Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономический подъем и послевоенные трудности в начале 20 века в японии



К моменту окончания Второй мировой войны Япония оказалась с полностью разрушенной экономикой. Общие потери в войне исчислялись в размере почти 20% стоимости довоенного национального богатства страны.

Реформирование японской экономики в послевоенный период осуществлялось при активном вмешательстве США и под контролем оккупационной администрации, возглавляемой генералом Дугласом Макартуром, формально подчинявшимся международной Дальневосточной комиссии в Вашингтоне и Союзному Совету в Токио, но фактически несшим ответственность перед президентом и конгрессом США.

Главная цель преобразования механизма рыночных отношений в Японии, принципиально реализованного к середине 90-х годов, состояла в активизации предпринимательской деятельности в стране и получении на этой основе максимальных результатов во всех главных сферах страны, в том числе включая выход на мировой рынок.

Ключевое средство реализации этой цели виделось в создании наиболее благоприятных условий для рыночной конкуренции. Такие условия в довоенной японской экономике отсутствовали. Здесь господствовали дзайбацу, частные промышленно-торгово-банковские концерны. В 1947 г. девять крупнейших концернов – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда», «Ниссан», «Асано», «Нисикава», «Накадзима» и «Номура» – контролировали 32,5% всего капитала Японии.

Антимонопольный закон, принятый в 1947 г., запрещал создание холдингов и устанавливал жесткий контроль над слияниями и поглощениями компаний.

Ликвидация «дзайбацу» на основе новых законов, пересмотр налоговой системы в сторону ее смягчения ознаменовали начало формирования конкурентной среды. Процесс развитие малого предпринимательства жестко контролировался Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) и Комиссией по справедливым сделкам. При этом сохранялся принцип «трехглавости» прежних «дзайбацу» – объединение в единую координационную структуру торговли, производства и банковской деятельности. Доля возрожденной «девятки» в объеме промышленного производства оказалось сниженной до 25% при явном ее преобладании на внешнем рынке (около 60% внешнеторгового оборота страны).

Таким образом, в Японии состоялся переход на рыночные правила регламентированной конкуренции на внутреннем рынке, которые позволяли добиваться успеха только при высоком уровне экономической конкурентоспособности товара. В силу жесткого административного обеспечения правительственными органами, в японской антимонопольной политике утвердился принцип общего контроля и регулирования национальной экономики в целом.

В то же время Японским правительством, по приказу американского командования, была проведена комплексная «шоковая терапия»: бюджетная, кредитная и валютная. Программа была разработана Джозефом Доджем и введена в действие в апреле 1949 г. Им же был составлен госбюджет по принципу сбалансированности расходов, принятый парламентом Японии без единой поправки. Все имеющиеся обязательства правительство должно было погасить в течение года, а новые - не брать. Ценовые субсидии сокращались на 30%, импортные - отменялись.

В результате в 1949 г. произошло сближение фиксированных и свободных цен. Уже в августе отменили фиксированные цены на 7 537 наименований товаров, после чего распустили Управление цен. В том же году отменили карточную систему, просуществовавшую 10 лет.

Большие позитивные последствия имела аграрная реформа 1946-1949 гг., которая ликвидировала крупное помещичье землевладение и привела к созданию класса мелких независимых фермеров.

Низкого уровня военных расходов. В течение длительного послевоенного периода их доля не превышала 1% от валового национального продукта Японии

Вкладывая значительно меньше средств на оборону, что само по себе способствовало подъему экономики и укреплению позиции Японии на мировом рынке, японские предприниматели сорвали солидный куш, исполняя в 50-60-х годах заказы для американской армии во время корейской и вьетнамской авантюр США. В период с 1950 по 1966 г. общая сумма «спецзаказов» составила свыше 8,3 млрд. долларов. В отдельные годы на спецзаказы приходилось от 1/3 до 1/4 всех валютных поступлений Японии. Американские военные заказы способствовали повышению загрузки японских промышленных предприятий и вызвали расширение производственных мощностей, а так же содействовали оживлению экономики Японии. Не менее важным оказалось их косвенное влияние: они вызвали приток инвестиций в японскую промышленность и ускорили процесс обновления и расширения основного капитала. Кроме того, Япония получила более широкий доступ к американской технологии

Следует так же отметить, что присущие японцам трудолюбие, дисциплинированность и бережливость явились также важным фактором мобилизации средств послевоенного подъема и дальнейшего роста японской экономики, позволили Японии избежать серьезной внешней задолженности. Так, в 1947 - 1949 гг. помощь, полученная от американцев (продовольствие, горючее, медикаменты, хлопок и проч.) на сумму в 2,2 млрд. долл. продавалась населению, а выручка зачислялась на созданный в 1949 г. специальный бюджетный счет, который в начале 50-х годов использовали для целевого финансирования народного хозяйства (2, с. 157)

До сих пор рост производительности труда в Японии обгоняет рост заработной платы, а его темпы прироста выше, чем во многих странах Запада. Потери от забастовок и прогулов на японских предприятиях значительно меньше, чем в США и странах Западной Европы. Отношение японских рабочих и служащих к порученному делу ответственнее, их заинтересованность в процветании «своего» предприятия очень высока.

Таким образом, после 1945 года за шесть лет в Японии была предпринята серия важных комплексных преобразований по выводу экономики из кризиса: денежная реформа 1946 г.; реформа трудовых отношений и форм собственности на землю (1946 – 1949 гг.); демонополизация экономики (осень 1947 – март 1950 гг.); конверсия военных предприятий; бюджетная реформа, стабилизация денежного обращения и валютного курса (1949 – 1950 гг.), налоговая реформа (1949 – 1950 гг.).

Проведение реформ помогло решить три главные проблемы. Во-первых, в первый же год удалось сбалансировать бюджет. Во-вторых, с помощью резкого дефляционного шока был снят избыточный платежеспособный спрос. Денежная эмиссия в 1949-1950 гг. была сведена к нулю. В-третьих, после реформы Дожа прямой контроль над хозяйственной частной деятельностью был снят, за исключением системы внешних расчетов. В относительно сжатые сроки было покончено с экономическим хаосом в стране, были либерализованы цены и стабилизирован бюджет с фиксированным валютным курсом, реализована программа демонополизации экономики, важнейшей составной частью которой был роспуск довоенных концернов — дзайбацу во главе с семейными холдингами.

31японское экономическое чудо и его причины

Японское экономическое чудо возникло в 50-60 гг. двадцатого столетия и заключалось оно в невероятном росте экономических позиций страны в весьма сложных послевоенных условиях. Данное явление кажется невероятным, ведь потерпев в войне жесткое поражение, Япония понесла значительный ущерб как в моральном, так и в материальном плане, и несмотря на это смогла вырваться в экономические лидеры за короткий промежуток времени среди прочих стран мира. Японское экономическое чудо сформировалось в результате определенных действий государства, которые до сих пор изучаются и оцениваются экономистами.

Сразу после войны темпы роста японской экономики имели весьма скромные значения и уступали показателям западноевропейских стран. Однако ситуация изменилась в конце 40-х годов, когда были предприняты меры так называемой «шоковой терапии», которые заключались в следующем:

1. Был предпринят тотальный контроль над экспортно-импортными процессами, запрещался ввоз зарубежной готовой продукции, способной заглушить японскую промышленность, однако поощрялся импорт современных технологий западного производства, что в конечном итоге было нацелено на развитие технологической отрасли Японии.

2. На государственном уровне поддерживались производители новых продуктов, а торговцы-перекупщики находились в мене завидном положении, давление в их сторону делало данный вид деятельности не выгодным. В результате росло число первичных производителей и таким образом быстрее увеличивалось национальное богатство.

3. В сфере банковских и финансовых услуг пресекалась деятельность спекулятивного характера, т.к. она способствовала лишь обогащению узкого круга лиц и не содействовала экономическому прогрессу. В банковской сфере только предприятия-производители получали самые благоприятные условия для получения капитала (процентная ставка для них являлась самой низкой).

4. Введена система пожизненного найма, которая поддерживала конкуренцию не за рабочие места в разных фирмах (что приводило к возникновению больших финансовых вливаний в профессиональное обучение сотрудников), а содействовала конкуренции между работниками одной фирмы, в результате чего мощь компании росла ввиду высокой эффективности рабочего персонала.

Таким образом, в течение всего одного поколения экономика страны прирастала больше, чем такие экономические гиганты (на тот момент) как США, Франция, Канада, ФРГ и Италия. Отсюда возникло понятие японское экономическое чудо, характеризующее головокружительный взлет страны с заурядными территориальными и человеческими ресурсами. Однако в 90-х гг. данное явление сменилось недугом, известным как Потерянное десятилетие, случившееся после коллапса финансовой отрасли страны.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.