Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правила поведения (адаб) мюрида по отношению к своему шейху



 

Суфизм: его последователи создали множество правил, которые должен соблюдать мюрид в своем общении с шейхом, и правила эти не упомянуты в Сунне, и большую их часть не применяли сподвижники в своем общении с Пророком Мухlаммадом (да благословит его Аллаh и приветствует). И если мюрид не соблюдает эти правила, он не получит пользу от своего шейха, и его не достигнет великодушие шейха и его милости, и он не достигнет конца пути идущих (саликун) и знающих (‘арифун), не достигнет стадии созерцания Истины (т.е. Аллаhа) и слияния с Ним.

1. К этим правилам в суфизме относится: мюрид не должен возражать шейху и осуждать его действия, даже если внешне они кажутся запретными. Даже если он увидит шейха пьющим вино, он должен найти объяснение этому, и если он совершил прелюбодеяние, мюриду следует верить в то, что здесь есть какой-то секрет, а не говорить ему: «Почему ты сделал то-то?». Потому что, тот, кто сказал шейху: «Почему?», - никогда не преуспеет. Шейх может совершить нечто достойное осуждения внешне, но похвальное внутренне – как случилось с аль-Хидром и Мусой (мир им). И об этом сказали некоторые из них:

И будь при нем как мертвый перед омывающим –

Он вертит его, как захочет, а тот покорен

Не возражай ему в том, смысла чего ты не знаешь,

Ибо, поистине, возражение – ссора.

Прими от него все, и пусть он делает

Даже запретное, – ведь действия обманчивы.[229]

И говорит Мухlаммад аль-Курди: «Служи шейхам своим имуществом и телом, и не возражай им в том, что они делают. Поистине, перечащий им не будет спасен»[230].

Я говорю: этот адаб – если можно его так назвать, – умерщвление величайшей обязанности Исламской Уммы – обязанности побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, из-за которой она удостоилась того, чтобы быть лучшей Уммой из когда-либо существовавших на земле. Сказал Всевышний: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаhа» (Семейство Имрана, 110).

К тому же, этот адаб противоречит хадису: «Кто увидит порицаемое, пусть исправит его своими руками, а если не сможет, то своим языком, а если не сможет, то в своем сердце, и это – самое слабое (проявление) Имана»[231].

И это, также, приравнивание шейха к Аллаhу, поскольку Аллаh – Тот, Которого не спрашивают о том, что Он делает, и Он один – Тот, Которому не говорят: «Почему?!». Других же спрашивают об этом. Сказал Всевышний: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (Пророки, 23).

И этот адаб противоречит тому, что сказал Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh), когда был избран халифом Исламской Уммы: «Подчиняйтесь мне до тех пор, пока я повинуюсь Аллаhу в отношении вас. Если же я ослушаюсь Его, то вы не обязаны подчиняться мне».

И он противоречит тому, что сделал ‘Умар (да будет доволен им Аллаh). Он приказал людям не молчать в случае, если он совершит нечто порицаемое.

С помощью подобных правил суфийские шейхи «дрессируют» своих мюридов, приучая их к слепой покорности и полному смирению, чтобы играть их умами, как пожелают, и при этом пресечь любое возражение или отказ, угрожая им в случае неповиновения изгнать их из «круга Аллаhа» (Высок Он и Велик). И у них есть известные слова: «Не возражай – будешь изгнан». Эти слова напоминают мне о действиях представителей церкви в средние века: если кто-то противоречил им, они тут же выписывали ему свидетельство о том, что ему запрещен вход в Рай… И суфии от них не далеко ушли.

2. Мюрид должен быть уверен, что любая милость, коснувшаяся его, исходит от его шейха[232].

Я говорю: это правило у суфиев противоречит словам Аллаhа: «Все блага, которые вы имеете, – от Аллаhа. И если вас касается беда, то вы громко зовете Его на помощь» (Пчелы, 53).

И оно противоречит словам Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), который научил свою Умму таким словам поминания, которые следует произносить по вечерам: «О Аллаh, что постигло меня или кого-то из Твоих творений из милости, то это от тебя Одного, нет Бога, кроме Тебя, Тебе хвала и Тебе благодарность»[233].

И нигде в Коране не упоминается слово «милость» (ни’ма) иначе как в добавление к имени Аллаhа и в сочетании с Его именем. Вот Сулейман (мир ему) связывает ее с Аллаhом, говоря: «Он сказал: «Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям» (Муравьи, 19). И Йа’куб делает то же самое, говоря: «Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит совершенной милостью тебя и род Йакуба» (Йусуф, 6).

Эти пророки и благородные посланники, которые принесли с собой благо людям, и которые стали причиной их выхода на Путь Истины – никто из них не приписал себе милости. Как же осмеливаются суфии относить все блага и милости на счет своих шейхов? Кто же более дерзок по отношению к Аллаhу, чем они!

Я, поистине, даже боюсь не назвать этот адаб ширком… Да и как он не будет таковым, если суфии разговаривают о милостях шейха, а Аллаh Всевышний говорит: «И возвещай о милости своего Господа» (Утро, 11). И Он не сказал: «Что же касается милости шейха твоего, то говори о ней».

3. Мюрид не должен сидеть в присутствии шейха, скрестив ноги, и не должен выставлять ноги напоказ шейху.

4. Мюрид не должен носить одеяние шейха, если только он не закончил стадию «воспитания».

Я говорю: эти права (упомянутые в последних двух пунктах), данные шейхам, Аллаh не дал даже своему Посланнику (да благословит его Аллаh и приветствует). Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) никогда не обучал подобным правилам своих сподвижников и никогда не запрещал им носить такую же одежду, какую носил он или подражать его манере повязывать чалму или надевать головной убор, или же сидеть в его присутствии, скрестив ноги. Напротив – сподвижники сидели в его присутствии, скрестив ноги, и даже лежали. И он порой лежал вместе с ними, и у него не было какой-то особой одежды или манеры сидеть.

Что же теперь – суфийские шейхи превзошли Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), что по отношению к ним нужно соблюдать правила, которые не нужно было соблюдать с Пророком Аллаhа? Или они узаконили в религии то, на что Аллаh не давал Своего дозволения?

5. Мюрид не должен высказывать шейху свое мнение, даже если тот советуется с ним в каком-то деле, но ему следует предоставить дело шейху, веря в то, что шейх лучше знает обо всем и не нуждается в совете мюрида[234].

Я говорю: сказав это, суфии махнули рукой на Слова Аллаhа: «И советуйся с ними в делах…», - и к тому же они противоречат действиям Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) и сподвижников. Ведь Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) очень часто спрашивал мнения своих сподвижников по вопросам, представлявшимся ему сложным, и следовал их советам. Он спрашивал совета ансаров в битве при Бадре, говоря: «Дайте мне совет, о люди!». При этом он имел в виду ансаров. И они начали давать ему советы, и он принимал их, и поступал, как они советовали. Например, Хабаб ибн аль-Мунзир, когда Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) выбрал место для стоянки в день битвы при Бадре, посоветовал ему изменить его, и Посланник Аллаhа последовал его совету, сказав ему: «Ты высказал свое мнение»[235].

Таким образом, мы видим, что отношения Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует, и да станет моя мать и мой отец выкупом за него), со сподвижниками не были подобны отношениям суфиев с их шейхами. И Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) никогда не воздерживался от обращения за советом к сподвижникам, несмотря на то, что он защищен от грехов, и сподвижники не воздерживались от высказывания своего мнения под предлогом проявления учтивости по отношению к нему.

6. Мюрид не должен приветствовать шейха своим языком, но должен делать это в своем сердце. И шейх также отвечает ему в своем сердце. Что же касается словесного приветствия, то в нем – проявление неучтивости по отношению к шейху, поскольку приветствие – сунна, а ответ – ваджиб (обязателен), и мюрид, приветствуя шейха первым, как бы обязывает его к чему-то по отношению к нему. А это – открытое проявление неуважения к шейху, и мюриду следует всеми силами избегать этого, ведь это – явный грех.

Я говорю: это суфийское правило поведения откровенно противоречит адабу Ислама, и приветствие между мусульманами относится к требованиям Шариата, и Аллаh запрещает верующим входить в чужие дома без испрашивания позволения войти и приветствия, обращенного к хозяевам дома. Сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей» (Свет, 27).

Хадисы также побуждают нас к распространению приветствия и частому употреблению его. Сказал Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует): «Поистине, вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а вы не уверуете до тех пор, пока вы не полюбите друг друга. Так не указать ли мне вам на то, совершая его, вы полюбите друг друга? Распространяйте приветствия меду вами»[236].

Его обычаем было приветствие всех, кто встречался ему на пути, маленьких и взрослых, женщин и мужчин.

И мы не знаем такого случая, чтобы Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) или кто-то из его сподвижников оставили приветствие языком и заменили его приветствием сердцем, как это делают суфии. И если бы они делали это, до нас бы непременно дошло упоминание об этом. К тому же, приветствие сердцем не считается приветствием с точки зрения Шариата, и оно не вознаграждается до тех пор, пока не будет произнесено языком. Так же и ответ на приветствие.

Зная это, мы можем сказать, что суфии в своем адабе противоречат Аллаhу в том, что он запретил, и противоречат Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует) в том, что он приказывал, и совершают действия, не имеющие смысла с точки зрения Шариата. Так суфии выходят из Ислама в том, что касается их адаба, поведения, убеждений и поклонения, так, что, в конце концов, выходят из него совсем.

7. Если мюрид желает поговорить с шейхом о каком-то деле, связанном с этим или вечным миром, ему не следует торопиться заговаривать с шейхом, «атакуя» его, но он должен ждать до тех пор, пока не станет ясно, что шейх готов выслушать его. И как для ду’а существует определенное время, определенные правила и условия, поскольку оно является обращением к Всевышнему Аллаhу, также и для обращения к шейху существуют свои правила и условия, поскольку оно подобно обращению к Всевышнему Аллаhу[237].

Я говорю: посмотрите, как они приравняли обращение к шейху к обращению к Аллаhу и уподобили диалог шейха взыванию с мольбой к Аллаhу. Можно ли это назвать как-то иначе, кроме как придаванием шейха в сотоварищи Аллаhу? И если подобное не является ширком, то что же тогда такое ширк? Расскажите, пожалуйста…

8. Мюрид не должен жениться на бывшей жене шейха, которой тот дал развод и его вдове, а также на женщине, к которой склоняется сердце шейха.

Говорит аш-Ши’рани: «До нас дошел рассказ о том, что наш господин Мухlаммад аш-Шувейми(?) умер после заключения брака, и его жена осталась девственницей, а он говорил ей: «Не выходи ни за кого замуж после меня, иначе я убью его!» Она же обратилась за советом к ученым, и они сказали ей: «Это – особенность Посланника Аллаhа. Выходи же замуж и уповай на Аллаhа». И она заключила брачный договор с одним человеком. И он пришел к нему той ночью и пронзил его копьем, в результате чего он умер, она же так и оставалась девственницей да тех пор, пока не умерла в глубокой старости»[238].

Я говорю: это правило также явно противоречит постановлению Шариата. Известно, что с точки зрения Шариата такой брак не является даже нежелательным (макрух), не говоря уже о его запретности. И если бы это было запрещено, это не укрылось бы от сподвижников, имамов и выдающихся ученых, и об этом упоминалось бы в книгах по фикху, в главах, посвященных вопросам брака (никях).

Поистине этот запрет в «фикхе» суфиев противоречит Корану и Сунне, и он служит лишь для вознесения суфийских шейхов до положения Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), поскольку Аллаhа запретил сынам Исламской Уммы жениться на женах Посланника Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) после его кончины. Сказал всевышний: «Вам не подобает ни обижать Посланника Аллаhа, ни жениться на его женах после его смерти. Воистину, это является великим грехом перед Аллаhом» (Сонмы, 53). И это указание касается только Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), и никого более. И известно, что очень многие сподвижники женились на бывших женах других сподвижников и их вдовах. Например, Асма’ бинт Увейс – ее взял в жены Джа’фар ибн Абу Талиб, который позже погиб в битве при Му’те, после чего на ней женился Абу Бакр ас-Сыддик при жизни Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), а после Абу Бакра на ней женился ‘Али (да будет доволен Аллаh всеми ими). И отсюда следует, что запрет жениться на женщине после развода или смерти ее мужа относится только к Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует) и его женам. Ни к сподвижникам, ни их к последователям, ни к кому другому это не относилось. И суфийские шейхи не превосходят своим положением лучших людей после Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), т.е. сподвижников.

9. Мюриду следует очень высоко ценить все, что дал ему шейх, и не продавать это никому. И если он дал ему то, что дал, – возможно, он заложил в эту вещь одну из великих тайн, которая поможет ему в обоих мирах и приблизит его к Аллаhу.

Я говорю: это правило тоже противоречит Шариату, поскольку предполагает ограничение свободы мюрида в распоряжении своей собственностью, так что в случае необходимости он даже не имеет права продать это. Как предполагает оно и искажение акыды мюрида, поскольку заставляет его думать, что в вещи, подаренной ему шейхом, содержится секрет, который помогает ему в обоих мирах и приблизит его к Аллаhу. И если здесь и есть какой-то секрет, то это подталкивание мюрида к чрезмерному возвеличиванию шейха и признанию его «божественности».

10. Мюрид должен отказаться от права выбора во всех делах – больших и малых, обыкновенных или имеющих отношение к поклонению, – в пользу шейха, и признаком искреннего мюрида является то, что если шейх прикажет ему войти в огонь, он сделает это[239].

Я говорю: вот так мюрид должен быть бессловесным орудием в руках шейха, который подавляет его волю и сам избирает для него, что пожелает, из поклонения и обычаев.

Однако взгляд Шариата на это дело полностью отличается от взгляда суфиев. Упоминается в хадисе, что когда Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) назначил предводителя (амира) для отряда мусульман, этот амир сказал им: «Разве я не амир вам?» Они ответили: «Да, ты наш амир». Он сказал: «Разве Посланник Аллаhа не приказал вам повиноваться мне?» Они ответили: «Да, (он приказал нам это)». Он сказал: «Тогда я приказываю вам пойти в этот огонь», – а до этого он сложил дрова и поджег их. Некоторые из них сказали: «Клянемся Аллаhом, мы приняли Ислам не иначе, как для того, чтобы избежать Огня Вечной Жизни, так как же мы войдем в огонь сейчас?» Другие же приготовились войти в него, но амир остановил их, сказав: «Поистине, я только шутил». Когда Посланнику Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сообщили об этом, он сказал: «Клянусь Аллаhом, если бы они вошли в него, то никогда бы не вышли из него. Поистине, повиновение – только в благом»[240].

Как же согласуется приведенное в хадисе с правилом суфиев, которое требует от мюрида войти в огонь, если шейх потребует от него этого, – правилом, которое мюрид если нарушит, то не достигнет конца «пути»?

Или они хотят сказать: это – Шариат, а это – тарикат, или это – очевидное, а это – сокрытое?

11. Мюрид должен заботится о сердце шейха и не говорить в его отсутствие ничего такого, что могло бы его задеть. Он должен также проявлять скромность по отношению к нему, его потомкам и родственникам, усердно служить ему, исполнять любые его приказы, а также связывать с ним свое сердце и постоянно вызывать в памяти образ шейха, при совершении любого дела, и испрашивать таким образом его помощи в этом деле, достигая состояния транса (фана’). И он должен везде сопровождать шейха, не покидая его ни на мгновение, и не осуждать его действия, даже если они кажутся неправильными – ведь шейх может сделать нечто, смысл чего мюриду неизвестен… Как случилось с одним из них: он вошел к шейху и увидел, что с ним красивая женщина, которую он обнимал, удовлетворяя с ней страсть. Мюрид вышел, чувствуя отвращение к действиям шейха, и тот тут же лишил его всего, что он получил от общения с ним, и это притом, что женщина эта была женой шейха[241].

Я говорю: возьмем из странных и пугающих вещей, упомянутых в этой истории, один пункт и представим читателю самому прокомментировать остальные. Он состоит в том, что шейх, знающий Аллаhа и религию, удовлетворяет страсть с женой перед своим мюридом, не закрывая при этом дверь, чтобы к нему никто не входил! И он не заметил, как вошел мюрид или же заметил, но не придал значения его присутствию и взгляду на них. Сказать ли нам, что он это сделал, желая испытать своего мюрида? Или же сказать, что это Шайтан совокупляется с Шайтаном женского пола на всеобщем обозрении? Однако какая в этом беда для них? Ведь суфийские шейхи не отвечают за то, что делают! И не возражай – будешь изгнан! Будь смиренным – будешь спасен! Это что касается шейха… А по поводу мюрида – что может быть хуже его адаба? Вход к шейху, когда тот удовлетворяет страсть с женой, не спросив позволения… Ему следовало бы сперва научиться Исламскому адабу – спрашивать разрешения, прежде чем войти.

12. Мюрид, посещая могилу шейха, не должен считать, что он мертв и ничего не слышит. Он должен быть уверен, что шейх живет в барзахе[242], для того, чтобы получить его благословения, ведь когда раб посещает могилу вали, и поминает Аллаhа у его могилы, этот вали обязательно садится в могиле и начинает поминать Аллаhа вместе с ним, как мы это видели не раз[243].

Я говорю: это правило не имеет подтверждения в Коране и Сунне. Что же до веры в его жизнь в барзахе, то это касается всех людей, а не является привилегией суфийских шейхов, что же касается получения его благословения, то это ничем не подтвержденные утверждения суфиев. Что же до того, что вали при упоминании имени Аллаhа садится в могиле, то это наговор на Аллаhа без всякого знания, поскольку это связана с жизнью в барзахе, которая сокрыта от нас, и кто будет рассуждать о ней, тот наговаривает на Аллаhа без знания, Аллаh же осудил тех, кто совершает подобное. Сказал Всевышний: «Неужели вы станете наговаривать на Аллаhа то, чего не знаете?» (Преграды, 28). И сказал Он: «…и наговаривать на Аллаhа то, чего вы не знаете» (Преграды, 33).

13. Мюрид должен выполнять приказы шейха неустанно, без остановки, отдыха и промедления, и не должен успокаиваться, пока не сделает возложенное на него дело до конца.

Говорит Абу Йазид аль-Бастами: «Если устаз отправил своего ученика с каким-то поручением, касающимся мирских дел, а на дороге ему попалось мечеть и му’аззин уже дал азан, и он подумал: «Сначала я зайду в мечеть и помолюсь, а потом сделаю то, что мне приказано», – то он попал в колодец, не имеющий дна»[244].

Я говорю: думаю, что подобные слова и подобные правила не нуждаются в наших комментариях, все и так ясно и понятно, и цель, которую преследуют суфии путем утверждения подобного правила, также очевидна, и это – обожествление суфийских шейхов и превращение мюридов в их рабов и безграничное подчинение их имущества и их самих шейху, а потом… Да поможет им Аллаh!

14. При посещении шейха мюрид должен вставать перед ним на колени и целовать его руку и ногу. Он не должен садится на циновку шейха или его молитвенный коврик, и не должен смотреть на тело шейха выше талии и ему следует выходить от шейха, пятясь задом.

Говорит Ибн ‘Аджиба(?): «У суфиев существуют следующие правила, касающиеся встречи с шейхом, среди них: подойдя к дому шейха, они должны повторять громким голосом слова зикра и возгласы восхваления до тех пор, пока не пройдут в комнату… Среди них также: целование руки, а затем ноги шейха. Это уже стало обычаем у «бедных»[245] (т.е. суфиев), а это – лучшее возвеличивание. И они должны сидеть перед шейхом тихо и спокойно, понизив голос, опустив голову, потупив взгляд и не заговаривать с ним до тех пор, пока он сам не заговорит с ними»[246].

Он также говорит: «Если же мюрид не смог посетить шейха в силу обстоятельств или из-за болезни, то он должен мысленно нарисовать его образ перед своими глазами и пожаловаться ему, и он исцелится, с позволения Аллаhа. А если он при этом находится среди людей и стесняется, пусть пожалуется ему в своем сердце»[247].

Я говорю: когда я слышу о том, что должен делать мюрид в жилище шейха, напрашивается наглый вопрос: «Что лучше – Ка’аба или жилище шейха?» И если они скажут: «Конечно, Ка’аба», – мы скажем: «Почему тогда по отношению к жилищу шейха вы делаете намного больше, чем по отношению к Ка’абе?»

Что же касается жалобы, то пророки не жаловались никому, кроме Аллаhа. И пророк Йа’куб (мир ему) жаловался Аллаhу, говоря: ««Мои жалобы и печаль обращены только к Аллаhу…» (Йусуф, 86). И Пророк Мухlаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) жаловался Аллаhу, говоря: «О Аллаh, тебе жалуюсь на слабость мою и малую хитрость и мое попустительство людям…»[248]. И ни один из них не жаловался кому-то из творений.

Заключение: если здесь суфийский шейх не представляется богом, так где же тогда? И если это не ширк, что же тогда ширк? Расскажите мне, пожалуйста.

15. Мюрид должен принимать слова шейха как они есть, и не раздумывать над ними, и не искать толкование им, исполнять приказ шейха, даже если очевидно, что шейх ошибся[249].

Говорит ‘Али аль-Йашрити(?): «Остерегайтесь толковать мои слова, ибо мои слова ясны, не толкуйте их, но внимайте тому, что я говорю вам»[250].

Я говорю: Преславен Аллаh! Слова Аллаhа и хадисы Его Посланника они истолковывают как им надо, и чтобы они соответствовали их идеям, а слова суфийского шейха нельзя толковать! Неужели то, что они говорят, правда?

Снова повторяю: неужели никому не приходит в голову, что большинство бед мусульман, их разрозненность и разногласия – причина всего этого в распространении суфизма среди них?

16. Мюрид не должен слушать порицание порицающего и упреки упрекающего в адрес шейха.

Говорит аш-Ши’рани: «… они согласны в том, что условием для любящего своего шейха является отказ слушать слова кого-либо о тарикате, кроме шейха, и он не должен принимать упреков упрекающих в адрес шейха – так, что даже если бы весь Египет поднялся, повторяя это, они не смогли бы отвратить его от шейха. И даже если бы у него не было еды и питья несколько дней, он бы обошелся без них, довольствуясь взглядом на образ шейха в своем воображении. Передает нам один из них, что когда он попал в подобное положение, он располнел от взгляда на своего устаза»[251].

Я говорю: комментарий оставляю читателю. Однако, действуя согласно хадису: «Религия – доброе наставление», – советую желающим поправиться без еды и питья сделать то же самое, что сделал этот мюрид.

17. Мюрид должен ждать всего, кроме прощения грехов, от своего шейха.

Говорит ‘Абдуль-Кадир аль-Джиляни: «… он (т.е. мюрид) не должен ожидать от Аллаhа осуществления требований, кроме прощения грехов. Старание же добиться любви шейхов и вали – причина для входа в группу возлюбленных…»[252].

Я говорю: Преславен Аллаh! Это откровенный призыв отодвинуть Аллаhа в сторону и поставить на Его место суфийского шейха! Как можно ждать осуществления всех запросов от шейха, когда Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Пусть каждый из вас обо всем, в чем нуждается, просит Своего Господа, даже ремень от сандалии, если он порвался, – пусть просит о нем Аллаhа»[253].

Он сказал также: «Если просишь, проси у Аллаhа, и если испрашиваешь помощи, испрашивай у Аллаhа»[254].

И если это не ширк – что же тогда ширк?

18. Мюрид не должен передвигаться, жить где-то, распоряжаться собой, или деньгами или женой, а также путешествовать, останавливаться где-то и делать любое важное дело кроме, как с позволения шейха. Он не должен сидеть вместе с собравшимися у шейха, кроме как с его позволения. И ему не следует повышать голос выше голоса шейха, и ему не следует задавать вопрос от себя, потому что шейх – согласно их утверждению, – лучше знает о том, что происходит в душе его мюрида, и ему не следует первым задавать вопрос или просить объяснения чего-то. Вместо этого он должен ждать того, чем удостоит его шейх, и если его шейх знает, что вопрос заслуживает ответа, он ответит ему и без предварительно заданного вопроса. Говорит автор книги «Ар-раийа»:

Не повышайте голоса свои выше его голоса,

Так, словно вы зовете кого-то в пустыне.

Я говорю: в адабе суфиев по отношению к своим шейхам существует ряд правил, в которых нет ничего плохого. Если бы мы прокомментировали здесь каждое из них, получилось бы весьма объемное произведение, но мы ограничимся упоминанием одного из них – что мюрид не должен повышать голос выше голоса шейха. Это правило, упомянутое в Коране в словах Всевышнего: «О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу» (Покои, 2). Но его соблюдение обязательно только в отношении Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), на это указывают слова Всевышнего: «…так же громко, как вы обращаетесь друг к другу…» (Покои, 2), смысл которых в том, что мусульмане, разговаривая друг с другом, порой повышают голоса, что же касается Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), то мусульмане должны вести себя особым образом по отношению к нему. Исходя из этого, мы говорим, что требовать от кого-то совершения чего-либо в обязательном порядке притом, что этого не требует от него Шариат, преувеличение с точки зрения религии, а Аллаh запретил это, сказав: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллаhе только правду» (Женщины, 171).

19. Мюрид должен быть искренним и усердным в своем стремлении к знанию, которое дает ему шейх. И шейхи согласны во мнении, что мюрид – если он смог добиться от себя полного подчинения шейху, может ощутить сладость познания Аллаhа уже в первую встречу с шейхом.

Я говорю: я упомянул здесь некоторые правила, которые мюрид должен соблюдать в своем общении с шейхом и его обязанности по отношению к нему. И если мы заглянем в книги суфиев, мы обнаружим, что подобных правил и обязанностей очень и очень много, и если мы рассмотрим каждую из них, мы обнаружим, что все они не имеют обоснования в Коране и Сунне, и на них не указывает ни аят, ни хадис.

Поистине, Пророк Мухlаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) оставил нам в качестве руководства Коран и Сунну – кто придерживается их, тот на верном пути, а кто оставил их, тот впал в заблуждение. Сказал Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует): «Я оставил вам (нечто), придерживаясь чего, вы никогда не впадете в заблуждение. Это Книга Аллаhа и Сунна Его Пророка». И они являются единственными источниками получения знаний и руководства в делах для нас. И наше свидетельство о том, что Мухlаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) – Посланник Аллаhа обязывает нас к тому, чтобы у нас не было иного источника для обучения правилам поведения, поклонению, акыде и другим нормам, кроме этих двух (Коран и Сунна). А кто противоречит этому в своих действиях, тот делает недействительным свое свидетельство. Но что суфиям до этого?..

Во-вторых, если мы внимательно изучим все эти правила, мы обнаружим, что все они или подобные им присутствуют в ложных религиозных системах, которые в наше время стали активно распространяться, как кришнаизм, йога, кадианизм, шиизм, хабашизм и т.д. И суфизм – родной брат этих систем или одна из них, пусть и покрытая покрывалом Ислама.

В-третьих, если мы изучим все эти правила, мы поймем, что они имеют цель разрушить Ислам до основания и покончить с личностью сильного мусульманина, приверженца Таухида, чтобы он стал мертвым среди живых, которого шейх поворачивает, как захочет, подобно тому, как омывающий поворачивает тело покойника. И это осуществляется путем полного покорения мюрида его шейху, и абсолютного аннулирования его разума и превращения его в легко управляемое орудие в руках шейха, и запрета возражать ему, даже если он пьет вино, прелюбодействует и совершает все, что только возможно из запретного, и вменения в обязанность мюрида слепой покорности шейху, даже если тот прикажет ему убить собственных родителей или привести к нему его жену, чтобы уединиться с ней. И все это – под именем Ислама и под предлогом приближения к Аллаhу и во имя тариката, Истины и покаяния.

И, к сожалению, им удалось осуществить часть поставленных задач, и ослабить мусульман, вытянуть из них деньги, посеять рознь между ними, разделив их на партии и секты, после чего отдали их их врагам – кяфирам, и те вмешались в их дела и стали управлять ими и распоряжаться их делами… Посмотрите на то, что называется «исламскими государствами» в мире – кому они подчиняются? Какую политику ведут? И вместе с этим находятся вопрошающие: «В чем причина упадка мусульман и их унижения? И в чем причина разложения мусульман и падения их нравов? И в чем причина разрозненности мусульман и их междоусобных войн?». Они спрашивают об этом?!.. Ответ очевиден для тех, кто смотрит на все через призму Корана и Сунны, а не глазами представителей суфизма, который не ослепляет взоров, но ослепляет сердца, что в груди…

 

40 – Мистическое знание (‘улюм лядуниййа)

 

Суфизм: его приверженцы утверждают, что они обладают мистическим знанием, не открытым никому, кроме них, и не постигает его никто, кроме тех, кто придерживается их тариката. И что это знание они получают прямо от Аллаhа, без посредничества посланников, или же от аль-Хидра (мир ему), или с Хранимой Скрижали на небесах.

Это название (лядуниййа) они взяли от слова «лядун», упоминаемого в Коране в истории аль-Хидра и Мусы (мир им), в словах Всевышнего: «Они встретили одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью от Нас (лядунна) и обучили из того, что Нам известно» (Пещера, 65), и сказали, что это знание, которым Аллаh наделил аль-Хидра, было знанием особым и таинственным, и Аллаh упомянул в связи с ним слово (лядунна), значит, это знание – «лядуниййа».

Говорит Абу Йазид аль-Бастами, обращаясь к ученым хадиса и Шариата: «Вы взяли свое знание мертвым от мертвого, мы же взяли наше знание от живого, который не умирает. Говорит один из вас: «Передал нам такой-то от такого-то». А где такой-то? Говорят: «Умер». Что же касается каждого из нас, то он говорит: «Передает мне мое сердце от моего Господа»[255].

И говорит Ибн ‘Араби: «Ученые чертежей и рисунков (так они называют ученых Шариата, насмехаясь над ними) берут (знания) каждый следующий от предыдущих, до самого Судного Дня, и удлиняется цепочки передатчиков. А вали берут знания от Аллаhа. Он внушает им (знание) от Него, по милости Своей к ним и из-за того внимания, которого удостоились они от Своего Господа»[256]. То есть приверженцы Шариата перенимают знание от людей, которых уже постигла смерть, суфии же имеют прямую связь с Аллаhом и получают знание от Него без посредничества ангелов или посланников.

Я говорю: таким образом, они стали кяфирами и указывают путь к неверию своим последователям.

Говорит Ибн Дойфуллаh: «Собрались к Абу-ль-Мавахиб аш-Ша’зили ученые-факыхи и задали ему семнадцать сложных вопросов, и он ответил на них». Добавляет Ибн Дойфуллаh, комментируя это: «И тогда они убедились, что свое знание он черпает из Хранимой Скрижали»[257].

И очень часто они преуменьшают значимость знания, которое было дано посланникам, по сравнению с их мистическими знаниями. Говорит Абу Йазид аль-Бастами: «Мы преодолели море, в то время, как пророки остановились у его берега», – т.е. мы получили знание, которого не получали пророки... Когда же на суфиев стали давить из-за этих слов, они попытались придумать им иное истолкование – что пророки вышли из моря и остановились на берегу. Но тот, кто хоть немного знает особенности арабского языка, отлично понимает, что с точки зрения языка подобное толкование невозможно, и значение этих слов: «Они остановились на берегу, будучи не в состоянии преодолеть его, в то время как аль-Бастами и ему подобные вошли в него и достигли его глубины». Толкование же это они придумали, чтобы выйти из тупика.

В качестве доказательства существования мистического знания суфии приводят историю аль-Хидра, упомянутую в Коране, и мы уже говорили о том, что их выводы из истории неверны, а также о наших убеждениях в отношении аль-Хидра в главе «Дозволенность отходить от Шариата Мухlаммада».

Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а: отрицают существование так называемого мистического знания, противоречащего Корану и Сунне, и отрицают возможность получения людьми Шариата или законов от Аллаhа кроме как через посредничество посланников. Кто же утверждает, что существует иной путь получения людьми мистического знания, Шариата и указаний от Аллаhа, тот является кяфиром, которого следует убить, даже не требуя от него покаяния… Кто же впал в большее заблуждение, чем последователи суфизма, и кто же более далек от Истины, чем они!

Мы спрашиваем аль-Бастами и ему подобных: кто эти мертвые, от которых берут знания ученые по хадисам? Разве они не взяли это знание от таби’ин, а те – от сподвижников, а сподвижники – от Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует)? Как укладываются в ваших умах насмешки над этими праведными предками, через посредничество которых к нам пришли Шариатские науки, и если бы не они, мы не знали бы ничего?!

Теперь посмотрите, что можно сказать о человеке, утверждающем, что ему даровано знание, которое не было дано Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует)? Достоин ли он того, чтобы ему верить? Заслуживает ли того, чтобы следовать за ним? Заслуживает ли того, чтобы вообще причислять его к мусульманам?.. И каким способом мы можем узнать, правдив ли он в своих словах или лжет? По тому, что он совершает чудеса? Это, поистине, не является доказательством чего-либо, поскольку чудеса совершают и шарлатаны, и фокусники, и йоги, и буддисты, причем намного чаще, чем суфийские шейхи, и ад-Даджаль (антихрист) будет совершать чудеса, претендуя на божественность, и многие люди поверят ему.

Нет, братья мои, не это показатель, по которому отличают правдивого от лжеца. Но этот показатель – Книга Аллаhа и Сунна Его Посланника (да благословит его Аллаh и приветствует), которые оставил Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует) своей Умме после своей смерти. Кто будет придерживаться их, никогда не собьется с пути Истины, и кто разошелся во мнении относительно чего-либо – пусть они вернутся к ним. Сказал Всевышний: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаhу и Посланнику, если вы веруете в Аллаhа и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (Женщины, 59). Аллаh подтвердил необходимость обращение с любым спорным вопросом к Аллаhу и Его Посланнику (да благословит его Аллаh и приветствует), сказав: «Если вы уверовали в Аллаhа и в Последний День», - то есть, кто не делает этого, тот не уверовал в Аллаhа и Последний День.

Теперь я спрашиваю: что можно сказать о суфизме с точки зрения Ислама, если применить к ним этот аят, ведь они противоречат ему и обращаются со своими спорными вопросами только к своим шейхам? Ответьте же мне…

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.