Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Религиозный конфликт и религиозная ситуация в современной России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

При Президенте Российской Федерации»

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина

Факультет политико-правового управления

Направление подготовки 034000.62 «Конфликтология»

Кафедра философии

Реферат

по дисциплине «Конфликтология в духовной сфере» на тему:

«ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»

 

Автор работы:

Студент очной формы обучения

3 курса 314 группы

Очергоряева Джиргал Викторовна _______

Руководитель работы:

Морохова Елена Игоревна______________


Саратов

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Религиозные конфликты.. 4

1.1 Сущность религии. 4

2.2 Религиозный конфликт и религиозная ситуация в современной России 6

Глава 2. Сущность религиозного экстремизма. 10

2.1 Понятие и основные признаки экстремизма. Сущность его религиозности 10

2.2 Религиозно-политический экстремизм. 12

Заключение. 15

Список использованной литературы.. 16

 

 


 

Введение

В современном мире экстремизм превратился в широко практикуемый различного рода религиозными, политическими, националистическими движениями способ силового разрешения целого ряда острых проблем. Проявляющийся время от времени в открытой форме, он представляет угрозу для стабильности всего мирового сообщества, так как глобализация превратила региональные угрозы во всеобщие. На этом фоне четко проявляется актуальность в изучении экстремизма.

Целью работы является рассмотрение экстремизма как религиозного конфликта.

В соответствии с поставленной целью, предполагается решение следующих задач:

1. рассмотреть сущность понятия "религия";

2. охарактеризовать понятие "религиозный конфликт";

3. выявить религиозные черты экстремизма;

4. охарактеризовать религиозно-политический экстремизм.

Перечисленные выше задачи и цель обусловили выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования - религиозный экстремизм.

Предмет - религия, религиозный конфликт, понятие и признаки экстремизма, религиозно-политический экстремизм.


 

Глава 1. Религиозные конфликты

Сущность религии

Под религией, относящейся к сфере духовной культуры, понимают взгляды и представления людей, а также соответствующую деятельность, которые основаны на вере в сверхъестественные, неприродные силы.

Для религиозного мировоззрения характерны деление жизни на земную и небесную, потустороннюю, и признание бессмертия души, наличия связи между человеком и Богом, поклонение божественным силам.

В структуру религии обычно включают религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание как совокупность представлений, взглядов, идей, настроений, эмоций выражает отношение человека и общества к реальному существованию сверхъестественного, потустороннего.

Религиозный культ - это система утвердившихся ритуалов, обрядов внешняя форма проявления веры. К культу относят, например, крестное знамение, поклоны, крестный ход, крещение, молитвы, богослужение, религиозные праздники и т.д.

Организационными формами религии являются церковь и секты.

Церковь представляет собой религиозную организацию духовенства и верующих, основанных на общности верования и религиозного культа. Секты - это отколовшиеся от церкви религиозные общины, сохранившие основы верования, которые присущи той или иной церкви, но отличающиеся от нее некоторыми особенностями религиозного учения и культа.

Возникновение религии относят к периоду относительно высокой ступени развития первобытного общества (40-50 тыс. лет назад). В настоящее время существует множество различного рода религиозных верований и церковных организаций. Это связано с тем, что хотя вера в сверхъестественное является признаком всех религий, понимание этого сверхъестественного и формы поклонения ему у разных людей в ряде мест ранних религиозных форм исповедаются национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.) и мировые религии. Особое место занимают мировые религии, имеющие своих приверженцев по всему свету, независимо от государственных границ и политических режимов. К ним относят буддизм, христианство и ислам с их многочисленными ответвлениями, церквями и сектами.

Религия как сложное общественное образование выполняет разнообразные функции в обществе.

Важнейшей функцией религии является удовлетворение мистической потребности — успокоение тайных душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека.

Регулятивная функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.

Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.

Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.

Таким образом, можно сделать вывод, что религия является одной из сфер жизни общества, способом практически-духовного освоения мира, одной из областей духовного производства.


Религиозный конфликт и религиозная ситуация в современной России

"Печально, но это факт человеческой истории - религия была главным источником конфликтов"[1].

Под религиозным конфликтом понимается "противостояние представителей различны вероисповеданий или противоборство внутри одной конфессии, в основе которого лежит нетерпимость к инакомыслию, с одной стороны, борьба под религиозными лозунгами за власть сферы влияния, привилегии - с другой"[2]. Религиозная нетерпимость выражается в самых различных формах. В их числе:

· обвинение представителей другой религии в социальных бедах;

· разжигание конфликтов и войн под религиозными знаменами;

· переплетение религиозных различий с классовым и этническим неравенством и справедливостью.

Стремление представителей разных религий изменить несправедливый, по их мнению, общественный порядок, добиться перераспределения материальных ресурсов, власти выливается в открытое противостояние и борьбу. В этих случаях религиозные движения придают особую остроту социальным противоречиям и конфликтам. В результате религиозный фанатизм становится одной из движущих сил конфликта.

Вместе с тем конфликт с властью, с обществом может служить источником единения внутри религиозной группы. Поэтому некоторые религиозные лидеры культивируют конфликт с внешним миром, так как, чем он сильнее, тем прочнее внутреннее единение групп. вражда между "своими" и "чужими" создает чувство общности, внутренней сплоченности, побуждает искать опору только у "своих". Растущая интеграция "гонимой" религиозной группы может стимулировать увеличение числа сторонников данной религии.

Особую опасность религиозной составляющей в мировых конфликтах представляет ее «универсальность». Другими словами, религиозная идея служит крайне удобной идеологической подпиткой для агрессивных человеческих масс. Там, где не срабатывают политические или патриотические механизмы, с задачей мобилизации общества против «противника» лучше всего справляется религиозная идея. Ради сакральных убеждений человек более склонен взять в руки оружие и подвергнуть риску свою жизнь, чем, например, ради собственного государства. Убежденные в «священном» характере своей борьбы люди снисходительнее относятся к многочисленным жертвам конфликтов и больше готовы к самопожертвованию. Этот фактор всегда использовался диктаторскими режимами. Достаточно вспомнить нацистских солдат, на чьих ремнях красовалась надпись «Gott mit uns» («С нами Бог»). Тот же принцип использовал Сталин, легализовав в 1943 году Православную церковь с целью укрепить религиозный дух солдат, защищавших от Гитлера атеистическое государство.

Неудивительно, что многие сомневаются относительно того, какое место занимает религия в человеческом обществе. Но, если вдуматься в это, мы увидим, что конфликты во имя религии возникают из двух основных источников. Часть споров происходит просто в результате религиозных отличий - догматического, культурного и практического несовпадения двух религий. Но есть и конфликты, причина которых лежит в политике, экономике и прочих факторах, в основном на институциональном уровне.

Россия исторически является многоконфессиональной страной, где представлены все мировые религии и имеются течения сектантской направленности. Поэтому и существуют возможности возникновения конфликтных ситуаций, причиной которых может стать религия.

К конфликтогенным факторам современной религиозной ситуации в России могут быть отнесены:

1. опасность активного вторжения в политическую жизнь страны. Начавшийся в годы перестройки процесс возрождения религиозного сознания стал активно использоваться определенными силами в стране в качестве орудия политической борьбы;

2. быстрые темпы религиозного возрождения создают почву для развития амбициозных настроений среди духовенства различных конфессий. Например, появилась прослойка исламских лидеров, которые выступают за признание ислама в качестве государственной религии в той или иной республике России;

3. стимулирование межнациональных противоречий и конфликтов на религиозной почве. В ситуации, когда коммунистическая идеология утратила свое влияние, а новая не сформирована, происходит подъем национального самосознания. Религиозные ритуалы все чаще предстают в качестве символов национальной культуры, языка и традиций[3].

По существу происходит формирование национально-конфессионального признака, когда религия и национальная культура, национальное самосознание выступают как единое целое и воспринимаются значительной частью населения не только в контексте мировоззрения, норм поведения и поступков каждого человека, но и в качестве основы общественной жизни и деятельности государства.

4. усиление позиций исламского экстремизма, оказывающего огромное воздействие на ситуацию в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и других регионах. Сложившаяся ситуация на Северном Кавказе политическая и социально-экономическая обстановка способствует распространению идей панисламизма, провоцирует дальнейшее усиление самых агрессивных форм фундаментализма.

Источником опасности нарушения межрелигиозного конфликта и согласия в России выступают религиозная нетерпимость, религиозный фанатизм, с одной стороны, множество нетрадиционных религий и религиозных течений деструктивного толока - с другой. Мощные возможности религии воздействовать на многочисленные слои населения, на их сознание и поведение, в том числе и на противоправное, определяют необходимость постоянного анализа процессов, определяют необходимость постоянного анализа процессов, происходящих в религиозной среде и способствующих возникновению религиозных конфликтов.

 


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.