Истинные изменения наступят только тогда, когда люди начнут работа' ъ над тем, чтобы самим становиты я честнее, благороднее, управлять собою... словом, стать образцом.
Мрахам Ливанов
Сегодня качество высшего образования зависит не только и не столько от объема знаний, а от способности студента ориентироваться в информации, технологиях, в мирэ вещей, от умения самостоятельно учиться, самостоятельно принимать решения, иметь конкретный результат, способность и умение делать новое дело. Образование должно стать непрерывным процессом самопознания, самоощущения, самообновления, самосовершенствования себя. Сегодня наша планета гибнет от экологического кризиса. Спасти ее новыми технологиями не удается. Спасать ее нужно через самого человека. Это его искаженное представление о месте человека и его роли в природе так изменило ее. Поэтому тайна выживания человеческого рода заключена в самом человеке, в его отношении к природе, измененной им самим.
Вернуться от познания природы вообще к познанию природы самого себя; вернуться от преобразования природы ради себя к преобразованию себя ради жизни и продуктивной деятельности.
Исходное начало, на котором должно строиться образование, самоусовершествование современного человека, - минимум преобразования природы при максимуме преобразования человека. Сложившееся столетиями образование,, ориентированное на производство человеком вещей, пришло в противоречие с современной технологической эпохой, где на передний плен выдвигается способность каждого к производству новых технологий - новых способов, новых правил действий, творигь собственные возможности, активно и результативно заниматься самосовершенствованием.
В литературе существуют одновременно два понятия -«культура умственного труда» и «культура учебного труда». Культура умственного труда выступает в роли общей категории по отношению к культуре учебного труда и рассматривается как система, входящая в состав двух суперсистем - умственный труд и культура личности.
КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА - это качество личности, характеризующее уровень развития ее интеллектуальных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высокую продуктивность умственной деятельности.
Умственная деятельность, уровень умственного труда, качество интеллекта не фиксированная величина. Ее можно повышать, и к этому надо стремиться. Интеллектуальная культура, как и многие другие компоненты культуры личности, не является чем-то, что может быть увидено, измерено и перемещено. Интеллектуальная культура проявляется в том, как человек реагирует на окружающий мир, как он себя ведет, как трудится. Так, если студент живет в среде, богатой источниками стимуляции и возможностями для развития, то его интеллект будет развиваться быстро. Основным препятствием на пути совершенствования интеллектуальной культуры является, как правило, не недостаток способностей педагога, студента, а неумение эти способности правильно использовать.
Сегодня мы знаем, что головной мозг представляет собой сложную систему, насчитывающую миллиарды нейронов. Каждый нейрон связан с сотнями других, количество связей одного нейрона колеблется от ста до десяти тысяч. Отсюда интеллектуальная культура зависит не от количества клеток головного мозга, с которым человек рождается, а от количества клеток, которые он использует в процессе мыслительной деятельности, самосовершенствования и достижения высот творческого саморазвития, формирования профессиональной зрелости. В последние годы это приобретает все большую теоретическую и практическую актуальность и подтверждается самим формированием акмеологии как особой междисциплинарной отрасли знания и приобретения ею социального статуса.
Слово «акмеология» восходит к греческому «акме», происходящему в свою рчередь от слова «ахіз» (острие) и означаю-
щему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en акту eihal» («быть в акме»), что означает «быть в полном цвете, на высшей степени развития» г .
Акмеологичность как признак вершинности в реализации творческого потенциала человека присутствовала на всех этапах земной цивилизации.
Само понятие «акимеология» впервые было введено в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии -психологии зрелости, или взрослости. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов.
Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1968) указал место таким образом понимаемой акмео-логии в системе наук о человеке, поместив ее в разряд «педагогика - акмеология - геронтология». Б.Г. Ананьев глубоко опирался на принцип развития в своей концепции оытопсихологии, сутью которой являлось исследование бытия человека как индивида и личности, субъекта и индивидуальности в онтогенезе 1.
Конечным продуктом развития человека, полагал Б.Г. Ананьев, является обретение им собственной индивидуальности, когда он становится субъектом своего жизнетворче-ства, самостоятельного, глубоко осознанного выстраивания своего жизненного пути. Такая индивидуальность представляет собой систему, которая интегрирует важнейшие свойства личности, присущие определенному конкретному человеку. Самосознание индивидуальности - это внутренний мир человека, который постоянно, активно, сознательно работает.
Изучая человека как целостную систему, Б.Г. Ананьев делает вывод о том, что активная опора на законы развития человека позволяет более успешно управлять самосовершенствованием личности, прицельнее корректировать проявление того или иного свойства, с более тесной привязкой к личностным и субъективно-деятельностным характеристикам и их взаимосвязям строить процесс обучения и воспитания, предотвращать раннее старение, выводить развитие каждого человека на самосовершенствование - на уровень действительного акме.
В более широком значении акмеологию следует рассматривать как науку об условиях успешной деятельности зрелой
личности, о становлении вершин профессионального мастерства. Е.И. Степанова рассматривает зрелость как расцвет творческих сил человека, проявляющийся в его активном отношении к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества1.
Объектом акмеологии является человек, его самодвижение к зрелости, самореализация, самосовершенствование личности и профессионализма.
Совершенно иной научный статус акмеология приобретает как только ее объектом становится мастерство учебной деятельности, профессионализм (акме), уже с точки зрения которой акмеологией привлекаются к рассмотрению и исследуются различные стороны взрослого человека, характеристики его духовного мира, условия воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессиональной деятельности, способы и уровень овладения ими, но теперь уже строго в перспективе выявления, изучения и дальнейшего практического использования различного рода факторов, способствующих повышению профессионального мастерства, достижению вершин профессионализма.
Существенное отличие акмеологии от психологии, педагогики и др. состоит в том, что акмеология целенаправленно выделяет профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета его исследования, где ключевым является понятие продуктивности и уровня профессионализма.А.А. Дер-кач и Н.В. Кузьмина выделяют такие исследования в особую акмеологическую науку - акмеологию самосовершенствования и коррекции профессиональной деятельности2. При этом понятие профессионализма должно быть, конечно же, соответствующим образом специфицировано.
Предметом акмеологии является саморазвитие зрелого человека; самореализация в процессе познания и созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам); закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности; самообразование, саморганизация, самокоррекция, самосовершенствование под влиянием новых требований, идущих как извне, от современной культуры, науки,
техники, профессии, так и особенно изнутри, от собственных потребностей «* способностей ** ценностей.
Акмеология исследует истинного человека как субъект учебно-познавательной, педагогической, творческой, профессиональной и управленческой деятельности. Здесь рассматривается зрелость как центральный момент в развитии студента, как расцвет его способностей и возможностей, как потребность и способность к самосовершенствованию (физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному, эстетическому, риторическому, профессиональному) средствами самообразования, самоорганизации, самоуправления, самокоррекции, руководителем собственной деятельности.
Приведенные признаки зрелости дают основание увидать главный ее признак — высший уровень продуктивной деятельности личности, вершина профессионализма (акме).
Сегодня требуется новый тип работника — профессионально компетентного, владеющего разнообразными видами деятельности в новых условиях, обладающего необходимыми личностными качествами, такими, как мобильность мышления в быстро меняющихся условиях, творческий подход к нестандартным ситуациям, высокое достоинство, гражданственность, государственность, социальная ответственность и др.
В этой связи вырисовывается важность акмеологизагиивысшего образованиякак основного пути к элитному высшему учебному заведению, где ядромпрогрессивного образования является человек, его природный механизм.
Отсюда архиважная задача студента — самостоятельно привести себя к самообразованию, самосовершенствованию.
1.1. Самосовершенствование культуры умственного труда
В обществе все совершается людьми, и люди не могут совершенствовать общественную жизнь, не совершенствуя самих себя. Стремление к самосовершенствованию естественно, око в значительной степени свойственно подавляющему большинству студентов. Всегда хочется быть чем-то большим и иным, чем есть, и так как это хотение есть само его существо, то можно утверждать, что каждый есть больше, чем то, что он есть.
В связи с этим возникает вопрос: как же реализовать это стремление, хотение, возвышение? Ведь часто, желая изменить себя к лучшему, организовать свой умственный труд по лучшим образцам, невозможно достичь продуктивной учебно-познавательной деятельности, а затем оправдываешь свою слабость обстоятельствами жизни.
Есть ли ВЫХОД из этого положения? ВЫХОД есть. Но он не так прост и не так ясен, как, может быть, хотелось бы.
Только в процессе культуры человек - высшая ценность, мера вещей. Культура - резервуар, в котором накапливается, сохраняется, передается от поколения к поколению информация. Вместе с тем творчество, продуктивное мышление, трудолюбие, вера, любовь, счастье, ответственность, честь, достоинство -есть та жизненная сила, которая одухотворяет. Поэтому если хочешь стать личностью высокой культуры, стать профессионалом (акме), то нужно учиться жить по законам природы.
Природа подарила человеку фундаментальный механизм жизни, познания профессиональной деятельности в виде трех «лучей»: .
Эти три луча живут в каждом. Человек всегда ищет, как удовлетворить свои потребности, где и как освоить, реализовать способности и овладеть высшими ценностями культуры, образцами жизни на Земле. В триаде «потребность - способность -решимость» заложена тайна, величие культуры и акмеологии, определяющей готовность к самосовершенствованию культуры умственного труда.
Суть культуры умственного труда - понять, какие человеческие потребности ценятся обществом, а следовательно, какие потребности следует в себе развивать.' Культура умственного
труда не в использовании имеющихся потребностей, а в их развитии, начиная с личных потребностей.
Потребность — это нужда в чем-либо, особое психическое состояние человека, ощутимое или осознаваемое как «напряжение», «неудовольствие». Каждый индивидуум имеет пять наиболее важных потребностей: кем-то быть, что-то иметь, что-то делать, что-то знать, что-то чувствовать. Последнее занимает особое место. Эстетическая потребность в своем глубоком значении - это в высшей степени человеческая форма потребления, которая дает максимальную радость человеку. Но в то же время эта потребность неотделима от личной ответственности за сохранение красоты земной, за выполнение морального долга по защите и расширению масштабов добра и красоты. Потребность осознается как желание познавать, поступать, действовать.
Вся жизнь человека сводится к получению удовольствия от удовлетворения потребностей. Потребности, связанные друг с другом иерархически и эволюционно, занимают место соответственно своей силе и важности - от физиологических до самосовершенствования своего умственного труда. Американский психолог А. Маслоу (1908-1970) подчеркивал: «...Все эти потребности могут рассматриваться как всего лишь ступени лестницы, ведущей к самоактуализации, которая может включать в себя и удовлетворение основных потребностей»1. Самоактуализация означает тенденцию к реализации внутреннего потенциала способностей человека, то есть самореализацию. Это желание человека стать всем, чем он способен стать.
Какие же потребности заставляют человека с самого рождения строить свою жизнь как процесс решения усложняющихся жизненных задач совместно с другими людьми? Это значит: чтобы управлять собой и другими, надо знать и понимать свои потребности.
Каковы потребности человека? Это:
♦ потребность жить и обеспечивать свою жизнь. Эта группа потребностей названа «витальные потребности», или первичные. Они проявляются в двух видах - «для себя» (лично) и «для своих» (для продолжения рода);
♦ потребность занять определенное место в обществе. Эта груп па названа «социальные потребности», или вторичные. Они базируются на правах и обязанностях и тоже выступают в
• Двух видах — «для себя» (мои права) и «для других» (мои обязанности);
♦ потребности познавать и преобразовывать как внешний окружающий мир, так и внутренний духовный человека. Эта группа потребностей получила название «идеальные», или базовые; . .
♦ удовлетворение всякой потребности требует преодоления препятствий - воля. Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость. Воля имеет первостепенное значение во многих областях деятельности: учеба, наука, искусство, управление, спорт;
♦ потребность в компетенции или вооруженности. Потребности в вооруженности наращиваются у человека с рождения и всю последующую жизнь.
Потребности «воля» и «вооруженность» подкрепляют любую потребность. Если нет воли, никакая потребность не может быть осуществлена, если нет потребности в вооруженности (наращивании системы знаний, навыков, умений, благородных привычек, личного опыта, мастерства) — усилия будут или мучительны, или напрасны.
Если в основе жизни лежит потребность, если каждый человек - букет или определенная композиция потребностей, сочетание таких потребностей создает его неповторимый дух, духовный мир, его уникальную духовность.
Очевидно, что к духовности следует отнести ту группу потребностей, которая стремится к познанию, истине, добру, красоте, самоактуализации, самосовершенствованию.
Самосовершенствование личности — это реальный процесс становления человека, содержащий такие особенности, которые не умещаются в рамки того, что именуется воспитанием, формированием, социализацией.
Совершенствование существует только и исключительно как самосовершенствование. Здесь личность - субъект — является в то же время и объектом. Человек меняет самого себя, притом меняет по собственному свободному решению и в соответствии с тем идеалом, который сам себе создает. Самосовершенствоваться может тот, у кого есть своя природа, свое общество, свои мысли, своя Душа — вселенная.
Таким образом, самосовершенствование есть духовно-нравственная деятельность. Оно поднимает человека до общечзло-веческих высот, что требует много усилий, и трудиться над етим приходится всю жизнь.
Это трудная, творческая, интеллектуально-нравственная работа, и начинается весь этот процесс с того, что личность сама ставит перед собой задачу: быть чище, духовно богаче, стремиться к совершенству, стать высококультурной личностью в высоком смысле слова.
Самосовершенствование - процесс, который включает в себя:
♦ потребность в поиске смысла жизни;
♦ потребность в другом человеке, в людях;
♦ потребность в самоутверждении.
Данные способности откристаллизированы и закреплены ПРИРОДОЙ в генотипе человека на протяжении миллионе лет его развития.
Глубинное удовлетворение потребности в поиске смысла жизни возможно, если ставить перед собой вопросы: «Кто я? Откуда я? Как устроен я? Зачем, для чего, для кого я? Каким я могу стать?» Поиск ответов на эти вопросы и есть внутренняя духовная работа (создание образа собственного Я), в результате которой получаешь решение возникающих в жизни задач, что активизирует познавательную деятельность.
. В этом случае образование есть процесс поиска смысла жизни. Возможности на пути самосовершенствования культуры умственного труда неисчерпаемы, но для этого важно и нужно только осознать свою «незавершенность», то есть не считать процесс духовного саморазвития законченным, не успокаш ать-ся на том, чего достиг, а намечать новые рубежи.
Сумма всех возможностей, имеющихся у человека, всегда больше реализованной их части, тем более в юности. Превращение способностей и возможностей в действительность связано с деятельностью людей. Человек постоянно сталкивается с проблемой выбора, когда он должен отдать предпочтение о;;ной из существующих возможностей.
Потребность в другом человеке, в людях развивается благодаря преодолению усложняющихся жизненных задач, для решения которых нужны согласованные действия, возникает подъем жизненной энергии каждого, обусловленный резонан-
%м человека на человека. Сила и мощь способного к единению с другими определяются законом кооперации. Поэтому ■Чля обладающего кооперативным мышлением, кооперативным дознанием нет неразрешимых задач. Он берется не просто за те ^йдачи, которые может решить сам, а за те, которые поставили Ситуация, время, культура, история, эпоха.
Потребность в самоутверждении можно решить по-разно-\у. Наиболее распространенный способ - силой. Второй способ Чожно назвать самосжиганием. Третий способ - «хочешь стать Мастером — зажигай других». Он более прост и более сложен, ^бо требует большой, благородной души, способной зажечь души Людей. Этот способ самоутверждения является выражением Принципа самой Природы.
Наука и образование в настоящем и в обозримом буду-Идем отличаются высоким динамизмом. Быстрое обновление систем знаний требует столь же быстрого обновления содержания, форм обучения, формирования культуры личности. Перед студентом и педагогом стоит задача — формировать и постоянно совершенствовать свои природные способности к учению, к самостоятельной работе. Отсюда: следует учиться овладевать культурой умственного труда как постоянно развивающимся и совершенствующимся социальным явлением. Овладение научными формами самосовершенствования есть процесс реализации способностей.
Способности - динамическая функциональная структура личности, определяющая качество усвоения знаний, овладения навыками, умениями, действиями и выполнение человеком определенной профессиональной деятельности. Способности существуют только относительно определенной деятельности. Меняется время, наука, техника, претерпевает изменение и умственная деятельность, а вместе с ними усложняются и необходимые способности.
Способности - это личность в ее продуктивности. Способ-ности, существующие как потенциальные, становятся актуаль-ными, когда проявляются и формируются в познавательной и профессиональной деятельности.
Все способности человека могут быть классифицированы в ч£тыре группы: элементарные, сложные, общие и частные.
Элементарными общими способностями, присущими всем л^одям, хотя и в разной степени, являются познавательные спо-
Каждое элементарное проявление этих способностей является соответствующим действием, выполняемым с различным чувственным, мыслительным, волевым успехом. Эти способности лежат в основе всех других, в том числе и познавательных способностей.
Элементарными частными способностями, свойственными уже не всем людям и имеющими у различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные свойства личности, такие, например, как слух, глазомер, творчество, критичность мышления, решительность, настойчивость, смысловая память, оперативная память и т.д. Столь сложные свойства проявляются в соответствующей специфической деятельности, качество которой и зависит от этих особенностей личности.
Сложными общими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к общечеловеческим видам деятельности - учению, труду, общению, игре, нравственной и этической деятельности. Каждая из этих способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.
Сложные частные способности развивались в истории человечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их и называют профессиональными, специфическими, социальными, особенными. Именно к ним относятся управленческие: прогностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, воспитательные, рефлексивные.Иногда о способностях говорят, когда они исключительные или проявляются как одаренность, талант, гениальность.
Одаренность — совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную познавательную деятельность. Одаренность обычно проявляется в наличии разносторонних способностей.
Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и
общественной значимостью. Особенность таланта — высокий уровень творчества при выполнении умственной деятельности. Творчество порождает нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, психологическим установлениям, а на их преобразование, нередко связанное даже с риском.
Гениальность — высшая степень развития таланта, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое значение.
Все виды способностей не даются человеку в готовом виде. Они развиваются, совершенствуются в реальной жизни, познании и профессиональной деятельности.Обучение человека развивает у него различные способности. Если любить свою профессию, стремиться овладеть культурой, то способности развиваются скорее и лучше.
Благодаря способности трудиться человек развивается, совершенствуется. При этом, чем больше каждый из нас преуспевает в развитии своей сугубо человеческой способности трудиться, тем более надежную почву обеспечит для своего будущего, будущего своих детей, общества в целом, в котором живет, радуется, страдает, которому служит.
Успех самосовершенствования зависит от многих факторов. Среди них первостепенная роль принадлежит активной познавательной деятельности, предпочтение самообучения обучению. Можно научиться чему-либо лишь самообучаясь. Только в этом случае происходит значимое, полезное, результативное обучение, так как вовлекает всего человека, его трепет мысли ичувства, волю, убеждения, отношения, поступки. При таком самообучении становишься более самостоятельным, творческим, нравственно свободным, ответственным, опирающимся на себя. Главными при этом являются самооценка и самокритика.
Условием успеха является сосредоточенность. Концентрация внимания - это и есть сила ума, суетливость - слабость ума. Важно уметь настроить, активизировать работу своего мозга. Мозг - главный мощный источник энергии, а энергия - это жизнь. Умный может и обязан идтивперед.
Я хочу - Я умею! . ......... ..,....,... .,..._„. ,,_...„._.__
Я могу - Я делаю!
У меня все получится!
Я могу тщательно, взвешенно принимать решения и реали-зовывать!
Я четко знаю и выполняю факторы, определяющие Успех (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Факторы, определяющие успех:
а- анализ г- решения
>, б - цель д - реализация
в - план е - результаты ж — анализ деятельности и результатов
Мы живем в эпоху информационного взрыва и стремительного технического прогресса, поэтому важно учиться говорить себе: «Я хочу! Я могу! Я делаю!»
При этом каких-либо сверхчеловеческих усилий не требуется. Надо делать то, что вполне по силам и вызывает эмоцио-• нально-эстетическое удовлетворение. Мысли — это сила, а сам i ,.• ты являешься тем, о чем ты думаешь. То, что ты думаешь о других, как эхо возвращается к тебе. Преуспевающий человек излучает силу, энергию, уверенность, умеет направлять и удер-.... живать внимание на себе и благодаря этому имеет успех.
Духовное состояние определяется мыслями, которые исходят из его сердца. Каждое глубокое воздействующее внушение исходит из сердца и обращено к сердцу. Постоянное повторение какой-либо идеи приводит к вере, далее - к убеждению. Убеждение приводит к действию. Действие дело делать - это успех. Вера, надежда, любовь повторения действий - ведут к мастерству.
Я хочу, я могу, я делаю — есть созидательная энергия. Сила, которая побуждает постоянно самосовершенствоваться, - воля.
Воля — проявление жизненной энергии, которая действует в каждом из нас. Тот, кто мыслит, говорит: «Я хочу», так как по-настоящему живут только созидающие.
Чем в большей степени использовать свои способности, тем в большей степени будет совершенствоваться культура умственного труда: тренировки — упражнения — повторения, здесь любые способности раскрываются только при их использовании.
Мыслящий, мудрый человек работает над собой, над своей культурой личности, культурой мышления и управляет исходящим от него излучением. Он живет и управляет с чувством и сознанием: «Ничто не меняется, кроме меня самого», и воспринимает этот процесс как свои успехи. Благодаря позитивному воздействию-излучению на окружающих и возникающей положительно-обратной связи образуются новые положительные цепочки.
Наш мозг в состоянии вырабатывать мысли, которые представляют собой огромный силовой потенциал. Это энергия, способная многое сдвинуть и изменить. Чем интенсивнее мысль, тем больше энергии, способствующей активной работе над собой и влиянию на других, тем больше успех. Мы расстаемся со своими дурными привычками, растем, раскрываем свои способности, обретаем духовную свободу, обретаем себя.
Итак, в самосовершенствовании культуры мышления фундаментальными являются: потребность (хочу), которая преобразуется в способность (могу) и обрастает решимостью (дело делаю).
Закон «трех лучей» — это и есть готовность быть личностью высокой культуры.
Готовность — это потребность (хочу) + способность (могу) + решимость (дело делаю). Все наши программы по подготовке руководителей построены, к сожалению, на формировании знаю, но они не оснащены хочу, умею, дело делаю. В результате возникает мир студентов, не желающих и не решающихся на самостоятельные поступки. Мы сами таковы. Мы сами — результат такого процесса.
Решимость - это проявление энергии действия. Опыт показывает: когда студент начинает жить на основе понимания готовности - с ее учетом и формированием нового уровня готовности, то он начинает двигаться в своем развитии активно и продуктивно. Ни один студент с традиционными методами обучения не успевает за требованиями времени.
Готовность — понятие, обозначающее главное свойство, качество студента, понятие, с которого начинается и которым завершается процесс самосовершенствования культуры умственного труда.
♦ К чему готов студент сегодня? Какова у него структура потребностей?
♦ Какова у него структура способностей по отношению к этим потребностям?
♦ Какова воля студента, его решимость? Что он готов совершить в жизни, познании, профессиональной деятельности?
♦ Как согласованы три луча: Потребность ** Способность «-» Решимость? Нет ли между ними дисгармонии?
Человек — решатель проблем, а его ум — запоминающий, хранящий, решающий проблемы. Ум, который сам умеет искать проблемы в жизни. Важно самому выделять проблему из гущи событий, исследовать ее, оценить с позиции бытия, научиться выбирать из нескольких проблем одну, самую существенную, актуальную — все это связано с самим студентом, как субъектом самосовершенствования.
2.2. Объект самосовершенствования
Дорога к успеху проходит через сознательную, целенаправленную, систематическую работу над собой и развитие тех способностей, которые когда-то возвысили нас над мамонтами и сейчас, в XXI веке, стали особенно актуальны.
Как это возможно?
В переводе на акмеологический язык эти способности могут стать и быть только в развитии, и не просто в развитии, а в саморазвитии, в развитии собственной самости, в развитии самого себя. Принципы саморазвития, самосовершенствования в акмеологии - это главное ценностное основание всех наших знаний именно о человеке. Он развивается по законам развития природы, и по законам развития общества, и по законам развития человека под влиянием образования и самого себя.
В современной акмеологии достаточно определенно полагается, что развитие человека, его способностей — одновременно и естественный, и искусственный (управляемый) процесс.
Развитие может осуществляться по сущности природы ~ как созревание и рост органических структур и функций; и описываться соответственно в акмеологии прижизненно реализуемой биогенетической программой. Но оно же может рассматриваться и как искусственная специально организуемая деятельность - по сущности социума, как деятельность формирования культурообразных способностей, как упорядоченная совокупность способов и средств целевой деятельности. Традиционные педагогические представления о развитии, как правило, ограничиваются двумя этими трактовками.
Однако в общее представление о сущности развития необходимо ввести третье представление о самосовершенствовании как о кардинальном структурном преобразовании своей собственной самости, как о скачке в общем ходе развития, которые не сводятся ни к естественным, ни к искусственным интерпретациям. Речь должна идти о развитии человека, о самосовершенствовании как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования самого себя. Здесь главным вопросом является вопрос о самости (субъективности) человека. То, что она есть, — это слишком хорошо известно каждому из нас, но чем она есть в своей действительности и как она возможна в своей заданности — может открыться только в практике нашей жизни, в процессе учебного труда.
Необходима специальная теория общего хода развития человека как субъекта собственной жизни, в основу которой должны быть положены категории, охватывающие разные сто-
роны этого развития: его объект (что развивается?), его механизм или движущие силы (как нечто развивается?), вектор развития (куда нечто развивается?), результаты развития (во что нечто развивается?).
Прежде всего человек - это существо сознательное, способное отдавать себе отчет о самом себе (т.е. рефлексивное), и деятельное (способное к осознанному преобразованию). Именно сознание и деятельность есть основополагающие характеристики человеческого существования, определяющие его «человечность». Кроме того, важно учитывать фундаментальное обстоятельство: это то, что живет человек прежде всего в системе реальнопрактических, живых связей с другими людьми - в общности.
Таким образом, общность, сознание и деятельность - всеобщие способы бытия человека, основания его жизни, задающие и весь набор собственно человеческих характеристик этого бытия.
Здесь исходным является деятельное бытие, главный результат которого - субъективность человека; уровень, масштаб, тип его субъективности: субъектность в сознании (самосознание), субъектность в общности (самобытность), субъектность в деятельности (самодеятельность).
Это и есть обретение человеком образа человеческого во времени, истории и пространстве культуры. Освоение культуры человеком происходит в процессе всей его жизни. Главный результат - культура личности, культура профессиональной деятельности, основными характеристиками которой являются позитивность в отношении к культурному контексту, успешность в деятельности и жизни, творческая направленность и рефлективность.
Позитивность студента в отношении к культурному контексту означает, что такой студент обладает познавательными способностями к продуктивному культурному существованию через определенный культурный образ жизни, к определенному умению приобщать других к верховным ценностям культуры путем возвышения человеческого достоинства каждого.
Успешность студента определяется его способностями, позволяющими успешно реализовать смысл обучения - повышение жизненного уровня, улучшение физического, психического, духовно-нравственного оздоровления.
Главным результатом самосовершенствования студента является творческая самореализующаяся личность. Успешный характер самореализации этой личности определяется сформированными у нее качествами. Человек культуры - человек в культуре, вошедший с ней (и по поводу ее проблем) в творческий с собой и другими процесс. Студент не отвечает за генотип человека, но приобщение себя и других к культуре и обществу, то есть культуризация и социализация человека - сфера его компетентности.
2.3. Самосовершенствование есть жизнь в идеале
Сегодня обществу нужны интеллигентные профессионалы, выражающие в своих делах дух времени. Нужны профессионалы яркие, оригинальные, знающие, думающие, мудрые, авторитетные, харизматические.
Студенты - труженики в сфере мысли - наиболее удачливы в своем деле. Они способны окрылять, увлекать личным примером; они знают «болевые» точки людей, способны и умеют оказывать влияние на их настроение. В этом случае умственная деятельность носит оптимистический характер. И главная трудность заключается в том, что культурология, акмеология как науки должны быть не о том, что есть, как любая наука о природе, а о том, как должно быть. Отсюда: человекоориентированное образование должно строиться на ценностных основаниях.
Важнейшую ценность славянской культуры можно выразить словами А.С. Пушкина «в самостояньи человека - залог величия его». Самостоятельность, самобытность, самосознание, самодеятельность человека, индивидуальность и уникальность, его личностный способ жизни, профессиональной деятельности являются фундаментальными ценностями европейской культуры. Именно они определяют смысл, содержание культуры, успех любой профессиональной деятельности и являются исходным началом духовно-нравственного и физического оздоровления общества. Речь идет о самосовершенствовании человека прежде всего как фундаментальной способности становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни.
Самосовершенствование предполагает формирование новых качеств, а следовательно, преодоление отсталых взглядов, представлений, «замшелых» стереотипов, вредных привычек, робости мысли, рабской психологии, слабоволия. Самосовершенствование ведет к сознанию и чувству патриотизма, к повышению гражданской смелости, принципиальности, ответственности за порученное дело, за собственное достоинство, к трудолюбию и кровной причастности к процессам, происходящим в обществе.
Здесь самосовершенствование можно определить как процесс приближения личности к идеалу посредством сознательных, целенаправленных, систематических усилий с целью улучшения своего поведения и деятельности.
Процесс самосовершенствования включает: личность - идеал — самосознание — деятельность. Первый момент — личность, в которой происходит определенная трансформация — это процесс развертывания духовной культуры в человеке, процесс реализации своих возможностей.
Второй момент процесса - идеал совершенства, которое можно определить как максимум духовного богатства, гармонию духа, целостность и устойчивость личности. Истина, Добро, Красота, Вера, Надежда, Любовь — источники, питающие представление об идеале совершенства.
Третий момент в процессе самосовершенствования - самосознание. Оно контролирует течение всего процесса - вплоть до практических шагов на новом жизненном пути. Самосовершенствование есть самореализация, самоутверждение своего истинного «Я».
В современных условиях основное звено - совершенствование профессионализма, особенно в управленческой и педагогической деятельности. Сегодня общество испытывает острую нужду в хороших работниках, в мастерах своего дела. В деятельности профессиональные качества органически связаны с общим уровнем духовного развития.
Почему сегодня мы должны думать, говорить, писать о самосовершенствовании? Безусловно, потому, что этоготребует уникальная ситуация дальнейшего развития общества.Наука обнаружила и обосновала, что в самосовершенствовании кроются резервы того самого человеческого фактора, без которого не мыслится развитие экономики, социальной сферы, роста культуры, органического взаимодействия людей.
Культура есть совершенствование, облагораживание физических и главным образом духовных сил человека и общества, культивирование духа, т.е. процесс и результат образования и воспитания.
Культура в широком смысле означает возделывание, обрабатывание, совершенствование, т.е. именно культура создает личность, именно культура делает один народ непохожим на другой, определяет его неповторимое лицо. Отсюда ее стратегическая задача — подъем общего культурного уровня через создание принципиально новых форм деятельности, способствующих привлечению к работе как можно большего количества людей, выступающих за возрождение и развитие национальной культуры.
Н.К. Рерих слово «культура» толковал как слияние двух основ: культ — почитание и ур - свет. Получается: почитание Света. Он считал, что «лишь привнесение Света уничтожает тьму». Именно это и является главной стороной культуры, т.е. привнесение Света во все сферы жизни и деятельности человека и в первую очередь в управленческую и педагогическую.
Культура - своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается все, что человек собой представляет. Это творческий принцип жизни человека и общества в целом; не просто умение, доведенное до уровня искусства, а нравственно обусловленная цель. Культура — понятие всеобъемлющее; тут и уровень мысли, и труда, и питания, и быта, и экологии, и политической дискуссии, и отношений между людьми, и отношение к женщинам и детям. Без этого не может быть цивилизованной страны.
Человек начинается с первого культурного акта, выраженного в разумной деятельности. Из этого, как из крошечного зернышка, брошенного на благодатную почву нашей планеты, в течение тысячелетий выросли могучее древо познания, связанное с человеческим интеллектом и воплощенное в науке; общественные отношения с чувством нравственности, составляющие предмет этики, а также огромный мир искусства, порожденный присущим человеку чувством гармонии и красоты и составляющий предмет этики. Несомненно, культура, вырастая на материальной основе и неуклонно расширяя ее, тем не ме-
нее проявляет свою сущность именно в области духа, что находит выражение в совершенствовании самого человека.
Человек может быть творцом своего здоровья, творцом силы и красоты духа. Этому можно инужно серьезно учиться, используя опыт, накопленный мировой и национальной культурой. Творение себя, постоянная работа над собой, чтобы сделать себя лучше и человечнее, — вот основополагающая цель нашей жизни и деятельности. Поэтому самосовершенствование есть повышение степени человечности в человеке.
Прежде всего необходима качественная ступень образования - культуроемкая. Сегодня востребована педагогика взрослых и набирающая социальный статус акмеология. Отсюда цель совершенствования системы непрерывного повышения квалификации управленческих кадров и повышения качества образования - привести человека ксаморождению, самосовершенствованию. Иэто возможно, если органически соединить, связать образование и акмеологию на базе: человек — оригинальный природный саморазвивающийся механизм = потребности ** способности ** ценности.
Базовым условием культуры умственного труда является глубокое фундаментальное образование, получив которое человек способен дальше самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Он знает законы природы, законы развития общества, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Как никогда осознается роль и значение культуры и образования, которые рассматриваются в качестве главного условия социально-экономического прогресса. Уровень образования руководителей и педагогов является важнейшим фактором устойчивого развития страны. В этом смысле образование -это образ жизни студента. Именно такие студенты, когда они становятся руководителями, сферу образования населения держат среди своих приоритетов.
Научить учиться, заниматься всю жизнь самосовершенствованием - вот основной смысл современного образования. Сегодня важно понять ипринять к действию: именно выпускники высшей школы, овладевшие культурой, могут сыграть решающую роль в духовном возрождении, в движении общества по пути прогресса.
Самосовершенствование личности — это реальный процесс становления человека, содержащий такие особенности, которые никак не умещаются в рамки того, что именуется воспитанием, формированием, социализацией. Воспитание и самосовершенствование имеют существенные различия между собой.
Во-первых, воспитание представляет собой сознательное, целенаправленное, систематическое воздействие на человека с целью выработки качеств и свойств, необходимых обществу. Оно носит адаптивный характер и достаточно жестко детерминировано наличными формами деятельности (и в этом смысле вторично), самосовершенствование личности - самоценный процесс. Здесь действующая личность - сама себе закон. Самосовершенствование представляет собой такое развитие личности, которое заключает свои цели в себе. В процессе воспитания личность усваивает законы, которые мир - природа иобщество -предписывают ей. В процессе совершенствования личность сама задает законы миру. Совершенство представляет собой завершенность, абсолютную полноту, законченность, такое состояние, которое предполагает образ, эталон, идеал.
Во-вторых, воспитание дифференцированно и может быть однобоким, частичным. Часто, например, физическое воспитание оторвано от нравственного, а они оба - от эстетического и т.д. Самосовершенствование - деятельность, исходящая из целостного, единого, неделимого образа человека, процесс возвращения человека к самому себе, возвышения личности до уровня человек — мера вещей.
В-третьих, самосовершенствование есть жизнь в идеале. Если в ходе воспитания человек становится собой, то в ходе самосовершенствования он поднимается над собой, становится другим.
В-четвертых, воспитание основано на четком разделении объекта и субъекта. Оно построено так, что одни воспитывают других: родители - детей, старшие - младших, учителя - учеников, преподаватели - студентов, руководители - подчиненных и т.д.
Если перейти на обыденный, понятный всем язык, то самосовершенствование для студента - это прежде всего самостоятельная, добровольная реализация способностей, размышлений, ценностных и волевых устремлений личности. Надо начинать
с малого, без чего нельзя добиться большого успеха. Легче изменить к лучшему какие-то отдельные качества, относящиеся к умственной деятельности, саморегуляции, запоминанию, работе с книгой, самостоятельному обучению. Здесь тоже, конечно, не так все просто. Требуются большая настойчивость, упорство, время, чтобы достичь желаемого результата. Но, только добившись хоть каких-то результатов, можно укрепить веру в возможность самосовершенствования и рассчитывать на большее.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое акмеология?
2. Данные каких наук использует акмеология?
3. В чем единство и различие между воспитанием и самосовершенствованием?
4. Определите два понятия: «культура умственного труда» и «культура учебного труда».
5. Назовите основные компоненты готовности студента к учебной деятельности.
6. Какие потребности заставляют студента строить свою учебу как процесс решения усложняющихся задач совместно с другими?
7. Структура способностей. /,.;.';
8. Студент как субъект самосовершенствования.
9. Что значит для студента жизнь в идеале?
Глава 2
САМОРАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ
Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научиться ими управлять.
Ф. Бич
Человек! Сколько таинственного, содержательного, великого и мелочного, разумного и дикого, сильного и слабого, доброго и злого скрывается за этим уникальным, интересным словом.
И в зависимости от того, какие из этих сторон будут больше проявляться в нем, тем он и станет. Каждый человек есть уникум. У каждого человека есть свои способности, цели, ценности, которые отличают нас друг от друга.
Однако в одном все люди сходятся. В стремлении к успеху и счастью, в желании быть значимым, уважаемым и обеспеченным человеком. Для достижения успеха личность должна выработать в себе соответствующие качества и отвечать всем требованиям новой эпохи.
2.1. Человек — уникальный природный саморазвивающийся механизм
Что же такое человек? В работах, посвященных проблемам личности, как правило, употребляются понятия человек, индивид, личность.
Если проследить за фактическим употреблением данных понятий, легко заметить, что в большинстве случаев они используются как синонимы. На самом деле между ними нет полного тождества, а, наоборот, существует определенное различие.
Человек — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общества, деятельности и культуры 1. Продукт биологической эволюции - вид Homo sapiens - человек разумный, одаренный речью, имеющий нравственность, совесть... Но, имея принадлежность к единому виду, люди разнообразны. И в этом одна из данных нам ценностей - человеческая индивидуальность, личность. Понятием индивид обозначают человека как единичного представителя рода, понятие же человек выражает общую, родовую сущность и может употребляться в качестве обобщающего понятия.
В известном смысле могут различаться также понятия человек и личность. Например, младенца нельзя назвать личностью, ею он становится в процессе развития в социальной среде.
Личность (лат. persona - маска) - весь человек как совокупность (его тела, образа и духа), как нечто единственное и неповторимое. Личность представляет собой многогранное, многомерное, многообразное, многозначимое во всех сферах образования: от физической сути - природы, до духовной сущности -культуры. Личность обладает даром памяти, мышления, речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда; субъект культуры, высшее из земных созданий, одаренное разумом, имеющее нравственные универсалии: добро, зло, долг, справедливость, ответственность, честь, достоинство, совесть...
Кто и каким образом дал человеку все эти дары? Жизнь зародилась в первичном океане и прошла там определенные фазы развития. Затем она «выплеснулась» на сушу, где возникли млекопитающие, вплоть до человека.
Согласно новейшим исследованиям в области генетических2 механизмов биологической эволюции жизнь - гигантская биохимическая лаборатория, лестница все усложняющихся существ, которую венчает Феномен Человека, мыслительный аппарат которого с точки зрения его материальной организации сложился еще у людей каменного века и с тех пор не претерпел • существенных изменении 3. Вся последующая цивилизация .
«впитывалась» в это устройство и создавалась человеком в процессе и на основе развития материального производства.
Большой интерес представляет проблема космического бытия человека. Есть ли в космических пространствах разумные существа, подобные роду Homo sapiens, или жизнь во Вселенной — редкое, может быть даже уникальное явление?
Не случайно древние греки называли человека микрокосмом. Внутренний духовный мир человека способен вместить в себя всю Вселенную, охватить прошлое и оставить неисчерпаемый запас сил на будущее. Всеобщая, универсальная связь, существующая в мире, раскрывает один из важнейших аспектов единства мира. В познавательном отношении связующим центром всего мироздания выступает сам человек.
Я связь миров, повсюду сущих, Я крайняя степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества... х
В державинских строках угадывается идея единства живой и неживой материи, поскольку человек представляет лишь крайнюю степень вещества, т.е. высокоорганизованную материю -человеческий мозг.
Отсюда вытекает мысль, что появление человека во Вселенной не случайность, а, как все в объективном мире, закономерный процесс. Человек явился в этот мир для выполнения сложной вселенской функции — поддержания гармонического равновесия в природе. Для выполнения такого сложного предназначения человек и был соответственно «сконструирован». Биоз (живая материя) и социум (общество) создали универсальный отражательный аппарат, способный в принципе охватить весь мир. Для взаимодействия с окружающей средой человек наделен психикой (лат. психе - душа) - специальным аппаратом для отражения (лат. рефлекс) реальной действительности и регулирования организма в соответствии с отраженными свойствами внешней среды.
Отражение мира человеком обеспечивается следующим механизмом: от сверхсложной, тончайшей системы — мозга — ко всем органам тела тянутся тончайшие нити - нервы, кото-
рые связаны с органами так, что воздействие на любой орган обязательно передается во все остальные и доходит до мозга.
Рефлекторная деятельность человека (и только человека)
осуществляется в двух режимах: запрограммированном самой
природой (безусловные рефлексы, инстинкты) и выработанном
в процессе жизни человека (условные рефлексы, знание, опыт,
; профессионализм и т.д.).
i Безусловные рефлексы управляются подсознанием ~ чув-
ственное познание (интуиция, эффект, сновидение, телепатия и т.д.), отражение без контроля и оценки.
Условные рефлексы управляются и формируются сознанием. Сознание - высшая форма духовной активности, способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание представляет собой результат отражения внешнего мира в голове человека. Однако сознание человека не является пассивным. Сознание - это активный, конструктивно-творческий процесс. Речь идет о том, что сам процесс отражения имеет творческий характер. Мир как бы заново творится, пересоздается (в смысле его модели, конечно) в каждой голове.
Каким же образом происходит процесс отражения мира, процесс познания, как заниматься саморазвитием познавательных способностей?
Процесс познания проходит две ступени или реализуется в двух формах - чувственной и рациональной. Чувственное познание — это непосредственное, живое созерцание действительности (на уровне ощущений, восприятий, представлений). Чувственное познание дает живую, многокрасочную, многозвучную картину мира.
Однако на этом уровне мы не можем реализовать всю познавательную программу, нацеленную на раскрытие глубинных связей и отношений в окружающем нас мире.
Рациональное познание отражает объективный мир глубже, полнее, вернее. Мысли человека, как бы отталкиваясь от конкретно-чувственной действительности, поднимаются все выше по ступеням абстракции1, на уровне внимания, памяти, воображения, мышления, речи, используя формы рационального познания: понятия, суждения и умозаключения. Реальный процесс познания всегда представляет собой единство чувственной
и рациональной ступени. В любой области науки, искусства, художественной литературы чувственное познание усиливается мощью абстрактного мышления.
Конечно, не следует думать и считать, что все природное уже имеется в человеке в завершенном виде. Данное от природы нужно воспитать, развить, испытать, совершенствовать самому человеку и делать это с готовностью, целеустремленно, сознательно, систематически, всю жизнь. Склонности, задатки, способности, талант, полученные от рождения, - личная собственность человека. И уже во власти человека, как распорядиться своим богатством: приумножить его или растерять в бездействии, лени и безответственности за самого себя.
Природа, щедро одаряя человека, дала ему великое и благородное богатство: механизм отражения - познания, дар хорошо мыслить, красиво говорить, уметь общаться, отлично дело делать, которое способно обеспечить полноценную, комфортную, радостную жизнь при одном условии - жить человек в природе должен по ее законам, через диалог человека с природой, обогащающий духовные связи человека с миром. У природы есть свой язык - восходов и закатов, шумящих лесов и росистых трав, гладь голубых озер и рек, далеких горизонтов, мерцающих голубых и синих звезд, ливней и гроз, белоногих пущ берез... Природа — мать и отец, вечный самый внимательный собеседник, всепонимающий, доброжелательный, чуткий, отзывчивый. Человек говорит с природой, как с живым разумным, гармоничным существом: он ведет диалог с самим собой, проецируя свои мысли и чувства на гигантский экран природы и принимая их обратно в преобразованном, обновленном виде.
Человек ищет и находит в природе самого себя. И чувства, и разум человека не просто существуют. Их бытие возможно лишь в движении, в непрерывном, постоянном созидании, творении, познании и одновременно в саморазвитии познавательных способностей.
2.2. Саморазвитие чувственной ступени познания
Способность к восприятию информации, умение ее обрабатывать, понимать - основание умственного труда. Процесс получения информации прокладывает нейронные дорожки в мозг,
что расширяет возможности интеллектуального развития. Здесь совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.
Интеллект - глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, способность адаптироваться к окружающей среде.
А.Ф. Лазурский сформулировал три основных уровня активности:
♦ низший: человек неприспособлен, среда подавляет познавательные процессы малоодаренного человека;
♦ средний: человек хорошо приспосабливается к среде и находит место соответственно своему внутреннему складу;
♦ высший: характеризуется стремлением переделать окружающую среду.
Отражение человеком мира происходит с помощью познавательных процессов. Познавательные процессы - исходные в духовной жизни личности. Именно они обеспечивают отражение реальной жизни и выступают в качестве регуляторов поведения и деятельности (рис. 2.1).
Каждый познавательный процесс носит личностный характер: в нем неизбежно отражается личность с ее индивидуальными, неповторимыми особенностями. Вместе с тем познавательные процессы (независимо от личности) обладают общими особенностями.
Чувственная ступень познания — это непосредственное, живое созерцание и отражение действительности (на уровне ощущений, восприятий, представлений, внимания). Такая ступень интеллекта дает живую, многокрасочную, многозвучную картину мира.
2.2.1. Саморазвитие ощущений
Одна из самых острых жизненных потребностей человека — в нормальном потоке ощущений (внешних, внутренних), которые питают мозг, доставляют ему необходимые живительные впечатления в виде света, цвета, звука, запаха, вкуса, температуры.
Свет - состояние, противное тьме; то, что дает возможность видеть; сотрясение мельчайших частиц вещества; тончайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем.
Цвет — свойство света, вызывающее определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого излучения: вид краски, масть, колер, цветок.
Звук — воспринимаемое слухом физическое явление, порождаемое колебательными движениями частиц воздуха; членораздельный элемент человеческой произносимой речи; упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных.
Запах - дух, благовоние, вонь, что слышится обонянием; свойства веществ, воспринимаемые обонянием.
Вкус — ощущения, возникающие при содействии различных растворимых веществ на вкусовые рецепторы, расположенные в языке; чувства понимания прекрасного, возвышенного, изящного, приличия, угодливости для глаз; возможность наслаждаться чем-то.
Температура - физическая величина, характеризующая состояние термодинамического состояния системы; степень на-
греваемости тела; степень тепла, мера жары и холода; природа человека, сообразно с основными качествами души - темперамент Ч
Как же происходит процесс ощущения? Он вызывается внешним раздражителем (предметом, явлением, процессом), оказывающим воздействие на наши органы чувств: глаза, уши, поверхность кожи и др. Например, луч света, который упал на сетчатку глаза, вызывает в ней возбуждение, а когда оно по нервным каналам проходит в кору больших полушарий мозга, возникает зрительное ощущение. Ощущения обеспечивают наш мозг информацией и тем самым позволяют человеку жить (саморегулироваться, самоуправляться, саморазвиваться, самосовершенствоваться) в конкретных ситуациях. Ощущения и обеспечивают основу ориентировки организма в сложном окружающем мире.
Каковы закономерности процесса ощущений, которые должен учитывать человек?
Главным показателем работы органов чувств является способность ощущать - чувствительность, которая определяется минимальным порогом ощущения. Следовательно, надо стремиться, чтобы выделение окончаний в устной речи, величина и цвет знаков на схеме, размеры изображений на доске обеспечивали надпороговое воздействие на слух, зрение и другие органы чувств. В противном случае возникнут предпосылки неполного отражения информации.
Доказано, что игнорирование этих закономерностей порождает то, что до 70 % сообщаемой информации не достигает сознания человека.
Качество ощущения зависит от различительной чувствительности органов чувств (которая характеризуется минимальной величиной различия между раздражителями), впервые замечаемой человеком. Например, при изучении языка некоторые учащиеся долгое время не могут овладеть правильным произношением звуков вследствие недостаточной различительной чувствительности слуха.
Существует и максимальный порог ощущений, т.е. определенный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться. Например, звуковые колебания силой более 120 дБ ощущаются уже как болевые. Так, ныне рок-музыка атакует детей едва ли не с пеленок, обрушивая на них оглушительные ритмы, которые образуют некий фон, на котором дети растут. Отсюда и результат: у многих людей равнодушное отношение к музыке. Серьезное беспокойство вызывает дефицит культуры, многочисленные проявления бессердечия, апатии, равнодушия, агрессивности к людям. Эту духовную и, как следствие, душевную глухоту в значительной степени связывают с художественной неразвитостью и безграмотностью.
Дальновидные и предприимчивые японцы пришли к выводу, что чрезмерное увлечение поп-музыкой не только расстраивает психику, вызывает угнетенное состояние, опустошает, но и резко снижает производительность труда, рождает безответственность за себя, за дело, которым занимается человек.
При быстром темпе чтения книги, устной речи человек может не различать отдельных слов, а в конечном счете искаженно понимать смысл. Поэтому рекомендуется выдерживать темп изложения на уровне 70-80 слов в минуту, предельным является темп 120 слов в минуту.
Чувствительность человека очень высока, но не является постоянной, застывшей, неизменной и может еще более развиваться, увеличиваться, достигая иногда удивительных высот. Чувствительность может саморазвиваться:
♦ раздвижением границ чувствительности (уменьшение нижнего и увеличение верхнего его порогов, а также увеличение порога различения); все это называется саморазвитием точности ощущений;
♦ сохранением чувствительности (адекватности реакций) в сложных условиях, в условиях помех (это называется развитием помехоустойчивости ощущений);
♦ путем средств управления чувствительностью и создания условий, которые можно разбить на две группы: объективные и субъективные.
К первой группеотносятся условия среды и прежде всего условия деятельности человека. Развитие чувствительности под влиянием деятельности доказано эмпирически и эксперимен-
тально. Длительные занятия работой, требующей остроты ощущений, повышают чувствительность. .Зсли обычно люди могут различать всего несколько оттенков черного цвета, то профессионалы, занимающиеся окраской тканей, различают до 60 оттенков черного цвета; опытные водители на слух, по едва уловимому шуму мотора, могут обнаружить неполадки в нем. Музыканты прекрасно различают звуки по высоте тона.
Ко второй группе относятся средства:
♦ психологические (обострение чувства долга, ответственности, повышение интереса и мотива, поднятие настроения и т.д.);
♦ специальные (тренировка органов чувств специальными упражнениями). Например, вестибулярная тренировка у водителей. Производится 30-секундное круговое вращение головой, сменяется получасовым качанием, затем вводится вновь 30-секундное вращение;
♦ фармакологические (чай, кофе, алкоголь, наркотики) - если чай, кофе при соблюдении меры несколько повышают порог ощущений, то алкоголь, наркотики парализуют их. Алкоголь нескольк