Серафим — значит «пламенный». История жизни священномученика Серафима Чичагова — это история пламенного служения Богу и людям настоящего воина Христова.
Святитель Серафим — до пострига Леонид Михайлович Чичагов — происходит из необыкновенной семьи — из знатного дворянского рода, из семьи, в которой глубоко укоренилась традиция самоотверженного служения своей стране. Прадед был флотоводцем и исследователем северных морей, дед — адмиралом, морским министром и командующим Черноморского флота, отец — генерал-майором. Леонид Чичагов продолжил эту семейную традицию.
Военная карьера Чичагова начинается на Балканах. Участвуя в русско-турецкой войне, он отличился во многих сражениях и был отмечен десятью орденами и медалями за мужество и храбрость. При его безупречной службе перед ним открывалось блестящее будущее на военном поприще. Но пролить кровь — даже кровь врага — было для него тяжёлым потрясением. Страдания людей на войне, смерть и раны вызывали в его душе глубокое сострадание. Боль тысяч раненых отозвалась в нём стремлением облегчить страдания. Желание помогать страждущим привело его к изучению медицины, вскоре он разработал свою систему лечения растениями. (ССЫЛКА Его метод был описан в двух томах фундаментального исследования «Медицинские беседы» и используется и по сей день в медицине). Именно на войне он понял, что людям нужна помощь и любовь.
Он вернулся с войны другим человеком, почувствовав, что у него другое призвание в жизни. Поддержку он нашёл у своего духовного отца — Иоанна Кронштадтского:
— Твоё призвание, — сказал он, — не слава военного, а путь священства.
Беседа с Иоанном Кронштадтским произвела на него сильное впечатление, и по его благословению он принял решение стать священником. Неожиданно для всех — родных, друзей, всего своего окружения — Леонид отказался от военной карьеры и ушёл в отставку. Этот поступок в его аристократическом окружении всех ошеломил. Никто его не понял и не поддержал — даже поначалу семья, только с дочерьми он мог поделиться сокровенными мыслями.
— Мог ли я себе представить, что мой первоначальный, светский путь, продолжавшийся так долго, не тот, который мне предназначен Богом.
Решение стать священником потребовало мужества — ему пришлось смириться с непониманием и устоять, оставить светскую жизнь, салоны, театры, старые привычки, дом, своё окружение и переехать с семьёй в другой город. И вот Леонид Чичагов стал приходским священником — простым батюшкой в приходе.
На новом поприще священника отцу Леониду пригодились офицерская закалка и целеустремлённость. Со свойственной ему энергией и энтузиазмом он восстанавливал храмы и монастыри. Его назначали туда, где он был нужнее — реставрировал храмы, восстанавливал монастыри, защищал православие.
Первый год службы оказался для отца Леонида осложнён тяжёлым испытанием — заболела его супруга, матушка Наталия. В 1895 году её не стало — близкого человека, матери четырёх дочерей. После смерти жены он принял монашеский постриг с именем Серафим.
Благодаря своему необыкновенному дару проповедника и кипучей деятельности по восстановлению христианской жизни в народе он становится известным. Быстро распространилась молва о необычном священнике — милосердном, деятельном, решительном. Он прошёл путь от монаха до митрополита. Где только ни пришлось ему служить: в Грузии, Молдавии, Польше и в разных городах России. Страна была в то время потеряла духовное единство, произошло оскудение веры — многие люди отказались от веры и отошли от Бога. Святитель Серафим стремился объединить Россию, исцелить её духовно, вернуть людей в храмы, восстановить духовную жизнь.
Его всё больше влекло в Дивеево — место подвигов другого Серафима — тогда ещё не прославленного преподобного Серафима Саровского. Там он понял, что пришло время прославить великого подвижника. Люди, лично знавшие Серафима Саровского уже ждали его. Он долго беседовал монахинями, изучал архивы и записывал всё, что узнал о святой жизни и подвигах преподобного Серафима Саровского. Так появилась «Летопись Дивеевского монастыря». Царю Николаю Второму понравилась книга, и вскоре великий подвижник Русской Земли преподобный Серафим Саровский был прославлен в лике святых.
Удивительно, как много даров дал Господь этому человеку — богослов, проповедник, военный, врач, композитор, живописец, автор духовных стихов, писатель, историк — все свои таланты он посвятил Богу и людям. Герой русско-турецкой войны 1877–1878 гг. и защитник родины, на военном поприще он достиг больших успехов. Как добрый доктор он вылечил очень многих людей. Он был прекрасным композитором и исполнителем духовной музыки. Помимо этого, святитель Серафим был талантливым художником, написавшим известную икону «Образ Спасителя в белом хитоне». СНОСКА (В московском храме во имя Пророка Божия Илии (в Обыденном переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им). Но главным делом его жизни стало служение Богу, этому он посвятил всего себя.
Когда в 1917 году грянула революция, к власти пришли большевики, началось жестокое преследование верующих, священников, дворян, всех, кто не поддерживал новую власть. После революции начинается путь митрополит Серафима Чичагова к мученическому концу. Он не мог принять новую власть и продолжал проповедовать христианскую жизнь. За это его три раза арестовывали, бросали в тюрьмы, ссылали на север. Но ни тюрьмы, ни лагеря, ни даже смерть не пугали его. Он стал центром притяжения для многих людей, стекавшихся к нему в поисках духовного утешения и наставления в то страшное время, когда расстреливали за веру в Бога.
В начале 30-х годов митрополита Серафима отправили на покой. Он продолжал неустанно молиться о России и твёрдо верил в то, что Православие восторжествует.
Для большевиков он представлял опасность, потому что умел убеждать и побеждать словом и потому что сам был примером мужества в годы гонений.
Наступил страшный 1937 год, когда были расстреляны, брошены в тюрьмы, сосланы в лагеря миллионы людей. В то время митрополит Серафим — восьмидесятилетний старец — уже отошёл от всех церковных дел и почти не вставал в кровати. Но даже немощный и больной — он оставался символом непреклонности и мужества. Многие поняли, что не сломать веру народа.
30 ноября 1937 г. митрополит Серафим был арестован. Его, тяжело больного старика, вынесли из дома на носилках и увезли в Таганскую тюрьму на арестантской машине под видом машины «скорой помощи». На допросах он не отрёкся от Бога, не назвал ни одного имени и никого не предал. Болея телом, он был силен духом. Тогда большевики поняли, что с ним ничего нельзя сделать — его можно только убить. 11 декабря 1937 года он был расстрелян на Бутовском полигоне.
1997 году митрополит Серафим был причислен к лику святых как новомученик.