Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовое регулирование процедуры ликвидации юридических лиц



ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Правовое регулирование процедуры ликвидации юридических лиц

Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без пе­рехода прав и обязанностей в порядке пра­вопреемства к другим юридическим ли­цам, а само юридическое лицо ликвидиру­ется. Ликвидация юридического лица может носить добровольный характер и осущест­вляться по решению его учредителей (участ­ников) либо органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными до­кументами. Добровольная ликвидация ор­ганизации может быть также вызвана исте­чением срока ее функционирования или ре­зультатом достижения цели, ради которой она была создана.

Основными нормативными правовыми ак­тами, регламентирующими порядок добро­вольной ликвидации предприятий разных организационно-правовых форм, являются:

- Гражданский кодекс Российской Феде­рации (ГК РФ);

- Налоговый кодекс Российской Федера­ции (НК РФ);

- Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1;

- Федеральный закон «Об акционер­ных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ;

- Федеральный закон «Об исполнитель­ном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ;

- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 фев­раля 1998 года № 14-ФЗ;

- Федеральный закон «О государствен­ной регистрации юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей» от 8 авгу­ста 2001 года № 129-ФЗ;

- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) от 6 июля 1999 года № 43н.

Ликвидация предприятия, организации может осуществляться также в принуди­тельной форме, то есть по решению суда, что возможно в следующих случаях:

1) если при создании юридического лица были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;

2) если систематически проводится дея­тельность, противоречащая уставным целям организации;

3) если состояние бухгалтерской отчетно­сти является неудовлетворительным, а так­же если юридическое лицо постоянно укло­няется от ответственности перед налоговы­ми, таможенными органами, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ;

4) если юридическое лицо вело деятель­ность без надлежащего разрешения (лицен­зии) или эта деятельность была запреще­на законом, либо нарушалась Конституция (Основной закон) Российской Федерации, неоднократно или грубо нарушались зако­нодательство и иные нормативные правовые документы.

Например, хозяйственные общества мо­гут быть ликвидированы при несоблюдении следующих норм федерального законода­тельства.

1. Если число участников закрытого ак­ционерного общества превышает 50 чело­век, общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года. При несоблюдении данного временного периода хозяйственное общество подлежит ликвидации в судебном порядке (п. 3 ст. 7 Фе­дерального закона «Об акционерных обще­ствах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ).

2. В случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации (п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об обществах с огра­ниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ).

Юридическое лицо (кроме казенного пред­приятия, учреждения, религиозной организа­ции) ликвидируется также из-за признания его несостоятельным (банкротом). Несостоя­тельность (банкротство) представляет при­знанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обя­зательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Юридическое лицо считается неспособ­ным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) испол­нить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обяза­тельства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве рассматривается ар­битражным судом. Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арби­тражным судом при условии, что требования к должнику, которым является юридическое лицо в совокупности составляют не менее 100 000 руб., а также имеются признаки бан­кротства, установленные ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ.

Необходимо отметить, что ГК РФ не оставался в неподвижном (неиз­менном, «статичном») состоянии, об этом свидетельствуют множественные изменения, внесенные и вносимые с момента начала действия той или иной части ГК РФ. Данные изменения носили скорее «технический характер» (некоторые изменения, уточнения, дополнения и др.) и не носили, «глобаль­ного характера».

Так, в Проекте предлагается законодательно закрепить полный пере­чень видов юридических лиц и с точки зрения организационной структу­ры подразделить их на корпоративные организации (корпорации) и иные юридические лица (унитарные организации). Причем корпорации образу­ются на началах членства. К корпорациям предлагается отнести: хозяйст­венные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы. К унитарным организациям предлагается отнести: государственные и муни­ципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религи­озные организации.

Обоснованным видится исключение из и. 3 ст. 53 ГК РФ оговорки о возможности ограничения или исключения имущественной ответственно­сти руководителя перед юридическим лицом, закрепляемой договором. Более того в ст. 531 Проекта дополнительно отдельно закреплены положе­ния об ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юри­дического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица. При этом споры о возмеще­нии убытков коммерческих организаций следует относить к компетенции арбитражных судов, соответственно споры о возмещении убытков неком­мерческих организаций оставить в компетенции федеральных судов. Вве­дение данной статьи (531 ГК РФ) должно надлежащим образом обеспечить защиту интересов как самой организации, так и ее участников.

В Концепции развития гражданского законодательства РФ указывается на отсутствие оснований для сохранения таких разновидностей хозяйствен­ных обществ, как акционерные общества работников (народные предприя­тия) и общества с дополнительной ответственностью, по­скольку последние не получили должного практического распространения. В связи с этим соответствующие изменения нашли свое отражение и в Про­екте: в частности, ст. 95 ГК РФ предложено целиком исключить из ГК РФ.

Особое внимание в Концепции развития гражданского законодатель­ства РФ уделяется процедуре регистрации и достоверности сведений, пред­ставляемых на регистрацию в регистрируемый орган. В связи с этим обо­снованно предлагается внести в ст. 51 ГК РФ изменения в части органа, в чью компетенцию будет входить в дальнейшем регистрация юридических лиц (в качестве такого указан уполномоченный государственный орган юстиции). Отдельное закрепление в проекте нашел вопрос проверки дос­товерности сведений, представляемых на регистрацию в регистрирующий орган. Практика гражданских отношений свидетельствует о наличии со­ответствующих злоупотреблений и нарушений. Дабы избежать подобных нарушений ст. 51 ГК РФ предлагается дополнить нормой об обязательной проверке органами юстиции законности оснований государственной реги­страции и достоверности данных, включаемых в реестр, а также соответ­ствия законодательству содержания устава.

Из содержания положений Концепции развития гражданского законода­тельства и Проекта, устанавливающих процедуры регистрации юридиче­ского лица и внесения сведения относительно юридического лица в реестр, следует, что негативные последствия, связанные с неверным указанием в подаваемых на регистрацию документах сведений о местонахождении ор­ганов юридического лица, ложатся на само юридическое лицо, а все отправ­ления, доставленные по адресу, содержащемуся в реестре, должны считать­ся полученными юридическим лицом. Следует отметить, в настоящее время недобросовестные лица часто указывают в своих учредительных докумен­тах неверные адреса и используют невозможность их уведомления в собст­венных (не всегда законных) интересах [6].

В рамках ст. 51 ГК РФ Проект предусматривает закрепление обязанности юридического лица возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления или представления недос­товерных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц. Мы полагаем, что законодательное установление подобной обязанности юри­дического лица по возмещению понесенных убытков обоснованным, по­скольку закрепление только лишь мер административной ответственности за данные правонарушения может быть не достаточно для возмещения понесен­ных (фактических) убытков в полном объеме.

Отдельного внимания требует предлагаемый в Проекте институт «по­ворота реорганизации» («обратной реорганизации»), В данном случае подразумевается принудительная реорганизация по решению суда. В ча­стности данные положение предлагается закрепить в статьях 60, 60 ГК РФ. В частности в ст. 601 ГК РФ предлагается закрепить обязанность юри­дического лица, образованного в результате реорганизации и участников реорганизованного юридического лица, голосовавших за принятие реше­ния о реорганизации, признанного судом недействительным, солидарно возместить убытки участнику реорганизованного юридического лица, го­лосовавшего против такого решения или не принимавшего участие в голо­совании, а также кредиторам реорганизованного юридического лица. В статье 602 Проект предусматривает возможность признания судом реорга­низации несостоявшейся по требованию участника юридического лица, голосовавшего против решения о реорганизации этого юридического лица или не принимавшего участия в голосовании, если решение о реорганиза­ции не принималось участниками реорганизованного юридического лица, а также в случае представления для государственной регистрации реоргани­зации документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорга­низации. Включение данного дополнительного института направлено на защиту прав участников реорганизованного юридического лица и недопу­щение злоупотреблений при реорганизации и регистрации реорганизации юридического лица. Видится, что данный институт должен использоваться (данная конструкция применяться) при невозможности использовать иные способы защиты интересов участников реорганизуемой организации.

Определенные изменения предлагается также внести и в процедуру лик­видации юридического лица. Отдельное закрепление получило положение о ликвидации юридического лица в качестве последствия недействительности его государственной регистрации (ст. 61 Проекта). Сходная позиция отмечает­ся и в имеющейся судебной практике. Определенного внимания заслужива­ет и нововведение, что неисполнение решения суда о ликвидации юридическо­го лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (и. 5 ст. 62 Проекта) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы по его ликвидации эти расходы возлагаются на учредителей (участни­ков) юридического лица солидарно (и. 2. ст. 62 Проекта). В свою очередь, пунктом 2 ст. 62 Проекта установлено, что учредители (участники) юридиче­ского лица солидарно обязаны за счет имущества юридического лица, а при его недостаточности - за свой счет ликвидировать юридическое лицо незави­симо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том чис­ле в случае фактического прекращения деятельности юридического лица [5].

Выше были рассмотрены лишь некоторые предложение по изменению ГК РФ (в части регистрации, реорганизации и ликвидации организации). Ознакомившись с Проектом о внесении изменений в ГК РФ следует отме­тить, что предложения являются обоснованными, сделаны с учетом скла­дывающейся судебной практики и положительного опыта модернизации гражданского законодательства ряда европейских стран. Однако, как это зачастую бывает окончательную позицию (положительное или отрица­тельное мнение) относительно предлагаемых изменений позволит сфор­мулировать лишь практика его применения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.