Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация, выявление и расследование преступлений



1) Виды деятельности по выявлению и расследованию преступлений:

· Оперативно-розыскная деятельность (Ст.1 Закона Об ОРД)

Ø Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

 

· Задачи оперативно-розыскной деятельности (Ст.2 Закона Об ОРД)

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

Ø выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений

Ø выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших

Ø осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших

Ø добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской

 

· В определенной законом мере к этому виду деятельности примыкают контрразведка и антитеррористические мероприятия, в ходе которых возможно выявление сведений о совершенных, совершаемых или намечаемых к совершению преступлениях (Ст. 9 и 9.1 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»)

 

· Оперативно-розыскные мероприятия (Ст.6 Закона Об ОРД)

Ø При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

Ø 1. Опрос.

Ø 2. Наведение справок.

Ø 3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

Ø 4. Проверочная закупка.

Ø 5. Исследование предметов и документов.

Ø 6. Наблюдение.

Ø 7. Отождествление личности.

Ø 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Ø 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Ø 10. Прослушивание телефонных переговоров.

Ø 11. Снятие информации с технических каналов связи.

Ø 12. Оперативное внедрение.

Ø 13. Контролируемая поставка.

Ø 14. Оперативный эксперимент.

 

· Использование результатов оперативно-розыскной деятельности (Ст.11 Закона Об ОРД)

Ø Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Ø Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам

 

· Формы предварительного расследования (Ст.150 УПК)

Ø 1. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

 

· Подследственность (Ст.151 УПК)

Ø 1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

 

· Место производства предварительного расследования (Ст.152 УПК)

Ø Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

Ø Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

 

· Начало производства предварительного расследования (Ст.156 УПК)

Ø Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.

 

· Окончание предварительного расследования (Ст.158 УПК)

Ø Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

 

· Срок предварительного следствия (Ст.162 УПК)

Ø Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Ø В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

 

 

· Общие правила производства следственных действий (Ст.164 УПК)

Ø Следственные действия производятся на основании постановления следователя.

Ø Следственные действия производятся на основании судебного решения.

Ø Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Ø При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

Ø Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ø При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Ø Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

Ø В ходе производства следственного действия ведется протокол

 

· Порядок и сроки дознания (Ст.223 УПК)

Ø Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

 

· Обвинительный акт (Ст.225 УПК)

v По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются:

Ø дата и место его составления;

Ø должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

Ø данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

Ø место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

Ø формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;

Ø перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания;

Ø обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

Ø данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

Ø список лиц, подлежащих вызову в суд.

v Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

v Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, который установлен частью второй настоящей статьи для обвиняемого и его защитника.

Ø 3.1. К обвинительному акту прилагается справка о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела.

v Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

2) Понятие ОРД и органы её осуществляющие:

· Оперативно-розыскная деятельность (Ст.1 Закона Об ОРД)

Ø Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

 

· Задачи оперативно-розыскной деятельности (Ст.2 Закона Об ОРД)

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

Ø выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений

Ø выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших

Ø осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших

Ø добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской

 

· В определенной законом мере к этому виду деятельности примыкают контрразведка и антитеррористические мероприятия, в ходе которых возможно выявление сведений о совершенных, совершаемых или намечаемых к совершению преступлениях (Ст. 9 и 9.1 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»)

 

· Оперативно-розыскные мероприятия (Ст.6 Закона Об ОРД)

Ø При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

Ø 1. Опрос.

Ø 2. Наведение справок.

Ø 3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

Ø 4. Проверочная закупка.

Ø 5. Исследование предметов и документов.

Ø 6. Наблюдение.

Ø 7. Отождествление личности.

Ø 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Ø 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Ø 10. Прослушивание телефонных переговоров.

Ø 11. Снятие информации с технических каналов связи.

Ø 12. Оперативное внедрение.

Ø 13. Контролируемая поставка.

Ø 14. Оперативный эксперимент.

 

· Использование результатов оперативно-розыскной деятельности (Ст.11 Закона Об ОРД)

Ø Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Ø Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам

 

· Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (Ст.13 Закона Об ОРД)

Ø На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

o Органов внутренних дел Российской Федерации.

o Органов федеральной службы безопасности.

o Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

o Таможенных органов Российской Федерации.

o Службы внешней разведки Российской Федерации.

o Федеральной службы исполнения наказаний.

o Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Ø Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 9 части первой настоящей статьи.

Ø Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Ø Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Ø Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

 

· Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (Ст.14 Закона Об ОРД)

При решении определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

Ø Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.

Ø Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам.

Ø Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.

Ø Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.

Ø Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Ø Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

 

· Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (Ст.15 Закона Об ОРД)

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

Ø Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Ø Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Ø Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

Ø Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Ø Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 

3) Органы дознания и их основные полномочия:

· Орган дознания (Ст.40 УПК)

1. К органам дознания относятся:

Ø органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Ø органы Федеральной службы судебных приставов;

Ø командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

Ø органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

Ø дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

Ø выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно

 

· Функции:

Ø обязанности по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях

Ø обязанности по выявлению, собиранию и анализу доказательств, их предварительной оценке

Ø обязанности по оформлению материалов, направляемых в суд для принятия итогового решения

Ø обязанности по совершению ряда иных предусмотренных законом действий, которые должны выполняться при предварительном расследовании различных категорий уголовных дел.

Ø По делам небольшой и средней тяжести они начало и конец предварительное расследование, предоставлена возможность выполнять большинство следственных действий, разрешенных уголовно-процессуальным законодательством, в том числе действий, проверка результатов (данных), получаемых при проведении ОРМ.

Ø Дознание может завершиться установлением такой отвечающей требованиям закона совокупности доказательств, опираясь на которые суд (после, разумеется, тщательного их исследования и проверки по правилам судебного разбирательства) сформулирует итоговое решение по поводу основных вопросов, обычно возникающих в связи с конкретным уголовным делом, — вопросов о виновности лица, совершившего преступление, и о мере его наказания.

Ø неотложными следственными действиями (в сжатые сроки выполнение всех допускаемых по правилам, установленным УПК, так называемых действий «по горячим следам», обеспечивающих прежде всего быстрое и своевременное выявление и фиксацию доказательств, которые будут необходимы для раскрытия преступлений, отличающихся повышенной тяжестью и изощренностью, и изобличения лиц, их совершивших. Собранные доказательства и иные материалы передаются органам следствия, которые уполномочены доводить предварительное расследование подобных дел

 

4) Роль и функции Следственного Комитета РФ:

 

· Следственный комитет Российской Федерации (Ст.1 Закона О СК)

Ø Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Ø Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Ø Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

 

· Следственный комитет осуществляет следующие полномочия (П.7 Положения О СК)

1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

2) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;

3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;

5) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

6) взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

7) образовывает координационные, совещательные, консультативные и экспертные советы (комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

8) осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования общественности о деятельности Следственного комитета;

9) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

10) учреждает в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания для опубликования нормативных правовых актов Следственного комитета, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

11) обеспечивает внедрение в деятельность Следственного комитета достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в системе Следственного комитета;

12) участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности, осуществляет полномочия по организации воинского учета сотрудников Следственного комитета;

13) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;

14) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета, организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

15) разрабатывает и осуществляет лечебно-профилактические, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, иных работников Следственного комитета и членов их семей, а также пенсионеров Следственного комитета, организует медицинское и санаторно-курортное обслуживание указанных лиц;

16) обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность, физическую защиту сотрудников Следственного комитета, а также защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

17) представляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета;

18) является субъектом бюджетного планирования и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;

19) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

20) осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов Следственного комитета, а также по жилищному строительству;

21) устанавливает требования к организации делопроизводства и архивного дела в Следственном комитете, осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Следственного комитета;

22) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны в системе Следственного комитета, повышение устойчивости работы следственных органов и учреждений Следственного комитета в условиях военного времени, при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время и при введении чрезвычайного положения;

23) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации назначение, перерасчет размера и выплату пенсий, пособий и компенсаций сотрудникам Следственного комитета и членам их семей, а также прекращение указанных выплат;

 

 

· Участие руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя в заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления и в рассмотрении представлений (Ст.8 Закона О СК)

Ø Председатель Следственного комитета, его заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности указанных органов.

Ø Руководители следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, приравненные к ним руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе присутствовать на заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности указанных органов.

 

· Участие Следственного комитета в координации деятельности по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью (Ст.9 Закона О СК)

Ø Руководители следственных органов Следственного комитета или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе участвовать в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, рабочих группах, представлять необходимую статистическую и иную информацию в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Ø Следственный комитет при раскрытии и расследовании преступлений взаимодействует с правоохранительными органами, органами предварительного расследования и органами дознания.

 

· Участие Следственного комитета в правотворческой деятельности (Ст.10 Закона О СК)

Ø Следственный комитет разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

Ø Руководитель следственного органа Следственного комитета вправе разрабатывать предложения о совершенствовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

Ø Следственный комитет принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

5) Следственные органы Федеральных органов исполнительной власти:

1. ФСБ:

 

· Контрразведывательная деятельность (Ст.9 Закона Об ФСБ)

Контрразведывательная деятельность - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы контрразведки), а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:

Ø а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

Ø б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

Ø в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

Ø г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

Ø д) необходимость обеспечения собственной безопасности;

Ø е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

· Борьба с терроризмом (Ст.9.1 Закона О ФСБ)

Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы по борьбе с терроризмом), а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:

а) необходимость пресечения террористического акта;

б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;

в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

 

· Борьба с преступностью (Ст.10 Закона О ФСБ)

Ø Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

 

· Разведывательная деятельность (Ст.11 Закона О ФСБ)

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке".

 

· Пограничная деятельность (Ст.11.1 Закона О ФСБ)

Направлениями пограничной деятельности являются:

Ø защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

Ø защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.

 

· Обеспечение информационной безопасности (Ст.11.2 Закона Об ФСБ)

Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

Ø при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

Ø при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу шифрованной информации, в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.

 

2. ФСКН:

· Основными задачами ФСКН России являются: (П.5 Регламента ФСКН)

Ø обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;

Ø выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации, соответственно, к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля);

Ø координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

· Следственный департамент:

Ø Следственное управление

Ø Зонально-следственное управление

Ø Методико-аналитическое управление

 

· Оперативно-разыскной департамент

Ø Контрольно-разрешительный отдел

Ø Оперативно-поисковое управление

Ø Управление координации оперативно-розыскной деятельности

Ø Управление по борьбе с наркопреступностью на транспорте

Ø Управление по борьбе с незаконной деятельностью в сфере легального оборота наркотиков

Ø Управление по продиводействию легализации доходов от незаконного оборота наркотиков

Ø Управление по противодействию наркопреступности

3. МВД:

· Следственный аппарат МВД:

Ø Следственный департамент центрального аппарата МВД;

Ø следственные части главных управлений МВД по федеральным округам;

Ø следственные управления управлений на транспорте МВД по федеральным округам;

Ø следственные управления (отделы) линейных управлений МВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

Ø главные следственные управления (управления, отделы) МВД по республикам и по иным субъектам РФ;

Ø следственные управления (отделы, отделения, группы) управлений, отделов МВД по районам, городам и иным муниципальным образованиям, а также управления, отделы МВД по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах;

Ø следственные отделы, отделения, группы линейных органов МВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

Ø следственный отдел Управления МВД на комплексе «Байконур».

 

· Основные функции Следственного департамента:

Ø - организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

Ø - разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;

Ø - участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции;

Ø - осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам;

Ø - изучение, обобщение и внедрение положительного, в том числе и зарубежного опыта в области организации предварительного следствия, разработка для использования на практике современных методик расследования отдельных видов преступлений; издание Информационного бюллетеня Следственного комитета при МВД России;

Ø - организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;

Ø - представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям - интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета;

Ø - координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;

Ø - организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно- разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции - с другими органами государственной власти;

Ø - организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений;

Ø - обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;

Ø - организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам;

Ø - участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.