Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Молодежь как субъект экономических отношений.

Тема 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Молодежь — эта та часть населения, которая является экономической основой и локомотивом развития стра­ны. В настоящее время особенно важно обращать внима­ние на формирование человеческого капитала молодежи и на реализацию ее трудового потенциала.

Экономические основы работы с молодежью включа­ют следующие направления:

1) адаптационная политика поддержки молодежной за­нятости;

2) управление социально-экономическими отношениями в процессах формирования молодежных объединений, организаций, воспроизводства интеллектуальной соб­ственности;

3) управление и поддержка молодежных проектов и программ;

4) поддержка участия молодежи в предпринимательс­кой деятельности.

Рассматривая молодежь не просто как социально-де­мографическую группу с характерными ей проблемами и особенностями развития в современном обществе, а как субъект экономических отношений, раскроем определе­ние экономических отношений и роль в них молодежи.

Современная экономика — это сфера приложения ка­питала, реализации экономических интересов, поле при­нятия решений в условиях ограниченности ресурсных воз­можностей. В эту сферу вовлечены традиционно три груп­пы экономических субъектов: потребители (домохозяйства), производители (фирмы) и государство.

Экономический субъект — это социальная группа, ко­торая обладает определенными социально-экономически­ми признаками, участвует в системе экономических от­ношений, вступая во взаимодействие с другими социальными субъектами по поводу производства, обмена, рас­пределения и потребления результатов общественного про­изводства.

В структуре названных групп экономических субъек­тов можно выделить молодежь как мобильную, устойчи­вую подгруппу, которая активно интегрируется в систе­му экономических отношений, формируя новые приори­теты, генерируя новации, развивая трудовой потенциал, преследуя экономические и управленческие интересы. При этом участие в системе экономических отношений молодежи характеризуется некоторыми особенностями, обусловленными скорее социально-психологической при­родой молодежи как социальной группы.

Так, начиная с 2000 г., проявляются позитивные тен­денции в развитии российской молодежи: увеличивается инновационный потенциал, растет самостоятельность, инициативность, мобильность, заинтересованность в ко­нечных результатах деятельности, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому, целеустремленность. Проявляются такие черты, которые, с одной стороны, востребованы современным обществом, а с другой — этим же обществом и порождены. В частности, в молодежной среде проявляется тенденция получения престижного ка­чественного образования. Причем наличие образования расценивается не как формально-статусный признак, а как средство и источник формирования личного и про­фессионального успеха и будущего благосостояния. В со­временных условиях проявляется заинтересованность среди молодежи в укреплении здоровья, что обеспечива­ется в значительной части пропагандой спортивно-мас­совых мероприятий, развитием спорта и формированием культуры здорового образа жизни. И наконец, современ­ная российская молодежь является частью международ­ного молодежного сообщества, она активно интегрирует­ся в мировые экономические и политические процессы. Так, представители молодежи активно участвуют в мо­лодежных форумах, конференциях, саммитах.

Помимо позитивных тенденций, в молодежной среде существуют и негативные. К ним относятся проблемы молодой семьи, состояния физического и психического здоровья молодых людей, криминализация молодежной среды, рост имущественного расслоения, отсутствие тру­довой мотивации молодых работников, отсутствие навы­ков общественной деятельности и самоуправления, низ­кая степень включенности в систему государственного управления. В связи с этим порой в отношении общества и государства, особенно в сфере экономических и трудо­вых отношений, к молодежи проявляются потребительс­кие тенденции и невостребованность потенциала челове­ческих ресурсов.

Относительно роли современной молодежи в эконо­мических отношениях, отношениях, в которые вступают субъекты экономики в процессе производства, распреде­ления, обмена и потребления, подчеркнем, что молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения, в то время как сфера производства остается вне их экономического интереса.

Это обусловлено тем, что в молодежной среде развито стремление к достижениям, преобладают высокие амби­ции, недостаточно развита профессиональная адаптация и практически отсутствует пропаганда созидательного уча­стия молодежи в развитии современного общества.

Рассматривая молодежь как трудовой ресурс, как по­тенциальную рабочую силу, отметим ее отрицательные и положительные стороны по сравнению с другими возрас­тными категориями трудовых ресурсов (табл. 1).

Сложность ситуации связана с отсутствием достаточ­ных условий для самореализации и воплощения эконо­мических инициатив молодежи. В обществе и на госу­дарственном уровне отсутствует механизм согласования интересов молодежи с интересами других социальных групп. Постиндустриальный этап развития современно­го общества и связанный с ним потенциал инновацион­ной активности молодежи трансформирует роль молодежи в экономических отношениях. Формируются новые подходы к решению задач экономической политики, учи­тывающей интересы молодежи, меняется мировоззрение и мотивация поведения этой социальной подгруппы в обществе.

Таблица 1

Преимущества и недостатки молодежи как рабочей силы

Преимущества Недостатки
— максимальный период предстоящей трудоспособности; — высокие показатели физического здоровья и выносливости; — сравнительно высокий общеобразовательный уровень; — высокая миграционная мобиль­ность; — способность к адаптации, к изме­нениям в сфере информатизации и технологии; — способность овладевать новыми навыками, знаниями и умениями как фактор эффективности инвестиций в их профессиональную подготовку — несоответствие их пред­ставлений реальности, идеа­лизм, инфантилизм; — недостаточная квалифици­рованность, завышенные притязания и ожидания в отноше­нии будущей работы и оплаты труда, психологическая него­товность к профессиональному труду; — ориентация на высокий уровень потребления без увязки его с необходимостью участия в профессиональной деятельности

Распространение информационно-компьютерных тех­нологий (ИКТ) открывает новые возможности и создает новые проблемы в сфере экономического и социального развития и вовлечения в него молодежи. ИКТ использу­ются в целях удовлетворения потребностей в информа­ции, социальном общении, получения образования, по­иска рабочих мест, таким образом — в решении эконо­мических интересов.

Молодежный рынок труда: адаптационные тенден­ции молодежной занятости.Молодежный рынок тру­да представляет собой сегмент подсистемы националь­ного рынка труда, субъектами предложения которого являются работники в возрасте 15-29 лет. Рассматри­вая особенности экономической работы с молодежью как социально-демографической группы, необходимо пред­ставлять ее особенности, потребности, потенциал развития (физический и интеллектуальный), ценностные ориен­тации, а также то, насколько многочисленна данная социальная группа.

В характеристике масштабности молодежи выделя­ются два периода: период уменьшения абсолютной и от­носительной численности, период неустойчивого числен­ного роста. Период уменьшения численности молодежи Россия переживала, начиная с 1980-х гг. до середины 1990-х гг., что явилось следствием снижения рождаемо­сти в 1960-1970-е гг. Период неустойчивого численного роста можно наблюдать с 2000 г. по настоящее время, что связано с колебаниями численности входящих в мо­лодежный возраст. Общая тенденция такова, что чем ниже численность населения молодого возраста, тем выше на молодежь приходится трудовая и социальная нагрузка общества.

Динамика численности и доли населения молодого воз­раста представлена в таблице 2. Согласно данным Феде­ральной службы госстатистики РФ, молодежь в возрасте 15-29 лет составляла в 2008 г. 34 446 тыс. чел. (24,3% населения страны).

Таблица 2

Численность и доля молодежи в населении России [6, 31; 8, 82]

Возраст, лет
Численность, млн человек
15-19 12,3 12,9 12,4 9,3 10,1 10,8 12,3 11,8 11,8 10,2 9,3
20-24 9,7 12,3 13,0 11,3 9,6 10,1 11,1 10,7 12,4 12,7 12,5
25-29 7,1 10,8 11,9 13,1 12,1 9,5 10,4 10,2 11,0 11,4 11,9
Всего 29,1 36,0 37,3 33,7 31,8 30,4 33,8 32,7 35,2 34,4 33,7
В% к итогу
15-19 9,5 9,5 9,0 6,5 6,8 7,2 8,4 8,1 8,3 7,2 6,5
20-24 7,5 9,2 9,5 7,9 6,4 6,9 7,6 7,4 8,7 9,0 8,8
25-29 5,4 8,0 8,7 9,1 8,1 6,4 7,1 7,0 7,7 8,1 8,4
Всего 22,4 26,7 27,2 23,5 21,3 20,5 23,1 22,5 24,7 24,3 23,7

 

Периоды уменьшения численности молодежи и неус­тойчивого численного роста представлены на рисунке 1.

Снижение численности молодежи есть результат не­удовлетворительной демографической политики, прово­димой в конце 1990-х гг.

Перед молодежью в период первичного выхода на ры­нок труда стоит ряд проблем: высокая безработица, отсут­ствие трудового опыта, низкая заработная плата, необхо­димость получения навыков трудовой, корпоративной культуры и др. В связи со структурными изменениями, обусловленными современным состоянием в экономике, и кризисным высвобождением работников обостряется про­блема занятости среди молодежи.

Первичный рынок труда — это такой рынок рабочей силы, где предложение формируется работниками, впер­вые вступающими на данный профессионально-специали­зированный сегмент рынка труда. Основой его формиро­вания выступает социальная мобильность рабочей силы, полная смена работником своей базовой профессии. Фун­кционирование вторичного рынка труда обусловлено дей­ствием механизмов горизонтальной и вертикальной, а так­же межфирменной мобильности рабочей силы. Горизон­тальная мобильность обусловлена территориальной миграцией труда либо одноуровневой (без изменения струк­туры рабочей силы) сменой специализации работником в рамках одного агрегированного рынка. Вертикальная мо­бильность связана с изменением одного из компонентов показателя «качество рабочей силы»: квалификации, фун­кциональной профессиональной группы, положения в иерархии профессионального разделения труда и т. д.

В рамках приведенной классификации молодежный сегмент рынка труда может включать рынок квалифи­цированного труда нерабочих специальностей, квалифи­цированного труда рабочих специальностей и неквали­фицированного (низкоквалифицированного, полуквали­фицированного) труда. Структуру предложения первичного молодежного рынка квалифицированного тру­да нерабочих специальностей формируют выпускники высших учебных заведений, средних специальных и тех­нических учебных заведений в возрасте от 15 до 29 лет.

Основные индикаторы, позволяющие оценить состо­яние молодежного сегмента российского рынка труда, включают:

уровень экономической активности молодежи по со­ответствующим возрастным группам;

■ структуру и уровень экономически неактивной моло­дежи по соответствующим возрастным группам;

■ число безработных среди молодежи по соответствую­щим возрастным группам;

« уровень безработицы среди молодежи по соответству­ющим возрастным группам;

• уровень образования на 1000 человек соответствую­щей молодежной возрастной группы;

■ продолжительность поиска работы.

Уровень экономической активности среди молодежи является наиболее высоким. Об этом свидетельствуют дан­ные статистического учета уровня экономической актив­ности (табл. 3).

Таблица 3Уровень экономической активности молодежи по возрастным группам (в% от численности населения соответствующей группы)

2001 | 2002 2003 2004 2005 2003 2004 2005 2006 2007
Женщины
Всего 59,5 58,8 60,2 60,4 60,8 61,6 61,6 62,5
До 20 лет 16,4 13,0 14,7 13,3 13,1 12,4 12,3 12,2
От 20 до 24 лет 62,5 61,8 61,6 59,7 57,2 57,5 56,5 57,1
От 25 до 29 лет 80,5 79,5 82,5 82,3 82,4 82,8 82,7 83,0
Мужчины
Всего 71,3 70,0 70,2 70,5 70,4 71,4 71,4 72,2
До 20 лет 20,3 18,0 17,9 17,0 17,1 18,5 16,5 16,5
От 20 до 24 лет 74,9 73,5 71,5 70,0 67,3 67,3 66,1 65,2
От 25 до 29 лет 92,0 92,6 92,4 93,3 92,9 94,0 91,9 94,4
                     

Согласно данным таблицы, наиболее высокий уровень экономической активности среди молодежи наблюдается в возрастной группе от 25 до 29 лет — как среди муж­чин, так и среди женщин.

Экономически неактивная часть молодежи представ­ляет собой ту часть молодого населения, которая не счи­тается занятой экономической деятельностью или безра­ботными в течение рассматриваемого периода.

Структура экономически неактивного населения по возрастным группам и уровень экономической неактив­ности среди молодежи представлены в таблице 4.

Таблица 4 Структура экономически неактивной молодежи и уровень экономическойнеактивности по возрастным группам

    2 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Экономически неактивное население, тыс. чел
Всего 38 834 40 024 39 123 38 882 38 654 37 670 37 877 36 909
До 20 лет 10 502 10 753 10 545 10 232
От 20 до 24 лет
От 25 до 29 лет
Уровень экономической неактивности, %
Женщины
До 20 лет 20,8 21,6 22,5 23,2 23,0 23,0 22,3 21,4
От 20 до 24 лет 8,5 8,6 9,1 9,8 10,9 11,3 11,7 12,1
От 25 до 29 лет 4,2 4,4 3,9 4,0 4,1 4,1 4,2 4,3
Мужчины
До20 лет 32,2 32,2 33,3 34,4 33,7 33,4 33,3 32,3
От20 до24 лет 9,1 9,3 10,2 11,1 12,6 13,4 14,1 15,2
От25 до29 лет 2,7 2,4 2,6 2,3 2,5 2,2 2,9 2,1
                     

Согласно представленным данным, наиболее высокий уровень экономической неактивности характерен для мо­лодежи мужского пола в возрастных группах до 20 лет и от 20 до 24 лет. Как показано в таблице, общая тенден­ция заключается в том, что уровень экономической не­активности возрастает как среди женщин, так и среди мужчин во всех возрастных группах.

Обострение проблемы занятости среди молодежи но­сит системный характер и не связано динамикой Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2007 г. наиболее высокий процент безработных как сре­ди мужского, так и женского населения наблюдается в возрастной группе от 20 до 29 лет.

Причем среди городского мужс­кого населения по сравнению с мужским сельским насе­лением процент безработной молодежи выше на 5,2. Без­работных среди женщин как в городе, так и в сельской местности меньше на 13,2% и 3% соответственно. Это обусловлено более высокой социальной адаптацией жен­щин и высоким уровнем семейной ответственности по сравнению с мужской частью населения. В настоящее время прямая связь между высоким уров­нем молодежной безработицы и низким уровнем образо­вания не наблюдается, хотя такая тенденция продолжает действовать. Связано это прежде всего с тем, что возраста­ет процент молодежи, получившей высшее образование, но по объективным причинам не востребованной в данной профессии современным рынком труда.

Сегодня требования к подготовке специалистов не свя­заны с конкретными потребностями рынка труда (работо­дателей) в способностях выпускника и, как следствие, 50% выпускников вузов работают в настоящее время не по спе­циальности. Для сравнения: в Швеции таких выпускни­ков — 18%, во Франции и США — 25%. 25% выпуск­ников вузов в России работают сегодня на таких местах, где высшее образование не требуется. Среди выпускников ссузов уровень своей квалификации на рабочем месте под­тверждают около 30%. 50% выпускников не используют полученное образование и работают не по специальности или на тех рабочих местах, где этот уровень образования и квалификации не требуется. Около 70% инженеров вы­полняют работу ниже своего уровня квалификации. Та­ким образом, качество подготовки специалистов таково, что образовательный потенциал не соответствует требова­ниям работодателей ни по содержанию, ни по численнос­ти обученных по профессиям, ни по изменяющимся тре­бованиям к современным профессиям. Все это говорит о низкой эффективности затрат общества на обеспечение об­разовательного уровня населения и, как следствие, о не­достаточном инвестировании в развитие человеческого потенциала общества. Современный этап постиндустриаль­ного развития, характеризующийся возрастанием роли не­производственной сферы, вызывает непропорциональный рост доли молодых работников, занятых в сфере услуг, что требует существенной модернизации их профессиональ­ной подготовки и переподготовки и развития адаптацион­ных программ. Совокупность причин безработицы среди молодежи включает:

- несоответствие полученного образования требовани­ям рынка труда;

- недостаточный уровень образования;

- завышенные амбиции в отношении рабочего места, графика и уровня оплаты труда;

- отсутствие опыта трудовой деятельности;

- низкий уровень общенаучных (мировоззренческих) компетенций;

- неумение позиционировать себя на рынке труда.
Адаптация молодежи при выходе на рынок труда яв­ляется важнейшим условием эффективной занятости и конкурентоспособности. В этой сфере трудовых отноше­ний наблюдается ряд проблем.

Во-первых, процессы первичной адаптации молодежи происходят на уровне учебных заведений без учета взаи­мосвязей с реальным сектором экономики. Компетенции в сфере ориентации и адаптации на первичном рынке тру­да, включающие такие качества, как осведомленность о социально-экономической ситуации в регионе, о потреб­ности в работниках тех или иных специальностей, знание основных аспектов трудового законодательства, знание своего образовательного уровня и возможностей его изме­нения, знание и опыт участия в конкурсах вакансий, на­личие индивидуального портфеля достижений, резюме, а также наличие умений и практического опыта по само­формированию базовых компетенций, исходя из потреб­ностей работодателя, у выпускников практически отсут­ствуют.

Во-вторых, неполное использование трудового потен­циала молодежи, замедляющее процесс обновления ра­бочей силы и ротации кадров, особенно ярко выражено в непривлекательных отраслях для молодежи. Неэффек­тивная растрата трудового потенциала впервые вступаю­щих на рынок труда — это потеря качества рабочей силы в средне- и долгосрочной перспективе. Таким образом, развитие программ эффективной адаптации молодежи к требованиям рынка труда позволит обеспечить высокую конкурентоспособность выпускников через апробацию ин­новационных образовательных инструментов по разви­тию управленческих и социально-личностных компетен­ций и навыков, способствующих созданию оптимальных траекторий трудоустройства выпускников, и скорректи­ровать образовательные программы высшей школы в со­ответствии с рыночными сигналами.

В-третьих, по-прежнему отсутствуют институциональ­ные структуры, способные решить проблему несоответ­ствия и сформировать профессиональные стандарты и практику их применения.

Важным показателем состояния молодежного сегмента рынка труда является продолжительность поиска рабо­ты. Проблемы продолжительности поиска работы иссле­дованы в работах как зарубежных, так и отечественных экономистов. В соответствии с теоретической моделью поиска работы, рассмотренной К. Марковой и С. Рощиным [4, 42], продолжительность процесса поис­ка работы (D) обратно зависит от вероятности найти хотя бы одно предложение (Pv) и от вероятности того, что най­денное предложение окажется приемлемым (Рr):

1

D = Pv х Рr

 

На продолжительность процесса поиска могут оказы­вать влияние как характеристики самого ищущего рабо­ту индивида, так и некоторые внешние факторы, связан­ные с характеристиками рынка труда, влияющими на параметры Pv и Рг .

Согласно теоретическим моделям, описанным в эко­номике труда, увеличение размера пособия приводит к росту резервной заработной платы, а следовательно, и к увеличению продолжительности поиска работы. На про­должительность поиска работы в отдельном регионе вли­яние оказывают программы государственного стимули­рования создания новых рабочих мест.

Специфика молодежи как социально-возрастной груп­пы на рынке труда приводит к формированию некоторых стереотипов у работодателей и в конечном итоге оказыва­ет существенное влияние на возможность первичного тру­доустройства молодежи. Для того чтобы сформировать адаптационные модели поведения молодых специалистов на рынке труда, особенно в период их первичного трудо­устройства, необходимо выявить особенности перехода от состояния учащегося к состоянию носителя соответствую­щего уровня человеческого капитала — потенциального, востребованного работника.

Успешность процесса адаптации, преодоления негатив­ных эффектов перехода от учебы к трудовой деятельности зависит от государства, работодателей и самой молодежи, от того, какие согласованные действия осуществляются на первичном рынке труда между данными субъектами. Оче­видно, от того, насколько продуман и обоснован будет про­цесс подготовки и приспособления выпускников вузов к выходу на рынок труда, непосредственно зависит качество их трудоустройства и в конечном счете— эффективность Функционирования системы высшего образования, рынка труда и экономики в целом.

Особенности вовлечения молодежи в предпринима­тельскую деятельность.Реализация экономических ин­тересов молодежи осуществляется прежде всего в удов­летворении потребностей в получении доходов и в само­реализации. Наиболее приемлемой формой реализации интересов молодежи является ее вовлечение в предпри­нимательскую деятельность. Предпринимательская дея­тельность молодежи должна быть связана не столько с получением дохода, сколько с получением дополнитель­ного эффекта в виде удовлетворенности деятельностью в течение всей последующей жизни.

Для того чтобы предпринимательская деятельность была доступна для молодой части населения общества, должны быть созданы определенные институциональ­ные условия. Во-первых, это формирование и реализа­ция системы государственных мер по созданию и под­держке молодежных бизнес-инкубаторов, венчурных компаний, учебно-деловых центров, презентационных и выставочных центров для представления достижений молодых предпринимателей. Во-вторых, это популяри­зация предпринимательской деятельности среди моло­децки, осуществляемая через создание общенациональ­ной сети молодежных центров, обеспечивающих доступ к консультационным услугам, информации, методическим рекомендациям в области бизнес-процессов. В-третьих, это создание и продвижение среди образовательных учрежде­ний инновационно-предпринимательских идей, проведе­ние» конкурсов, проектов, предоставление грантов на луч­шие бизнес-идеи и их практическое воплощение.

Кроме того, вовлечение молодежи в сферу бизнеса, в социально-экономическое развитие соответствующих тер­риторий и России в целом поддерживается на государ­ственном уровне. Так, в Стратегии государственной мо­лодежной политики отмечена особая роль молодежи в предпринимательской деятельности: «Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социально-культурное развитие страны являются:

■ повышение числа молодых людей, получивших обра­зование;

■ сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и имеющих доходы ниже ве­личины прожиточного минимума;

■ сокращение уровня безработицы в молодежной среде;

■ снижение уровня правонарушений среди молодежи;

■ повышение деловой, предпринимательской, творчес­кой, спортивной активности молодежи;

■ увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней».
Предпринимательство представляет собой инициа­тивную, новационную деятельность экономических субъ­ектов, принимающих на себя риск, направленную на по­лучение прибыли, а следовательно, организация предпри­нимательской деятельности требует осмысления ее как процесса.

Предпринимательство как процесс осуществления про­изводственно-коммерческой деятельности включает:

■ процесс создания нового, обладающего ценностью;

■ процесс, предполагающий принятие на себя финан­совой, моральной и социальной ответственности;

■ процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение.

Необходимо также учитывать правовое поле, в рам­ках которого осуществляется предпринимательская дея­тельность. Правовая сторона определяет следующие от­личительные признаки предпринимательства:

1) осуществление предпринимательской деятельности (продажа, выполнение работ, извлечение дохода от использования имущества);

2) наличие целевой направленности, т. е. получения прибыли (в этом и состоит отличие данной деятель­ности от любой хозяйственной);

3) системность, т. е. систематичность в осуществлении указанной деятельности;

4) самостоятельность, т. е. предприниматель не подчи­нен кому-либо в административном отношении, вме­шательство со стороны государства допустимо лишь в установленных законом пределах;

5) риск и ответственность всем наличным имуществом.
Результативность предпринимательского процесса бу­дет зависеть от следования общему алгоритму управлен­ческих действий, включающих:

■ формирование предпринимательской идеи и миссии организации;

■ разработку стратегической цели;

■ разработку документации, связанной с созданием предприятия;

■ разработку бизнес-проекта;

■ государственную регистрацию организации;

■ начало функционирования предприятия.

Одной из форм вовлечения молодежи в предпринима­тельский процесс является создание бизнес-инкубаторов на базе высших учебных заведений, обеспечивающих внедрение новых форм обучения, мотивацию студентов к активному участию в разработке востребованных рын­ком бизнес-идей, практическое осмысление и внедрение их в практику местного малого предпринимательства, от­работку общего механизма генерации новой волны пред­принимателей в области информационных технологий, маркетинга, менеджмента и социологии.

Задачи молодежного бизнес-инкубатора сводятся в первую очередь к созданию условий для коммерциализа­ции молодежных научных разработок, к формированию профессиональных навыков в области современной эко­номики и менеджмента, к разработке эффективных на­правлений взаимодействия с местным бизнес-сообществом в рамках развития муниципальной экономики.

Вовлечение молодежи в предпринимательскую дея­тельность сопровождается социальными и индивидуаль­ными выгодами, которые заключаются:

1) в реализации новых производственных и управлен­ческих идей;

2) в создании новых продуктов и услуг;

3) в распространении информационно-коммуникацион­ных технологий;

4) в удовлетворении растущих потребностей и амбици­озных планов;

5) в создании новых рабочих мест, решении проблемы молодежной занятости;

6) в стимулировании научно-технического прогресса и внедрения перспективных разработок;

7) в активизации инвестиционной деятельности, мобиль­ности и инициативности;

8) в снижении уровня криминализации в молодежной среде.


Вовлечение молодежи в предпринимательскую дея­тельность осуществляется преимущественно через малое предпринимательство. Основными особенностями мало­го предпринимательства являются в первую очередь гиб­кость и мобильность, позволяющие быстро осваивать новые виды продукции и, таким образом, быстро реаги­ровать на изменение потребительского спроса.

Деятельность субъектов малого предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 г. Феде­ральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон определил новые критерии отнесения к экономи­ческому сектору малого и среднего предпринимательства, цели и принципы государственной политики по разви­тию предпринимательства. Критериями отнесения пред­приятий к малым являются:

1) ограничение по статусу, т. е. доля внешнего участия в капитале предприятия не должна превышать 25%;

2) ограничение по численности работников, т. е. число постоянно занятых не должно превышать 100 чело­век (для средних — 250 человек, для микропредпри­ятий — 50 человек);

3) ограничение по объему выручки от реализации без уче­та налога на добавленную стоимость (для малых пред­приятий — 400 млн руб., для средних — 1000 млн руб., для микропредприятий — 60 млн руб.).

Согласно российскому законодательству, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в еди­ный государственный реестр юридических лиц потреби­тельские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитар­ных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных пред­принимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фер­мерские) хозяйства.

Наиболее распространенными формами реализации малого предпринимательства с участием молодежи явля­ются предпринимательские структуры, функционирую­щие в форме индивидуального предпринимательства.

Индивидуальное предпринимательство — это форма предпринимательства, при которой деятельность осуще­ствляют физические лица, зарегистрированные в уста­новленном порядке и осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица.

Рассмотрим некоторые особенности регистрации, налогообложения и ответственности в сфере индивиду­ального предпринимательства.

Регистрацию индивидуальных предпринимателей осу­ществляют местные органы власти. Для государственной регистрации будущий предприниматель должен предста­вить соответствующее заявление, документ об уплате ре­гистрационного сбора в размере 4 МРОТ, документ, удо­стоверяющий личность, фотографию, свидетельство на­логоплательщика, свидетельство о присвоении СИК, документ, подтверждающий место жительства и место осуществления деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах по месту житель­ства. Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя должно подаваться в налоговый орган по месту жительства в течение 10 дней после его государ­ственной регистрации. В случае прекращения деятель­ности индивидуального предпринимателя он подлежит снятию с учета в налоговом органе по месту жительства только как индивидуальный предприниматель. При этом государственная регистрация гражданина в качестве ин­дивидуального предпринимателя утрачивает силу с момен­та вынесения судом решения о признании индивидуаль­ного предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Особенность налогообложения индивидуальной предпри­нимательской деятельности заключается в возможности применения льготных налоговых режимов, таких как упро­щенная система налогообложения, единый налог на вме­ненный доход. Размер налоговых ставок зависит от налого­вого режима, в котором работает предприниматель.

Единый налог на вмененный доход применяется для отдельных видов деятельности. Данный налоговый ре­жим может применяться но решению субъекта Российс­кой Федерации в отношении ограниченного круга видов предпринимательской деятельности (оказание бытовых услуг, оказание ветеринарных услуг, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотран­спортных средств, розничная торговля, оказание услуг общественного питания, оказание автотранспортных ус­луг по перевозке пассажиров и грузов). Единый налог предусматривает замену уплаты налога на доходы физи­ческих лиц, налога на добавленную стоимость (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации), налога с продаж, налога на имущество физических лиц, единого социаль­ного налога.

Объектом налогообложения признается вмененный до­ход налогоплательщика. Налоговым периодом считается квартал. Если же предприниматель применяет общеус­тановленный порядок исчисления и уплаты налогов, то его доходы будут облагаться налогами существенно ниже по сравнению с налогами, установленными для юриди­ческих лиц.

Финансово-экономический кризис вносит свои кор­рективы в систему налогообложения. Антикризисные по­правки к налоговому законодательству направлены преж­де всего на снижение налоговой нагрузки предприятий малого бизнеса. В этом направлении осуществлены сле­дующие действия:

1) скорректирована налоговая ставка по налогу на при­быль с 24 до 20%;

2) увеличен предельный размер дохода налогоплатель­щика, позволяющий перейти на упрощенную систему налогообложения (применять «упрощенку» смогут те налогоплательщики, у которых доход за год не превысил 60 млн руб. (ранее -_ 20 млн руб.);

3) предоставлено право субъектам Российской Федера­ции устанавливать дифференцированные налоговые ставки по единому налогу, взимаемому в связи с при­менением УСН.

Особенность ответственности индивидуального предпринимателя в том, что она является неограниченной, т. е. предприниматель несет ответственность не только за свои действия, но и за деятельность других лиц, осу­ществляемую от его имени (например, наемных ра­ботников). Например, продажа товара ненадлежащего качества, принадлежащего предпринимателю, неуполномо­ченным лицом не может служить основанием для освобождения предпринимателя от ответственности.

Обобщая сказанное, отметим, что индивидуальное предпринимательство имеет как преимущества, так и не­достатки. В качестве преимуществ можно выде­лить льготное налогообложение, простоту регистрации, минимальные затраты на регистрацию, упрощенную си­стему ведения бухгалтерского учета. К числу недостат­ков осуществления индивидуальной предпринимательс­кой деятельности относится, во-первых, юриди­ческие лица (особенно зарубежные) неохотно идут на сотрудничество с индивидуальными предпринимателями по причине неуплаты предпринимателем НДС. Во-вто­рых, индивидуальный предприниматель не может быть «реорганизован» в юридическое лицо, например, в това­рищество с ограниченной ответственностью. В-третьих, если индивидуальный предприниматель работает по па­тенту, то он не может принимать на работу наемных ра­ботников. В-четвертых, затруднительным является объе­динение капиталов нескольких лиц в рамках одного пред­принимательского дела. Хотя и существует такая форма совместного предпринимательства, как простое товари­щество, в которое могут объединиться несколько инди­видуальных предпринимателей, такое объединение юри­дическим лицом не считается.

Таблица 6 Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства

 

Преимущества Недостатки
1. Простота государственной регистрации. 2. Минимальные затраты на реги­страцию предпринимательской деятельности. 3. Возможность применения льгот­ного режима налогообложения. 4. Упрощенная система ведения бухгалтерского учета 1. Неограниченная ответствен­ность. 2. Невозможность реорганизации в юридическое лицо. 3.Нежелание со стороны юридических лиц развивать сотрудниче­ство. 4.Ограниченная возможность объединения капиталов нескольких лиц

Предпринимательские структуры с участием молоде­жи могут также создаваться в форме общества с ограни­ченной ответственностью. Это наиболее распространен­ная организационно-правовая форма предпринимательс­кой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 87 ГК РФ, обществом с ограничен­ной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный ка­питал которого разделен на доли определенных учреди­тельными документами размеров; участники 000 отве­чают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

ООО обладает рядом особенных признаков.

1. ООО является объединением капитала, а потому оно может быть учреждено даже одним лицом (физическим или юридическим). Гражданский кодекс РФ (ст. 88) запрещает ООО иметь в качестве единственного участника другое хо­зяйственное общество, состоящее из одного лица. В силу ст. 88 ГК РФ число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать 50 (п. 3 ст. 7).

2. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью обще­ства, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87 ГК РФ). Общество несет полную ответственность всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ).

3. Учредительным документом ООО являет устав (ст. 89 ГК РФ). При увеличении числа участников общества между ними может быть подписан договор о совместной деятельности.

4. Уставный капитал ООО состоит из стоимости вкла­дов его участников (ст. 90 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 15 Закона об ООО, вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права или иные права, имеющие денеж­ную оценку.

Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной Законом об ООО (п. 1 ст. 90 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона, указанный размер должен быть не менее стократной величины ми­нимального размера оплаты труда (МРОТ), установлен­ного федеральным законом на дату представления доку­ментов для государственной регистрации общества. Граж­данский кодекс (п. 5, 6 ст. 90), Закон об ООО (ст. 17-20) предусматривают изменение уставного капитала путем увеличения или уменьшения его размера.

5. Доля участия в обществе. Если вклад в уставный капитал ООО есть имущество (деньги, ценные бумаги и др.), то доля участия в обществе — это совокупность прав и обязанностей в определенном объеме (размере) каждо­го участника в отношениях с обществом.

Размер доли участника общества в уставном капита­ле определяется в процентах. Различается действитель­ная стоимость доли участия в обществе и номинальная.

6. Выход и исключение участника из общества. Пре­кращение членства в обществе может происходить путем выхода участника из общества (ст. 94 ГК РФ, ст. 26 За­кона об 000). При выходе участника из общества насту­пают следующие последствия:

■ переход его доли к обществу с момента подачи заяв­ления;

■ выплата участнику обществом действительной стоимо­сти его доли или выдача ему имущества в натуре та­кой же стоимости. Исключение участника из обще­ства — это санкция, применяемая к участнику, кото­рый грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной дея­тельность общества.

7. Распределение прибыли общества между участниками (ст. 28 Закона об 000). Распределение прибыли об­щества между его участниками осуществляется пропор­ционально их долям в уставном капитале общества. Иной порядок распределения прибыли общества может быть пре­дусмотрен в уставе общества при его учреждении или пу­тем внесения в устав изменений по решению общего со­брания общества. С целью защиты интересов кредиторов, участников общества и самого общества Закон об ООО (ст.29) устанавливает ограничения распределения прибыли общества между участниками в следующих случаях:

■ до полной оплаты всего уставного капитала общества;

■ до выплаты действительной стоимости доли (ее час­ти) участника общества в случаях, предусмотренных Законом об ООО;

■ если на момент принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их разме­ра в результате принятия такого решения;

■ в иных случаях, предусмотренных федеральными за­конами. В указанных случаях общество не вправе при­нимать решение о распределении своей прибыли между участниками.

8. Управление обществом (ст. 91 ГК, гл. 4 Закона об ООО). Управление в обществе с ограниченной ответствен­ностью представляет собой вид управленческой деятельно­сти, в рамках которой соответствующие органы общества осуществляют управленческие функции: общее собрание участников общества, совет директоров (наблюдательный совет), ревизионная комиссия.

При создании предпринимательской организации, ее государственной регистрации, постановке на учет в реги­ональном налоговом органе, открытии счетов в банках, лицензировании отдельных видов деятельности необхо­димо руководствоваться федеральными законами РФ, Гражданским кодексом РФ, нормативными актами Пра­вительства РФ и Центрального банка РФ, а также нор­мативными актами, принимаемыми на региональном уровне.

Основные нормативно-правовые акты, регламентиру­ющие процедура государственной регистрации:

■ Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О госу­дарственной регистрации юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей»;

■ Постановление Правительства РФ № 439 от 19.06.2002 «Об утверждении форм и требований к оформлению до­кументов, используемых при государственной регист­рации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;

■ Приказ Федеральной налоговой службы № САЭ-3-09/ 16 от 01.11.2004 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при го­сударственной регистрации юридического лица и ин­дивидуального предпринимателя».

Необходимые документы при государственной регист­рации предприятия в форме ООО:

1) заявление установленной формы;

2) решение об учреждении ООО;

3) устав;

4) документ об уплате государственной пошлины;

5) документ, подтверждающий наличие нежилого поме­щения;

6) документ, подтверждающий оплату уставного капи­тала.

Процедура открытия расчетного счета в банке пре­дусматривает наличие следующего перечня документов:

1) свидетельство о государственной регистрации юриди­ческого лица (физического лица в качестве ИП);

2) свидетельство о постановке на налоговый учет;

3) решение о создании (для ООО);

4) устав (для ООО);

5) паспорт (для ИП);

6) приказ о вступлении руководителя в должность (для ООО);

7) уведомление о постановке на учет в органах статис­тики;

8) банковская карточка с образцами подписей и оттис­ков печати.

Отличительные особенности функционирования пред­принимательской структуры в форме индивидуального предпринимательства и в форме общества с ограничен­ной ответственностью представлены в таблице 7.

Таблица 7 Отличительные особенности ИП и 000

Индивидуальное предпринимательство Общество с ограниченной ответственностью
1. Ответственность
Неограниченная ответствен­ность всем имуществом Ответственность участника ООО ограничена размером его вклада в уставной капитал

 

2. Затраты при открытии
400 руб. — государственная 2000 руб. — государственная по-
пошлина, около 250 руб. — но- шлина, 10 000 руб. — минимальный
тариальные расходы размер уставного капитала, около
  250 руб. — нотариальные расходы
  дополнительные расходы: 200 руб.
  за каждый дополнительный экземп-
  ляр учредительных документов
3. Другие обязательные требования
Нет Наличие юридического адреса
4. Учет и отчетность
ИП освобождены от обязанно Сдача отчетов в органы статистики
сти составлять и подавать бух- обязательна. При применении об-
галтерский баланс, отчеты в щего режима налогообложения обя-
органы статистики зательно составление бухгалтерско-
  го баланса
5. Прекращение деятельности
Быстрая ликвидация Усложненная процедура ликвида-
  ции, требующая широкого спектра
  действии
6. Занятие определенными видами деятельности
Запрещено заниматься отдель- Любые виды деятельности
ными видами деятельности,  
например торговля алкоголь-  
ными напитками (кроме пива),  
аудиторская деятельность, ока-  
зание охранных услуг  
     

Экономика молодежной организации.Система учас­тия молодежи в экономике опирается на сложившиеся институциональные условия, факторы современных эко­номических процессов, в основе которых лежат процессы смены технологических укладов, совершенствования ин­фраструктурного обеспечения хозяйствующих субъектов, структурной динамики функций молодежного движения. Молодежь, являясь мобильной инновационно-креативной социальной группой, ориентирована на достижение успе­ха, удовлетворение экономических интересов посредством вовлечения в инновационную деятельность. В этой связи концепция инновационного развития экономики должна предусматривать роль и место молодежи в ее реализации, так как именно молодежь является ключевым локомоти­вом экономического развития, обладающим мощным тру­довым потенциалом.

В условиях рыночной экономики развитие молодеж­ных предприятий и организаций зависит не только от факторов, заложенных экономической системой, от са­моразвивающихся элементов (цель, ресурсы, организа­ционная структура управления) внутри организации, но и от внешних условий, с которыми хозяйствующий субъект сталкивается (окружающая среда, социальные, политические и др. процессы). Таким образом, в дина­мичных условиях любой хозяйствующий субъект должен обладать экономической устойчивостью в течение всего жизненного цикла.

Экономическая устойчивость молодежной организа­ции сводится к определению потенциала производствен­ных и финансовых ресурсов предприятия, состоянию его организации и способности к эффективному использова­нию ресурсов, с тем чтобы противостоять негативному воздействию внешней среды.

Устойчивость организации — это понятие, характе­ризующее наиболее существенные связи и отношения ее реальной экономической деятельности с внешней средой. На практике устойчивость оценивается через финансо­вое состояние молодежной организации.

Молодежная организация существует и функциони­рует, как и любая другая организация. Ее базовыми эле­ментами являются:

■ окружающая среда;

■ цель и миссия;

■ ресурсы;

■ организационная структура управления;

■ период жизненного цикла.

Молодежная организация как система функциониру­ет на основе взаимосвязи названных элементов при усло­вии баланса между силами воздействия внешней среды на организацию и силами воздействия организации на внешнюю среду. В целом основу обеспечения экономи­ческой устойчивости и развития организации являются процессы, формирующие качественные и количественные изменения, что определяет место организации в рыноч­ной экономике.

Недоучет роли молодежных организаций, молодеж­ного потенциала экономического развития снижает ин-новационность экономики и приводит к потере эффек­тивности и конкурентоспособности.

Сегодня в России действует более 427 тыс. молодеж­ных и детских общественных организаций (международ­ных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных), ассоциаций, союзов, фондов и движений.

Приведем примеры некоторых общероссийских обще­ственных организаций, входящих в федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений:

■ Российский союз молодежи;

■ Россия молодая;

■ Всероссийский студенческий корпус спасателей;

■ Всероссийское аэрокосмическое общество «Союз»;

■ Молодежное Единство;

■ Молодежный союз экономистов и финансистов;

■ Национальная молодежная лига;

■ Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Ин­теграция»;

■ Российский аграрный молодежный союз;

■ Центр поддержки молодежных инициатив;

■ Национальная организация скаутского движения России;

■ Молодая гвардия «Единой России» и др. Ассоциации общественных объединений:

■ Национальный совет молодежных и детских объеди­нений России;

■ Российский центр гражданского и патриотического воспитания молодежи.

Молодежные политические движения:

■ Социалистическое движение «Вперед» (2005 г.);

■ Общероссийское молодежное движение «Энергия жиз­ни» (2003 г.);

■ Молодежное демократическое антифашистское движе­ние «Наши» (2005 г.);

■ Молодежное движение ДА (Демократическая альтер­натива) (2005 г.).

Любая организация в своем развитии проходит сле­дующие стадии (этапы):

■ возникновение идеи и определение миссии организации;
« организационно-техническое создание организации;

■ оценка имущественного и ресурсного потенциала орга­низации;

■ развитие организации;

■ достижение максимальной эффективности;

■ затухание деятельности в результате изменения состо­яния внешней среды или выполнения своей миссии. В целом жизненный цикл молодежной организации

как целостной самоорганизующейся системы включает:

1) возникновение организации (объединения, движения);

2) развитие;

3) функционирование.

Регистрация, принципы создания и особенности дея­тельности общественных организаций изложены в ФЗ «Об общественных объединениях».

Права юридического лица у молодежного обществен­ного объединения возникают с момента его государствен­ной регистрации (ФЗ «О государственной регистрации юри­дический лиц»), после которой организации необходимо стать на учет в органах статистики, Государственной на­логовой инспекции, внебюджетных фондах. Затем орга­низация может открыть расчетный счет в банке. Моло­дежные общественные объединения с правами юридичес­кого лица создаются, когда для реализации уставных целей привлекаются средства бюджетов разных уровней, гран­тов, спонсоров, благотворительных пожертвований.

Вопросы экономики в деятельности молодежных орга­низаций независимо от их цели и миссии (политической, социальной, экологической, патриотической и др.) явля­ются ключевыми, так как от их решения зависит обеспе­ченность производственными, финансовыми и трудовы­ми ресурсами организации. Экономические основы фун­кционирования молодежных организаций и реализации государственной молодежной политики предполагают как раз оценку экономического потенциала развития. В час­тности, для деятельности организации необходимо нали­чие имущественного потенциала (помещение, средства сбора, обработки, хранения и передачи информации, си­стема Интернет, транспортные средства и другие комму­никационные ресурсы), финансовые ресурсы (оплата труда сотрудников организации, приобретение сторонних ус­луг), проведение учетной политики, политики бюджети­рования, бизнес-планирования, взаимодействия с кредит­но-финансовой системой и налоговыми органами, осуще­ствления текущего мониторинга и оценки эффективности деятельности организации. Механизмы решения этих проблем и представляют экономику функционирования молодежных организаций.

Современная практика хозяйствования предполагает осуществление учетной политики, которая включает опе­ративный учет (повседневное текущее руководство и уп­равление организацией), статистический учет (выбороч­ный метод наблюдения и регистрации), бухгалтерский учет (непрерывное отражение хозяйственной деятельно­сти (учет движения всех видов имущества, запасов, зат­рат, продукции, работ, услуг, финансовых результатов), оформленной документально с использованием различ­ных измерителей).

Бухгалтерский учет в объединении ведется по упро­щенной системе в типовой книге учета хозяйственных опе­раций. В книгу заносятся все хозяйственные операции, осуществляемые в организации согласно типовым провод­кам корреспондирующих счетов.

Практика финансирования молодежных организаций свидетельствует о многообразии источников: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, вне­бюджетные средства, добровольные средства спонсоров, финансовая поддержка бизнеса, средства от собственной предпринимательской деятельности. Федеральное финан­сирование осуществляется в пределах средств, выделяе­мых в рамках реализации государственной молодежной политики в соответствии с ФЗ «О государственной под­держке молодежных и детских общественных объедине­ний». Существенную роль в финансовой обеспеченности молодежных организаций играют средства грантов, полу­чаемых на основе конкурсных отборов.

Грант — это средства, безвозмездно передаваемые да­рителем (фондом, корпорацией, органами власти, частным лицом) для выполнения конкретной работы. Для получе­ния гранта необходимо оформить заявку установленной формы. Каждый грант предоставляется в рамках конкрет­ной программы (федеральной или региональной) финансирования и ориентирован на определенные требования (цель, задачи, бюджет, содержание работ (услуг) и т. д.).

Пример логической схемы для разработки проекта, финансирование которого предполагается в рамках грантовых программ, представлен в таблице 9.

Таблица 9 Схема разработки проекта, финансируемого в рамках грантовых программ

Компоненты проекта Основное содержа­ние работы (показате­ли, обоснование) Результаты Сроки выполне­ния работ (услуг) Объемы финанси­рования
Постановка проблемы. История разви­тия вопроса. Цель. Задачи. Ресурсы. Возможные источники до­полнительного финансирова­ния (софинансирование) Описывает­ся содержа­ние работы и краткая пояснитель­ная записка, включаю­щая объективные свидетельства предпола­гаемой работы Разработка мето­дики. Рекомендации к совершенствова­нию деятельности. Отчеты о деятель­ности. Набор статистиче­ской информации. Аналитические обзоры. Документы. Методические ма­териалы и т. д. Разбивка по этапам выполнения работ (оказания услуг) Определя­ется стои­мость каждого вида работы (оказания услуги)

Важнейшей составляющей функционирования моло­дежной организации является бюджетирование. Бюдже­тирование — это процесс формирования и реализации сметы расходов и контроля за расходованием предусмот­ренных средств. Бюджетирование применяется для обо­значения комплекса действий по подготовке проекта и исполнению бюджета, подведению итогов исполнения бюджета и контролю за расходованием средств.

В ходе реализации проекта на определенном этапе фун­кционирования молодежной организации, основанном на использовании бюджетных финансовых ресурсов, возни­кает потребность в оценке эффективности. Если «эффект» является абсолютным показателем и характеризует ре­зультат, то «эффективность» является относительным по­казателем и характеризует процесс, в результате которо­го был получен результат. Эффективность — это кате­гория, обозначающая соотношение осуществленных затрат и полученных результатов. В зависимости от вида деятельности различают различные виды эффективнос­ти. Например, финансовая эффективность позволяет со­отнести денежные затраты на реализацию проекта с пред­полагаемыми результатами.

При этом в экономическом обороте используются та­кие финансовые категории, как прибыль, убытки, дефи­цит бюджета, исполнение бюджета и др.

Конкретные результаты должны быть сформулирова­ны в количественных и качественных показателях. Ожи­даемые результаты могут являться критериями оценки эффективности. Способы оценки позволяют проанализировать степень эффективности работы и выяснить, насколько удалось достичь поставленных целей, а также получить промежуточные сведения о ходе реализации финансирования мероприятий с тем, чтобы скорректировать проект в дальнейшем. В качестве способа оценки реализации проекта часто применяется мониторинг (внутренний и внешний). Внешний мониторинг осуществляется грантодателем с целью определения целесообразности дальнейшего финансирования проекта. На основе внешнего мониторинга финансовые ресурсы распределяются в зависимости от достижения конкретных целей



 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.