Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ системы периодических изданий 1 страница



А.И. Акопов

П Е Р И О Д И Ч Е С К И Е И З Д А Н И Я

Учебно-методическое пособие

для студентов-журналистов

Е издание, доп.

Г.Ростов - на - Дону

Г.

А 48

ББК 76.1

 

 

А.И.Акопов. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. 2-е изд., доп. - Издательство ООО МП «Книга» - Ростов-на-Дону, 1999.

 

Книга содержит основные сведения о периодических изданиях - газетах и журналах, в том числе электронных. Приводятся термины и определения, этапы социотипологического формирования, принципы функционирования, методика изучения. Особое внимание уделено классификации, способам и технологии исследования.

Пособие предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики университетов, сотрудников научно-исследовательских учреждений и редакций.

 

ISBN

 

С Акопов Александр Иванович

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие ........................................................................................................... 4

 

Периодические издания. Общие понятия, термины, определения ....... 6

 

Основные принципы организации и управления

печатью ................................................................................................................... 11

 

Газеты ...................................................................................................................... 18

 

Журналы ................................................................................................................. 25

 

Периодические издания электронных сетей................... 33

 

Изучение периодических изданий ................................................................... 43

 

Заключение ............................................................................................................ 87

 

Использованная литература и примечания .................................................. 89

 

Перечень основных справочно-нормативных

материалов ............................................................................................................. 91

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди многих примет нашего времени одной из самых значительных является все возрастающий поток информации,безжалостно обрушивающийся, по выражению Владимира Высоцкого, “в глаза и уши” бедного “Ноmо sарiеns”. При этом потребность цивилизованного общества в информации также постоянно растет. Эта потребность удовлетворяется более совершенными методами получения и передачи информации, а также мобильными, динамичными, технически более совершенными способами ее размножения, распространения и доставки потребителю. Организации, осуществляющие сбор и распространение социально значимой информации, в нашей стране получили название “средства массовой информации”, известные в большинстве стран мира как “mass media”. Они создавались как источник информации об окружающем мире с различными целями: доставки населению общественно-политической, экономической, профессиональной, деловой информации (в том числе с коммерческой целью - как вид предпринимательской деятельности); пропаганды различных общественных организаций - партий, обществ, объединений и групп; воздействия на общественное сознание, формирования общественного мнения.

Основными средствами массовой информации являются печатные периодические издания - газеты и журналы и аудиовизуальные средства - радио и телевидение. В 90-е годы уходящего 20 века окончательно утвердился еще один вид СМИ - электронные компьютерные сети (в первую очередь и главным образом - Интернет) - новостные серверы, электронные версии и электронные периодические издания. В процессе исторического развития средства массовой информации совершенствовались, развивались, приобретали различные формы. Этот процесс - постоянный, ход его развития зависит от многих социально-исторических и технологических факторов.

Данная книга посвящена одной, не только древнейшей, но и, на наш взгляд, важнейшей ветви средств массовой информации - периодическим изданиям (синонимы термина - периодическая печать, пресса). Естественно, изучать периодические издания можно с самых различных сторон. Мы рассматриваем данный предмет как систему, функционирующую в составе современных средств массовой информации.

Пособие состоит из двух частей. Первая содержит основные сведения о периодических изданиях, их месте в СМИ, элементах историко-типологического формирования, принципах организации и функционирования. Во второй приводится методика изучения периодических изданий для различных уровней и масштабов исследования. В книге рассмотрены только главные виды периодических изданий - газеты и журналы. При этом многие вопросы относительно различных сторон объекта изучения, в книгу не вошли (это касается, например, нормативно-правовых документов, аналитических, методических и других материалов, находящихся в распоряжении автора). Работа по совершенствованию и расширению публикуемого материала с целью создания впоследствии фундаментального учебника для журналистов будет продолжена, в связи с чем автор с благодарностью примет любые замечания и предложения.

Данное учебное пособие предназначено в качестве дополнения к разделу курса теории печати “Средства массовой информации” и ко всем спецкурсам, связанным с изучением периодических изданий, а также может быть использовано при выполнении курсовых и дипломных работ по данной проблематике. Пособие адресовано студентам факультетов и отделений журналистики университетов, слушателям курсов повышения квалификации работников печати, сотрудникам редакций газет и журналов, научным работникам, занимающимся изучением газетных и журнальных изданий.

 

 

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ.

Общие понятия, термины, определения.

 

Социальный, экономический и научно-технический прогресс общества во все времена определялись не только уровнем производительных сил, но и уровнем информации во всех сферах жизни. Можно поэтому утверждать, что развитие цивилизации способствовало рождению технических средств, обеспечивших эффективную передачу и распространение информации - почтовой связи, бумаги, печатного станка. В дальнейшем, уже в течение нескольких веков происходит постоянное совершенствование трех промежуточных звеньев - передатчика, канала передачи, приемника, располагающихся между источником информации и ее потребителем. Однако, несмотря на массовое распространение в последние десятилетия самых эффективных средств информации - радио и телевидения, несмотря на использование самых высших достижений человеческого разума - космических спутников, кибернетики и электроники, компьютерной и лазерной техники, - печать все же остается важнейшим элементом духовной культуры, получившим воплощение как в книге, так и в периодических изданиях, прежде всего, в газетах и журналах.

Однако вернемся к предмету нашего разговора и попробуем определить, какие признаки характеризуют периодическое издание. Влияние социально-экономических процессов, протекающих в обществе, на тип периодических изданий очевидно. Ведь журналистика отражает общественную жизнь во всех ее проявлениях, а тип, вид издания (равно как и телевизионной или радиопередачи) есть форма такого отражения. Поэтому в истории общества всегда можно проследить и обосновать моменты рождения и смерти каждого вида и типа СМИ. Разумеется, чем выше класс изучаемых объектов по иерархической лестнице, тем реже там происходят изменения: слишком значительные, фундаментальные социальные явления способны повлиять на видовые новации.

В 60-е годы XV века, вскоре после того, как заработал печатный станок, появилась книга, как вид печатного издания. Затем, через 100 лет, в 60-е годы XVI века - газета, еще через 100 лет - журнал. Последний появился через два века существования книги и через век жизни газеты (если брать от самых первых печатных листков) как результат рождения новой формы, воплотившей фундаментальность книги и оперативность газеты в единое среднее (по объему,масштабу распространения и др.) образование. В 90-е годы ХХ века появились периодические издания электронных компьютерных сетей. На этом, видовом уровне мы наблюдаем эволюцию, неторопливое движение к многообразию жизни, обусловленное многими социально-историческими и экономическими процессами.

Периодическое издание (раньше употреблялся еще термин “повременное”) - это печатное или электронное издание, имеющее определенное проблемно-тематическое и функциональное направление, выходящее через определенные (равные) промежутки времени отдельными выпусками, имеющими один и тот же заголовок и однотипно оформленными.

Выпуски периодического издания имеют продолжающуюся в течение года сквозную нумерацию (в дополнение к этому ведется также нумерация с момента основания издания). Выпуски периодического издания называют также номерами (“номер газеты”, “номер журнала”, чаще конкретно:”4-й номер журнала за такой-то год”).

Главное отличие периодического издания от непериодического, например, книги - в сроках выпуска в свет (у В. Даля есть термин “срочник”). Этот признак определяется термином “периодичность” и измеряется числом выпусков в единицу времени - в неделю,месяц, квартал, год. Для характеристики периодичности издания говорят: “ежедневная газета”, “ежемесячный журнал” или: “газета выходит два раза в неделю” (“300 раз в год” и т. д.), “журнал выходит 1 раз в два месяца” (1 раз в квартал, 4 раза в год и т. д.). В России принято считать периодическим издание с выходом от двух раз в год до ежедневного. Важно, чтобы объявленная периодичность выдерживалась на практике хотя бы в течение года, желательно - в течение длительного времени.

Стабильность выхода в свет - один из важных качественных признаков периодического издания. Лучшие издатели всегда этим очень дорожили, как честью фирмы, обязательством перед своими читателями (например, петербургский ежемесячный журнал “Труды Вольного Экономического Общества”, выходивший с 1765 по 1915 г.г., за 150 лет существования не пропустил ни одного выпуска!). Среди многих пороков современной журналистики нарушение установленных сроков выхода в свет является одним из самых существенных.

Главные виды периодических изданий - газета и журнал. Они возникли и утвердились в Европе в XVI-XVII веках, получили распространение во всем мире и, видоизменяясь в процессе своего развития под влиянием общественно-политических, социально-экономических, этнографических явлений, тем не менее, сохранили, наряду с книгой, свой изначальный образ как объекты духовной культуры. Будучи воплощенными в материальную форму и являясь продуктом производства, они служат духовным запросам людей.

Газета и журнал отличаются прежде всего по форме. Газета - листовое издание, журнал - книжное. Грубо говоря, газета - отдельные листы бумаги с напечатанным на них текстом, а журнал - сброшюрованные в корешке листы, как правило,меньшего формата и большего объема, в мягкой или твердой обложке. Газета, как правило, выходит чаще журнала и является изданием более массовым (имеет больший тираж). Все эти признаки отличия - форма издания, периодичность, объем, формат, тираж, несмотря на их очевидность, не являются все же достаточными. Действуют правила, каждое из которых допускает исключение. Так, некоторые газеты и журналы могут иметь одинаковую периодичность (например, 1 раз в неделю), объем (например, 24 страницы и больше); иногда встречаются газеты, схожие форматом с некоторыми журналами; довольно часто тиражи журналов превышают тиражи газет.

Приведенные выше признаки, несмотря на их значимость, являются все же вторичными, так или иначе касающимися лишь формы издания. Однако, если газету даже сброшюровать и переплести в виде журнала, она не перестанет быть газетой. Так же, как если журнал распечатать на больших газетных листах, он не перестанет быть журналом. Дело не в форме. Существенное отличие между газетой и журналом - в характере информации и в оперативности. Для газеты важны оперативные сообщения о событиях текущей жизни, для журнала - комментарий этих событий. Для газеты необходим поток новостей, “калейдоскоп фактов”, для журнала - отбор наиболее значительных социальных явлений, их анализ. Известный русский издатель Н. А. Полевой в 1831 году выразил эту мысль в короткой фразе: “Девиз газеты есть новость, девиз журнала - основательность известий”.

В соответствии с этими функциями, естественно, различаются и способы их воплощения. Газете свойственны короткие заметки и небольшие корреспонденции, журналу - статьи, обзоры, рецензии. В зависимости от типа газеты или журнала возможны смешение и взаимопроникновение жанров, но это не меняет главной видовой тенденции. Кроме того, одни и те же жанры публикаций также имеют различия в зависимости от того, в каком издании они напечатаны (например, статья в газете и статья в журнале отличаются объемом, глубиной, масштабом разработки темы, фундаментальностью подхода, языком и стилем изложения).

Все эти особенности трудно определить в одной дефиниции, но все же попробуем обозначить то главное, что отличает газету и журнал как виды печатного издания.

Газета - это листовое периодическое издание, содержащее событийную или иную информацию о предметах и явлениях окружающей действительности, проблемы и комментарии текущей политической, социально-экономической, культурной жизни общества и отличающееся наибольшей оперативностью среди других печатных изданий.

Журнал - это периодическое издание, по материальному воплощению аналогичное книжному, отличающееся от других средств массовой информации меньшей оперативностью, содержащее анализ общественных отношений и производительных сил, постановку научных, политических, социально-экономических и духовных проблем, а также различную социально значимую информацию.

В толковых словарях, энциклопедиях, в других справочных изданиях и в различных научных работах приводятся разные определения периодических изданий, в той или иной степени отличающиеся от вышеприведенных. Определения газеты и журнала (как и другой печатной продукции) содержатся также в Государственном общероссийском стандарте - ГОСТ 7.60-90.”Издания. Основные виды. Термины и определения”. Читателям данного пособия предоставляется возможность сравнивать и применять при необходимости любое - по своему усмотрению, в зависимости от поставленной цели.

В системе периодических изданий наряду с газетой и журналом имеются ряд других. Среди них одни тяготеют к газете (листок, листовка), иные - к журналу (бюллетень, периодический сборник, альманах). Отсюда появившиеся в профессионально-практическом лексиконе выражения: “издания газетного типа”, “издания журнального типа”. В нашу задачу рассмотрение этих изданий не входит, так как они к журналистике, как правило, отношения не имеют. В данном случае речь идет о реальной, фактической типологии, а не о подзаголовках, обозначенных в издании, которые сплошь и рядом оказываются не соответствующими действительности. Причины таких несоответствий различны и до 1990 года были связаны, в частности, с системой утверждения изданий в вышестоящих органах.

После первого знакомства с понятиями попробуем углубиться в природу периодического издания как общественного явления.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕЧАТЬЮ

 

Периодические издания в бывшем СССР в течение всей коммунистической эры функционировали под руководством партийных органов всех уровней. Газеты и журналы были органами партийных комитетов, которые устанавливали основные принципы деятельности редакций, включая идеологические позиции, тематические направления, проблематику выступлений, а также ведали полиграфией и распространением печатной продукции.

Впервые печатное дело организационно оформилось в самостоятельную отрасль в 1963 году, когда был создан Комитет по печати при Совете Министров СССР. К 1978 году была закончена коренная реорганизация отрасли: создан Государственный комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, СССР вступил во Всемирную (Женевскую) конвенцию по охране авторских прав, образовано Всесоюзное агентство по охране авторских прав (ВААП). В 70-е - 80-е годы были произведены в издательствах и типографиях.

В 80-е годы периодические издания постепенно переходят в систему управления Госкомиздата СССР. Вначале это касается только полиграфии и распространения, затем в составе Комитета было создано Управление журнальной периодики, преобразованное в дальнейшем в Управление периодических изданий. В 1989 г. Госкомиздат СССР вновь был переименован в Госкомитет по печати СССР.

1 августа 1990 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР “О печати и других средствах массовой информации”. Закон впервые определил порядок регистрации, установил юридический статус, систему организации и взаимоотношений между участниками подготовки, производства и распространения средств массовой информации, в том числе печатных периодических изданий. Закон отменил цензуру в СМИ, однако ликвидация органов цензуры последовала после выхода в свет Постановления правительства РСФСР № 211 от 17 апреля 1991 года.

После распада СССР Распоряжением правительства РСФСР №11р от 15 ноября 1991 г. Министерство печати и массовой информации РСФСР было объявлено правопреемником упраздненного Госкомитета СССР по печати. 27 декабря 1991 года был принят ныне действующий “Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”. В 1994 г. Министерство было преобразовано в Комитет по печати Российской Федерации (Роскомпечать), позднее и на период написания данной книги главное ведомство, управляющее периодическими изданиями, - Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

В минувшее десятилетие принципы управления печатью существенно изменились. Вместо идеологических и экономических, функции управления стали методическими и нормативно-правовыми. Министерство занимается выработкой нормативных актов, утверждением инструкций, стандартов и прочих документов, регламентирующих деятельность издательств, полиграфических, торговых и других предприятий, занимающихся выпуском и распространением периодических изданий. В Министерстве по печати регистрируются создаваемые журналы и газеты, выдаются издательские лицензии, регистрируются и распространяются контрольные экземпляры изданий, осуществляется контроль за соблюдением Закона о средствах массовой информации. На местах функции Минпечати выполняют Региональные управления, находящиеся в крупных областных (краевых), республиканских центрах. Так, Северо-Кавказское региональное управление регистрации и контроля за соблюдением законодательства о СМИ и печати в г. Ростове-на-Дону осуществляет свои функции в обширном регионе, включающем Ростовскую, Астраханскую, Волгоградскую области, Краснодарский и Ставропольский края, Ингушетию.

Деятельность органа печати начинается после его регистрации, которая осуществляется на территории России согласно вышеупомянутому Закону о средствах массовой информации, где оговаривается право на учреждение периодического издания и основные принципы его функционирования. Учредителями газет и журналов могут выступать государственные и партийные органы, общественные организации, объединения, творческие союзы, трудовые коллективы и отдельные граждане.

В Законе о СМИ, в других нормативных документах, а в последние годы и в практике появились и стали широко употребляться понятия “учредитель” и “издатель”.

Объем этих понятий не очень четко определен, границы между ними зачастую размыты.

Учредитель - это основатель, создатель печатного органа, как правило, выступающий в роли его издателя и/или спонсора.

Издатель - это государственная, общественная, творческая организация или частное лицо, имеющие лицензию на издательскую деятельность и занимающиеся такой деятельностью.

Издатель определяет стратегию периодического издания, учредитель в одних случаях также влияет на стратегию издания, в других может только финансировать его, не вмешиваясь в деятельность. В большинстве случаев учредитель и издатель - один и тот же субъект. Однако нередко учредитель и издатель представлены различными организациями или группами организаций, учреждений, ведомств, объединившихся с целью либо создать печатный орган, финансировать его издание, либо вести организацию его выпуска. В любом случае учредитель и/или издатель принимают участие в выработке программы создаваемого периодического издания, а затем утверждают ее. Реализацией же программы периодического издания занимается редакция.

Редакция - творческий коллектив, ведущий сбор, организацию и обработку информации, литературную, специальную и художественную подготовку текстов и иллюстраций к опубликованию и производству, макетирование и формирование выпусков периодического издания.

Возглавляет редакцию печатного органа Главный редактор. Редакция ведет также текущее и перспективное тематическое планирование и оценку произведений, формирует институт авторов и рецензентов. Вопросы планирования и организации деятельности периодического издания, его структуры, принципов оформления, иногда и комплектование выпусков редакция согласовывает с редакционной коллегией.

Редакционная коллегия- совещательный орган при Главном редакторе, состоящий из специалистов соответствующего профиля, общественных деятелей, представителей творческих союзов и ведущих сотрудников редакции, определяющий стратегию издания.

В некоторых изданиях ту же роль играет редакционный совет, в других имеется оба органа - и редколлегия, и редакционный совет; последний в таком случае занимает по иерархии более высокое положение. Чаще всего имеет место такое положение, когда учредитель (издатель) объединяет несколько периодических изданий (газеты, журналы, сборники, книги и т. п.), тогда редакционный совет определяет всю издательскую политику учредителя (издателя), а при каждом отдельном издании (газете или журнале, например) имеется также своя редакционная коллегия.

Для подготовки выпусков периодического издания редакция использует не только собственных сотрудников, но и прибегает к услугам внештатных авторов - писателей, художников, журналистов, государственных и политических деятелей и других специалистов всех профилей - науки, техники, экономики, культуры и т.д. Комплект материалов, состоящий из предназначенных для публикации в очередном выпуске текстов, отредактированных редакцией, выполненных художниками и фотокорреспондентами иллюстраций и т.п., называемый рукописью или оригинал-макетом выпуска (“номера”) периодического издания передается в издательство.

Издательство - это государственное, общественное, кооперативное или частное предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции на принципах самостоятельной хозяйственно-финансовой деятельности.

В России существует система издательств различных направлений и типа организации: по выпускаемой продукции - книжные, книжно-журнальные, газетные, газетно-журнальные; специализированные издательства по выпуску изобразительной, картографической, нотной печатной продукции и т.п.; по отраслевой принадлежности - издательства общественных организаций, научных, профессиональных и других обществ, творческих союзов, министерств и ведомств; по административно-территориальному признаку - общероссийские, региональные (областные, краевые, республиканские), межрегиональные, местные (выпускающие региональную продукцию преимущественно местных авторов); по видам издаваемой литературы - универсальные и специализированные (выпускающие литературу определенной тематики - “Медицина”, “Химия” и др.); по форме собственности - государственные, муниципальные и частные. Все вышеперечисленные виды издательств, кроме книжных, наряду с различной печатной продукцией, выпускают периодические издания.

Издательство на правах юридического лица ведет хозяйственную и коммерческую деятельность, связанную с полиграфическим исполнением и тиражированием периодического издания: прием, увольнение и выплату заработной платы сотрудникам и внештатным авторам, снабжение материалами (бумагой, картоном, переплетными тканями и т. п.), расчеты со сторонними организациями, решает другие производственные и финансовые задачи.

В издательстве рукопись подвергается окончательной подготовке к набору и передается в типографию - полиграфическое предприятие по производству печатных изданий. Типография может входить в состав издательства или быть отдельным, юридически самостоятельным хозрасчетным предприятием, действующим на основании договоров с издательствами. В типографии производится набор одним из способов (высокая, глубокая, офсетная печать, фото- и электронный набор), изготовление печатных форм с текста и иллюстраций, печатание тиража, брошюровочно-переплетные работы. Типографии, так же, как и издательства, бывают региональные, специализированные, различаются по технологическим процессам, форме собственности и т.п. Периодические издания, как правило, печатаются в специализированных типографиях, предназначенных для выпуска газет и/или журналов.

После печати тираж газеты или журнала направляется в систему распространения, откуда поступает к читателям. Ежедневные общероссийские газеты в целях оперативности печа Главное управление по распространению печати Министерства связи РФ (Роспечать). Многие годы Союзпечать была единственным монопольным распространителем периодических изданий в стране. Однако, в связи с изменениями в конъюнктуре рынка периодики - резким увеличением тиражей части изданий (в 1988-89 г.г.) и появлением большого количества новых органов печати (в особенности, в 1990-91 г.г.), Союзпечать в своем старом виде не стала справляться с доставкой и торговлей. Было создано Центральное рознично-подписное агентство (ЦРПА), которое на правах полной самостоятельности заключает договоры с издательствами, выпускающими периодические издания. Стоимость распространения в 1991 году повысилась с 15-17 до 25-30 процентов от номинальной стоимости распространяемого тиража, затем продолжала расти, поднимаясь до 50 процентов и выше. При этом ЦРПА принимало к распространению только официально зарегистрированные издания, имеющие тираж не менее 10-20 тысяч экземпляров. Вследствие высоких цен многие издания, в особенности малотиражные, стали пользоваться услугами независимых, в том числе собственных распространителей. Такое распространение в 1991 году охватило 70 процентов всех издаваемых газет (естественно не по тиражу, а по числу названий). Распространением периодических изданий в настоящее время занимаются также местные отделения связи, получившие некоторую самостоятельность. Чаще всего издателями используются комбинированные системы распространения (часть тиража - через местные органы связи, часть - через ЦРПА, остальное - при помощи собственных и других независимых распространителей). Крупные агентства по распространению печати созданы при издательских центрах - “Аргументы и факты”, “Известия”, “Комсомольская правда” и других.

Одним из самых универсальных по видам деятельности и значительных по масштабам является агентство “Книга-Сервис”, распространяющее наряду с книгами много периодических изданий. Редакции местных газет с небольшими тиражами предпочитают распространять свою продукцию самостоятельно.

Тираж каждого выпуска периодического издания определяется по заказу Роспечати на подписку (индивидуальную или ведомственную) на данный период времени и заказов на продажу в розницу всеми видами распространения плюс так называемый “обязательный рассыл” - утвержденный Комитетом по печати перечень учреждений и организаций, куда издание рассылается бесплатно. Разумеется, издатели могут выпустить часть тиража без заказов, в надежде на знание конъюнктуры рынка и на оперативное распространение собственными силами.

Таким образом, если проследить весь путь каждого выпуска периодического издания, то технологическая цепочка выглядит так:

 

Создание Редакционная Комплектова- Утверждение оче-

рукописи подготовка ние очеред- редных выпусков

авторами рукописей ного выпуска редколлегией

 

Издательская

обработка Полиграфическое Распространение

рукописи выпуска исполнение тиража

 

Учреждения, организации и граждане, участвующие во всем процессе, - от творческого замысла до выпуска периодического издания в свет - располагаются в такой последовательности:

 

Автор Учредитель Редакционная коллегия

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.