Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коммуникативный мини-тренинг «Сердце»



Первое сентября. Громкая музыка, цветы, незнакомые дети, взрослые, пустые коридоры школы, незнакомый класс. Сквозь радость и удивление первоклассников просвечивается тревога, испуг, чуткое ожидание того, что же будет. А тут еще беспокойство взрослых, их воспоминание о школьном детстве, серьезный настрой и уже угрозы. Ребенок теряется в этом противоречивом мире с его праздником, громкими приветствиями и строгим шепотом взрослых…

Одним из вариантов снятия тревоги первых дней и месяцев, смягчения адаптации к школе, к новому детскому коллективу может стать коммуникативный мини-тренинг «Сердце».

Единение и сплочение, слитые в образе-метафоре тренинга, продолжают потом жить в сердце ребенка и бережно хранят его в сутолоке школьных дней.

 

Материалы: Клей, маленькие сердечки, вырезанные из белой бумаги (по 2 на каждого ребенка), большое сердце из красной бумаги, мягкое сердечко из мягкой ткани с ватой внутри. У детей – цветные карандаши, фломастеры.

 

Время проведения:

30 – 40 минут

 

Части тренинга:

- вступление

- знакомство

- беседа на тему центрального образа

- подарки всем

- единение в образе

- заключительное слово

- мои подарки

 

Условия проведения:

Дети сидят за партами – весь класс.

 

 

§7. Тематический план занятий по программе по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников «Я школьник»

номер темы название темы кол-во часов
Знакомство
Я и мое тело
Я и моя семья
Урок и перемена
  Экскурсия по школе
Ученье – свет, а неученье – тьма
Когда всем весело, а одному грустно
Волшебные слова
всего часов

§8. Опробация программы на будущих первоклассниках

и учащихся школы

 

 

Данная комплексная программа была частично проведена с детьми, ставшими первоклассниками в 2004 – 2005 учебном году. Полностью программа проведена среди первоклассников 2005 – 2006 учебного года.

При проведении сравнительного анализа были получены следующие данные:

 

УРОВЕНЬ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ

 

уровень количество учащихся в %
2004 – 2005 учебный год 2005 – 2006 учебный год
норма  
средняя степень дезадаптации  
серьезная степень дезадаптации
требуется консультация психоневролога

 

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

уровень количество учащихся в %
2004 – 2005 учебный год 2005 – 2006 учебный год
школьно – зрелые
средне – зрелые
незрелые

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

уровень количество учащихся в %
2004 – 2005 учебный год 2005 – 2006 учебный год
высокий
средний
низкий 9,5
очень низкий 9,5

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ

  Основные причины школьной дезадаптации 2004 – 2005 учебный год 2005 – 2006 учебный год
  1. неготовность к школе   1. недостаточная произвольность психических функция
2. недостаточная произвольность психических функция 2. гиперкинетический синдром
3. гиперкинетический синдром 3. нарушение интеллектуальной деятельности

 

Таким образом, первоклассники полностью прошедшие все этапы программы, как видно из представленных данных, имеют более высокие показатели:

· увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития произвольной сферы на 6%,

· увеличилось количество школьно-зрелых учащихся на 41%,

· в норме адаптированных детей увеличилось на 13%.

· если у учащихся прошедших частично разработанную программу или не прошедших ее вовсе среди основных причин дезадаптации выступала на первом месте неготовность к школе, то у учащихся полностью прошедших программу основной причиной дезадаптации является недостаточная произвольность психических функций и исключена неготовность к школе.

Выводы

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.

Задача, стоящая перед педагогическим коллективом школы и в частности перед психологом – создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе.

Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий развития личностной готовности ребенка к школе, интеллектуальной готовности и социально – психологической готовности к школьному обучению

Анализ данных после проведения разработанной программы показал, что мероприятия предусмотренные программой возымели положительный эффект. Увеличилось количество учащихся в высоким уровнем подготовленности к школьному обучению. А это в свою очередь ведет к снижению уровня дезадаптации первоклассников, что выражается в успешном усвоении учебного материала, конструктивном общении со сверстниками и учителем, а следовательно и личностному и интеллектуальному и социальному развитию ребенка.

 

Но данные проведенного исследования наводят на постановку новых вопросов и поиску решений новых проблем. Если до проведения мероприятий разработанной программы основной причиной дезадаптации являлась неготовность к школе, то после – эта проблема снимается вовсе. Но на первое место выходит новая проблема дезадаптации – недостаточная произвольность психических функция. А это требует особого пристального внимания и поиска новых решений проблемы.

 

Следовательно, данная разработанная программа возымела свой положительный эффект, так как снизилось количество дезадаптированных первоклассников. Считаю, что цель, поставленная в начале работы – достигнута. И подталкивает на новые исследования, новые разработки, поиск новых путей преодоления школьной дезадаптации учащихся первых классов.

 

Список используемой литературы

 

1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. и др. «Подготовка ребенка к школе», М., 1991 г.

 

2. Анисимова Т.Б. «Ваш ребенок идет в школу», Ростов-на-Дону, 2005 г.

 

3. Безруких М.М., Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика», М., 1991 г.

 

4. Венгер Л.А. «Психологическая готовность детей к школьному обучению», М., 1985 г.

 

5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста», М., 1988 г.

 

6. Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе», М., 1991 г.

 

7. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе», журнал «Начальная школа» №7 – 1996 г.

 

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология», М. 2005 г.

 

9. Немов Р.С. «Психология», М. 1998 г.

 

10. «Рабочая книга школьного психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М., 1991 г.

 

11. «Психологический словарь», под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, М.,

1997 г.

 

12. Чистякова М. И. «Психодиагностика», М., 1990 г.

 

13. «Школа и психическое здоровье учащихся», под ред. С. М. Громбаха, М., 1998 г.

 

Приложения

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.