1. Помочь детям войти в контакт друг с другом и со взрослыми, осознать себя как личность.
2. Познакомить детей с правилами поведения на уроке.
3. Научить детей ориентироваться в помещении школы, познакомить с сотрудниками.
4. Укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.
5. Учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональное состояние.
6. Воспитывать культуру поведения, вызывать желание соблюдать правила поведения.
7. Психологическая поддержка родительской готовности к началу обучения в школе.
§ 3. Тематический план занятий по программе психологических адаптационно-развивающих занятий для дошкольников посещающих детский сад «Введение в школьную жизнь»
номер
темы
название темы
кол-во
часов
«Я и школа»
«Правила поведения на уроке»
«Школьные правила»
Развитие психосоциальной зрелости
4.1. формирование произвольности в общении ребенка со взрослыми
4.2. формирование произвольности в общении ребенка со сверстниками
Развитие мелких мышц кисти и их координация
Развитие свойств центральной нервной системы: функциональная асимметрия больших полушарий
Развитие наглядно-образного мышления
Развитие речи
Развитие логического мышления
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве
10.1. отработка понятий «левый», «правый»
10.2. освоение пространственных отношений
Развитие внимания
11.1. увеличение объема внимания
11.2. увеличение уровня распределения внимания
11.3. усиление концентрации и устойчивости внимания
11.4. тренировка переключения внимания
11.5. тренировка распределения и избирательности внимания
Развитие памяти
12.1. развитие способности к воссозданию мысленных образов
Первичная диагностика готовности к школе
Экскурсия в школу
всего часов
§ 4. Обоснование выбора тем для работы по программе психологических адаптационно-развивающих занятий для дошкольников посещающих детский сад «Введение в школьную жизнь»
Первые три занятия рассчитаны на непосредственное введение дошкольников в правила жизни и режима школы.
Далее два занятия на формирование коммуникативных умений детей (общение со взрослыми и сверстниками). Основа произвольного общения со взрослыми заключается в понимании позиции взрослого и условности смысла его вопросов. Дети, имеющие низкий уровень общения со взрослыми затрудняются в принятии учебных задач. Общение ребенка со взрослыми является хотя и очень важным, но не единственным компонентом психологической готовности к школе. Общение и взаимодействие со сверстниками при соответствующем уровне его развития, во-первых, позволяет ребенку адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности; во-вторых, оказывается, что общение со сверстниками тесным образом связано с компонентом учебной деятельности, как учебное действие. Овладение учебным действием дает возможность усваивать общий способ решения целого класса задач.
Одной из предпосылок успешного обучения является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти. С большими трудностями сталкиваются дети в процессе обучения письму. Поэтому необходим достаточно высокий уровень развития мелких мышц кисти и их координация.
Функциональная асимметрия больших полушарий определяет важные индивидуальные особенности мышления человека. У подавляющего большинства «праворуких» людей области коры головного мозга, управляющие движением ведущей руки и зоны, ведающие речевыми функциями, находятся в левом полушарии. Меньше встречаются «леворукие» и амбидекстры («обоерукие»). Врожденные предпосылки являются только исходными условиями, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Доказано, что у детей от 3 до 7 лет активнее работает правое полушарие и только с 10-ти летнего возраста – левое, причем коренной перелом начинается с овладения письменностью.
Физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся к практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. Поэтому в семье, детском саду, школе следует не запрещать, а, наоборот, поощрять желание ребенка что-то делать левой рукой.
Развитие наглядно-образного мышления способствует развитию второй сигнальной системы и речи.
Развитие речи. В конце 6-го года ребенок достигает довольно высокого уровня развития речи. Но дети с дефектами произношения звуков нередко имеют нарушения фонематического восприятия, которые затрудняют усвоение звукового анализа слов, необходимого для овладения грамотой.
Память - это общее свойство мозга. Без памяти не может происходить обучение, мышление. Существуют два способа запоминания: механический и осмысленный. Механическое запоминание, т. е. зазубривание, приводит к тому, что ребенок не может применить свои знания в жизни. При осмысленном запоминании ребенок усваивает гораздо больше информации и сознательно пользуется своей памятью в решении разнообразных жизненных задач.
§5. Тематический план социально-психологических занятий для детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения «Пять июньских встреч»
номер темы
название темы
кол-во
часов
Правила поведения группы. Установление контакта.
Распознавание и регуляция своего состояния. Внимание к партнеру.
Сплочение детей в группе. Навыки взаимодействия.
Умение вступать в контакт. Групповое взаимодействие.