Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Расцвет Древнерусского государства. Принятие христианства.

ВОПРОС 5.

Создание Древнерусского государства способствовало дальнейшему укреплению феодальной системы.

 

В конце Х - первой половине ХI века Киевская Русь вступила в период своего расцвета. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения. Увеличилось также количество городских центров, выросла численность торгово-ремесленного населения.

 

Княжеские дружинники и местная знать окончательно слились в единый класс феодалов. Ушли в прошлое вечевые сходы. «Тысячная» военная организация окончательно подчинилась дружинной. Прежние сотские и тысяцкие стали княжескими слугами - «мужиками».

 

Законодательный свод ХI века - «Русская Правда» ярко рисует крупнейшие перемены, происходившие в жизни крестьянства. Основная масса сельского населения выступает в «Русской Правде» под названием смердов. В прежнее время термин «смерд» обозначал свободного общинника. В конце Х-XI веке смерд - уже феодально зависимый крестьянин. «Свободный» русский крестьянин в ХХ веке все еще вынужден идти в кабалу к соседнему помещику - совершенно так же, как в XI веке шли в кабалу «смерды» (так называет крестьян «Русская правда») и «записывались» за помещиками.

 

Земля и угодья смердов были захвачены феодалами. Штраф за убийство или насилие над смердом поступал князю. Если у крестьянина не было сыновей, то после смерти все его имущество переходило к князю.

 

Смерды попадали в кабалу к феодалу. Заключая с ним «ряд» , то есть договор, крестьяне становились «рядовичами» - одной из категорий феодально зависимого населения. Взятая у феодала ссуда (купа) деньгами, зерном или скотом превращала общинника в закупа, также терявшего свою свободу.

 

Захват феодалами общинных земель и закабаление смердов протекали в острой классовой борьбе. Сама «Русская Правда» является памятником классовой борьбы. Ее основной целью была защита собственности феодалов. В самых различных формах смерды протестовали против феодального гнета: уничтожали межевые знаки, насильственно запахивали княжеские и боярские земли, убивали княжеских управителей и т.д. Летопись говорит об усилении таких выступлений в конце Х века.

 

Развитие феодальной собственности и рост классового антагонизма привели к значительным изменениям в области идеологии, и прежде всего в господствовавшей тогда религии.

 

Языческая религия отражала идеологию разных ступеней доклассового общества. Такая религия уже не могла удовлетворить потребности класса феодалов. В конце Х века государственной религией в древней Руси стало христианство. По летописному рассказу, принятие христианства произошло в 988 году, когда крестились князь Владимир и его дружина.

 

Принятие христианства отчасти способствовало распространению на Руси письменности и грамотности, сближало Древне-русское государство с другими странами.

 

Быстрее всего христианство распространялось в среде феодальной знати. Народные массы еще долго отстаивали язычество. Происходили крупные восстания, в которых под религиозной оболочкой защиты язычества массы выступали против усиления феодальной эксплуатации.

 

В период своего расцвета Древнерусское государство стало самым крупным и могущественным в Европе. Значительно возросли его международная роль и внешние связи. В конце X - начале XI века Русь посетили посольства римского папы, а русские послы побывали в Риме. Укрепились связи с Болгарией, Чехией, Венгрией, Византией и другими соседними странами. Очень тесными были отношения с Польшей, хотя союзы между киевскими князьями и польскими королями нередко сменялись войнами.

 

Русские купцы была частыми гостями в германских городах. Между князем Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.) и германским императором Генрихом существовали союзные отношения. Завязывались брачные связи между киевским княжеским домом и зарубежными династиями, что в условиях средних веков не отряжало рост политического могущества Древне-русского государства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.