К моменту окончания Второй мировой войны Япония оказалась с полностью разрушенной экономикой. Общие потери в войне исчислялись в размере почти 20% стоимости довоенного национального богатства страны.
Реформирование японской экономики в послевоенный период осуществлялось при активном вмешательстве США и под контролем оккупационной администрации, возглавляемой генералом Дугласом Макартуром, формально подчинявшимся международной Дальневосточной комиссии в Вашингтоне и Союзному Совету в Токио, но фактически несшим ответственность перед президентом и конгрессом США.
Главная цель преобразования механизма рыночных отношений в Японии, принципиально реализованного к середине 90-х годов, состояла в активизации предпринимательской деятельности в стране и получении на этой основе максимальных результатов во всех главных сферах страны, в том числе включая выход на мировой рынок.
Ключевое средство реализации этой цели виделось в создании наиболее благоприятных условий для рыночной конкуренции. Такие условия в довоенной японской экономике отсутствовали. Здесь господствовали дзайбацу, частные промышленно-торгово-банковские концерны. В 1947 г. девять крупнейших концернов – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда», «Ниссан», «Асано», «Нисикава», «Накадзима» и «Номура» – контролировали 32,5% всего капитала Японии.
Антимонопольный закон, принятый в 1947 г., запрещал создание холдингов и устанавливал жесткий контроль над слияниями и поглощениями компаний.
Ликвидация «дзайбацу» на основе новых законов, пересмотр налоговой системы в сторону ее смягчения ознаменовали начало формирования конкурентной среды. Процесс развитие малого предпринимательства жестко контролировался Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) и Комиссией по справедливым сделкам. При этом сохранялся принцип «трехглавости» прежних «дзайбацу» – объединение в единую координационную структуру торговли, производства и банковской деятельности. Доля возрожденной «девятки» в объеме промышленного производства оказалось сниженной до 25% при явном ее преобладании на внешнем рынке (около 60% внешнеторгового оборота страны).
Таким образом, в Японии состоялся переход на рыночные правила регламентированной конкуренции на внутреннем рынке, которые позволяли добиваться успеха только при высоком уровне экономической конкурентоспособности товара. В силу жесткого административного обеспечения правительственными органами, в японской антимонопольной политике утвердился принцип общего контроля и регулирования национальной экономики в целом.
В то же время Японским правительством, по приказу американского командования, была проведена комплексная «шоковая терапия»: бюджетная, кредитная и валютная. Программа была разработана Джозефом Доджем и введена в действие в апреле 1949 г. Им же был составлен госбюджет по принципу сбалансированности расходов, принятый парламентом Японии без единой поправки. Все имеющиеся обязательства правительство должно было погасить в течение года, а новые - не брать. Ценовые субсидии сокращались на 30%, импортные - отменялись.
В результате в 1949 г. произошло сближение фиксированных и свободных цен. Уже в августе отменили фиксированные цены на 7 537 наименований товаров, после чего распустили Управление цен. В том же году отменили карточную систему, просуществовавшую 10 лет.
Большие позитивные последствия имела аграрная реформа 1946-1949 гг., которая ликвидировала крупное помещичье землевладение и привела к созданию класса мелких независимых фермеров.
Низкого уровня военных расходов. В течение длительного послевоенного периода их доля не превышала 1% от валового национального продукта Японии
Вкладывая значительно меньше средств на оборону, что само по себе способствовало подъему экономики и укреплению позиции Японии на мировом рынке, японские предприниматели сорвали солидный куш, исполняя в 50-60-х годах заказы для американской армии во время корейской и вьетнамской авантюр США. В период с 1950 по 1966 г. общая сумма «спецзаказов» составила свыше 8,3 млрд. долларов. В отдельные годы на спецзаказы приходилось от 1/3 до 1/4 всех валютных поступлений Японии. Американские военные заказы способствовали повышению загрузки японских промышленных предприятий и вызвали расширение производственных мощностей, а так же содействовали оживлению экономики Японии. Не менее важным оказалось их косвенное влияние: они вызвали приток инвестиций в японскую промышленность и ускорили процесс обновления и расширения основного капитала. Кроме того, Япония получила более широкий доступ к американской технологии
Следует так же отметить, что присущие японцам трудолюбие, дисциплинированность и бережливость явились также важным фактором мобилизации средств послевоенного подъема и дальнейшего роста японской экономики, позволили Японии избежать серьезной внешней задолженности. Так, в 1947 - 1949 гг. помощь, полученная от американцев (продовольствие, горючее, медикаменты, хлопок и проч.) на сумму в 2,2 млрд. долл. продавалась населению, а выручка зачислялась на созданный в 1949 г. специальный бюджетный счет, который в начале 50-х годов использовали для целевого финансирования народного хозяйства (2, с. 157)
До сих пор рост производительности труда в Японии обгоняет рост заработной платы, а его темпы прироста выше, чем во многих странах Запада. Потери от забастовок и прогулов на японских предприятиях значительно меньше, чем в США и странах Западной Европы. Отношение японских рабочих и служащих к порученному делу ответственнее, их заинтересованность в процветании «своего» предприятия очень высока.
Таким образом, после 1945 года за шесть лет в Японии была предпринята серия важных комплексных преобразований по выводу экономики из кризиса: денежная реформа 1946 г.; реформа трудовых отношений и форм собственности на землю (1946 – 1949 гг.); демонополизация экономики (осень 1947 – март 1950 гг.); конверсия военных предприятий; бюджетная реформа, стабилизация денежного обращения и валютного курса (1949 – 1950 гг.), налоговая реформа (1949 – 1950 гг.).
Проведение реформ помогло решить три главные проблемы. Во-первых, в первый же год удалось сбалансировать бюджет. Во-вторых, с помощью резкого дефляционного шока был снят избыточный платежеспособный спрос. Денежная эмиссия в 1949-1950 гг. была сведена к нулю. В-третьих, после реформы Дожа прямой контроль над хозяйственной частной деятельностью был снят, за исключением системы внешних расчетов. В относительно сжатые сроки было покончено с экономическим хаосом в стране, были либерализованы цены и стабилизирован бюджет с фиксированным валютным курсом, реализована программа демонополизации экономики, важнейшей составной частью которой был роспуск довоенных концернов — дзайбацу во главе с семейными холдингами.
31японское экономическое чудо и его причины
Японское экономическое чудо возникло в 50-60 гг. двадцатого столетия и заключалось оно в невероятном росте экономических позиций страны в весьма сложных послевоенных условиях. Данное явление кажется невероятным, ведь потерпев в войне жесткое поражение, Япония понесла значительный ущерб как в моральном, так и в материальном плане, и несмотря на это смогла вырваться в экономические лидеры за короткий промежуток времени среди прочих стран мира. Японское экономическое чудо сформировалось в результате определенных действий государства, которые до сих пор изучаются и оцениваются экономистами.
Сразу после войны темпы роста японской экономики имели весьма скромные значения и уступали показателям западноевропейских стран. Однако ситуация изменилась в конце 40-х годов, когда были предприняты меры так называемой «шоковой терапии», которые заключались в следующем:
1. Был предпринят тотальный контроль над экспортно-импортными процессами, запрещался ввоз зарубежной готовой продукции, способной заглушить японскую промышленность, однако поощрялся импорт современных технологий западного производства, что в конечном итоге было нацелено на развитие технологической отрасли Японии.
2. На государственном уровне поддерживались производители новых продуктов, а торговцы-перекупщики находились в мене завидном положении, давление в их сторону делало данный вид деятельности не выгодным. В результате росло число первичных производителей и таким образом быстрее увеличивалось национальное богатство.
3. В сфере банковских и финансовых услуг пресекалась деятельность спекулятивного характера, т.к. она способствовала лишь обогащению узкого круга лиц и не содействовала экономическому прогрессу. В банковской сфере только предприятия-производители получали самые благоприятные условия для получения капитала (процентная ставка для них являлась самой низкой).
4. Введена система пожизненного найма, которая поддерживала конкуренцию не за рабочие места в разных фирмах (что приводило к возникновению больших финансовых вливаний в профессиональное обучение сотрудников), а содействовала конкуренции между работниками одной фирмы, в результате чего мощь компании росла ввиду высокой эффективности рабочего персонала.
Таким образом, в течение всего одного поколения экономика страны прирастала больше, чем такие экономические гиганты (на тот момент) как США, Франция, Канада, ФРГ и Италия. Отсюда возникло понятие японское экономическое чудо, характеризующее головокружительный взлет страны с заурядными территориальными и человеческими ресурсами. Однако в 90-х гг. данное явление сменилось недугом, известным как Потерянное десятилетие, случившееся после коллапса финансовой отрасли страны.