Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мышление — высшая форма умственной



Культуры

Центральную роль в умственном труде играет мышление. В мышлении осуществляется уяснение смысла, творческая пе­реработка воспринятого и превращение его в личные знания, навыки, умения, опыт, привычки. Степень участия мышления студента — в учебном процессе, поэтому предопределяет его ре­зультативность. Переходя от чувственного восприятия к логи­ческому мышлению, человек как бы удаляется от объекта, те­ряет чувственную достоверность, наглядность, «зримость кра­сою». Теряя одно, он приобретает другое, а именно безгранич­ную способность проникать в заповедный мир сущностей, необ-ходимостей — в царство законов, где обретает действительную свободу. Мышление, поднимаясь от конкретного к абстрактно­му, не отходит от истины, а приближается к ней. Научные абстракции отражают объективный мир глубже, вернее, полнее. Мысли человека, как бы отталкиваясь от конкретно-чувствен­ной действительности, поднимаются по ступеням познания. Поэтому студенту при изучении любой учебной дисциплины необходима предварительная логическая подготовка. Мефис­тофель, переодевшись в костюм Фауста, советует начинающему студенту:

Сперва хочу вам в долг вменить

На курсы логики ходить.

Ваги ум, не тронутый доныне,

На них приучит к дисциплине,

Чтоб взял направленъя ось,

Не разбредаясь вкривь и вкось... ■■■■■'■■'

В мозгах, как на мануфактуре,

Есть ниточки и узелки.

Посылка не по той фигуре

Грозит запутать челноки '.

Анализ творчества показывает, что реальный процесс по­знания всегда представляет собой единство чувственного и ра­ционального. В любой области науки, искусства, профессии чув­ственное познание усиливается мощью логического мышления.


Творчество предполагает как образное, так и логическое мышление. Без этих основных компонентов мышления и дей­ствительной свободы, самостоятельности, нет развития культу­ры личности, умственной культуры, невозможна генерация но­вых идей, теорий.

Эта модель творческого мышления соответствует современ­ным представлениям о функциональной асимметрии мозга, со­гласно которым правое полушарие работает как образное, а левое - как логическое мышление. Не вызывает сомнений, что формированию гармоничного творческого мышления могут слу­жить оба полушария. Уже в самом начале пути к самостоя­тельному мышлению человеку нужно суметь выбраться из на­валенных на него поколений авторитетов. Ему следует осоз­нать, что литература, искусство, наука основаны на свободе че­ловеческого разума.

Задача студента в учебном процессе заключается в умении выводить себя из состояния мыслительной, зрительной, слухо­вой рутины так, чтобы овладеть собственным мышлением. Смысл образования состоит в раскрепощении мысли, избавле­нии от необходимости мыслить по указке. Сказанное больше относится к стратегии мышления, т.е. глобальному его ориен­тированию. Наряду с этим следует стремиться пополнять свой духовный мир частными методами и приемами, овладевая так­тикой мышления. Изучить и тут же применить в учебной, самообразовательной и умственной практике такие операции мышления, как анализ и синтез, сравнение, абстракция, обоб­щение, аналогия.

Процесс мышления - это прежде всего анализ и синтез как мыслительные операции.Именно с анализа и синтеза начина­ется мысленное оперирование объектами в голове думающего человека.

Анализ (греч. analiysis - разложение, расчленение) - проце­дура мысленного, а также реального расчленения предмета на составляющие его части и компоненты, выделение в нем опре­деленных сторон, элементов, свойств, связей, отношений. На­пример, изучая новый тип станка, человек мысленно как бы выделяет его основные тактико-технические данные и познает их. При этом те или иные свойства предмета являются для мыслящего руководителя наиболее важными, значительными,


существенными, интересными и выступают на первый план, другие свойства в результате этого могут быть отодвинуты на задний.

Синтез - объединение выделенных анализом компонен­тов целого и изучение связей между ними. Человек познает различные предметы прежде всего путем сравнения. А всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопос­тавления или соотношения их друг с другом, т.е. с синтеза. Анализ и синтез как две неразрывно взаимосвязанные стороны единого мыслительного процесса применяются и в самых про­стых умственных операциях, и в сложных мыслительных про­цессах, связанных с творчеством.

Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) — формирова­ние образов реальности - понятий, суждений посредством от­влечения и пополнения; выделение в них основного, главного. Наиболее развитой системой абстракции обладает математика, которая по существу является наукой об абстракциях: они составляют ее предпосылку, метод и предмет. Все другие науки в той мере, в какой они пользуются математикой, заимствуют ее абстракции для собственных методов исследования, описа­ния и объяснения, но каждая наука добавляет свои, только ей свойственные абстракции. Существуют абстракции, характер­ные для всех гуманитарных и естественных наук и практики: свойства, отношения, одинаковости, отождествления, индивиду­ализации и др., необходимые для образования понятий, узнава­ния и классификации объектов познания.

Обобщение (лат. generalisatio) — мысленный переход: 1) от отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой, более общей - логическое обобщение. Эти переходы осуществляются на основе особого рода правил. Приведем в качестве примера стихотворение Вероники Тушновой:

Шагаю хвойною опушкой,
■'"'■'■' И улыбаюсь, и пою,

И жестяной помятой кружкой Из родничка лесного пью... Но дело то не в певчих птицах, Не в роднике или в грибе, Душа должна уединиться, Чтобы прислушаться к себе.


И раствориться в блеске этом,

И слиться с этой синевой, >

И стать самой

Теплом и светом,

Водой,

И птицей,

И травой,

Живыми соками напиться,

Земную силу обрести,

Ведь ей века еще трудиться.

Тысячелетия расти '.

Фрагмент начинается с описания вполне эмпирической си­туации прогулки по лесной опушке; затем акцент переносится на внутренний мир человека, проблему самоанализа, духовного единения с природой, заключительные строки звучат предельно обобщенно - человеческая душа принимает глобальные, родо­вые черты - это индуктивное обобщение. В другом случае, от­правляясь, например, от понятия о равностороннем треуголь­нике и отвлекаясь от свойства равносторонности, переходят к обобщенному понятию о треугольнике вообще — логическое обобщение.

Процесс обобщения связан с процессами абстракции, анали­за, синтеза, сравнения. Способность студента к обобщению, уме­ние выделять главное и концентрировать на нем внимание яв­ляются признаком того, что он овладел важными приемами умственной деятельности. Практика показывает, что не все люди в одинаковой степени владеют этими приемами. Случается, на­пример, что на занятиях, а тем более на экзамене, студент не может сконцентрировать внимание на поставленном вопросе, выделить главное, в результате забывает, о чем нужно говорить.

В научном, художественном и обыденном познании широ­ко применяется аналогия, когда о неизвестном судят, опираясь на сходные черты сопоставляемых явлений. Так, волновая тео­рия света возникла во многом под влиянием волновой теории звуковых явлений. Исторические ситуации часто оказываются аналогичными в том или ином отношении, однако прямые ис­торические аналогии и параллели опасны: они могут привести к надуманным выводам, поверхностным заключениям.


Основные формы мышления — понятия, суждения, умозак­лючения —' следует постоянно развивать.

Понятия — это формы мышления, в которых обобщены данные, опыт, это мысль о предмете,, отражающая общие и при­том существенные его свойства. Исходным источником обра­зования понятий являются чувственные образы предметов. Но чтобы понятие образовалось, мышление должно выйти за пре­делы чувственного познания. В процессе мышления сознание освобождается от единичных, случайных образов и с помощью слов, знаков, формул, замещающих реальную действительность, объективные отношения предметов и явлений, лучше охваты­вает эти отношения, точнее их выражает и применяет в раз­личных ситуациях.

Суждение - умственный акт, выражающий отношения между
предметами, явлениями, признаками. В суждениях нередко рас­
крывается содержание понятий. «Этика - наука о законах нрав­
ственной жизни человека». В этом суждении раскрывается со­
держание понятия «Этика».

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое. Различают два вида умозаключений: индукцию (от лат. inductio - наведение) - от частных случаев к общему выводу и дедукцию (от лат. deductio -выведение) - переход от общего к частному.

Индукция и дедукция взаимосвязаны и проверяют друг че­рез друга, помогают расширять и углублять свои знания об окружающем мире и более успешно управлять. Процесс мыш­ления, в котором умозаключения строго основываются на пра­вильных суждениях, называется логическим мышлением, а на­ука о формах и законах правильного мышления называется логикой. Ярким примером строго логического мышления мо­гут служить доказательства теорем в геометрии и другие мате­матические выводы, где все последующее основано на предыду­щих положениях, одно неизбежно вытекает из другого.

Результаты мышления обязательно должны проверяться практикой. Практическая деятельность - цель всякого мыш­ления, его материальное бытие. Иначе мышление просто меря­ет смысл. В процессе познания практика выполняет следую­щие основные функции: она является исходным пунктом по­знания, движущей силой мышления, целью познания и крите­рием истины. Само возникновение человеческого мышления


связано с практической, предметной деятельностью людей. Пре­образуя и изменяя окружающий мир, человек постигал матери­альные связи и отношения, приобретал знания о мире, которые со временем образовали науку. Человек по своей природе прак­тик, вечный и неутомимый труженик, мыслитель и творец.

Поэтому нет у нашего интеллекта худшего врага, чем жиз­ненная пассивность, равнодушие, лень во всех ее формах, безот­ветственность. Мышление - дерзание духа. Дерзание духа -активная мыслительная деятельность — требует и большой во­левой отдачи. Мышление всегда побуждает к деятельности, а деятельность, как правило, связана с интеллектуальным на­пряжением, преодолением трудностей, подчас с риском. Ученый и писатель-фантаст И.А. Ефремов, затрагивая эту проблему не один раз, писал: «Мы слишком носимся с опасениями перегру­зить мозг. Пустое, мозг способен усвоить непомерно больше того, что мы ему даем. Надо только уметь учить, а емкость мозга такова, что он вместит невероятное количество знаний. Следует усвоить, что можно и надо подвергать и весь организм перегрузкам страшнейшей работой, но только делать потом долгие отдыхи. Так мы устроены, такими мы получились в длительной эволюции, и с этим нельзя не считаться»1. Поэто­му борьба за активное, напряженное мышление - это всегда одновременно воспитание самостоятельного мышления. Само­стоятельность мышления проявляется прежде всего в само­развитии мышления в процессе познания и профессиональной деятельности.

Развитие умственных качеств зависит от приобретенных знаний. Но нельзя отождествлять ум и знания. Можно иметь много знаний, но не уметь их применять. Большое значение имеет соединение ума с активностью личности, с готовностью применять свои умственные силы в полезной деятельности. Бывают умные, но очень пассивные люди, у которых ум, как мертвый капитал, остается без должного применения.

Для умного человека характерно умение привести знания в систему, чтобы ими можно было пользоваться. Недаром К.Д. Ушинский назвал ум хорошо организованной системой знаний.

Умный человек, как правило, допускает меньшее количе­ство ошибок в своей деятельности. Но дело не только в этом.


Важно, чтобы было разумное отношение к этим ошибкам, что­бы человек, сделав ошибку, умел ее исправить.

Мышление - самая трудная работа для человека. И для выполнения этой работы необходимы организованность, хоро­шо развитое внимание, память, наблюдательность, работоспо­собность. Непременное условие развития мышления - чтение, участие в дискуссиях, решение творческих, не стандартных, па­радоксальных задач, регулярное изложение мыслей своими сло­вами, широта и глубина интересов.

Развивать-мышление - это прежде всего учиться наблю­дать, формулировать и разрешать различные вопросы. Чем бо­лее руководитель склонен к размышлению, тем чаще он ставит перед собой те или иные проблемы. Понаблюдайте за собой. Часто ли у вас возникают вопросы, как существенны они? Лег­ко ли вам увидеть проблему при принятии решения? Это мож­но выяснить простым способом: при изучении незнакомого материала проанализируйте, как быстро и уверенно вы выделя­ете ясное или неясное, т.е. ставите вопросы.

Следует усвоить важнейшие характеристики мышления. К ним относятся: самостоятельность мышления - умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли; критичность мышления - способность анализировать, сравнивать, находить существенное; гибкость мысли - умение находить пути решения задачи; пытливость мысли - потреб­ность всегда искать наилучшее решение; креативность мыш­ления - способность к творчеству, можно назвать творческим отношением к жизни.

За счет максимальной рационализации мыслительной дея­тельности, которая достигается при изучении и освоении дан­ного учебного пособия, можно улучшить также и экономич­ность затрат душевной энергии, времени, что, пожалуй, являет­ся самой главной проблемой при работе с информацией в про­цессе принятия решений и организации их исполнения.

2.4. Культура речи - одежда мысли

Мышление и речь - две стороны единого процесса: осуще­ствляя речевую деятельность, человек мыслит; мысля, он осу­ществляет речевую деятельность. Если появляется мысль, то


зсегда находится и слово. И наоборот, если вспомнить слово, то ■лысль всплывает в сознании вместе с ним. К.П. Зеленецкий, ученый, писатель, эрудит своего времени, знаток многих евро­пейских языков, отмечал: «Мысль, каким бы то ни было обра­зом выраженная, есть слово...»1; «мысль только в пределах слова есть мысль в своем подлинном значении» 2; «современ­ное происхождение мысли и слова... очевидно. Первая мысль человека была не чем иным, как первым его словом» 3. Поэто­му все, что хорошо продумано, выношено, выражается ясно. Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как, не­точно, приблизительно, неверно. Поэтому без способности орга­низовать мысль посредством слова невозможно рассуждать и развиваться как личность. Речь - часть характера, определяю­щая культуру личности.

Главная функция речи - общение. Грамотная и убедитель­ная речь наиважнейшее средство общения. Умение пользоваться словом влияет на авторитет любого человека, производит впе­чатление на других людей, ибо, как справедливо отметил поэт:

Умен ты или глуп, велик ты или мал. Не знаем мы, пока ты слово не сказал 4.

Саади

Слово, произнесенное вслух, во все времена было главным средством распространения знания и часто несло в себе более сильное воздействие, чем слово написанное. Кроме того что язык — это средство общения, существует множество специаль­ностей, для которых умение хорошо говорить - прямая профес­сиональная необходимость и обязанность. Здесь слово являет­ся обязательным условием эффективной работы. Политик, ру­ководитель, педагог, юрист, социальный работник, журналист, экономист должны овладевать ораторским искусством, если хотят достичь вершин в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми: беседовать, наставлять, кон­сультировать, выступать публично, поддерживать беседу в офи­циальной обстановке.


Перед каждым человеком неизбежно встает целый ряд вопросов. Прежде всего, три общих, связанных с целью речи:

Для кого говорю?

Что хочу им сказать?

Зачем хочу им сказать?

А также четыре специфических вопроса, отражающих вне­
шнюю сторону речи: Г"!'-

Как сказать правильно?

Как сказать понятно? . v>r^ .

Как сказать интересно? ,-,... , .:

Как сказать убедительно?

Сегодняшний мир как никогда основан на обмене при помо­щи слов - идеями, концепциями, чувствами, аргументами, факта­ми. Слово, произнесенное вслух, во все времена было главным средством распространения знаний, влияния на души людей.

Следует выделить информационную функцию слова. Она связана с центральным положением человека во Вселенной как мыслящего, творческого существа, призванного овладеть силамщ природы и продолжать с помощью данного ему разума процесс направленной эволюции природы. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным членом обще­ства. Прогрессирующее развитие духовных, интеллектуальных, творческих способностей обусловлено обменом мыслями, вза­имной стимуляцией духовных усилий в современных поисках истины. Всякий длительный отрыв от общества, от культуры приводит к духовной деградации. Общение, а не «самодоста­точное» существование, является истинной стихией человечес­кой жизни.

Любая речь ценна в первую очередь той информацией, ко­торая в ней содержится. Под информацией понимают сведения и сам процесс передачи или получения их. Помимо сведений о фактах и событиях, информация включает в себя знания об их глубинных источниках, о законах развития природы, общества и человеческого мышления. Более того, в нашем обществе,все-общей грамотности, относительной образованности именно на­учная информация, которую сообщает педагог, представляет наибольший интерес для студентов.


Кумулятивная функция заключается в способности языка быть не только хранителем, но и накопителем знания о куль­туре, о социальном опыте человечества. Язык и его динамичес­кая пластика почти полностью замещают генетическую память, наследуемую каждым поколением, но главное - обеспечивают их способность опереться на совокупный предшествующий опыт и быть инструментом его обновления. Представим на минуту, что язык забыт, а его материальные носители - книги - унич­тожены. Это сокрушило бы нашу цивилизацию и культуру. Книга — универсальное хранилище и накопитель информации, величайший культурный фактор, мощный стимул прогресса, глав­ный источник для педагога и студента.

Для студента работа с научной, учебной и художественной литературой - сложная умственная деятельность, от эффектив­ности которой зависит успешность учения и самообразования, а также степень влияния на себя и на других. В силу неповто­римой индивидуальности вещей и уникального состояния лю­дей слово в каждом новом контексте своего употребления об­ладают целым веером значений. Смысловая наполненность слова зависит от уровня общей и индивидуальной культуры личности. Исходной и ведущей является коммуникативная функция.

В процессе обмена мыслями педагог и студенты одновре­менно выражают содержание мысли и свое отношение к пред­мету речи, а также контролируют и то, и другое. Сама по себе мысль нематериальна, она не дана органам чувств: ее нельзя ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение «люди обмениваются мыслями» абсурдно понимать буквально. Никакого обмена, никакой взаимной передачи мыс­ли не происходит.

Процесс общения осуществляется в форме взаимного мате­риального воздействия словами, за которыми скрывается обмен мыслями.

С помощью слов мы не передаем, а вызываем аналогичные мысли в голове воспринимающего. Здесь речь идет о передаче определенной информации. Обрабатывая ее, мозг как бы «про­бует на вкус» каждое слово, сопереживает ему, и в результате — происходит изменение физического состояния.

Вы не задумывались, почему нам так неприятны невежли­вые люди? Тому есть веская причина. Ведь формулы вежливое-


ти — по сути укоренившиеся древние магические заклинания для улучшения нашего состояния. Вспомните их: «Здравствуй­те», «Будьте здоровы», «Приятного аппетита», «Спокойной ночи», «Я Вас люблю». Это самые что ни на есть положительные установки. А невежливый человек — вор, лишающий этих по­ложительных установок, а порой и наносящий прямой вред здоровью.

Так намечаются контуры системного подхода к коммуни­кативным качествам речи: вежливость, доброжелательность, выразительность, чистота, доступность, действенность, благозву­чие речи - удовлетворение потребностям приятного для уха звучания, подбор слов с учетом звуковой сочетаемости.

Мыслительная функция. Речь есть материальное выраже­ние мысли. Речь и мышление постоянно связаны и взаимодей­ствуют в едином процессе речемыслительной деятельности. В речи мысль выражается и в речи же она формируется. Язык принято сравнивать со строительным материалом, а речь - с возведением их этого материала здания. Образно говоря, речь -это галерея зданий, в которых «обитают» мысли.

Не только мысли и переживания, но и речь носит индиви­дуализированный, личностный характер. Имея в виду набор языковых средств и специфику его использования, обычно го­ворят: язык Пушкина, Гоголя, Флобера и т.п. О мастерстве педагога можно судить на основании многих признаков, в том числе и по характеру его речи. Ведь между способом мышле­ния и способом выражения мысли существует неразрывная связь: каков разум, таковы и формы его внешнего выражения. Сумбур душевной жизни соответственно выявляется в речи.

С помощью речи мысль не только формулируется, но и формируется. Если мы, например, обратимся к творческой лабо­ратории какого-либо писателя, то убедимся, что упорная и кро­потливая работа над формой изложения мысли есть всегда ра­бота и над усовершенствованием и уточнением самой мысли. Н.С. Лесков, например, говорил, что основное правило всякого писателя - переделывать, перечеркивать, перемарывать, встав­лять, сглаживать и снова переделывать свои рукописи. Ф.М. Достоевский подчеркнул ту же мысль: величайшее уме­ние писателя — уметь вычеркивать. Писатель работает над тем, как точнее выразить мысль словами, актер -- как лучше пере­дать мысль словами. Педагог работает над т€:м и другим: рабо-


та педагога-оратора по подготовке занятия есть не что иное, как работа над мыслью, над ее произнесением, над ее воздей­ствием на студентов.

Убеждающая функция речи зависит как от содержания, так и от того, насколько оратор овладел приемами риторики. Убеж­дать означает влиять! Убеждение - это сообщение, имеющее цель изменить взгляды, отношения или сформировать новые. Соответственно этой цели выдвигаемые положения должны быть максимально доказательными, обоснованными.

Огромное значение имеет логическая структура сообщений, правильное соотношение теоретических знаний с достоверны­ми фактами. Сообщение убеждает, когда не только понятно основное положение, но и когда ты с ним согласен.

Так влиять можно только на того, кто открыт, кто внима­телен, кто слушает. Поэтому агрессивность — важнейшее пре­пятствие искусства убеждения. Агрессивность оратора побуж­дает человека, группу людей замкнуться и ожесточиться. Для успеха красноречия требуется уверенность в себе, доверие, вни­мание, нередко и симпатия. Если оратор имеет желание кого-то убедить, его должны воспринимать как располагающего к себе и учтивого человек.

От чего зависит сила влияния оратора? От концентрации мыслей, взглядов, убеждения. Николаус Энкельманн подчерки­вает: «Все, что растет, нуждается в пище. Пища мысли - кон­центрация. Сознательная или неосознанная концентрация яв­ляется сгустком жизненной энергии... Таким образом, способ­ность концентрироваться является важнейшим качеством ру­ководящих кадров. Но тогда вы признаете, что нервозность является самым отрицательным качеством.

Чем нервознее и взвинченнее вы будете, тем меньше сте­пень влияния, которое от вас исходит»1 .

Каковы же каналы, через которые оратор влияет на людей? Познание мира обеспечивается органами чувств: зрением, слу­хом, вкусом, обонянием, осязанием. Наиболее сильное убеждаю­щее влияние возникает в том случае, когда зрительный и слу­ховой каналы оратора и слушателей задействованы одновре­менно, когда открывается огромный мир чувств, слитый с мыс-


лями. В.А. Сухомлинский говорил: «...идеи становятся святы­ми и неприкосновенными не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда они живут в живом трепете мысли и чувства, в творчестве, поступках»1.

Убеждение - это процесс интеллектуального и жизнерадост­ного сопереживания, совместная мыслительная деятельность говорящего и слушателя.

Чтобы убеждение как метод воздействия было Максималь­но действенным, оно должно удовлетворять важнейшим требо­ваниям:

♦ не может увлечь человека студент, педагог не знающий, тем более не может убедить слушателя не убежденный. Успешно убеждать может тот оратор, который сам твердо верит в то, в чем он стремится убедить окружающих. Отсутствие лич­ных убеждений — нерешительность, робость, слабая интона­ция - все это ослабляет силу воздействия;

♦ содержание и форма убеждений должны отвечать уровню раз­вития слушателя и, естественно, все о чем говорится, должно быть доступно для понимания, с учетом истинной жизненной позиции слушателя;

♦ убеждение должно быть рассуждением, чтобы слушатель ви­дел плод непосредственного, сиюминутного труда студента. Это положение, предполагающее мыслительную активность оратора, обязывает к большой ответственности перед слуша­телем, не только к содержанию, но и форме воздействия;

♦ убеждение должно быть последовательным, логичным, макси­мально доказательным. Тот, кто обладает «железной» логи­кой, всегда убеждает. При этом надо использовать конкрет­ные факты, примеры, с их помощью легче убедить, особенно тех, у кого недостает кругозора и развитого абстрактного мышления. Факты, известные слушателю, помогают оратору парализовать возможные сомнения как в действительности самого факта, так и в истинности выдвигаемого вывода, поло­жения;

♦ убеждающее воздействие должно вызывать эмоциональное со­переживание у слушателя. Заинтересованность оратора вы­зывает ответную реакцию. Отношение воспитателя к теме речевого воздействия становится как отношением слушате­ля к ней. Это в определенной мере обеспечивает взаимопони­мание и согласованность действий оратора и слушателя.


В социальной психологии сформулирован закон эмоциональ­ного заражения, согласно которому «сила нарастания накала страстей, создающая психологический фон, находится в пря­мой пропорциональной зависимости от величины аудитории и степени эмоционального накала аудитории» Ч Сухая, моно­тонная, холодная речь не оказывает убеждающего воздействия. Воздействие оптимистическое, задевающее, волнующее, потря­сающее и вдохновляющее воспитывает, делает человека бла­городнее, нравственнее, чище, лучше;

♦ эффективность убеждающего воздействия определяется ав­торитетом оратора. Слова уважаемого оратора легче прини­маются слушателем к руководству.

Излагая свою позицию, оратор как бы публично мыслит вслух, и аудитория активно следит за развитием его живой мысли, его мажорного настроения, совершая ту же мыслитель­ную, эмоционально-выразительную работу.

Эмоциональное содержание речи проступает в богатстве и силе голоса, в ритме, темпе, паузах, интонации, в различного рода междометиях, особой эмоционально-выразительной лек­сике, во всей совокупности лирических и стилистических мо­ментов. В качестве средства выражения речь оратора включает в себя: внешний облик, мимику, жесты, совокупность динамич­но-выразительных движений. В этом случае речь, слово орато­ра — могучее средство воздействия на сознание и психику чело­века.

Единство чувственного и рационального - необходимое ус­ловие убеждающего воздействия публичной речи. Эффект убеж­дения приводит к изменению представлений слушателей, если они ошибочны, к изменению сознания. На основе убеждения изменяются поступки людей, а это значит, что убеждающая функция неразрывно связана с воспитательной, с самосовер­шенствованием культуры личности.

Воспитательная функция осуществляется посредством пропаганды общечеловеческих культурных ценностей, идеалов культуры личности. От убеждения один шаг к действию. Ора­торское слово отличается от обычного тем, что оно должно стать определительным началом чужой деятельности. Убеж­дающая функция красноречия превращается в мобилизующую.


Верная, убедительная информация может мобилизовать людей на энтузиазм, трудолюбие, может удержать от дурного поступ­ка. Удачного, доброго слова иногда бывает достаточно, чтобы остановить обратившихся в бегство солдат, превратить пора­жение в победу, вдохновить, тонизировать, облагородить, возвы­сить, окрылить человека.

Мастерство оратора действительно сродни искусству: оно способно доставлять людям наслаждение, дарить радость и упо­ение. Цицерон отмечал, что задача оратора научить слушателя, убедить его и доставить ему удовольствие. И не только торже­ственная речь, но каждое учебное занятие, глубокое по содержа­нию и совершенное по форме, может оказывать потрясающее воздействие на разум, чувства, волю и убеждения слушателей. Оратор должен быть незаурядной личностью. Талант педагога-оратора — особый сгусток способностей. Это прежде всего дар мыслить вслух здесь и сейчас. Это дар красиво, увлекательно, четко, ясно, понятно говорить, это умение общаться с людьми и очищать их души. И наконец, слово - глагол, которым педагог-оратор призван «жечь сердца», как говорил А.С. Пушкин. Не сжигать дотла, а просветлять, возвышать, наполнять, очищать.

Такими нередко были, например, выступления известного русского профессора-историка Т.Н. Грановского. Слышавший его А.И. Герцен писал: «На последней лекции аудитория была битком набита. Когда он в заключение начал говорить о сла­вянском мире, какой-то трепет пробежал по аудитории, слезы были на глазах, и лица у всех облагородились. Наконец, он встал и начал благодарить слушателей, - просто, светлыми, пре­красными словами, — слезы были у него на глазах, щеки горели, он дрожал... Безумный буйный восторг увлек аудиторию: кри­ки, рукоплескания, шум, слезы, какой-то торжественный беспо­рядок... Я вышел из аудитории в лихорадке. Слава доценту и слава аудитории»1.

Учебная речь отличается от всех других. Студенты оцени­вают стиль, манеру преподавателя, его кругозор, эрудицию, глу­бину, прочность знаний, убеждения, мировоззрение, характер, тем­перамент, философию, культуру. Современная студенческая ауди­тория чутко реагирует на личность педагога-оратора именно с этих точек зрения. Для студентов оказывается исключительно


важным разнообразие и творческий характер личности педаго­га-оратора. Отсутствие эмоциональности, динамичности, личност­ного отношения к тому, о чем он говорит, рождает отрицатель­ное отношение к его речи, независимо от того, насколько полез­но ее содержание.

Современное общество нуждается в том, чтобы риторика была возрождена и эффективно развивалась. Нужда в этом, прежде всего, практическая. Необходимо овладеть умением ве­сти речь в процессе профессиональной деятельности, выступать на собраниях, вести дебаты, читать научную литературу, быстро усваивать информацию, пользоваться информационными сис­темами. Сегодня овладение риторикой становится составной частью умственной культуры.

Можно ли научить риторике? Большинство исследователей склонны считать, что этому делу научить нельзя, но научиться ему можно.

Главным в риторике как учебном предмете является обу­чение, самообразование, самосовершенствование культуры лич­ности, неустанная работа оратора над собой, постоянные уп­ражнения и реальная ораторская практика. Как это понять?

Ответ находим в первом печатном учебнике М.В. Ломоно­сова «Краткое руководство к красноречию»: «К приобретению оного требуется пять следующих средствий: первое - природ­ное дарование, второе — наука, третье — подражание авторов, четвертое — упражнение в сочинении, пятое — знание других наук. Душевные дарования, а особливо остроумие и память к получению сего искусства столь необходимо нужны, как добрая земля к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодной земле, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно... Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении слова упражняющимся очень надобны...Наука состоит в познании нужных правил, которые показывают подлинный путь к крас­норечию» 1.

За каждым успешным выступлением, занятием всегда стоит огромный, сознательный, целеустремленный и систематический умственный труд. А.С. Макаренко обращаясь к учителям го-


ворил: «Нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». . И закончил ключевой фразой: «Этому надо учиться»1.

Ораторскому мастерству действительно нужно учиться. Все, что оратор умеет, умеет он только потому, что сознательно это­му научился.

Подготовка оратора к выступлению. Путь к успеху в ауди­тории и в общении со слушателями для каждого оратора начи­нается с победы над самим собой - над собственной ленью, безалаберностью, равнодушием, цинизмом, безответственностью. Успех над самим собой! В умственной культуре выражена су­щественная особенность управленческой деятельности: чтобы успешно учить, воспитывать, организовывать, проводить успеш­но идеологическую работу, любой студент должен обладать вы­соким творческим потенциалом: развивать уверенность в себе, выступая публично; иметь обширные, глубокие и прочные зна­ния; быть носителем лучших человеческих качеств.

Как преодолеть страх перед публичным выступлением? В повседневной жизни, участвуя в разговоре, нередко испыты­ваешь давление со стороны окружающих и обстановки, в kotos рой протекает разговор. Но в любую секунду можно уйти от разговора и снять с себя ответственность за его продолжение. Это позволяет сконцентрироваться на главном - на передаче своих мыслей, информации.

Иначе дело обстоит, если предстать перед аудиторией. По­является чувство ответственности и боязнь не справиться. Страх сковывает так, что плохо соображаешь. Страх порождается невежеством. Отсюда неуверенность.

А чем вызывается невежество и неуверенность? Незнанием и недостатком опыта подготовки и исполнения публичного выступления.

Но как быть со страхом перед аудиторией?

Победить страх нельзя. Несомненно одно: чтобы научить­ся плавать, надо прыгать в воду. Главное внимание — на подго­товку публичного выступления. Безупречное знание предме­та - надежный фундамент.


Разработка публичной речи — комплекс умственных дей­ствий, производимых до публичного выступления. Этот комп­лекс складывается из четырех основных этапов, которые не всегда разделены во времени, но каждый из них имеет свое целевое назначение - 4 С.

1. Сбор и накопление материала. Первое требование, кото­рое необходимо предъявить к самому себе, это — уяснить тему и в связи с этим вывод, к которому ты должен привести слуша­телей. Один из важнейших критериев качества выступления -степень его современности, отражение последних достижений науки, успехов страны. Убедительность и доказательность вы-J. ступления зависят от умелого подбора и правильного исполь­зования фактического материала. Оперирование фактами по­зволяет дать прочное обоснование теоретических положений и раскрыть прикладное, практическое значение рассматриваемых проблем. Факты придают яркость и злободневность, поднима­ют научный уровень лекции.

Трудность сбора и накопления материала - в огромном количестве источников. Очевидно, главное внимание следует сосредоточить на литературе по идеологии белорусского госу­дарства, по документам Президента Республики Беларусь, ис­пользовать учебные пособия, журналы и газеты.

Сбор и накопление фактического материала предусматри­вают определенную систему его хранения и расположения (те­матические папки, конверты, картотеки). В период изучения темы можно пользоваться различными формами рабочих запи­сей (в тетрадях, на отдельных листах, на карточках), но завер­шение подготовки публичного выступления требует большой строгости в отборе и оформлении его плана-схемы.

2. Составление плана. Уяснение целевой установки выс­тупления включает определение его теоретико-познавательных (образовательных), научно-методических и идеолого-воспитатель-ных задач. В выступлении оратора находят место вопросы, по­зволяющие усилить его идейно-воспитательное значение, повы­сить роль для воспитания убежденности и научного мировоз­зрения.

Целевая установка - стержень выступления, определяю­щий его целостность и внутреннюю структуру. Исходя из нее, оратор составляет план выступления.


Опыт показывает, что план грамотного выступления, как правило, содержит вступление, два-три основных вопроса, зак­лючение или выводы.

Вступление должно быть кратким, четким, выразительным, сильным и оригинальным, занимать не более трех-пяти минут.

Задача вступления - вызвать интерес к теме, настроить людей на активное восприятие информации. Некоторые орато­ры добиваются этого эффекта изложением какого-нибудь яр­кого события, я-вления; риторическим вопросом, который сразу же захватывает внимание слушателей; рассмотрением потреб­ностей, интересов или мнений студентов; цитатой, которая от­носится к основной части речи.

Основное содержание выступления требует гибкого подхо­да. Помните: речь для ушей, а не для глаз! Для развития речи необходимо говорить вслух. Читайте стихи, скороговорки, пред­полагаемые выступления. Постарайтесь меньше писать, боль­ше говорить, часто задавать вопросы и развивать технику ди­намичной лекции.

Устали - отложите наброски, займитесь другим делом. Мозг все равно будет работать. И необходимая, точная, интересная мысль обязательно сформируется. Сформулируйте и выжмите главную мысль вашей речи. Проговорите вашу главную мысль вслух. Помните! То, что вы лично определили в своей главной мысли, должно быть реализовано в публичной речи. Определи­те основные пункты и расставьте основные вопросы по поряд­ку. Решите, как вы будете переходить от одного вопроса к другому. В результате возникнет окончательный вариант.

Заключение должно связать все воедино и вызвать у слу­шателей ощущение законченности. В заключении желательно подвести итог, повторить, пересмотреть или сформулировать за­ново тему или основные вопросы, перефразируя выражения, ис­пользованные в самой речи, причем все это должно быть крат­ким, выразительным и запоминающимся.

Работа над планом обычно начинается с предварительного его наброска, облегчающего подбор и целенаправленное изуче­ние литературы. В свою очередь, работа над литературой позво­ляет внести уточнения в формулировки вопросов и порядок их изложения.


3. Сортировка и отбор материала.Если при сборе и на­
коплении материала надо стараться собрать как можно боль­
ше, то при сортировке и отборе следует выбирать лишь самое
необходимое. Необходимо постоянно помнить о времени, кото­
рое имеет в своем распоряжении оратор. Наиболее распростра­
ненная ошибка молодых ораторов - перегрузка плана. В ре­
зультате оратор или не укладывается в отведенное зремя, или
неглубоко, схематично излагает тему. Выступление, перегружен­
ное фактами, цифрами, именами, напоминает очаг, до того зава­
ленный дровами, что огонь в нем начинает потухать; такое
выступление не оставляет заметного следа в сознании слуша­
телей, не вызывает интереса. Поэтому добавляйте, удаляйте,
изменяйте, упрощайте, меняйте местами... Помните! Задача вы­
ступления - дать комплекс систематизированных знаний. Ре­
шить эту задачу можно, если из содержания темы отобрать
наиболее фундаментальные, сложные, актуальные проблемы.

Активность слушателей мобилизуется более эффективно, если оратор выдвигает и развертывает крупную проблему. Ос­вещая принципиальные вопросы соответствующего раздела про­граммы, он вправе пренебречь частностями.

Один из важнейших критериев качества выступления -степень его современности, отражение последних достижений науки. Например, совершенно немыслимо излагать коренные проблемы философии без анализа достижений квантовой меха­ники, теории относительности, освоения космоса, биологии, лин­гвистики и других областей современного научного знания. Новизна материала, используемого для анализа фундаменталь­ных проблем, играет огромную роль в развитии познавательной активности слушателей.

4. Составление записей. Записи должны отвечать опреде­
ленным требованиям: удобство использования в любых ауди­
ториях (с трибуной, без трибуны и т.п.), разборчивость написа­
ния, возможность пополнять, изменять отдельные части выс­
тупления, выделение из общего текста главных пунктов темы.

Распространенная запись, особенно важная для начинаю­щих ораторов, - дословный текст выступления. Конёчзо, имея текст под руками, молодой оратор уверенно чувствует себя пе­ред аудиторией. Однако читать текст, даже выборочно, вряд ли целесообразно, так как оратор превращается в чтеца. Теряется


важнейшее качество выступления - его творческий характер, эмоциональная насыщенность, в конечном счете — контакт с аудиторией.

Наиболее приемлемой формой рабочих записей является сочетание развернутого плана-проспекта на одном листке бу­маги с набором карточек, содержащих выписки из книг, дефи­ниции, отдельные факты. Число этих карточек может быть не­ограниченным, но при выступлении используется, как правило, не более 15-20. Эта форма рабочих записей обладает рядом преимуществ: оперативность, мобильность материала и т.д. Оратор может быстро заменять карточки, легко перестраивать изложение отдельных вопросов, пополнять выступление све­жим материалом. Карточки позволяют успешно выступать в любых аудиториях, не связывают оратора с трибуной, создают благоприятные условия для живого, творческого общения со слушателями.

Подробная схема выступления, зафиксированная на листе бумаги, позволяет держать в поле зрения его структуру, строй­но излагать материал, контролировать себя во времени, умело и своевременно использовать карточки. Для этого в плане-про­спекте делаются соответствующие пометки о номерах карточек, которые должны быть использованы по ходу изложения.

Некоторые ораторы пользуются карточками не только с цитатами, но и с дефинициями, цифрами, фактами, е изложени­ем структуры отдельных вопросов.

В последнее время появились новые технические средства хранения и использования фактического материала (диафиль­мы, таблицы, схемы на специальных электростендах, магнито­фонные записи, компьютер).

Информированность оратора во всех случаях должна пре-. вышать информированность слушателей. Выступление эффек­тивно лишь тогда, когда между знаниями оратора и слушате­лей существует разность потенциалов, отсюда закон: «Чем боль­ше знаешь, тем лучше скажешь». Только в упорном и систе­матическом труде рождается подлинное мастерство, растет вли­яние оратора на слушателей. Известный русский юрист и ора­тор А.Ф. Кони советовал: «Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорцио­нален затраченному труду или, вернее, результату подготовки.


Невидимый ни для кого предварительный труд — основа уве­ренности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он -■ непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, произ­водит впечатление и знает все, что еще осталось сказать» г.

Учебные пособия, методические рекомендации не создают навыков и умений. Они только указывают путь. Главное в подготовке ты должен проделать сам. Нелегкий, кропотливый, ежедневный труд, способность к самообразованию и самосовер­шенствованию создают хорошего оратора. Но, пожалуй, самое - главное — терпение, упорство и многократное репетирование.

Выберите время, когда можно использовать помещение, что­бы никто не мешал, и стоя, как бы обращаясь к слушателям, попытайся воспроизвести свою речь. Как репетировать?

♦ Репетируйте, чтобы запомнить идеи, а не слова. Первое время вам не обойтись без подробных записей. Затем повторяйте речь, руководствуясь только ключевыми сло­вами и выражениями, отмечающими главные разделы будущего выступления.

♦ Не пытайтесь заучивать слова! После того как речь в целом освоена, займитесь частями, которые слабее осво­ены.

♦ Репетируйте вслух. Полезно, по крайней мере отдельные части, произносить перед зеркалом. Как вам кажется, свободно ли вы передаете свои мысли?

♦ Стойте прямо. Прямо ли держитесь? Свободны ли и лег­ки ваши движения? Если вы чувствуете себя скованным, поупражняйтесь в расслаблении мышц.

♦ Прислушайтесь к голосу. Прибегаете ли вы к паузам, когда надо перевести дыхание, ослабить напряжение, со­браться с мыслями?

♦ Теперь можно пригласить друга, близкого человека. Он
будет вашей аудиторией, станет вашим аудиоредакто-
ром и будет честно анализировать ваше выступление.


Красноречие — сила. Основная цель оратора - внушить, убедить, доставить четыре радости: радость познания, радость общения, радость творчества, радость прекрасного; побудить, вдохновить, мобилизовать, окрылить, а главное - повлиять. Ораторы в меру своего влияния — вожди, учителя общества; их специальная сфера - воздействие на людей.

Оценивая роль слова в высшей нервной деятельности, И.П. Павлов писал: «Конечно, слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные об­щие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъем­лющий, как никакие другие, не идущий в этом сравнении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных» 1.

Психофизиологические особенности слова, его воздействие на высшую нервную деятельность человека, реакции на него характеризуются определенным своеобразием:

♦ слово служит «сигналом сигналов», т.е. замещает любой на­туральный раздражитель. Человек реагирует на слово так же, как на натуральный раздражитель, обозначаемый им;

♦ слово воздействует не звуком, а заключенным в нем смыс­лом, понятийным содержанием; в этом коренное отличие ре­акции человека на слово от реакции животных;

♦ благодаря своим особенностям и исключительно частому употреблению в жизни человека слово -- богатое и сильное средство образования и оживления условно-рефлекторных свя­зей в мозгу человека как по широте (с помощью слова можно вызвать любое реагирование), так и по скорости (реакции на слова могут вырабатываться после первого объяснения их смысла, сигнального значения);

♦ слово - форма хранения и передачи знаний, опыта жизни пред­шествующих поколений людей и накопления индивидуаль­ного опыта. Овладевая речью в детском возрасте, обогащая себя в дальнейшем понятиями науки, а также знаниями с помощью усвоенных понятий, человек овладевает и опытом, накопленным человечеством;

♦ слово - обобщенный и отвлеченный раздражитель. С помо­щью слова выражается общее во многих объектах и явлени­ях и многостороннее отражение их свойств (отдельные сту-


денты, присутствуя на лекции, в мыслях находятся за преде­лами аудитории). Эти особенности обусловливают способность человека к абстрактному, обобщенному мышлению, планиро­ванию своих действий, предвидению, осмысливанию прошло­го, анализу опыта других.

Искусство влиять на людей, делать их своими сторонника­ми в немалой степени зависит от голоса оратора.

Говорить можно громко или тихо, гневно или любезно, ус­покаивающе или раздражающе. Голос является такой же ха­рактерной приметой человека, как отпечатки пальцев. По ин­тонации, тембру голоса можно многое узнать. Ораторы обяза­ны в значительной степени своими успехами приятному впе­чатлению от их голоса. Любой человек с большим удоволь­ствием станет слушать мелодичный, низкий, бархатный, теп­лый голос, чем высокий, пронзительный и визгливый.

Между содержанием речи и способом ее произнесения дол­жно быть полное соответствие. Подлинно великая ораторская речь требует совершенной гармонии душевного состояния ора­тора с внешним выражением этого состояния; в уме и сердце говорящего есть известные мысли, известные чувства; если они передаются точно и притом не только в словах, но и во всей внешности говорящего, в его голосе и движениях, он говорит, как оратор.

От любого оратора требуется, прежде всего, хорошая дик­ция. Надо говорить достаточно громко, чтобы ваш голос дохо­дил до задних рядов аудитории. Но громкий голос не должен переходить в крик. Это быстро утомляет и неприятно действу­ет на слух.

Следует говорить отчетливо, чтобы не только каждое слово, но и каждое звукосочетание доходило до слушателя. Особенно необходимо следить за концом фразы. Бывает, что оратор гово­рит достаточно громко и четко, но для сложной фразы у него «не хватает голоса», и конец ее он произносит тихо, неразбор­чиво.

Наряду с дикцией значительную роль в успехе выступле­ния играет темп речи. Скороговорка и тягучесть - одинаково опасные враги оратора. Слушатель еще не успеет усвоить из­ложенные мысли, а оратор стремительно мчится вперед, стара-


ясь сообщить в отведенный ему срок как можно больше полез­ных сведений. Другой оратор излишне замедляет темп речи, не дает достаточной пищи для мыслительной работы слушателей и этим также производит невыгодное для себя впечатление.

Чувство меры и здесь, как и в других случаях, безусловно, необходимо. Мера должна проявляться и втом, что можно назвать чувством времени. Надо планировать свою речь на точно определенный срок и следить за собой: если речь затяги­вается, начинает утомлять слушателей, ее необходимо сокра­тить, а для этого в плане надо различать абсолютно необходи­мое и «дополнительный фонд», которым в случае надобности можно пожертвовать.

Все эти условия - чувство меры в силе, отчетливость голо­са и в темпе речи, чувство времени — осознаются в практике, но усваиваются часто с большим трудом. До известной степени этому можно помочь, если оратор организует для себя конт­роль: например, кто-то из слушателей занимает место в задних рядах, следит за соблюдением всех указанных нами требова­ний и своевременно сигнализирует об их нарушениях.

Чрезвычайно существенна интонационная сторона речи. Интонация— душа живого слова. Она бывает двух основных видов: логическая и эмоционально-экспрессивная.

Оратор выделяет, «подчеркивает» повышением голоса (а иногда и понижением) те слова и выражения, которые имеют особенно важное смысловое значение. С той же целью он пользу­ется паузой: останавливается, настораживает внимание слуша­телей, после чего произносит наиболее весомые для него слова. Паузы выполняют и другую логическую задачу: помогают слу­шателям понять структуру речи, связь отдельных ее частей.

Экспрессивная интонация передает чувства оратора, его от-_ ношение к людям, событиям, явлениям, о которых он говорит. Такая интонация допустима лишь при условии, если она есте­ственна и выражает подлинные настроения оратора, в против­ном случае она является пустой напыщенной декламацией и своей фальшью отталкивает слушателей.

Помните! О каждом из нас другие судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что говорим и как это говорим. Желаю вам успехов в ваших будущих поисках хорошо мыслить и хорошо говорить!


Вопросы для самопроверки

1. Что такое рефлекторная деятельность?

2. Назовите основные каналы ощущения в процессе получе­ния информации.

3. Почему наблюдение - наиболее продуктивный тип восприя­тия?

4. Способы саморазвития представлений.

5. Согласны ли вы с утверждением И.П. Павлова: «Концент-. рация внимания есть сила ума»?

6. В чем особенности внимания?

7. Память — кладовая ума. Какие виды памяти вы знаете?

8. В чем сущность саморазвития памяти?

9. Виды мышления: назовите и дайте им краткую характери­стику.

10. Культура речи — одежда мысли. Как вы это понимаете?


Глава 3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.