Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МОРЕПЛАВАТЕЛЬ ИЗ ГОРОДА НЕЖИНА



П .Северов

Лисянский

(в сокращении)

В бескрайних просторах Тихого океана, вдали от берегов, на половине пути между Китаем и Америкой, лежит небольшой островок, отмеченный на всех картах мира фамилией Лисянского...

Когда-то на этом острове находили себе пристанище стаи перелетных птиц, тюлени часами лежали на его берегах, вблизи которых виднелся цветной узорчатый лес кораллов...

Но теперь не садятся здесь перелетные птицы, тяжелые военные корабли высятся на задымленном рейде...

Лишь заметив остров на новой карте, дельцы из Нью-Йорка, Лос-Анжелеса, Сан-Франциско бросились сюда в поисках добычи, сорвали флаг, водруженный русскими моряками, открывшими этот остров, и подняли свой...

Но имя острова осталось прежним. С мировой географической карты его никому не стереть.

Остров Лисянского...

Издалека занесено сюда это имя, с благодатных степей Поднепровья, из города Нежина. Здесь родился Юрий Федорович Лисянский, отважный моряк, первым ступивший на ту неизведанную землю.

Большие дороги странствий открыты не только из портовых городов. Радость исследований и открытий дана отважным сердцам.

В Нежине, маленьком и глухом в то время городке, пожалуй, не было даже человека, который видел бы море и корабли, идущие из океана... В этом маленьком городке, утопающем в бытовой суете и скуке, жил мальчик, мечтавший о морских походах...

Его отец приносил откуда-то журналы, в которых рассказывалось о плаваниях знаменитых капитанов, об открытии новых земель и неведомых народов, о тропических джунглях и покрытых вечным льдом островах, и всё это казалось маленькому Юрию увлекательной сказкой.

Отец и сам никогда не видел моря, хотя иногда мечтал уйти на корабле куда-нибудь подальше от этих мест... Соседи о нем говорили: "Фантазер... мечтатель... "

Но в действительности он и был немного фантазером. Где-то в Киеве случилось ему познакомиться с проезжим капитаном, и уж сколько он об этом рассказал! Словно сам гостил и в Турции, и на греческих островах, и в земле арабов... Слушая эти рассказы, можно было подумать: вот уж бывалый моряк.

Впрочем, событиями на море увлекался не только он. Юрий и два его брата тоже слушали отца, затаив дыхание. Это было самое радостное время в семье, когда свободным вечером отец зажигал лампу и торжественно раскрывал на столе новый, долгожданный журнал...

Мечты о морской службе все больше овладевали Юрием Лисянским.

События того времени помогли осуществиться им.

Назначенный на боевой корабль прямо со школьной скамьи, мичман Лисянский не раз отличался и выдержкой, и отвагой. Сам командир корабля Гревенс крепко пожал руку молодому моряку и, ласково улыбаясь, сказал:

— Будет у тебя еще, Лисянский, время и вокруг света плавание совершить... Ведь это твоя мечта, не так ли?

...Северные земли Америки — Аляска и Алеутские острова — были открыты и исследованы отважными русскими мореходами. Ещё в конце восемнадцатого века русские люди прочно поселились на этих землях, принадлежавших им по праву первооткрывателей. Самая южная русская колония — Росс была основана в Калифорнии, поблизости от бухты Сан-Франциско.

Снабжение русских владений в Америке велось через Сибирь и стоило огромных средств. Драгоценный мех котика, голубого, песца, черно-бурой лисицы давал огромные прибыли, но из-за больших расстояний дорого стоил промышленникам. В Петербурге давно уже обсуждались проекты экспедиции на Аляску.

В 1803 году два корабля — «Надежда» и «Нева» — были, наконец, снаряжены. Капитанами были назначены Крузенштерн и Лисянский. Опытные офицеры, они набрали команды исключительно из русских моряков. Лисянский побывал к тому времени в Южной Африке, на Бермудских островах, в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне.

Утром 7 августа 1803 года оба корабля покинули рейд. Им предстояло следовать вместе через всю Атлантику, обогнуть мыс Горн и расстаться в Тихом океане. Отсюда «Надежда», которой командовал Иван Крузенштерн, должна была идти в Японию, доставить туда русского посла, а затем взять грузы на Камчатке и отправиться на юг, в Кантон.

Путь Лисянского лежал в далекие северные широты, к островам Алеутской гряды, к русским поселениям на Аляске.

Хмуро, недружелюбно встретило путешественников суровое Северное море. Резкий ветер крепчал с каждой минутой, и вскоре грянул жестокий шторм.

Лисянский не зря так тщательно подбирал свою команду. В прежние плавания он не раз наблюдал за работой английских моряков, однако такого бесстрашия, четкости, быстроты, как показали теперь, в минуты опасности, его матросы, капитану и самому видывать еще не приходилось.

Внезапные шквалы нещадно швыряли малые корабли, рвали паруса, рушили на палубу кипящие гребни волн. Но оба судна по-прежнему уверенно шли на юг.

Грозный мыс Горн, прославленный яростью штормов, медленно проплыл за бортом: чёрный, безжизненный, словно выжженный огнём...

Вскоре экспедиция Лисянского добралась до Аляски. Приход первого корабля из далекой столицы был огромным праздником для русского населения Аляски.

Находясь у берегов Аляски, Лисянский вспомнил давнюю мечту пройти в неизведанные широты. Теперь ему представлялась такая возможность. И он твердо решает, не возвращаясь к Сандвичевым островам, по пути в Кантон исследовать еще никем не посещенные районы океана.

В конце сентября «Нева» покинула суровые, скалистые берега Ситки.

Туманы и ветры уже давно сменились полным затишьем и зноем; деревянные палубы и надстройки, особенно стеньги и реи корабля, потрескались от жары и стали малонадежны. Несколько человек в экипаже судна тяжело заболело. Заболел и сам капитан. Он приказал врачу никому не говорить об этом. Стоя на мостике, Лисянский следил за полетом огромных белых чаек... Если появились чайки, значит, где-то близко должна быть земля...

Вечером, когда ветер стал свежее, корабль вдруг резко подпрыгнул и остановился, накренившись на борт.

Лисянский выбежал на мостик. Вокруг ревели белые буруны.

— Аврал! — скомандовал капитан. — Все наверх!..

С палубы штурман крикнул:

— Коралловая банка! Она почти выступает на поверхность.

«Нева» прочно засела на острой коралловой гряде. Лисянский знал: усилится ветер или налетит шквал — и деревянному судну не спастись. Он приказал штурману обмерить глубину вокруг корабля. Тем временем матросы бросились убирать паруса.

Штурман вскоре доложил, что глубины вокруг корабля совсем незначительны: «Нева» оказалась посреди коралловой мели.

— Нужно облегчить корабль, — сказал капитан. — Сбросить за борт все тяжести, лежащие на средине палубы.

Самоотверженно работали матросы, штурман и сам капитан. За борт полетели запасные реи и доски. Но судно не двинулось с места; по-прежнему оно слегка покачивалось на гряде.

— Выбросить за борт пушки! — громко скомандовал Лисянский.

Это решение было крайностью: корабль оставался безоружным. Однако волны всё звонче били в борта.

Одну за другой матросы снимали пушки со станков, волокли их к борту и сбрасывали в воду. К пушкам были привязаны поплавки: в затишье Лисянский надеялся поднять орудия с гребня мели.

Перед рассветом матросы погрузили на шлюпку якорь, укрепленный на толстом, прочном тросе, и завезли его вперед, по курсу корабля.

Облегченная «Нева» теперь медленно сошла с мели.

И едва только стихли радостные крики, как дозорный матрос взволнованно доложил:

— На западе, в миле отсюда, вижу землю!..

Капитан взбежал на мостик. В западном направлении от курса корабля он увидел отчетливо обрисованный светом восхода низменный остров. Лисянский развернул карту. В этом районе океана не значилось ни мелей, ни островов... Открытие!.. Заветная мечта юности. Он со своей командой открыл неведомую землю!

Но неизвестный остров, казалось, ревниво охранял свою тайну. Внезапный яростный порыв ветра подхватил корабль и снова швырнул его на рифы. Измученные, с окровавленными руками матросы снова бросились на реи переставлять паруса.

Капитан приказал выбросить за борт якорные канаты, балласт и запасные якоря. До самого вечера кипела жаркая работа, и лишь в сумерки «Неву» удалось вторично снять с мели и перевести на глубокое, безопасное место.

А утром, когда наступило желанное затишье, матросы бросились спасать пушки, вылавливать стеньги, доски, вытаскивать канаты и якоря.

Они спасли все вооружение судна и весь его инвентарь...

Напряжение последних суток особенно отразилось на здоровье капитана, он едва передвигал ноги, держась за поручни мостика.

В эти минуты сурового испытания Лисянский записал: «...нет труда, которого бы я не согласился преодолеть, нет опасности, которой не смог бы перенести, лишь только бы сделать путешествие наше полезнейшим и новыми открытиями доставить честь и славу Российскому флоту...»

Утром шлюпка отправилась к острову.

Огромные тюлени, лежавшие на берегу, при виде людей только любопытно подняли головы, но не двинулись с места. Шумные стаи птиц кружили над моряками; никогда не видевшие человека, птицы садились на плечи, на головы матросам, спокойно выглядывали из гнезд, путались под ногами.

На высшей точке острова капитан «Невы» и его спутники подняли на шесте русский флаг и зарыли в землю бутылку с извещением об открытии ими этой малой земли.

Лисянский исходил остров вдоль и поперёк, подробно описал его. Островок оказался небольшим, с отлогими берегами, сложенными из кораллового песка. Ни леса, ни воды на нём не оказалось. Образовался он посредине коралловой мели, и только небольшие возвышенности его покрывала густая, высохшая трава.

Низкий и потому неприметный в туман и в ночные часы, этот отрезок суши, окруженный грозными рифами, представлял большую опасность для мореходов. Но отныне на картах мира будет отмечено открытие русских моряков.

Удивило Лисянского местоположение открытого островка. Он знал, что дно Тихого океана представляет собой огромное ровное «поле». Здесь находятся и наибольшие на Земле глубины, превышающие 10 километров. Эти глубины простираются у берегов Японии, у Филиппин и Курильских островов. Но и на широте, где моряки «Невы» совершили свое замечательное открытие, глубины тоже были огромны.

Только благодаря кораллам возник этот остров.

— Вот замечательное место для изучения деятельности кораллов и образования новых островов, — сказал капитан. — Этот островок, будто корабль на вечном якоре, корабль, которому не страшны любые непогоды... Кто знает, быть может, когда-нибудь здесь будет построена научная станция для исследования океана?

Покидая остров, Лисянский взял на память несколько цветных причудливых кораллов и окаменелых губок.

Снова поднявшись на мостик, капитан приказал созвать всю команду.

Матросы тотчас выстроились на палубе. Заметно взволнованный Лисянский сказал:

— Мы приумножили, друзья, славу нашего русского флота. Мы открыли неизвестный остров, который я предлагаю назвать именем нашего корабля — «Нева».

Он удивился: матросы промолчали.

Штурман сделал шаг вперед.

— Команда предлагает, Юрий Федорович, в знак уважения к Вашим заслугам, в знак благодарности и любви к Вам, нашему начальнику и другу, назвать этот остров вашим именем...

Глубоко тронутый оказанной ему честью, Лисянский было попытался отказаться, но его уже окружила команда, штурманы и матросы радостно повторяли:

— Остров Лисянского!.. Так этому и быть...

— Благодарю, верные мои друзья и прекрасные моряки, — сказал Юрий Федорович. — Вы наградили меня высшей наградой, о которой я мог мечтать. Пусть же эта земля навечно сохранит память о славе русского флота!

Корабль уходил на юг, и матросы долго еще смотрели на остров, отныне носящий имя их капитана.

А капитан думал о другом. В записи, оставленной Лисянским, проявилось все благородство русского моряка:

«По сем можно судить, сколь место сие гибельно, и что корабль «Нева» за постигшее его несчастное приключение у сего острова вознаградится только тою честью, что он открытием этого весьма опасного места спасет, быть может, от гибели многих будущих мореплавателей».

Не о славе, а о неизвестных мореходах, о их безопасности думал отважный русский капитан.

 

КОГДА ЭТО БЫЛО

Время царствования Екатерины II (1762-1796), Павла I (1796-1801), Александра I (1801-1825), Николая I (1825-1855).

Юрий Фёдорович Лисянский (1773-1837) — родился в городе Нежине в семье священника. С детства мечтал о морской службе. Окончил морской корпус. В пятнадцать лет во время войны со шведами он принимал активное участие в сражениях.

1789 г.— шестнадцатилетний Юрия получает звание мичмана.

1793 г. — получив звание лейтенанта, командованием отправляется в Англию как один из лучших офицеров. Затем в Индию.

1803-1806 гг. — И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершают первую русскую кругосветную экспедицию. Лисянский командовал «Невой» и открыл один из Гавайских островов, названный его именем (остров Лисянского). Лисянский первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света». Впервые российские суда смогли пересечь экватор. По пути следования шлюпы потеряли друг друга и дальше уже следовали самостоятельно.

И. Ф. Крузерштерн первым опубликовал в географическое общество отчет о путешествии. Лисянский же считал, что служба важнее, чем написание статей, и его подвиг остался в тени.

Сын Лисянского Платон стал морским офицером и продолжил династию отца.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.