийных бедствий.

Международный комитет Красного Креста создан более 100 лет назад, после битвы при Сельферино. Деятельность этой организации охватывает сферы прав человека и конфликтных ситуаций во время военных столкновений и стихийных бедствий.

Организация Объединенных Наций (ООН)осуществляет общую координацию и выполняет специфические задачи, реализуемые через следующие входящие в ее состав организации:

1) Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН- занимается чрезвычайными ситуациями в сельском хозяйстве и решает проблемы питания беженцев;

2) Всемирная продовольственная программа - решает вопросы продовольственного снабжения при ЧС;

3) Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - создает временные лагеря для беженцев, курирует мероприятия массовой миграции населения;

4) Программа ООН по окружающей среде - решает проблемы стихийных бедствий и катастроф, отрицательно влияющих на экономическую ситуацию региона;

5) Детский фонд ООН-занимается оказанием помощи детям, пострадавшим в результате стихийных бедствий и катастроф;

6) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - решает общие проблемы здоровья населения, другие проблемы здравоохранения и оказания медицинской помощи беженцам;

7) Бюро Координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий осуществляет координацию действий организаций ООН, а также международных организаций, участвующих в оказании помощи при катастрофах.

 

Глава 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.