Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Часть I. Введение в общую психологию 5 страница



Третью школу создал С. Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научны­ми исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педаго­гической психологии. С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания перво­го в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».

В это же время жили и трудились такие известные всему миру психологи, как Б. М. Теплов и А. А. Смирнов. Последний известен своими трудами в психологии памяти, а Б. М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психо­логии творческой деятельности.

В более поздние годы сформировались основные современные психологиче­ские школы. Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государствен­ного университета и Московского государственного университета. Создание пер­вой школы связано с именем Б. Г. Ананьева, который не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых.


Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев, автор психологической теории деятельности. Кроме того, заслугой Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприя­тия, памяти, сознания, личности и развития психики.

А. В. Запорожец совместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской пси­хологии. В сферу основных научных интересов Запорожца — организатора и мно­голетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педаго­гических наук СССР — входили вопросы возрастного развития и воспитания де­тей. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных дей­ствий.

Благодаря исследованиям А. Р. Лурии отечественная психология существен­но продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мыш­ления. Труды Лурии заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии. Результаты его исследований до сих нор широко при­меняются в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, ко­торый совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиоло­гическую теорию памяти и др.

Не менее известные психологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования и дела своих предшественников. Их труды вносят до­стойный вклад в развитие современной психологической науки.

Завершая данный раздел, необходимо отметить, что психология прошла дли­тельный путь становления. Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что первые психологические воззрения появились вместе с самим человечеством. На протя­жении всего развития психологической пауки в ней параллельно развивались идеалистические и материалистические направления. Учения, основанные на ма­териалистических взглядах, прежде всего способствовали развитию естественно­научного понимания природы психических явлений и становлению эксперимен­тальной психологии. В свою очередь, учения, опирающиеся на идеалистические философские воззрения, привнесли в психологию этические аспекты психическо­го. Благодаря этому в современной психологии рассматриваются такие пробле­мы, как личностные ценности, идеалы, нравственность.

Отечественная психология изначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкое распространение экспериментальные методы.

 

2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук

Мы начали знакомство с психологией, рассмотрев общие проблемы изучения человека, на основе чего был сделан вывод о том, что человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологиче­


ский объект, как социальное существо, как носитель сознания. При этом каждый человек неповторим и обладает своей индивидуальностью. Разнообразие прояв­лений человека как природного и социального феномена привело к возникнове­нию значительного количества наук, изучающих человека. В данном разделе бу­дет рассмотрена связь психологии с другими науками, изучающими человека как биологический и социальный феномен.

Прежде всего необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психо­логии и философии. Почему «прежде всего»? Потому что вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. пси­хология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И се­годня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие лич­ностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, мораль­ные ценности и др.

Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экс­периментальным путем. При столкновении с подобного рода проблемами психо­логи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаклю­чениями, которые им предлагают представители смежной науки — философии. К числу традиционных междисциплинарных проблем, в данном случае философ-ско-психологических, относятся проблемы сущности и происхождения человече­ского сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния обще­ства на личность и личности на общество, методологические проблемы психо­логии.

Долгое время существовало принципиальное разделение на материалистиче­скую и идеалистическую философию. Причем чаще всего это противопоставле­ние носило антагонистический характер, т. е. постоянно происходило противопо­ставление взглядов и позиций, осуществлялся поиск доказательств несостоятель­ности того или иного умозаключения. В результате в ряде психологических школ наблюдался застой научной мысли. Сегодня, когда наметилось сближение между этими основными течениями философии, мы с полной уверенностью можем гово­рить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Так, материа­листическая философия являлась базовой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций. С другой стороны, идеали­стическое направление в философии ставит перед нами такие сложные проблемы, как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность. Следовательно, исполь­зование в психологии идей обоих направлений философии наиболее полно отра­жает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.

Необходимо также подчеркнуть, что есть проблемы, решение которых возмож­но только при совместном участии психологов и философов. К таким проблемам относятся, например, проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира. Благодаря исследованиям известного швейцарского ученого Жана Пиаже и созданного им Международного эпистемологического центра в Же­неве удалось узнать много нового о природе человеческого интеллекта и его разви­тии. Кроме того, существуют психологические теории, которые носят характер пси-холого-философских. К ним следует отнести теоретические работы современных


последователей 3. Фрейда — неофрейдистов. Например, работы психолога-нео­фрейдиста Э. Фромма часто используются современными зарубежными социоло­гами и философами.

Следует отметить, что такое единение философии и психологии вызвано еще и тем, что психологическая наука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческие теории и концепции, которые в свою очередь фор­мируются в рамках философии. Так, в предыдущих разделах мы говорили о роли в психологии таких известных ученых, как Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк, Д. Юм и др. Однако они известны прежде всего как крупные философы, основатели философских школ. Господство того или иного мировоззрения отражается и на закономерностях развития психологической науки. Например, доминирование в отечественной психологии материализма предопределило бурное развитие экс­периментальных психологических методов, повышенный интерес к естественно­научным основам психологии, стремление решить проблему взаимосвязи психи­ческого и биологического. Но вместе с тем недостаточно внимания уделялось раз­витию нравственных структур личности. Подтверждением этому может служить духовный кризис, наблюдаемый в России в конце XX в.

Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаи­мопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.

Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с. обществом и личностью, является социология. Здесь также наблюдается взаимоподдержка в развитии наук, но уже на уровне методологии исследования. Так, социология заимствует из социальной психоло­гии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психо­логия широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбо­ра научной информации, которые являются традиционно социологическими. К та­ким методам относятся в первую очередь опрос и анкетирование.

Кроме того наблюдается взаимопроникновение различных теорий, разработан­ных в рамках данных наук. Например, разработанная преимущественно социоло­гами концепция социального научения является общепринятой в социальной и возрастной психологии. С другой стороны, теории личности и малой группы, раз­работанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Есть также немало проблем, которые пытаются совместно решить психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения между людьми, на­циональная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следует отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирова­ния и преобразования.

Рассмотрим решение одной из наиболее значимых для психологии и социоло­гии проблем — социализации. Следует сразу отметить, что решение этой пробле­мы стало возможно только благодаря совместным разработкам психологов и со­циологов. Так, в социологии проблема социализации рассматривается в рамках теории социального научения, а в психологии — в рамках проблемы социальной адаптации индивида. Необходимо заметить, что адаптация человека является цен­тральной проблемой для многих наук, поскольку данная проблема весьма много­гранна. В свою очередь, социальная адаптация является одной из граней адапта­


ции человека. При этом в социальной адаптации выделяют два аспекта: социали­зацию личности и ее активность.

Социализация личности — это процесс усвоения и воспроизводства индиви­дом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и при­обретает необходимые для жизни психологические качества, знания, умения и навыки, в том числе речь. Благодаря речи он, в свою очередь, получает возмож­ность общаться с себе подобными, т. е. взаимодействовать с окружающими его людьми. Социализация — это познание индивидом созданной людьми цивилиза­ции, приобретение опыта социальной жизни, превращение из природного в обще­ственное существо, из индивида в личность. Социализация включает в себя усвое­ние норм нравственности, культуры человеческих взаимоотношений, правил по­ведения среди людей, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения.

Социализация — это многогранный процесс, имеющий различные аспекты, но особого внимания заслуживают механизмы социализации, т. е. способы, посред­ством которых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми. В качестве основных источников социали­зации человека выступают общественные объединения (организации), семья, школа, литература, искусство, печать, радио, телевидение.

Механизмы социализации человека изучаются в рамках теории социального научения. С точки зрения данной теории поведение человека формируется в про­цессе его взаимодействия, общения и совместной деятельности с различными людьми в различных социальных ситуациях, наблюдения за поведением других людей и подражания им, а также обучения и воспитания. Следует подчеркнуть, что теория социального научения отрицает исключительную значимость для фор­мирования поведения человека биологических факторов, особенностей организ­ма и его функционального состояния. Данная теория подчеркивает роль не столько биологических, сколько социальных факторов, например семьи, школь­ного окружения. Из данного утверждения следует второе основное положение теории социального научения: поведение человека формируется под воздействи­ем факторов социальной среды.

Таким образом, научные разработки социологов находятся в очень тесной связи с работами психологов, поскольку именно в психологии рассматривается взаимо­действие человека и социальной среды. В свою очередь, для психологии представ­ляют самостоятельный интерес самые различные аспекты социализации. Напри­мер, весьма важен такой аспект социализации, как идентификация. Что понима­ется под этим термином?

В процессе своего физического и социального развития ребенок усваивает большое количество норм и форм поведения. Вполне понятно, что он не может выработать форму поведения, в значительной степени отличную от поведения его ближайшего социального окружения. Поэтому основным примером для формиро­вания поведения ребенка являются его родители, друзья, знакомые. В процессе усвоения общественных норм человек начинает идентифицировать себя, т. е. соот­носить с представителями определенной социальной или возрастной группы, а также с людьми определенного пола. В результате он приобретает навыки соот­ветствующего ролевого поведения, характерного для общества, в котором он живет.


Не менее важны для психологии такие проблемы социализации, как социаль­ная фацилитация (положительное стимулирующее влияние поведения одних лю­дей на деятельность других), подражание, внушение, конформность и следова­ние нормам. В то же время все эти проблемы, разрабатываемые психологической наукой, используются в исследованиях социологов. Таким образом, социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических иссле­дований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь па­раллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении социальных про­явлений человека и человеческого общества.

Другой общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педаго­гика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Следуя такой логике, нельзя усомниться в истинности этого суждения. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Если психология развивалась в рамках философии, то педагогика изначально формировалась как самостоятельная нау­ка. В результате психология и педагогика организационно оформились как само­стоятельные науки и существуют раздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопонимания между психологами и педагогами.

В начале XX в. существовала и развивалась комплексная наука о детях, их обу­чении и воспитании — педология. В рамках данной науки успешно сотрудничали педагоги, психологи, медики, физиологи и другие ученые. Имелись научные цен­тры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалистами раз-личных направлений разрабатывались проблемы детства. Достижения отече­ственных ученых в области педологии не уступали зарубежным. В рамках данной науки широко использовались психологические методы изучения личностных особенностей и воспитательного воздействия на детей. Однако эту науку постиг­ла та же судьба, что генетику и кибернетику. Педологические исследования были прекращены, а научные и исследовательские учреждения — закрыты. Идеологи­ческий разгром науки был завершен постановлением ЦК ВКП(б) «О педологи­ческих извращениях в системе Наркомпроса» от 1936 г.

Сегодня очень трудно дать однозначный ответ на вопрос о причинах, вызвав­ших разгром весьма перспективной науки. Вероятно, можно выделить три основ­ные причины. Во-первых, идея педологии заключалась в том, что у разных людей способности различны. В значительной степени это обусловлено генетическими различиями, поэтому педагогический процесс должен строиться дифференциро­ванно, с учетом индивидуальных особенностей учеников, и способствовать не только гармоничному развитию личности, но и первоочередному развитию тех способностей, которые наиболее ярко представлены у ребенка. Следовательно, представители педологии утверждали, что уже от рождения люди имеют различ­ные возможности в силу своих генетически обусловленных физиологических и психических особенностей. Подобное утверждение в определенной степени про­тиворечило господствующей идеологии того времени, утверждавшей, что совет­ский человек живет в обществе равных возможностей, т. е. каждый может добить­ся успеха в любом выбранном им деле. Наиболее ярко эту точку зрения отражает известный тезис: «Незаменимых людей нет». Поэтому вполне вероятно, что раз­личие во взглядах педологии и государственных структур на способности челове­ка явилось одной из причин разгрома этого научного направления.


С другой стороны, во всем происшедшем в определенной степени виноваты сами представители педологии. Повальное увлечение тестами, широкое распро­странение тестового материала привело к тому, что методы психодиагностики ста­ли использоваться людьми недостаточно компетентными, что способствовало из­вращению сути не только педологии, но и в первую очередь психологии.

В-третьих, мы вправе предположить, что развитие педологии встретило силь­ное противодействие со стороны педагогов, поскольку педагог в рамках недологи­ческого направления не рассматривался как центральная фигура процесса обуче­ния, а был лишь одним из его участников. В свою очередь, педагогика в рамках данного направления не рассматривалась в качестве базовой науки воспитания подрастающего поколения, а была лишь наукой обучения, т. е. передачи и усвое­ния знаний. Вполне вероятно, что многие педагоги не захотели мириться с таким положением дел и противостояли развитию педологии. К сожалению, определен­ный разрыв между психологией и педагогикой наблюдается и до настоящего вре­мени, несмотря на то, что с каждым годом психология все больше проникает в учебный процесс.

Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, можно говорить о том, что психология тесно связана с общественными науками. Это утверждение спра­ведливо и для истории. Есть примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании обшей научной теории. Одним из таких примеров является теория куль­турно-исторического развития высших психических функций человека, разрабо­танная Л. С. Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достиже­ния человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управ­лять собственной психикой и поведением.

Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии яв­ляется использование в психологии исторического метода. Суть этого метода со­стоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необ­ходимо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к бо­лее сложным формам. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Следова­тельно, главной и наиболее ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является мысль о том, что современный человек с его пси­хологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории раз­вития человечества.

Таким образом, познакомившись с взаимоотношениями и связями психологии и общественных наук, можно сделать вывод о том, что психология — это обще­ственная наука. Сделав такой вывод, мы будем правы, но лишь частично. Главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественны­ми науками, но и с техническими и биологическими.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процес­сов. Практически невозможно организовать производственный процесс без учас­тия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэто­му не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую


часть технического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разра­боткой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек—машина». Благодаря деятельности психологов создаются об­разцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможно­сти человека, в противном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые в силу своих эргономических характеристик никогда не могли бы экс­плуатироваться человеком.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими наука­ми. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой че­ловека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеет физиологи­ческую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психиче­ские явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопси-хического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в опреде­ленных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания. И наоборот, хроническое заболевание, как правило, ска­зывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психиче­ского и соматического, в современной медицине активное развитие получили ме­тоды психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областя­ми науки и практики. Мы с полным основанием можем утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распро­странение. В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сфе­ры практической и научной деятельности привело к возникновению разнообраз­ных отраслей психологии.

 

2.6. Основные отрасли психологии

Современная психология — это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятель­но развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появля­ются новые направления.

Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким вне­дрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вто­рых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии от­личаются от других прежде всего тем комплексом проблем и задач, которые реша­ет то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).


Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической на­уки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается про­блемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания — это тот ба­зис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и слу­жит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления. Однако в некоторых случаях достижения или научные открытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер, что определяет необходимость использования вновь полученного знания во всех отраслях и направлениях.

Следует также подчеркнуть, что в большинстве случаев прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли психологии используются знания или методология других ее отраслей. Например, космическая психология — отрасль психологической науки, занимаю­щаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в кос­мосе, — включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, пе­дагогическую психологию и др. Следовательно, прикладные области психологии по степени их обобщения могут быть условно разделены на синтетические (объеди­няющие в себе знания других областей) и первичные (являющиеся относительно узким и конкретным направлением прикладной отрасли). Например, медицин­ская психология включает в себя общую медицинскую психологию, клиническую психологию, патопсихологию, психогигиену и психопрофилактику, психокоррек­цию и др. Аналогично в инженерной психологии можно выделить следующие раз­делы: эргономика, психология труда, менеджмент и др.

Рассмотрим более подробно некоторые отрасли психологической науки.

Общая психология — отрасль психологической науки, объединяющая фунда­ментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию инди­вида — конкретного представителя вида Homo sapiens. Она включает в себя теоре­тические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие пси­хологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными понятиями общей психо­логии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональ­ные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направлен­ность) и психические состояния (рис 2.2).

Разделение понятий общей психологии на группы условно. Понятие «психи­ческий процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого психическо­го явления. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие «психическое свой­ство» отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закреп­ленность в структуре личности.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С. Л. Рубинштейна, который



систематизировал психологические знания и предложил методологию исследова­ния психических явлений.

На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Пе­дагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения. Не менее зна­чимыми для педагогической психологии являются вопросы учета индивидуаль­ных особенностей обучаемого при построении учебного процесса и взаимоотноше­ний ученика и учителя, а также взаимоотношений внутри учебного коллектива. Как самостоятельная отрасль психологической науки педагогическая психология зародилась во второй половине XIX в., что было обусловлено проникновением в психологию идей развития. Эволюция педагогической психологии в значитель­ной мере определялась господствующими в психологии концепциями. Так, в конце XIX в. большую роль в развитии педагогической психологии сыграла интроспек­тивная психология. Позднее ее развитие определялось бихевиористским направ­лением, которое предлагало в воспитании ориентироваться на жесткую «модифи­кацию поведения». В основе современной отечественной педагогической психо­логии лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-историче-


ского опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры. В то же время это усвоение осуществляется посредством активной деятельности человека, а средства и способы этой деятельности актуализируются в общении с другими людьми. По сферам применения педагогическую психологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и вос­питания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст, психологию профессионального обучения, психологию выс­шей школы.

Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологиче­ской науки — возрастная психология, изучающая закономерности этапов психи­ческого развития и формирования личности от рождения до старости. Так же как и педагогическая психология, возрастная психология оформилась в качестве са­мостоятельной отрасли психологической науки в конце XIX в. Возникнув как дет­ская психология, возрастная психология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализа онтогенетических процессов. В настоящее время ос-новными разделами возрастной психологии являются: психология детства, пси­хология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастную динамику психических процессов, что невозмож­но без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-истори­ческих, этнических и социально-экономических условий. Кроме того, для возраст­ной психологии имеют большое значение дифференциально-психологические раз-личия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства, поэтому очень часто исследования в возрастной психологии осуществляются с использо­ванием приемов дифференциальной психологии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.