Организуем работу в парах по написанию сочинения- рассуждения.
Виды творческих заданий, направленных на формирование УУД на уроках обществознания в 6 классе
Из опыта работы
учителя истории и обществознания
МОУ СОШ № 36 Пучининой Т.П.
В настоящее время целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать свою учебную деятельность, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, мы формируем умение учиться.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного развития и саморазвития ребенка.
Сегодня задачу учителя обществознания, на мой взгляд, можно сформулировать как Создание особой образовательной среды, которая способствует развитию и саморазвитию личности учащегося средствами учебного предмета.
Эта среда должна формировать определенный социокультурный опыт у учащихся.
В основе моей методической системы положены:
-Коммуникативная культура личности
-Проектная деятельность
-Использование художественных текстов
-Интеграция научных знаний, технологий и приёмов работы.
Данный опыт был представлен педагогическому сообществу на семинарах и конференциях, в ходе участия в профессиональных конкурсах и через публикации.
Сегодня в ходе мастер-класса я постараюсь показать примеры творческих заданий, направленных на формирование различных видов УУД, которые могут быть использованы на уроках обществознания в 6 классе.
В стандартах выделены следующие блоки УУД:
Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, они позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего на основе социальных норм.
Регулятивныедействия обеспечивают управление познавательной и учебной деятельностью через постановку целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательныедействия включают исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование в соответствии с учебной задачей.
Знаково-символическиедействия – это умения анализировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); переводить ее из одной знаковой системы в другую.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слушать и понимать партнера, планировать совместную деятельность, распределяя роли, уметь договариваться, вести дискуссию.
Особенностью таких предметов как история и обществознание является то, что они направлены на развитие, прежде всего, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, так как принимают многозначность позиций, неоднозначность трактовок, открывают широкие возможности для выбора учащимися способа самовыражения, для работы в диалоге. В этом и заключается потенциал этих предметов.
Формирование личностных УУД
Для решения этой задачи я предлагаю использовать тексты художественной культуры. Почему?
- искусство служит отражением жизни, поэтому в образной форме затрагивает нравственные и социальные проблемы.
- художественные тексты позволяют обогатить еще небольшой социальный опыт учащихся;
- они помогают частично решить проблему несоответствия учебников учебным программам. Это особенно актуально в среднем звене.
Рассмотрим примеры заданий.
1. О каком важном законе нравственности напоминает притча «Корзину-то возьми».
Корзину-то возьми
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда...
Предложенное задание позволяют формировать такие личностные УУД как ценностное отношение к такому социальному институту как семья; умение давать личностную оценку поднятой в тексте проблеме; умение соотносить поступки с нравственными нормами.
Формирование коммуникативных УУД
Пример задания
Организуем работу в парах по написанию сочинения- рассуждения.
Тезис: - Кто в молодости не заботится о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости.- Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей
Собственная позиция:-Я считаю, что… -Я думаю, что… -Я согласен с тем, что…
Доказательства (аргументы)
Привести примеры ситуаций, в которых проявляются различные отношения между родителями и детьми
3.Показать роль родителей, семьи в жизни каждого человека.
1. из своего жизненного опыта
2. из разных источников информации (литература, СМИ)
Вывод: - Таким образом, я считаю…- В заключении хочется сказать о том, что…
Предложенное задание направлено на формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; умения слушать выступления одноклассников, задавать вопросы, вступать в диалог.