Религиозный конфликт и религиозная ситуация в современной России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
При Президенте Российской Федерации»
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
Факультет политико-правового управления
Направление подготовки 034000.62 «Конфликтология»
Кафедра философии
Реферат
по дисциплине «Конфликтология в духовной сфере» на тему:
«ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»
Автор работы:
Студент очной формы обучения
3 курса 314 группы
Очергоряева Джиргал Викторовна _______
Руководитель работы:
Морохова Елена Игоревна______________
Саратов
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Религиозные конфликты.. 4
1.1 Сущность религии. 4
2.2 Религиозный конфликт и религиозная ситуация в современной России 6
Глава 2. Сущность религиозного экстремизма. 10
2.1 Понятие и основные признаки экстремизма. Сущность его религиозности 10
2.2 Религиозно-политический экстремизм. 12
Заключение. 15
Список использованной литературы.. 16
Введение
В современном мире экстремизм превратился в широко практикуемый различного рода религиозными, политическими, националистическими движениями способ силового разрешения целого ряда острых проблем. Проявляющийся время от времени в открытой форме, он представляет угрозу для стабильности всего мирового сообщества, так как глобализация превратила региональные угрозы во всеобщие. На этом фоне четко проявляется актуальность в изучении экстремизма.
Целью работы является рассмотрение экстремизма как религиозного конфликта.
В соответствии с поставленной целью, предполагается решение следующих задач:
1. рассмотреть сущность понятия "религия";
2. охарактеризовать понятие "религиозный конфликт";
Перечисленные выше задачи и цель обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования - религиозный экстремизм.
Предмет - религия, религиозный конфликт, понятие и признаки экстремизма, религиозно-политический экстремизм.
Глава 1. Религиозные конфликты
Сущность религии
Под религией, относящейся к сфере духовной культуры, понимают взгляды и представления людей, а также соответствующую деятельность, которые основаны на вере в сверхъестественные, неприродные силы.
Для религиозного мировоззрения характерны деление жизни на земную и небесную, потустороннюю, и признание бессмертия души, наличия связи между человеком и Богом, поклонение божественным силам.
В структуру религии обычно включают религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
Религиозное сознание как совокупность представлений, взглядов, идей, настроений, эмоций выражает отношение человека и общества к реальному существованию сверхъестественного, потустороннего.
Религиозный культ - это система утвердившихся ритуалов, обрядов внешняя форма проявления веры. К культу относят, например, крестное знамение, поклоны, крестный ход, крещение, молитвы, богослужение, религиозные праздники и т.д.
Организационными формами религии являются церковь и секты.
Церковь представляет собой религиозную организацию духовенства и верующих, основанных на общности верования и религиозного культа. Секты - это отколовшиеся от церкви религиозные общины, сохранившие основы верования, которые присущи той или иной церкви, но отличающиеся от нее некоторыми особенностями религиозного учения и культа.
Возникновение религии относят к периоду относительно высокой ступени развития первобытного общества (40-50 тыс. лет назад). В настоящее время существует множество различного рода религиозных верований и церковных организаций. Это связано с тем, что хотя вера в сверхъестественное является признаком всех религий, понимание этого сверхъестественного и формы поклонения ему у разных людей в ряде мест ранних религиозных форм исповедаются национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.) и мировые религии. Особое место занимают мировые религии, имеющие своих приверженцев по всему свету, независимо от государственных границ и политических режимов. К ним относят буддизм, христианство и ислам с их многочисленными ответвлениями, церквями и сектами.
Религия как сложное общественное образование выполняет разнообразные функции в обществе.
Важнейшей функцией религии является удовлетворение мистической потребности — успокоение тайных душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека.
Регулятивная функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.
Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.
Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.
Таким образом, можно сделать вывод, что религия является одной из сфер жизни общества, способом практически-духовного освоения мира, одной из областей духовного производства.
Религиозный конфликт и религиозная ситуация в современной России
"Печально, но это факт человеческой истории - религия была главным источником конфликтов"[1].
Под религиозным конфликтом понимается "противостояние представителей различны вероисповеданий или противоборство внутри одной конфессии, в основе которого лежит нетерпимость к инакомыслию, с одной стороны, борьба под религиозными лозунгами за власть сферы влияния, привилегии - с другой"[2]. Религиозная нетерпимость выражается в самых различных формах. В их числе:
· обвинение представителей другой религии в социальных бедах;
· разжигание конфликтов и войн под религиозными знаменами;
· переплетение религиозных различий с классовым и этническим неравенством и справедливостью.
Стремление представителей разных религий изменить несправедливый, по их мнению, общественный порядок, добиться перераспределения материальных ресурсов, власти выливается в открытое противостояние и борьбу. В этих случаях религиозные движения придают особую остроту социальным противоречиям и конфликтам. В результате религиозный фанатизм становится одной из движущих сил конфликта.
Вместе с тем конфликт с властью, с обществом может служить источником единения внутри религиозной группы. Поэтому некоторые религиозные лидеры культивируют конфликт с внешним миром, так как, чем он сильнее, тем прочнее внутреннее единение групп. вражда между "своими" и "чужими" создает чувство общности, внутренней сплоченности, побуждает искать опору только у "своих". Растущая интеграция "гонимой" религиозной группы может стимулировать увеличение числа сторонников данной религии.
Особую опасность религиозной составляющей в мировых конфликтах представляет ее «универсальность». Другими словами, религиозная идея служит крайне удобной идеологической подпиткой для агрессивных человеческих масс. Там, где не срабатывают политические или патриотические механизмы, с задачей мобилизации общества против «противника» лучше всего справляется религиозная идея. Ради сакральных убеждений человек более склонен взять в руки оружие и подвергнуть риску свою жизнь, чем, например, ради собственного государства. Убежденные в «священном» характере своей борьбы люди снисходительнее относятся к многочисленным жертвам конфликтов и больше готовы к самопожертвованию. Этот фактор всегда использовался диктаторскими режимами. Достаточно вспомнить нацистских солдат, на чьих ремнях красовалась надпись «Gott mit uns» («С нами Бог»). Тот же принцип использовал Сталин, легализовав в 1943 году Православную церковь с целью укрепить религиозный дух солдат, защищавших от Гитлера атеистическое государство.
Неудивительно, что многие сомневаются относительно того, какое место занимает религия в человеческом обществе. Но, если вдуматься в это, мы увидим, что конфликты во имя религии возникают из двух основных источников. Часть споров происходит просто в результате религиозных отличий - догматического, культурного и практического несовпадения двух религий. Но есть и конфликты, причина которых лежит в политике, экономике и прочих факторах, в основном на институциональном уровне.
Россия исторически является многоконфессиональной страной, где представлены все мировые религии и имеются течения сектантской направленности. Поэтому и существуют возможности возникновения конфликтных ситуаций, причиной которых может стать религия.
К конфликтогенным факторам современной религиозной ситуации в России могут быть отнесены:
1. опасность активного вторжения в политическую жизнь страны. Начавшийся в годы перестройки процесс возрождения религиозного сознания стал активно использоваться определенными силами в стране в качестве орудия политической борьбы;
2. быстрые темпы религиозного возрождения создают почву для развития амбициозных настроений среди духовенства различных конфессий. Например, появилась прослойка исламских лидеров, которые выступают за признание ислама в качестве государственной религии в той или иной республике России;
3. стимулирование межнациональных противоречий и конфликтов на религиозной почве. В ситуации, когда коммунистическая идеология утратила свое влияние, а новая не сформирована, происходит подъем национального самосознания. Религиозные ритуалы все чаще предстают в качестве символов национальной культуры, языка и традиций[3].
По существу происходит формирование национально-конфессионального признака, когда религия и национальная культура, национальное самосознание выступают как единое целое и воспринимаются значительной частью населения не только в контексте мировоззрения, норм поведения и поступков каждого человека, но и в качестве основы общественной жизни и деятельности государства.
4. усиление позиций исламского экстремизма, оказывающего огромное воздействие на ситуацию в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и других регионах. Сложившаяся ситуация на Северном Кавказе политическая и социально-экономическая обстановка способствует распространению идей панисламизма, провоцирует дальнейшее усиление самых агрессивных форм фундаментализма.
Источником опасности нарушения межрелигиозного конфликта и согласия в России выступают религиозная нетерпимость, религиозный фанатизм, с одной стороны, множество нетрадиционных религий и религиозных течений деструктивного толока - с другой. Мощные возможности религии воздействовать на многочисленные слои населения, на их сознание и поведение, в том числе и на противоправное, определяют необходимость постоянного анализа процессов, определяют необходимость постоянного анализа процессов, происходящих в религиозной среде и способствующих возникновению религиозных конфликтов.