Законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ, принятого Государственной Думой 5 июля 1995 года (в ред. Федеральных законов от 18 февраля 1999 года № 35-ФЗ, от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ), федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».
На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации».
В России существует федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Муниципальные служащие не относятся к государственной службе. Всего в органах публичной власти (включая муниципальные органы субъектов РФ) более 1,2 млн служащих. Федеральная государственная служба включает более 500 тыс. государственных служащих, 90% которых работают на местах в территориальных органах министерств и ведомств.
Федеральный государственный служащий — это гражданин РФ (не иностранец, не лицо без гражданства, не лицо с множественным гражданством)1, осуществляющий профессиональную деятельность на федеральной должности, обеспечивающий исполнение полномочий тех или иных государственных органов и получающий денежное содержание (довольствие) за счет средств федерального бюджета. Служащие, не занимающие государственной должности, обеспечивающие деятельность должностных лиц, органов государства, работники вузов, музеев, медицинских учреждений и др. не считаются государственными служащими.
Система федеральной государственной службы определена Федеральным законом от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Она включает следующие ее виды:
- гражданскую службу,
- военную службу,
- правоохранительную службу.
Федеральная государственная гражданская служба регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», военная и правоохранительная служба регулируется многими различными законами и иными правовыми актами (военная служба в том числе воинскими уставами).
На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законом. Поступление на службу осуществляется по результатам конкурса. Конкурс может не проводиться при назначении на должности, связанные с использованием государственной тайны или при замещении должности в группе младших должностей. Претенденту на участие в конкурсе может быть отказано в допуске к конкурсу в связи с несоответствием квалификационным и другим требованиям закона (отказ может быть обжалован). Конкурс проводит создаваемая в органе государства конкурсная комиссия. Ее решение может быть обжаловано. При положительном решении заключается служебный контракт на срок от одного года до пяти лет или на неопределенный срок.
Должности гражданской службы РФ и субъектов РФ подразделяются на категории и группы, которым соответствуют классные чины государственной гражданской службы (на военной и правоохранительной службе существуют свои должности и звания). Предусматривается несколько категорий должностей:
1. Руководители (руководители структурных подразделений и их заместители);
2. Помощники (советники), т. е. должности для содействия руководителям, другим
лицам;
3. Специалисты (обеспечивают профессиональное выполнение государственными органами своих функций);
документационным, финансово-экономическим, хозяйственным и другим обеспечением государственных органов).
Установлены пять групп должностей государственной гражданской службы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.
В соответствии с занимаемыми должностями присваиваются классные чины:
- действительный государственный советник 1, 2, 3 класса (высшая группа должностей);
- советник государственной гражданской службы;
- государственный советник 1, 2, 3 класса (главная группа);
- советник государственной гражданской службы 1, 2, 3 класса (ведущая группа);
- референт государственной гражданской службы 1, 2, 3 класса (старшая группа);
- секретарь государственной гражданской службы 1, 2, 3 класса (младшая группа).
Для занятия той или иной должности и присвоения классного чина установлены различные квалификационные требования (уровень профессионального образования, стаж работы и др.).
Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования.
Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.